Порядок и сроки уплаты единого налога на вмененный доход с учетом изменений, внесенных Федеральным законом №101-ФЗ от 21 июля 2005г.
Порядок и сроки уплаты единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) для отдельных видов деятельности регламентированы статьей 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Президентом Российской Федерации 21 июля 2005 года был подписан Федеральный закон Российской Федерации №101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее Закон №101-ФЗ). Указанный закон внес изменения в статью 346.32 НК РФ
Согласно пункту 1 указанной статьи сначала налогоплательщик получает доход, а потом из этого дохода уплачивает налог. Подлежащая уплате сумма ЕНВД уплачивается налогоплательщиком по итогам I, II, III, IV квартала соответственно до 25 апреля, до 25 июля, до 25 октября, до 25 января.
Изменения, внесенные пунктом 17 статьи 1 Закона №101-ФЗ, с 1 января 2006 года одновременно ухудшают положение налогоплательщика по двум направлениям.
Во-первых, для уменьшения суммы налога необходимо, чтобы суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование были не просто уплачиваемы за данный период времени, а фактически уплачены (перечислены). При этом уплата должна совпадать с периодом времени, за который начисляется налог. Фактически, это означает то, что необходимо досрочно оплатить всю сумму взносов, причем в том же налоговом периоде, если, например страховые взносы по зарплате за декабрь мы заплатим в январе, то нам могут не подтвердить уменьшение налоговой базы. Повторяем - при уменьшении суммы налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование берется сумма уплаченных взносов в тот же период, но в пределах исчисленных в тот же период сумм.
Во-вторых, неизвестно, что значит фраза «При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов». Неизвестно – пятьдесят процентов чего – суммы налога, либо суммы уменьшения налога. То есть, например, если налогоплательщик исчислил налог в сумме 3000 руб., страховые взносы и пособия по временной нетрудоспособности исчислил в сумме 2000 руб., уплатил 1600 руб., то он вправе уменьшить сумму налога либо на 1500 рублей (пятьдесят процентов суммы налога), либо на 800 рублей (пятьдесят процентов оплаченной предельной суммы уменьшения налога). Налоговые органы, наверное, вначале, из–за инертности мышления и того, что в том предложении, где стоят слова про 50% есть только сумма налога, согласятся с тем, чтобы это было пятьдесят процентов суммы налога. Но, затем они могут сыграть на неустранимом противоречии и предложить уменьшение на пятьдесят процентов предельной суммы уменьшения налога или пятьдесят процентов суммы налога, в зависимости оттого, что будет выгоднее.
Итак, пункт 2 статьи 346.32 НК РФ устанавливает к исчисленной за налоговый период сумме единого налога налоговый вычет, размер которого определяется как:
сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (но в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени при выплате налогоплательщиком вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается ЕНВД;
сумма страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование;
сумма выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
Как уже отмечено, при уменьшении суммы налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование берется сумма уплаченных взносов, но в пределах исчисленных сумм. Кроме того, сумма единого налога с 1 января 2006 года не может быть уменьшена более чем на 50 %, то есть ограничение распространяется одновременно и на сумму страховых взносов и на сумму пособий по временной нетрудоспособности. До 2006 года пунктом 3 статьи 346.21 НК РФ было установлено 50% ограничение по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, то есть сумма единого налога уменьшалась на всю сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и не более чем на 50 % суммы взносов на обязательное пенсионное страхование.
Пример .
Индивидуальный предприниматель оказывает услуги общественного питания. Налоговая база по ЕНВД за I квартал составила 298 080 рублей. У предпринимателя работают семь работников. За I квартал сумма выплат наемным работникам составила 140 000 рублей, из них сумма выплаченных за счет собственных средств пособий по временной нетрудоспособности 10 400 рублей. Сумма уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование работников (в пределах исчисленных сумм) составила 20 000 рублей. За каждый месяц квартала предприниматель уплатил фиксированный страховой платеж в сумме 150 рублей, всего - 450 рублей.
Рассчитаем сумму единого налога за I квартал:
298 080 рублей x 15% = 44 712 рублей.
Предприниматель имеет право уменьшить полученную сумму:
44 712 рублей x 50% = 22356 рублей.
В то же время фактические расходы на обязательное пенсионное страхование составляют 20 450 рублей (20 000 + 450).
Общая сумма страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за счет средств предпринимателя: 20 450 + 10 400 =30 850 рублей, что > 22 356 руб.
Получается, за I квартал индивидуальный предприниматель должен заплатить в бюджет ЕНВД в сумме 24 262 рубля (44 712 - 20450).
Согласно статье 346.28 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, подпадающие под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, обязаны уплачивать единый налог по месту осуществления такой деятельности.
Более подробно с вопросами, касающимися порядка и сроков уплаты ЕНВД, Вы можете ознакомиться в книгах «Единый налог на вмененный доход» и «Индивидуальные предприниматели» авторов ЗАО «BKRИнтерком-Аудит».
В тех случаях, когда в организации помимо структурных подразделений, непосредственно выпускающих продукцию, имеются также подразделения, выполняющие функции вспомогательных, занятых обслуживанием основного производства, затраты этих производств учитываются обособленно на счете 23 «Вспомогательные производства».
В частности, вспомогательными могут считаться производства, выполняющие следующие функции:
обслуживание различными видами энергии (электроэнергией, паром, газом, воздухом и другими);
На основании пункта 20 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 года №171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» инвентаризация бланков строгой отчетности производится одновременно с инвентаризацией денежных средств и кассовых документов.
Минфин Российской Федерации Письмом от 12 марта 1999 года №16-00-24-32 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» утвердил в качестве бланка строгой отчетности форму чека, действующего в случае отключения электроэнергии в организациях, зарегистрированных в энергоснабжающей организации. Указанный документ выдавался покупателям вместо чека контрольно-кассовой техники в случаях отключения электроэнергии. Код данного бланка по ОКУД 0700003.
В Письме ФНС Российской Федерации от 19 апреля 2005 года №22-3-11/611@ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении ден