Общий режим налогообложения, применяемый сельскохозяйственными товаропроизводителями. Налог на прибыль организаций
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Если организации - сельскохозяйственные товаропроизводители используют общий режим налогообложения, то они признаются плательщиками налога на прибыль. Порядок исчисления и уплаты данного налога установлен главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Мы уже отмечали, что организации, занятые в сельском хозяйстве, пользуются активное поддержкой со стороны государства, помимо различного вида компенсаций, таким субъектам предоставляются и налоговые льготы.
Напомним, что в соответствии со статьей 56 НК РФ:
«Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».
Так льготы по налогу на прибыль для указанной категории налогоплательщиков установлены статьей 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 года №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее Федеральный закон №110-ФЗ).
Для тех сельхозтоваропроизводителей, которые не перешли на уплату ЕСХН по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельхозтоваропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, введены льготные ставки по налогу на прибыль.
В таблице приведены ставки налога на прибыль и распределение сумм налога между бюджетами на 2004-2015 годы:
Годы
Ставка налога
Распределение суммы налога на прибыль, исчисленной по налоговой ставке, между бюджетами Российской Федерации
Федеральный бюджет
Бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты
2004- 2005
0%
0%
0%
2006-2008
6%
1%
5%
2009-2011
12%
2%
10%
2012-2014
18%
3%
15%
С 2015
24%
6%
18%
Законами субъектов Российской Федерации налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Таким образом, указанные налогоплательщики вправе использовать льготный режим налогообложения по налогу на прибыль до 1 января 2015 года.
В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона №110-ФЗ чтобы организация могла воспользоваться льготным налогообложением, у нее должен быть статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, кроме того, она должна вести деятельность, связанную с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции.
При определении статуса сельскохозяйственной организации нужно иметь в виду, что ни в статье 11 НК РФ, ни в главе 25 НК РФ понятие «сельскохозяйственного товаропроизводителя» не приведено. Такое понятие дано в главе 26.1 НК РФ, однако текст Кодекса указывает, что это понятие используется только в целях главы 26.1 НК РФ. В связи с чем возникает правомерный вопрос, кто же имеет право воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль?
По мнению Минфина Российской Федерации, изложенному в Письме от 14 мая 2005 года №03-03-02-04/1/118, в целях главы 25 НК РФ следует применять понятие «сельскохозяйственные товаропроизводители», данное в Федеральном законе от 8 декабря 1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Согласно статье 1 указанного Федерального закона №193-ФЗ:
«сельскохозяйственный товаропроизводитель» - «физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции».
Практически такая же точка зрения высказана и в Письме ФНС РФ от 14 сентября 2005 года №ГИ-6-05/763 @ «О направлении письма Минфина России от 15 августа 2005 года №03-05-02-03/40», правда в нем рассматривается возможность применения сельскохозяйственными товаропроизводителями пониженных ставок ЕСН:
«5. В законодательстве содержится несколько определений понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель».
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
Федеральный закон от 09.07.2002 №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» содержит иное определение «сельскохозяйственного товаропроизводителя». Согласно данному Закону под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 процентов.
Учитывая положения пункта 7 статьи 3 Кодекса о толковании всех противоречивых актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, применение пониженных ставок по единому социальному налогу возможно теми налогоплательщиками, которые соответствуют критериям Федерального закона от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» или Федерального закона от 09.07.2002 №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Кроме того, по мнению Минфина Российской Федерации, изложенному в Письме от 14 мая 2005 года №03-03-02-04/1/118, организация, являющаяся сельскохозяйственным товаропроизводителем и занимающаяся производством подакцизных товаров, вправе применять льготную ставку по налогу на прибыль организаций, установленную статьей 2.1 Федерального закона №110-ФЗ, при условии, что данная организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
Организации, не соответствующие указанным критериям, не вправе применять нулевую (либо пониженную) ставку налога на прибыль, полученную от производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Такие организации признаются плательщиками налога на прибыль в общеустановленном порядке.
Как указано в Письме Минфина Российской Федерации от 14 мая 2005 года №03-03-02-04/1/118 при оценке произведенной сельскохозяйственной продукции организациям следует руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н (далее - Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ). В соответствии с пунктом 203 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ готовая продукция может оцениваться в аналитическом и в синтетическом бухгалтерском учете организации по фактической производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции. При этом общий объем производимой продукции включает в себя произведенную сельскохозяйственную и иную продукцию. При отнесении продукции к сельскохозяйственной необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором продукции (ОК 005-93), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №301.
