Главная страница --> Ведение бизнеса

Отдельные моменты организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. Учет операций, связанных с предпринимательской деятельностью



УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Любая НКО, как каждый субъект экономических отношений, самостоятельно осуществляющий свою финансово-экономическую деятельность, должно действовать в соответствии с законами и нормами, принятыми для данного вида деятельности.

НКО, любой направленности деятельности, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания общественной организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Пунктом 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях устанавливаются ограничения на отдельные виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

В случае если НКО наряду с уставной деятельностью занимается предпринимательской деятельностью, то бухгалтерский учет доходов и расходов ведется им в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете общественных организаций следующей проводкой:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

62

90

Отражена выручка от реализации товаров (работ, услуг)

При осуществлении НКО предпринимательской деятельности основной проблемой, как правило, является учет расходов. Это связано с тем, что в соответствии с требованиями законодательства общественные организации обязаны вести раздельный учет расходов по предпринимательской деятельности и расходов по уставной деятельности, не связанной с предпринимательской.

Отсутствие раздельного учета влечет за собой огромное количество неблагоприятных последствий: от налоговых санкций за нарушение налогового законодательства до ликвидации организации.

Стоит подчеркнуть, что до настоящего времени порядок ведения раздельного учета расходов в некоммерческой организации на нормативном уровне не определен.

Исходя из вышеизложенного, некоммерческим организациям необходимо самостоятельно разработать способ распределения затрат между уставной и предпринимательской деятельностью и закрепить его в своей учетной политике.

В качестве рекомендательного порядка можно предложить следующее:

Необходимо четко разделить все расходы организации на прямые и косвенные.

Под прямыми расходами подразумеваются те затраты, которые непосредственно связаны с осуществлением какого-либо одного вида деятельности.

Под косвенными понимаются те расходы, которые относятся к нескольким видам деятельности или ко всей деятельности организации в целом.

Определившись с составом прямых затрат, организация должна вести раздельный учет прямых затрат по трем основным группам:

  • расходы, связанные с осуществлением уставной деятельности организации в целом;
  • расходы, связанные с осуществлением конкретных целевых программ (по видам программ);
  • расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В бухгалтерском учете по всем операциям, связанным с поступлением и расходованием средств по уставной и предпринимательской деятельности, НКО должны вести раздельный учет.

Для раздельного учета в первую очередь необходимо организовать надлежащий аналитический учет. Это означает, что все операции по уставной и предпринимательской деятельности должны отражаться на разных субсчетах соответствующих счетов бухгалтерского учета.

При раздельном отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов по уставной и предпринимательской деятельности очень важно правильно оформлять первичные документы. Каждый документ, подтверждающий хозяйственную операцию, должен быть составлен таким образом, чтобы данную операцию можно было однозначно отнести к определенному виду деятельности.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов доходы от целевых поступлений отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование».

Доходы от предпринимательской деятельности следует отражать по кредиту субсчета «Выручка» счета 90 или по кредиту субсчета «Прочие доходы» счета 91 (в зависимости от вида хозяйственной операции).

Таким образом, получается, что вводить дополнительные субсчета для разделения целевых поступлений и доходов по предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете не надо. Следует только определить, какие целевые поступления НКО будет включать в расчет налога на прибыль, а какие - нет.

Для этого на счете 86 «Целевое финансирование» рекомендуется открыть два субсчета:

  • «Целевые поступления, не увеличивающие налогооблагаемый доход»;
  • «Целевые поступления, увеличивающие налогооблагаемый доход».

Кроме этого, к субсчету «Целевые поступления, не увеличивающие налогооблагаемый доход» счета 86 «Целевое финансирование» нужно открыть отдельные субсчета второго порядка, на которых будут отражаться поступления по каждой целевой программе.

Для организации раздельного учета расходов, рекомендуется открыв два субсчета к счету 20 «Основное производство»:

  • «Расходы по уставной деятельности»;
  • «Расходы по предпринимательской деятельности».

Для ведения раздельного учета некоммерческих расходов к субсчету «Расходы по уставной деятельности» счета 20 «Основное производство» нужно открыть отдельные субсчета второго порядка. На них следует отражать расходование целевых средств по каждой целевой программе согласно соответствующей смете.

А на счете 26 «Общехозяйственные расходы» предлагается открыть три субсчета:

  • «Расходы по некоммерческой деятельности»;
  • «Расходы по предпринимательской деятельности»;
  • «Общие расходы по уставной и предпринимательской деятельности».

К последнему виду расходов относится большинство общехозяйственных расходов.

В нормативных актах по бухгалтерскому учету способы распределения общехозяйственных расходов между разными видами деятельности не установлены, поэтому НКО должны самостоятельно установить критерий для их распределения. Обычно расходы распределяются пропорционально полученным от каждого вида деятельности доходам в общей сумме доходов (включая целевые поступления).

При необходимости к субсчету «Расходы по некоммерческой деятельности» счета 26 «Общехозяйственные расходы» следует открыть отдельные субсчета второго порядка, на которых будет отражаться расходование целевых средств по каждой целевой программе согласно смете.

