Главная страница --> Ведение бизнеса

Расчет валовой прибыли в розничной торговой организации, при использовании покупных цен



Обратите внимание!

Согласно статье 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»:

«1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

Это требование в полной мере распространяется и на организации розничной торговли, то есть расчеты с покупателями за товары, розничный продавец осуществляет непосредственно с применением ККТ.

В учете операции по реализации отражаются следующим образом:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

50

90-1

Получена выручка от реализации товаров

90-3

68

Начислен НДС с реализации

90-2

41-2

Списана себестоимость реализованных товаров



Списание товаров на реализацию производится одним из возможных методов, перечисленных в пункте 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01», а именно:

  • методом ФИФО;
  • методом ЛИФО;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости единицы – является самым точным, но применяется очень редко в связи со сложностью определения покупной стоимости конкретной единицы товара.

Напомним, что избранный метод, закрепляется розничной организацией в учетной политике.

В результате, на счете 90 «Продажи» автоматически выявляется финансовый результат от продажи товаров в розничной организации, ведущей учет товаров по ценам приобретения.

Как видим, приведенный алгоритм, полностью совпадает с определением финансового результата в оптовой торговле. На первый взгляд все просто. Но самую большую сложность в рознице, представляет то, что у продавца нет в наличие документально подтвержденных данных о том, какой товар реализован и в каком количестве. Ведь, чтобы воспользоваться каким либо из перечисленных методов, необходимо иметь такую информацию. В оптовой торговле этот вопрос решается просто, покупателю выписывается расходная накладная на товар, где указывается наименование товара и его количество. В рознице же такой документ покупателю не выписывается, выдается только контрольно-кассовый чек, свидетельствующий о том, что покупатель рассчитался за приобретенный товар.

Мы уже отмечали, что современные розничные организации используют систему штрих-кодов, в которых содержится вся необходимая информация о продаваемом товаре. При такой системе автоматизации, контрольно-кассовая техника подключается к базе данных бухгалтерской программы, используемой организацией.

При поступлении товара в розничный магазин ему присваивается внутренний код, где собирается вся информация о товаре: указывается производитель товара, его наименование, покупная цена, количество, ставка НДС и тому подобное Эта информация вносится в базу данных. Покупатель, взяв товар в торговом зале, предъявляет его кассиру, который при помощи сканера передает всю информацию о реализованном товаре также в базу данных. При этом на контрольно-кассовом чеке содержится вся необходимая информация о продаже этого товара по розничной цене. В результате компьютерным способом в организации формируется вся необходимая информация о покупной стоимости реализованного товара. Метод прост и удобен, но, как мы уже говорили, такая возможность есть далеко не у всех.

В небольших розничных торговых организациях для получения необходимой информации о проданном товаре применяются следующие способы:

  • каждая продажа фиксируется в специальном журнале;
  • сохраняются все копии товарных чеков;
  • на каждый товар, находящийся в зале, крепится специальный ярлык, который при продаже товара открепляется и сдается в бухгалтерию.

Если же организовать учет реализованных товаров не представляется возможным, то розничные торговые организации используют метод, предложенный пунктом 4.3.4 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10 июля 1996 года №1-794/32-5:

«4.3.4. Если в торговой организации применяется стоимостная схема учета товаров, то стоимость реализованных товаров по покупным ценам (Р) рассчитывается по формуле:

Р = Он + П – О к ,

где Он - остаток товаров на начало периода;

П - поступление товаров за отчетный период;

О к- остаток товаров на конец периода.

Поступление товаров за отчетный период определяют в сумме дебетового оборота счета 41 на основании приходных документов.

Остаток товаров в стоимостном выражении рассчитывают:

1) на основе описи материально ответственных лиц об остатках товаров в натуральных показателях;

2) бухгалтер проставляет в описи цены на каждое наименование товаров исходя из применяемого в организации способа оценки товаров».

Иначе говоря, организация на конец отчетного периода должна провести инвентаризацию товаров, и соответственно, списание себестоимости проданных товаров отразится в учете только после подведения итогов инвентаризации. Нужно отметить, что данный метод очень трудоемок и конечно дает неточные результаты, так как метод инвентаризации не позволяет выявить товарные потери.

Покажем каждый из возможных методов списания на примерах.

Пример 1.

