Главная страница --> Ведение бизнеса

Бухгалтерский учет в ломбардах



В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика» ПБУ 1/98», принятая ломбардом учетная политика должна быть утверждена приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

Проценты, получаемые за предоставление краткосрочных кредитов, за хранение и оценку движимого имущества, являются для ломбардов доходами от обычных видов деятельности.

Доходы от обычных видов деятельности отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению со счета учета реализации на финансовые результаты организации.

Согласно пунктам 2 и 3 ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (далее ПБУ 9/99), доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации. Признаются такие доходы в бухгалтерском учете при наличии условий, указанных в пункте 12 ПБУ 9/99:

«3. Для целей настоящего Положения не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

  • сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента;
  • в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
  • авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
  • задатка;
  • в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
  • в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

12. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.»

В соответствии с пунктом 3 статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами, то есть право собственности на предметы залога к нему не переходит.

На основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

Для обобщения информации о товарно-материальных ценностях, принятых на ответственное хранение, Планом счетов предусмотрен забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Аналитический учет по этому счету следует вести в разрезе каждого залогового билета и именной сохранной квитанции. Имущество поклажедателя, принятое на ответственное хранение, также не отражается на балансе ломбарда, а учитывается на забалансовом счете 002.

При продаже заложенного имущества ломбард не получает выручки (не соблюдается положения подпункта «а» пункта 12 ПБУ 9/99), а отражает кредиторскую задолженность перед залогодателем за проданное имущество.

Согласно Плану счетов, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94н, выручка от обычных видов деятельности отражается по кредиту счета 90 «Продажи», к которому целесообразно открыть два субсчета:

  • «Выручка в сумме процентов, полученных от предоставления краткосрочных кредитов»;
  • «Выручка от реализации услуг по хранению залога»;

Корреспондировать данные субсчета будут с дебетом счета 76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Учет затрат, связанных с деятельностью ломбардов, ведется на счете 20 «Основное производство», к которому также желательно открыть три субсчета:

  • 20-1 «Затраты, связанные с предоставлением кредитов под залог имущества»,
  • 20-2 «Затраты, связанные с хранением залоговых вещей»,
  • 20-3 «Затраты, связанные с проведением торгов».

Деление расходов необходимо для правильного учета НДС.

Общехозяйственные расходы, например, на аренду помещения, оплату коммунальных услуг, услуг связи, учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Налог на добавленную стоимость в этих расходах будет предъявляться к зачету пропорционально выручке, облагаемой НДС.

В бухгалтерском учете операции ломбарда на выдачу кредита под заложенные вещи отражаются следующим образом:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»

 

Отражена стоимость заложенных вещей.

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

50 «Касса»

Выдан кредит.

Записи в бухгалтерском учете ломбарда по истечении срока возврата кредита зависят от варианта прекращения залога:

  • обязательство исполнено, заем возвращен;
  • обязательство не исполнено, по истечении льготного месяца на предмет залога обращено взыскание, он реализован.

Отражение операций при возвращении займа :

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

50 «Касса»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Возвращена сумма кредита в кассу ломбарда

50 «Касса»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Получены проценты за предоставленный кредит, оплачены услуги по хранению вещей

 

002«Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»

Возвращена клиенту заложенная вещь

76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

90 «Продажи» субсчет «Выручка в виде процентов, полученных от предоставления краткосрочных кредитов»

Отражена сумма выручки в виде процентов, полученных от предоставления кредита.

По оказанию ломбардами услуг по хранению предмета залога применяются следующие проводки:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Залогодатель»

90 «Продажи» субсчет «Выручка от реализации услуг по хранению залога»

Отражена сумма выручки от реализации услуг по хранению предмета залога

90 «Продажи» субсчет «Налог на добавленную стоимость»

68 «Налог на добавленную стоимость»

Начислен НДС с выручки от реализации услуг по хранению залога

90 «Продажи» субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

99 «Прибыли и убытки»

Заключительными оборотами месяца определен финансовый результат.

Так как ломбард осуществляет операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению, он обязан вести раздельный учет таких операций (пункт 4 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации).

Более подробно с вопросами, касающимися деятельности ломбардов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Ломбарды».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Переход с упрощенной системы налогообложения на традиционную ..
Минимизация налоговых платежей и налоговое планирование ..
Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльск ..
Бухгалтерский учет и налогообложение у организации, которая занимается организацией и проведением ло ..
Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, вы ..
Порядок применения Контрольно кассовой техники ..
Особенности налогообложения. Налог на прибыль ..
Порядок расчета непрерывного стажа ..
Принципы валютного регулирования ..
Учет незавершенного производства ..
Кадровый аутсорсинг ..
Преимущества и недостатки аутсорсинга ..
Налогообложение аутсорсинговых услуг ..


Похожие документы из сходных разделов


Оформление при приеме на работу


В статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) приведен перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора:

«При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыв

    [ознакомиться полностью]

Выплаты при увольнении


Работнику при увольнении должны быть выплачены:

1)     заработная плата за время, фактически отработанное в месяце увольнения;

2)     компенсация за неиспользованный отпуск (за все неиспользованные отпуска);

3)     выходное пособие (в определенных законодательством случаях).

Увольняемым работникам заработная плата выплачивается в сроки, установленные статьей 140 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), а именно, не позднее дня их увольнения. Если в последний рабочий день работник не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следу

[ознакомиться полностью]

Трудовые книжки


Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является Трудовая книжка установленного образца. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Законодатель обязывает работодателя (за исключением работодателей - физических лиц) вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной (часть 3 статьи 66 Трудового кодекс

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100