Все применяемые некоммерческими организациями способы ведения раздельного учета доходов и расходов по предпринимательской и уставной деятельности, а также раздельного учета поступлений и расходов по каждой целевой программе в рамках уставной деятельности должны быть отражены в учетной политике для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета.

Говоря о расходах, связанных с предпринимательской деятельностью, необходимо подробнее рассмотреть вопрос об амортизации основных средств, в бухгалтерском учете все основные средства, которые принадлежат некоммерческим организациям, не амортизируются.

В пункте 17 ПБУ 6/01 сказано, что некоммерческие организации по основным средствам начисляют износ.

Кроме этого, Министерство финансов Российской Федерации своим Письмом от 31 июля 2003 года №16-00-14/243 «О начислении амортизации по основным средствам, приобретенным за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности» дает разъяснения о том, что амортизацию в данном случае начислять нельзя.

Причем это касается не только основных средств, которые были куплены за счет целевых средств, но и тех, что были приобретены за счет доходов от продажи товаров (работ, услуг) или неиспользуемого имущества организации.

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. Поэтому, получаемые доходы от предпринимательской деятельности, после налогообложения их в соответствии с налоговым законодательством, являются источником осуществления уставной деятельности организаций, формирования имущества некоммерческих организаций в соответствии со сметой.

Отражаются они в бухгалтерском учете следующей проводкой:

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Кредит 86 «Целевое финансирование».

Приобретенные в соответствии с утвержденной сметой основные средства отражаются в бухгалтерском учете при принятии объекта к учету проводкой:

Дебет 01 «Основные средства»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы» и

Дебет 86 «Целевое финансирование»

Кредит 83 «Добавочный капитал».

Итак, вместо амортизации некоммерческие организации по своим основным средствам начисляют износ в конце каждого года.

Сумма износа отражается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

Сумма износа определяется исходя из положений статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации.

Относительно учета косвенных расходов можно рекомендовать НКО наладить их обособленный учет, выделив для этого отдельный субсчет на счете 26 «Общехозяйственные расходы». По итогам месяца сумма всех накопленных косвенных расходов за месяц распределяется пропорционально между видами деятельности (предпринимательской и уставной).

Для исключения вопросов со стороны налоговых органов логичнее состав косвенных расходов, подлежащих распределению, закрепить как элемент учетной политики общественной организации.

При этом следует иметь в виду, что определение состава косвенных расходов, подлежащих распределению между видами деятельности, должно носить документально подтвержденный характер, как в целях уставной, так и в целях предпринимательской деятельности.

НКО следует определить способ распределения косвенных расходов между видами деятельности. При этом возможны различные варианты такого распределения:

  • сумма косвенных расходов, приходящаяся на предпринимательскую деятельность, может определяться исходя из удельного веса выручки от реализации товаров (работ, услуг) в общем объеме поступлений некоммерческой организации;
  • исходя из удельного веса расходов на оплату труда работников, занятых в предпринимательской деятельности, в общем фонде оплаты труда.

Ежемесячно в течение года финансовый результат от осуществления предпринимательской деятельности (заключительными оборотами) со счета 90 «Выручка»/»Прибыль/убыток от продаж» списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года со счета 99 «Прибыли и убытки» списывается в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

При направлении чистой прибыли организации на финансирование ее уставной деятельности в бухгалтерском учете делается проводка:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

84

86

Отражена сумма чистой прибыли, направленная на финансирование уставной деятельности некоммерческой организации

Более подробно вопросами, касающимися деятельности некоммерческих организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Некоммерческие организации».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Ответственность заемщика за несвоевременный возврат займа или кредита ..
Внесение изменений и исправлений в трудовую книжку ..
Прочие доходы организации и их отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности ..
Доходы организации в бухгалтерском учете ..
Документальное оформление движения материально-производственных запасов ..
Возмещение причиненного постояльцами ущерба ..
Сертификация туристических услуг ..
Продажа билетов через Интернет ..
Постановка ломбардов на учет в федеральной службе по финансовому мониторингу ..
Авторское вознаграждение ..
Осуществление сервисным центром работ по гарантийному обслуживанию ..
Налог на добавленную стоимость. Льготы, предусмотренные статьей 149 НК РФ. Предоставление в аренду п ..
Приобретение исключительных прав на интеллектуальную собственность у иностранного правообладателя ..


Похожие документы из сходных разделов


Отдельные моменты учета расходов в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Учет расходов по оплате труда


УЧЕТ РАСХОДОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Системы оплаты труда, общие уровни заработной платы и отдельных выплат, устанавливаются следующими нормативными документами:

  • в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;
  • в отношении работников организации со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) – законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;
  • в отношении ра

    [ознакомиться полностью]

Доплаты за работу в особых условиях труда в организациях добывающей промышленности


Согласно статье 146 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) в повышенном размере оплачивается труд следующих категорий работников:

  • занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;
  • занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

ДОПЛАТА ЛИЦАМ, ЗАНЯТЫМ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ, РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И ИНЫМИ ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

В соответствии с положениями статьи 147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

[ознакомиться полностью]

Особенности проведения выездных налоговых проверок при проверке обособленных подразделений


Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100