Гарантии прав налогоплательщиков (плательщиков сбора, налоговых агентов) при проведении выездной налоговой проверки
Налогоплательщиков часто интересует, в каких случаях у них может быть проведена выездная налоговая проверка. Отчасти ответ на этот вопрос дает Приказ МНС Российской Федерации от 17 ноября 2003 года №БГ-3-06/627@ «Об утверждении единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам».
Каждый квартал налоговыми органами составляется план выездных проверок. Приоритет отдается следующим налогоплательщикам:
1 - налогоплательщик, относящийся к категории крупнейших и (или) основных;
2 - имеется поручение правоохранительных органов;
3 - имеется поручение вышестоящего налогового органа;
4 - налогоплательщик, представляет «нулевые балансы»;
5 - налогоплательщик, не представляющий налоговую отчетность в налоговый орган;
6 - налогоплательщик, необходимость проверки которого вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа;
7 - налогоплательщик, отобранный по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности (контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности деклараций (расчетов) по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);
8 - налогоплательщик, отобранный на основании анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщика по отраслевому принципу;
9 - налогоплательщик, отобранный на основании анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений;
10 - ликвидируемая организация.
Если налогоплательщик не относится ни к одной из вышеперечисленных категорий, то шансы попасть в план проведения выездных проверок минимальны.
При проведении выездной налоговой проверки налогоплательщики имеют комплекс прав, закрепленных законодательством.
Статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлено, что налогоплательщик имеет право:
представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
требовать соблюдения налоговой тайны;
требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Кроме того, налогоплательщики имеют право присутствовать при всех действиях, совершаемых налоговыми органами в ходе выездной проверки, а также знакомиться с результатами и протоколом, действий налоговых органов.
При назначении выездной налоговой проверки налоговые органы, как правило, стараются застать налогоплательщика врасплох. Однако, у налогоплательщика в соответствии со статьей 93 НК РФ, всегда есть пять дней для представления документов.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
По смыслу положения пункта 2 статьи 22 НК РФ права плательщиков налогов и сборов обеспечиваются надлежащим исполнением обязанностей должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов:
действовать в строгом соответствии с нормами НК РФ, других федеральных законов;
соблюдать в полном объеме законодательство о налогах и сборах;
разъяснять плательщикам нормы законодательства о налогах и сборах;
предоставлять плательщикам бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;
обеспечивать плательщиков налогов и сборов установленными формами налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
осуществлять зачет, а также возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов, пеней и штрафов;
соблюдать налоговую тайну;
осуществлять проверку налогов и сборов при строгом соблюдении прав плательщиков;
корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство;
незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту, либо подлежащего конфискации (статья 312 УК РФ);
неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (статья 315 УК РФ).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) предусматривает:
ответственность за вред, причиненный плательщикам налогов и сборов госорганами (в том числе налоговыми), а также их должностными лицами (статья 16, 1069 ГК РФ);
- Законодатель установил административную ответственность должностных лиц за неисполнение своих служебных обязанностей (глава 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 137 НК РФ конкретизирует положения Конституции Российской Федерации относительно налоговых правоотношений:
«Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.»
Налогоплательщикам следует помнить, что любое действие налогового органа, в том числе и при проведении выездной налоговой проверки, затрагивающее права и интересы налогоплательщика может быть обжаловано.
К действиям, которые могут быть обжалованы, относятся:
действия, нарушающие права налогоплательщика;
действия, создающие препятствия к осуществлению прав налогоплательщика;
налогоплательщик незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
При применении статей 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и другие), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Кроме того, поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование. К такому выводу пришел Пленум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Статьей 138 НК РФ установлена альтернативная подведомственность, то есть налогоплательщик может обжаловать действия налогового органа в вышестоящий налоговый орган либо в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
На практике налогоплательщики чаще прибегают к судебному обжалованию действий и актов налоговых органов.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее АПК РФ) (раздел III).
Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
При подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными установлена государственная пошлина для физических лиц - 100 рублей, для организаций - 2 000 рублей (статья 333.21 НК РФ).
Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения налогового органа (статья 35 АПК РФ).
