Отдельные моменты организации налогообложения в некоммерческих организациях. Транспортный налог
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
Транспортный налог установлен 28 главой Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и введен в действие Федеральным законом от 24 июля 2002 года №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».
Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» утверждены методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ.
Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения такие, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение, которых им прямо предоставлено Кодексом, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Ставки транспортного налога в пределах, установленных главой 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога необходимо руководствоваться НК РФ и законодательными актами субъектов Российской Федерации в части, предусмотренной НК РФ.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Налоговая база в соответствии со статьей 359 НК РФ определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2 - как единица транспортного средства.
2. В отношении транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 2, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении транспортных средств, указанных в пункте 3, налоговая база определяется отдельно.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговые ставки, установленные статьей 361 НК РФ являются лишь ориентировочными. Налоговые ставки, применяемые налогоплательщиками при расчете суммы налога, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства, на базе налоговых ставок, приведенных в НК РФ.
Наименование объекта налогообложения
Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
7
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
10
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
15
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
30
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно
2
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно
4
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)
10
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно
10
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)
20
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
8
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
10
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
13
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
17
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)
5
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно
5
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)
10
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
10
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
20
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
20
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
40
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
25
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
50
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)
20
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)
25
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) (введено Федеральным законом от 20.08.2004 №108-ФЗ)
20
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)
200
Налоговые ставки, утвержденные Законами субъектов Российской Федерации, могут быть увеличены или уменьшены по сравнению с «базовыми», но не более чем в пять раз. Допускается, так же, установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Глава 28 НК РФ не устанавливает льгот по транспортному налогу, в том числе и в отношении некоммерческих организаций. Закон субъекта Российской Федерации может устанавливать и не устанавливать налоговые льготы.
Льготы по транспортному налогу могут предоставляться бюджетным организациям, органам социальной защиты населения, учреждениям здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, и так далее.
О конкретных сроках уплаты и льготах по транспортному налогу можно узнать, ознакомившись с законом о транспортном налоге соответствующего субъекта Российской Федерации. Можно также обратиться и в налоговый орган за получением консультации. Разъяснения о льготах по налогу, а также порядке их предоставления можно получить в органах государственной власти субъекта Российской Федерации.
Организации-налогоплательщики, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено статьей 362 НК РФ.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Налогоплательщики исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и так далее) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 362 НК РФ, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363 НК РФ.
В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 НК РФ.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу в соответствии со статьей 363.1 НК РФ.
Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
МНС России разработало и утвердило новую форму налоговой декларации по транспортному налогу, а также Инструкцию по ее заполнению. Соответствующий Приказ МНС Российской Федерации от 29 декабря 2003 года №БГ-3-21/724 «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению» (далее – Приказ №БГ-3-21/724).
Как известно на Минфин России нормами пункта 7 статьи 80 НК РФ возложена обязанность по разработке инструкций по заполнению всех налоговых деклараций, в частности по региональным налогам, к которым относится и транспортный налог.
Кроме этого, при применении Приказа №БГ-3-21/724 следует учитывать, что Федеральным законом от 29 июня 2004 года №58-ФЗ полномочия по утверждению форм налоговых деклараций и порядка их заполнения переданы Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 29 июня 2004 года №58-ФЗ:
«Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов Правительством Российской Федерации или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти».
Соответственно, руководствоваться Инструкцией, призванной помочь заполнить налоговую Декларацию, утвержденную Приказом МНС Российской Федерации, будет только та часть организаций - плательщиков транспортного налога, которая представляет именно эту форму.
Декларация состоит из титульного листа и трех разделов:
1. Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
2. Расчет налоговой базы и суммы налога по транспортному налогу;
3. Сведения о количестве транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщика.
Заполнение титульного листа Декларации производится в общеустановленном порядке и поэтому не приводится.
Раздел 1 содержит сведения:
об исчисленной в целом по организации сумме транспортного налога;
о сумме налога, подлежащей уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода.
Показатель «Исчисленная сумма налога» является обобщающим. Он определяется путем сложения сумм налога, рассчитанных по каждому транспортному средству, числящемуся на балансе организации, и отраженных в разделе 2 Декларации.
В том случае, если налоговая база по транспортному налогу определяется нарастающим итогом с начала года, при расчете суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, учитывается сумма налога, исчисленная за предыдущие отчетные периоды.
Расчет налоговой базы и суммы налога осуществляется по каждой единице транспортного средства. Соответствующие данные отражаются в разделе 2 Декларации. Этот раздел является основным, поскольку его данные используются для заполнения разделов 1 и 3. Поэтому начать заполнение Декларации целесообразно именно с него.
Отдельная страница этого раздела заполняется организацией на каждую единицу транспортного средства, числящегося на балансе организации (включая транспортные средства, освобожденные от налогообложения по пункту 2 статьи 358 НК РФ или в отношении которых законом субъекта Российской Федерации установлена льгота). Таким образом, количество страниц данного раздела должно быть равно количеству транспортных средств, зарегистрированных организацией.
Из паспорта транспортного средства (ПТС) (или документа о регистрации транспортного средства) организации потребуется только идентификационный номер транспортного средства для отражения его по строке 030 раздела 2, а из свидетельства о государственной регистрации - регистрационный знак, чтобы заполнить строку 040 этого раздела.
