Расчет валовой прибыли в розничной торговой организации, при использовании покупных цен
Обратите внимание!
Согласно статье 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»:
«1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».
Это требование в полной мере распространяется и на организации розничной торговли, то есть расчеты с покупателями за товары, розничный продавец осуществляет непосредственно с применением ККТ.
В учете операции по реализации отражаются следующим образом:
Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
50
90-1
Получена выручка от реализации товаров
90-3
68
Начислен НДС с реализации
90-2
41-2
Списана себестоимость реализованных товаров
Списание товаров на реализацию производится одним из возможных методов, перечисленных в пункте 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01», а именно:
методом ФИФО;
методом ЛИФО;
по средней стоимости;
по стоимости единицы – является самым точным, но применяется очень редко в связи со сложностью определения покупной стоимости конкретной единицы товара.
Напомним, что избранный метод, закрепляется розничной организацией в учетной политике.
В результате, на счете 90 «Продажи» автоматически выявляется финансовый результат от продажи товаров в розничной организации, ведущей учет товаров по ценам приобретения.
Как видим, приведенный алгоритм, полностью совпадает с определением финансового результата в оптовой торговле. На первый взгляд все просто. Но самую большую сложность в рознице, представляет то, что у продавца нет в наличие документально подтвержденных данных о том, какой товар реализован и в каком количестве. Ведь, чтобы воспользоваться каким либо из перечисленных методов, необходимо иметь такую информацию. В оптовой торговле этот вопрос решается просто, покупателю выписывается расходная накладная на товар, где указывается наименование товара и его количество. В рознице же такой документ покупателю не выписывается, выдается только контрольно-кассовый чек, свидетельствующий о том, что покупатель рассчитался за приобретенный товар.
Мы уже отмечали, что современные розничные организации используют систему штрих-кодов, в которых содержится вся необходимая информация о продаваемом товаре. При такой системе автоматизации, контрольно-кассовая техника подключается к базе данных бухгалтерской программы, используемой организацией.
При поступлении товара в розничный магазин ему присваивается внутренний код, где собирается вся информация о товаре: указывается производитель товара, его наименование, покупная цена, количество, ставка НДС и тому подобное Эта информация вносится в базу данных. Покупатель, взяв товар в торговом зале, предъявляет его кассиру, который при помощи сканера передает всю информацию о реализованном товаре также в базу данных. При этом на контрольно-кассовом чеке содержится вся необходимая информация о продаже этого товара по розничной цене. В результате компьютерным способом в организации формируется вся необходимая информация о покупной стоимости реализованного товара. Метод прост и удобен, но, как мы уже говорили, такая возможность есть далеко не у всех.
В небольших розничных торговых организациях для получения необходимой информации о проданном товаре применяются следующие способы:
каждая продажа фиксируется в специальном журнале;
сохраняются все копии товарных чеков;
на каждый товар, находящийся в зале, крепится специальный ярлык, который при продаже товара открепляется и сдается в бухгалтерию.
Если же организовать учет реализованных товаров не представляется возможным, то розничные торговые организации используют метод, предложенный пунктом 4.3.4 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10 июля 1996 года №1-794/32-5:
«4.3.4. Если в торговой организации применяется стоимостная схема учета товаров, то стоимость реализованных товаров по покупным ценам (Р) рассчитывается по формуле:
Р = Он + П – О к ,
где Он - остаток товаров на начало периода;
П - поступление товаров за отчетный период;
О к- остаток товаров на конец периода.
Поступление товаров за отчетный период определяют в сумме дебетового оборота счета 41 на основании приходных документов.
Остаток товаров в стоимостном выражении рассчитывают:
1) на основе описи материально ответственных лиц об остатках товаров в натуральных показателях;
2) бухгалтер проставляет в описи цены на каждое наименование товаров исходя из применяемого в организации способа оценки товаров».
Иначе говоря, организация на конец отчетного периода должна провести инвентаризацию товаров, и соответственно, списание себестоимости проданных товаров отразится в учете только после подведения итогов инвентаризации. Нужно отметить, что данный метод очень трудоемок и конечно дает неточные результаты, так как метод инвентаризации не позволяет выявить товарные потери.