Следует отметить, что организации, имеющие статус сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с Федеральным законом №193-ФЗ, реализуют как сельскохозяйственную продукцию, так и промышленную продукцию, полученную в результате самостоятельной переработки выращенного сельскохозяйственного сырья. К прибыли, полученной от такой деятельности, организации вправе применить пониженные ставки налога, указанные выше.
Пример.
Организация ОАО «Урожай», являющаяся сельскохозяйственным товаропроизводителем, реализовала более 50% (в стоимостном выражении) выращенной пшеницы. Оставшуюся часть пшеницы ОАО «Урожай» переработало на собственных производственных мощностях в муку. После чего произведенная мука также была реализована.
В данном примере на весь объем реализации распространяются положения статьи 2.1 Федерального закона №110-ФЗ. Следовательно, в 2005 году прибыль от такой деятельности облагается по ставке 0%, а с 2006 года ОАО «Урожай» применяет ставку по налогу на прибыль в размере 6%.
В случае, если ОАО «Урожай» полностью переработало бы на собственных производственных мощностях выращенную пшеницу и реализовало бы уже промышленную продукцию, то ОАО «Урожай» не признавалось бы сельскохозяйственным товаропроизводителем, и, соответственно, на него не распространялись бы пониженные ставки по налогу.
Обращаем Ваше внимание, что если сельскохозяйственная организация реализует собственную сельскохозяйственную продукцию, переработка которой осуществлена силами переработчика (на давальческих условиях), то применяется ставка налога по статье 284 НК РФ (24%). На это указано в Письме Министерства Финансов РФ от 14 мая 2005 года №03-03-02-04/1/118.
В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона №110-ФЗ распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Обратите внимание!
Федеральный закон от 6 июня 2005 года №58-ФЗ внес поправки в статью 266 НК РФ, согласно которым сельскохозяйственные организации (как впрочем, и все остальные) в резерв по сомнительным долгам могут включать только задолженность покупателей за отгруженную продукцию или оказанные услуги. Причем данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, то есть «задним числом». Конечно же, налоговые органы будут требовать от налогоплательщиков произвести перерасчет налоговой базы по налогу на прибыль с учетом внесенных поправок, доказательством может служить Письмо Минфина РФ от 6 июля 2005 года №03-03-02/18 «О порядке представления деклараций по налогу на прибыль организаций в связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2005 года №58-ФЗ».
Однако можем заметить, что организации, не желающие вносить поправки в созданные ими резервы, могут в 2005 году воспользоваться нормой пункта 2 статьи 5 НК РФ, согласно которой:
«Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют».
Доказать бухгалтеру организации, что положение налогоплательщика с введением этой поправки ухудшается, не составит особых хлопот. Ведь поправка сужает состав задолженности, по которой организация вправе создать резерв, и, следовательно, уменьшает сумму задолженности, которую налогоплательщик может списать на расходы, учитываемые для налогообложения. А это ведет к тому, что сумма налога на прибыль, увеличивается.
В такой ситуации налогоплательщик на основании пункта 2 статьи 5 НК РФ вправе не использовать в 2005 году «новую» норму статьи 266 НК РФ.
Заметим, что доказывать это право налогоплательщику придется через суд.
В 2006 года налогоплательщики должны создавать резервы исключительно в соответствии с обновленной редакцией налогового законодательства.
Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Предприятия агропромышленного комплекса».
В соответствии с законодательством «порядок исчисления налога» - это порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения; « порядок уплаты налога» - это порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет. Порядок исчисления и уплаты налога - одни из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства Российской Федерации о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. В статье 346.21
Налогообложение и учет карт предварительной оплаты у продавцов
Согласно статье 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) розничная торговля сопровождается заключением договора купли-продажи товара. Это значит, что одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а последний должен принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (пункт 1 статьи 454 ГК РФ).
Для организаций розничной торговли, приобретающих карты экспресс – оплаты у оператора телефонной связи и продающих их покупателям для получения прибыли, приобретенные карты будут являться (как для бухгалтерского, та
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика» ПБУ 1/98», принятая ломбардом учетная политика должна быть утверждена приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
Проценты, получаемые за предоставление краткосрочных кредитов, за хранение и оценку движимого имущества, являются для ломбардов доходами от обычных видов деятельности.