По наземным транспортным средствам по строке 030 указывается идентификационный номер - VIN, по водным транспортным средствам - идентификационный номер судна - ИМО, по воздушным транспортным средствам - серийный заводской номер судна.
Показатели «Вид транспортного средства» (строка 010) и «Код вида транспортного средства» (строка 020) заполняются на основе данных раздел VII «Коды видов транспортных средств» Инструкции по заполнению Налоговой декларации. Перечень видов транспортных средств и их кодов разработан на основе подраздела 5 «Средства транспортные» раздел 10 Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359.
В отношении различных транспортных средств налоговая база по транспортному налогу согласно статье 359 НК РФ определяется как:
мощность двигателя транспортного средства;
его валовая вместимость;
единица транспортного средства.
В строке 050 указывается одна из вышеуказанных характеристик транспортного средства.
При наличии у транспортного средства нескольких двигателей его налоговая база определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах.
В том случае, если в течение налогового периода произошла замена двигателя на двигатель другой мощности, то по нему заполняются два листа раздела 2 с указанием в каждом листе по строке 100 количества полных месяцев владения этим транспортным средством с учетом показателя мощности двигателя.
Если налоговая база определяется как единица транспортных средств, в строке 050 проставляется «1».
В строке 060 отражаются коды единиц измерения налоговой базы.
Если на балансе организации числятся транспортные средства, которые не являются объектом налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 358 НК РФ, то такая организация в строке 070 должна указать код освобождения от налогообложения транспортным налогом. Данные коды приведены в пункте 6.1 Приказа МНС Российской Федерации от 29 декабря 2003 года №БГ-3-21/724 «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению» раздел VI Инструкции.
В отношении льготируемых транспортных средств в строке 080 организация указывает код льготы по транспортному налогу, установленный законом субъекта Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства. Эта строка заполняется на основании данных пункта 6.2 раздел VI Инструкции.
Срок использования транспортного средства (полных календарных лет от года выпуска) отражается организацией в строке 090.
Заполнять эту строку нужно только в том случае, если по отношению к данному транспортному средству применяется дифференцированная налоговая ставка, зависящая от срока его полезного использования.
Количество полных месяцев в налоговом периоде, в течение которых организация являлась владельцем транспортного средства, указывается в строке 100. В случае постановки транспортного средства на учет в ГИБДД в течение года подсчет месяцев начинается с месяца его регистрации в ГИБДД. Аналогичным образом определяется количество полных месяцев владения транспортным средством при снятии его с учета в ГИБДД в течение года.
При этом месяц регистрации (снятия с регистрации) независимо от даты (числа) регистрации принимается за полный месяц.
В строке 110 указывается коэффициент, который применяется для исчисления транспортного налога. Для его расчета организации необходимо число полных месяцев владения транспортным средством (строка 100) поделить на число 12. Производить расчет этого коэффициента имеет смысл только в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с учета в течение календарного года.
В строке 120 указывается ставка транспортного налога, установленная законом соответствующего субъекта Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства. Если законом субъекта Российской Федерации установлена льгота по транспортному налогу в виде снижения ставки налога, то организации в строке 120 необходимо указать новую (измененную) ставку налога.
Исчисленная сумма налога, которая отражается в строке 130, определяется как произведение показателей, указанных в строках 050, 110 и 120 раздела 2 налоговой Декларации.
В том случае, если транспортное средство не облагается транспортным налогом (по которому указан код освобождения в строке 070 или код льготы в строке 080), в строке 130 ставится прочерк.
Заполнив все страницы раздела 2 Декларации, используем полученные данные для заполнения раздела 1 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет».
По строке 010 указывается код бюджетной классификации, по которому зачисляется транспортный налог.
Более подробно вопросами, касающимися деятельности некоммерческих организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Некоммерческие организации».
Гарантии прав налогоплательщиков (плательщиков сбора, налоговых агентов) при проведении выездной налоговой проверки
Налогоплательщиков часто интересует, в каких случаях у них может быть проведена выездная налоговая проверка. Отчасти ответ на этот вопрос дает Приказ МНС Российской Федерации от 17 ноября 2003 года №БГ-3-06/627@ «Об утверждении единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам».
Каждый квартал налоговыми органами составляется план выездных проверок. Приоритет отдается следующим налогоплательщикам:
1 - налогоплательщик, относящийся к категории крупнейших и (или) основных;
2 - имеется поручение правоохранительных органов;<
Налоговый учет расходов, связанных с процессом оказания услуги
Налоговый учет, целью которого является формирование налоговой базы по налогу на прибыль, имеет несколько иные принципы классификации, исчисления величины и признания расходов организации для целей налогообложения прибыли.
Налоговый учет доходов и расходов регулируется главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Напомним, что под прибылью в целях главы 25 НК РФ понимается разница между полученными налогоплательщиком доходами и произведенными расходами, которые определяются в соответствии с требованиями НК РФ.
Многие сельхозорганизации, не имея собственных складских помещений, передают продукцию (зерно, мясо) на хранение. Поэтому, на наш взгляд, на таких операциях следует остановиться несколько подробнее, так как практика свидетельствует о том, что сельскохозяйственные организации довольно часто выступают поклажедателями по договорам хранения.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ХРАНЕНИЯ
Отношения по договорам хранения регулируются главой 47 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 886 Гражданского кодекса Российской Федерации (дал