Главная страница --> Ведение бизнеса

Налог на доходы физических лиц. Статья 219. Социальные налоговые вычеты



СТАТЬЯ 219. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

Кроме стандартных налоговых вычетов налогоплательщик имеет право согласно статье 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) на социальные налоговые вычеты.

«1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:

1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде».

Социальный налоговый вычет, предусмотренный данным пунктом, предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации с приложением документов, подтверждающих его фактические расходы на благотворительные цели. Налоговый орган в соответствии со статьей 31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика, заявляющего социальный налоговый вычет в связи с расходами на благотворительность, следующие документы, подтверждающие фактические расходы:

  • справку (справки) о доходах налогоплательщика формы 2-НДФЛ;
  • копии платежных документов, подтверждающие внесение (перечисление) денежных средств налогоплательщика на благотворительные цели.

Документом, подтверждающим произведенные расходы, будет служить выдаваемая налогоплательщику по его требованию справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях с приложением копии платежного поручения на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении.

Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, произведенные расходы подтверждаются банковской выпиской о перечислении денежных средств на указанные выше цели.

В случае внесения денежных средств налогоплательщиком наличными суммами в кассу организации, которой оказывается денежная помощь, подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру с указанием назначения вносимых средств.

Размер предоставляемого социального налогового вычета не может превышать 25% от суммы дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде и облагаемого налогом по ставке 13 %.

Пример 1.

Финансовый директор организации Светлов И.И. внес благотворительный взнос детской больнице - 70 000 рублей. Его доход за год, облагаемый по ставке 13%, составил 252 000 рублей (21 000 рублей х 12 мес.). Сумма удержанного за год налога – 32 760 рублей (252 000 рублей х 13%) .

По окончании года Светлов И.И. подает в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию, к которой прилагает документы, подтверждающие его право на социальный налоговый вычет в связи с благотворительными расходами, заявление о предоставлении вычета, а также справку о доходах по форме 2-НДФЛ, подтверждающую сумму полученного дохода и уплаченного налога.

В налоговой декларации Светловым И.И. производится расчет суммы дохода за год, с которой должен уплачиваться налог на доходы:

  • сумма заработка - 252 000 рублей;
  • сумма расходов, принимаемая к вычету, - 63 000 рублей (252 000 рублей х 25%);
  • налогооблагаемая сумма дохода - 189 000 рублей (252 000 рублей - 63 000 рублей);
  • сумма уплаченного налога - 32 760 рублей;
  • сумма налога, подлежащая уплате в результате перерасчета, - 24 570 рублей (189 000 рублей х 13%);
  • сумма налога к возврату - 8190 рублей (32 760 рублей – 24 570 рублей).

Федеральным законом от 29 мая 2002 года №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации » в число оснований для предоставления социального налогового вычета включены пожертвования религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозные группы осуществляют свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

При создании религиозных организаций необходима их государственная регистрация в качестве юридического лица.

Централизованная религиозная организация состоит не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Также религиозной организацией признается учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией, имеющие цель и признаки, предусмотренные пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Иностранные религиозные организации создаются за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства и могут иметь свои представительства на территории Российской Федерации. Представительства иностранных религиозных организаций не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный законом.

Религиозные организации вправе также заниматься предпринимательской деятельностью и создавать собственные предприятия.

Таким образом, налогоплательщик имеет право на социальный налоговый вычет, если получателем пожертвований на осуществление уставной деятельности являются:

  • религиозные организации;
  • централизованные религиозные организации;
  • учреждения или организации, созданные религиозной организацией, имеющие статус религиозной организации.

Вычет не может быть предоставлен, если пожертвования сделаны:

  • вышеуказанным религиозным организациям на осуществление ими предпринимательской деятельности;
  • организациям или предприятиям, созданным религиозной организацией и не имеющим статус религиозной организации (в частности, созданные для осуществления предпринимательской деятельности);
  • иностранным религиозным организациям, имеющими представительства на территории Российской Федерации.

«2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 рублей, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 38 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения».

Данный налоговый вычет предоставляется при оплате налогоплательщиком собственного обучения или обучения ребенка в возрасте до 24 лет,налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) обучения своих подопечных в возрасте до 18 лет, обучающегося по дневной форме, как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях любого типа – дошкольных, общеобразовательных, начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования, дополнительного образования и других.