Магазин «Стройматериалы» торгует в розницу строительными материалами. Учетной политикой организации предусмотрено, что учет товаров ведется по покупным ценам. В мае месяце магазином несколько раз были приобретены обои (количество обоев в рулоне 10 м), относящиеся к одной товарной группе, в количестве:

 

Количество единиц

Цена за единицу, рублей

Сумма, рублей

Остаток на начало периода

30

45

1350

Поступило за отчетный период, всего

150

 

7 920

в том числе:

 

 

 

1-я партия 15 мая

100

52

5200

2-я партия 20 мая

20

64

1280

3-я партия 25 мая

30

48

1440



По данным инвентаризации, проведенной 30 мая, в магазине в наличии имеется 13 рулонов обоев из этой товарной группы, что свидетельствует о реализации 167 рулонов обоев.

Вариант 1. Списание себестоимости товара на реализацию в бухгалтерском учете осуществляется методом ФИФО.

Определим стоимость реализованных обоев:

30 рулонов х 45 рублей +100 рулонов х 52 рубля + 20 рулонов х 64 рублей + 17 рулонов х 48 рублей = 8 646 рублей.

Остаток - 13 рулонов х 48 рублей. = 624 рубля.

Вариант 2. Списание себестоимости товара на реализацию в бухгалтерском учете осуществляется методом ЛИФО.

Определим стоимость реализованных обоев:

30 рулонов х 48 рублей + 20 рулонов х 64 рублей + 100 рулонов х 52 рубля + 17 рулонов х 45 рублей = 8 685 рублей.

Остаток - 13 рулонов х 45 рублей. = 585 рублей.

Вариант 3. Списание себестоимости товара на реализацию в бухгалтерском учете осуществляется методом средней стоимости.

Определим среднюю стоимость обоев:

9270 рублей :180 рулонов = 51,50 рубля.

167 рулонов х 51,50 рублей = 8 600,50 рубля.

Остаток - 13 рулонов х 51,50 рублей. = 669,50 рубля.

Обратите внимание!

Налоговое законодательство предусматривает аналогичные методы списания покупной стоимости товаров в состав расходов при осуществлении торговых операций (статья 268 Налогового кодекса Российской Федерации). Поэтому, чтобы не возникал разрыв между данными бухгалтерского и налогового учета, розничной организации целесообразно, закрепить в учетной политике для целей налогообложения, метод списания, использующийся в бухгалтерском учете.

Более подробно с вопросами, касающимися учета и налогообложения в торговых организациях, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Торговая деятельность».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльск ..
Бухгалтерский учет и налогообложение у организации, которая занимается организацией и проведением ло ..
Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, вы ..
Порядок применения Контрольно кассовой техники ..
Особенности налогообложения. Налог на прибыль ..
Порядок расчета непрерывного стажа ..
Принципы валютного регулирования ..
Учет незавершенного производства ..
Кадровый аутсорсинг ..
Преимущества и недостатки аутсорсинга ..
Налогообложение аутсорсинговых услуг ..
Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридиче ..
Унифицированная форма №АО-1, правила ее заполнения ..


Похожие документы из сходных разделов


Правовые основы организации и проведения лотереи


Правовое регулирование организации и проведения лотерей предусмотрено следующими нормативными актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) часть II глава 58 «Проведение игр и пари»;
  • Федеральным законом от 11 ноября 2003 года №138-ФЗ «О лотереях».

В соответствии со статьей 1063 главы 58 ГК РФ отношения между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр в Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, лицами, получившими от уполномоченного государственного или муниципального

[ознакомиться полностью]

Ответственность заемщика за несвоевременный возврат займа или кредита


Договор займа или кредита предполагает предоставление заемных средств с целью получения вознаграждения. В случае несвоевременного возврата суммы кредита заемщик продолжает пользоваться заемными средствами, что свидетельствует о фактическом продолжении кредитования. Но за это клиент должен платить вознаграждение. Кроме того, заемщик должен быть привлечен к ответственности, если он нарушил обязательство по возврату займа (кредита).

ГК РФ устанавливается ответственность заемщика за несвоевременный возврат займа или кредита и несвоевременную уплату процентов за его пользование. Пунктом 1

[ознакомиться полностью]

Вексель как долговое обязательство


Согласно пункту 1 статьи 142 и статье 143 ГК РФ вексель – это ценная бумага, то есть:

«документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности».

Федеральный закон от 11 марта 1997 года №48-ФЗ «О переводном и простом векселе» и другие нормативные акты законодательно устанавливают операции, связанные с передачей векселя.

Вексель - индивидуально-определенная вещь, то есть

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100