В исковом заявлении налогоплательщик в качестве ответчика вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.
Форма и содержание искового заявления установлены статьей 125 АПК РФ. К исковому заявлению в обязательном порядке должны быть приложены соответствующие документы (статья 126 АПК РФ).
Налогоплательщик вправе одновременно с подачей искового заявления, подать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого акта или действия.
Налогоплательщикам следует помнить, что они не обязаны доказывать неправомерность акта налогового органа, так как обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие) (пункт 3 статьи 189 АПК РФ).
Рассмотрение налоговых споров должностными лицами налоговых органов осуществляется в соответствии с Приказом МНС Российской Федерации от 17 августа 2001 года №БГ-3-14/290 «Об утверждении Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке». В порядке установленном указанным Регламентом рассматриваются жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, за исключением возражений налогоплательщиков, представленные по акту выездной налоговой проверки. Такого рода возражения рассматриваются в порядке установленном статьями 100, 101 НК РФ.
Обжалование в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) имеет свои преимущества: при подаче жалобы не уплачивается государственная пошлина, свободная форма жалобы.
Обратите внимание, жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.
Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Регламентом установлены основания отказа в рассмотрении жалобы:
а) пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со статьей 139 НК РФ;
б) отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
в) подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (статьи 26, 27, 28 и 29 НК РФ);
г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
д) получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.
Заявителю сообщается о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее получения.
Отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.
Заявитель вместе с жалобой вправе представить следующие документы:
акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);
акт налоговой проверки;
первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.
Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. Особо следует учитывать, что в случае повторной подачи жалобы налогоплательщика (налогового агента) в тот же налоговый орган, решение которого им обжалуется, должностным лицам указанного налогового органа не предоставлено право вынесения повторного решения, в том числе и вышестоящим должностным лицом.
В этом случае налогоплательщику (налоговому агенту) должно быть разъяснено о его праве подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (Письмо МНС Российской Федерации от 24 августа 2000 года №ВП-6-18/691@ «Об обжаловании актов налоговых органов»).
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Однако, в случае если налоговый орган имеет основания полагать, что обжалуемый акт или действие не соответствуют законодательству, в таком случае налоговый орган может приостановить исполнение акта.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение.
Немаловажной гарантией прав налогоплательщиков является регламентация процедуры осуществления выездной налоговой проверки. Соблюдение порядка проведения выездной проверки является обязанностью налогового органа. НК РФ подробно регулирует порядок проведения выездной проверки. Однако, несмотря на это, пробелы остаются, что создает возможность для различного толкования норм, а иногда и для злоупотребления. Некоторые вопросы проведения выездной налоговой проверки требуют более детальной проработки.
Нарушение налоговым органом при осуществлении выездной налоговой проверки порядка проведения конкретных действий, предусмотренных НК РФ, а также прав налогоплательщиков может повлечь признание недействительным того или иного действия либо решения налогового органа.
Более подробно вопросами, касающимися налоговых проверок, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налоговые проверки».
Налоговый учет расходов, связанных с процессом оказания услуги
Налоговый учет, целью которого является формирование налоговой базы по налогу на прибыль, имеет несколько иные принципы классификации, исчисления величины и признания расходов организации для целей налогообложения прибыли.
Налоговый учет доходов и расходов регулируется главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Напомним, что под прибылью в целях главы 25 НК РФ понимается разница между полученными налогоплательщиком доходами и произведенными расходами, которые определяются в соответствии с требованиями НК РФ.
Многие сельхозорганизации, не имея собственных складских помещений, передают продукцию (зерно, мясо) на хранение. Поэтому, на наш взгляд, на таких операциях следует остановиться несколько подробнее, так как практика свидетельствует о том, что сельскохозяйственные организации довольно часто выступают поклажедателями по договорам хранения.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ХРАНЕНИЯ
Отношения по договорам хранения регулируются главой 47 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 886 Гражданского кодекса Российской Федерации (дал
Признание расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства
Наличие постоянного представительства в РФ как условие для признания расходов в целях налогообложения
Объектом налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, согласно статье 247 НК РФ признаются полученные через постоянное представительство доходы, уменьшенные на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, которые определяются в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
Если деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства, т