Обязательным условием для предоставления вычета является наличие у образовательного учреждения лицензии на право ведения образовательной деятельности или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения.

Согласно статье 33 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании»лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 года №796 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» не подлежит лицензированию:

  • образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
  • индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

Лицензия без приложения недействительна. В приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности указываются:

а) перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;

б) квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации;

в) контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.

Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - лицом, его замещающим) и заверяется печатью этого органа. Приложение к лицензии заверяется печатью лицензирующего органа, а при наличии в нем нескольких листов сшивается.

Социальный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации с приложением документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на оплату собственного обучения или обучения его ребенка.

Налоговый орган в соответствии со статьей 31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика, заявляющего социальный налоговый вычет в связи с расходами на оплату обучения, следующие документы, подтверждающие фактические расходы за обучение:

  • справку о доходах налогоплательщика (форма 2-НДФЛ), подтверждающую полученный доход и сумму удержанного налога;
  • копию договора с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг, заключенного между образовательным учреждением и налогоплательщиком (в случае оплаты налогоплательщиком своего обучения), или заключенного между образовательным учреждением и учащимся, либо между образовательным учреждением и налогоплательщиком - родителем учащегося дневной формы обучения (в случае оплаты налогоплательщиком обучения своего ребенка);
  •      справку образовательного учреждения, подтверждающую обучение детей на дневной форме обучения, если в договоре на оказание образовательных услуг дневная форма обучения не оговорена;
  • справку образовательного учреждения (дополнительное соглашение к договору), определяющую плату за обучение, если в течение обучения размер платы за обучение изменился;
  • копии платежных документов, подтверждающих внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств образовательному учреждению за свое обучение или за обучение своего ребенка (детей), в которых должны быть указаны персональные данные налогоплательщика, оплатившего обучение;
  • копии документов, подтверждающих факт опекунства или попечительства;
  • копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика.

Следует обратить внимание на то, чтобы в случаях, когда оплата производится родителями, в платежных документах было указано имя налогоплательщика, а не имя обучающегося, за которого вносится плата.

Если учащийся, обучение которого оплачивается, имеет собственные источники дохода, то он имеет право на получение социального вычета (вне зависимости от формы обучения). Родители имеют право на получение вычета, только если ребенок обучается по дневной форме.

С учетом положений пункта 8 статьи 78 НК РФ, предусматривающего подачу заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы, налоговые декларации с заявлениями о предоставлении социальных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 219 НК РФ, могут быть представлены налогоплательщиками в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были произведены соответствующие расходы.

Налоговый вычет предоставляется в сумме, не превышающей 38 000 рублей. При оплате обучения ребенка максимальная сумма вычета составляет 38 000 рублей в общей сумме на обоих родителей.

Пример 2.

1 августа 2004 года Светлов И.И. заключил договор с университетом на обучение своего 19-летнего сына на дневном отделении в течение пяти лет. Университет имеет лицензию на образовательную деятельность и государственную аккредитацию. 5 августа 2004 года согласно договору Светлов И.И. оплатил обучение за 2004-2005 годы в сумме 40 000 рублей. Доход Светлова за 2004 год, облагаемый по ставке 13%, составил 252 000 рублей (21 000 рублей х 12 мес.).

Сумма удержанного за год налога - 32760 рублей (252 000 рублей х 13%). По окончании 2004 года Светлов И.И. подал в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию, к которой приложил документы, подтверждающие его право на социальный налоговый вычет в связи с оплатой обучения сына.

В налоговой декларации Светловым И.И. производится расчет суммы дохода за 2003 год, с которой должен уплачиваться налог на доходы:

  • сумма заработка - 252 000 рублей;
  • сумма расходов, принимаемая к вычету, - 38 000 рублей;
  • налогооблагаемая сумма дохода - 214 000 рублей (252 000 рублей - 38 000 рублей);
  • сумма уплаченного налога - 32 760 рублей;
  • сумма налога, подлежащая уплате по результатам перерасчета, - 27 820 рублей (214 000 рублей х 13%).
  • сумма налога к возврату - 4940 рублей (32 760 рублей – 27820 рублей).