Покажем каждый из возможных методов списания на примерах.
Пример 1.
Магазин «Стройматериалы» торгует в розницу строительными материалами. Учетной политикой организации предусмотрено, что учет товаров ведется по покупным ценам. В мае месяце магазином несколько раз были приобретены обои (количество обоев в рулоне 10 м), относящиеся к одной товарной группе, в количестве:
Количество единиц
Цена за единицу, рублей
Сумма, рублей
Остаток на начало периода
30
45
1350
Поступило за отчетный период, всего
150
7 920
в том числе:
1-я партия 15 мая
100
52
5200
2-я партия 20 мая
20
64
1280
3-я партия 25 мая
30
48
1440
По данным инвентаризации, проведенной 30 мая, в магазине в наличии имеется 13 рулонов обоев из этой товарной группы, что свидетельствует о реализации 167 рулонов обоев.
Вариант 1. Списание себестоимости товара на реализацию в бухгалтерском учете осуществляется методом ФИФО.
Определим стоимость реализованных обоев:
30 рулонов х 45 рублей +100 рулонов х 52 рубля + 20 рулонов х 64 рублей + 17 рулонов х 48 рублей = 8 646 рублей.
Остаток - 13 рулонов х 48 рублей. = 624 рубля.
Вариант 2. Списание себестоимости товара на реализацию в бухгалтерском учете осуществляется методом ЛИФО.
Определим стоимость реализованных обоев:
30 рулонов х 48 рублей + 20 рулонов х 64 рублей + 100 рулонов х 52 рубля + 17 рулонов х 45 рублей = 8 685 рублей.
Остаток - 13 рулонов х 45 рублей. = 585 рублей.
Вариант 3. Списание себестоимости товара на реализацию в бухгалтерском учете осуществляется методом средней стоимости.
Определим среднюю стоимость обоев:
9270 рублей :180 рулонов = 51,50 рубля.
167 рулонов х 51,50 рублей = 8 600,50 рубля.
Остаток - 13 рулонов х 51,50 рублей. = 669,50 рубля.
Обратите внимание!
Налоговое законодательство предусматривает аналогичные методы списания покупной стоимости товаров в состав расходов при осуществлении торговых операций (статья 268 Налогового кодекса Российской Федерации). Поэтому, чтобы не возникал разрыв между данными бухгалтерского и налогового учета, розничной организации целесообразно, закрепить в учетной политике для целей налогообложения, метод списания, использующийся в бухгалтерском учете.
Более подробно с вопросами, касающимися учета и налогообложения в торговых организациях, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Торговая деятельность».
Правовое регулирование организации и проведения лотерей предусмотрено следующими нормативными актами:
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) часть II глава 58 «Проведение игр и пари»;
Федеральным законом от 11 ноября 2003 года №138-ФЗ «О лотереях».
В соответствии со статьей 1063 главы 58 ГК РФ отношения между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр в Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, лицами, получившими от уполномоченного государственного или муниципального
Ответственность заемщика за несвоевременный возврат займа или кредита
Договор займа или кредита предполагает предоставление заемных средств с целью получения вознаграждения. В случае несвоевременного возврата суммы кредита заемщик продолжает пользоваться заемными средствами, что свидетельствует о фактическом продолжении кредитования. Но за это клиент должен платить вознаграждение. Кроме того, заемщик должен быть привлечен к ответственности, если он нарушил обязательство по возврату займа (кредита).
ГК РФ устанавливается ответственность заемщика за несвоевременный возврат займа или кредита и несвоевременную уплату процентов за его пользование. Пунктом 1
Согласно пункту 1 статьи 142 и статье 143 ГК РФ вексель – это ценная бумага, то есть:
«документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности».
Федеральный закон от 11 марта 1997 года №48-ФЗ «О переводном и простом векселе» и другие нормативные акты законодательно устанавливают операции, связанные с передачей векселя.
Вексель - индивидуально-определенная вещь, то есть