«3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 38 000 рублей.

По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения и приобретенных медикаментов не была произведена организацией за счет средств работодателей».

Социальный налоговый вычет, предусмотренный данным пунктом, предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации с приложением документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на оплату лечения или стоимости медикаментов.

Для предоставления налогового вычета необходимо соблюдение нескольких условий.

Медицинские услуги должны быть оказаны российским медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Подробный перечень учреждений здравоохранения содержится в Приказе Минздрава Российской Федерации от 3 июня 2003 года №229 «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения».

  • Оказанные медицинские услуги должны входить в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года №201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении социального налогового вычета» (далее Постановление №201).

В соответствии с Перечнем медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, к недорогостоящим видам услуг по лечению отнесены:

«1. Услуги по диагностике и лечению при оказании населению скорой медицинской помощи.

2. Услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах и врачами общей (семейной) практики), включая проведение медицинской экспертизы.

3. Услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению стационарной медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах), включая проведение медицинской экспертизы.

4. Услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях.

5. Услуги по санитарному просвещению, оказываемые населению».

Минздрав Российской Федерации в Письме от 1 ноября 2001 года №2510/11153-01-23 «О налоге на доходы физических лиц» подчеркнул, что пункт 4 Перечня распространяется на часть стоимости санаторно-курортной путевки, соответствующую объему медицинских услуг, входящих в стоимость путевки, а также на стоимость медицинских услуг в санаторно-курортных учреждениях, оплаченных налогоплательщиком сверх стоимости путевки.

  • Дорогостоящие виды лечения, по которым налогоплательщик имеет право получить вычет в размере фактически произведенных расходов, должны входить в Перечень, утвержденный Постановлением №201.

«Перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, размеры фактически произведенных налогоплательщиком расходов по которым учитываются при определении суммы социального налогового вычета

1. Хирургическое лечение врожденных аномалий (пороков развития).

2. Хирургическое лечение тяжелых форм болезней системы кровообращения, включая операции с использованием аппаратов искусственного кровообращения, лазерных технологий и коронарной ангиографии.

3. Хирургическое лечение тяжелых форм болезней органов дыхания.

4. Хирургическое лечение тяжелых форм болезней и сочетанной патологии глаза и его придаточного аппарата, в том числе с использованием эндолазерных технологий.

5. Хирургическое лечение тяжелых форм болезней нервной системы, включая микронейрохирургические и эндовазальные вмешательства.

6. Хирургическое лечение осложненных форм болезней органов пищеварения.

7. Эндопротезирование и реконструктивно - восстановительные операции на суставах.

8. Трансплантация органов (комплекса органов), тканей и костного мозга.

9. Реплантация, имплантация протезов, металлических конструкций, электрокардиостимуляторов и электродов.

10. Реконструктивные, пластические и реконструктивно-пластические операции.

11. Терапевтическое лечение хромосомных нарушений и наследственных болезней.

12. Терапевтическое лечение злокачественных новообразований щитовидной железы и других эндокринных желез, в том числе с использованием протонной терапии.

13. Терапевтическое лечение острых воспалительных полиневропатий и осложнений миастении.

14. Терапевтическое лечение системных поражений соединительной ткани.

15. Терапевтическое лечение тяжелых форм болезней органов кровообращения, дыхания и пищеварения у детей.

16. Комбинированное лечение болезней поджелудочной железы.

17. Комбинированное лечение злокачественных новообразований.

18. Комбинированное лечение наследственных нарушений свертываемости крови и апластических анемий.

19. Комбинированное лечение остеомиелита.

20. Комбинированное лечение состояний, связанных с осложненным течением беременности, родов и послеродового периода.

21. Комбинированное лечение осложненных форм сахарного диабета.

22. Комбинированное лечение наследственных болезней.

23. Комбинированное лечение тяжелых форм болезней и сочетанной патологии глаза и его придаточного аппарата.

24. Комплексное лечение ожогов с площадью поражения поверхности тела 30 процентов и более.

25. Виды лечения, связанные с использованием гемо- и перитонеального диализа.

26. Выхаживание недоношенных детей массой до 1,5 кг».

  • Медикаменты, стоимость которых принимается к вычету, должны содержаться в Перечне лекарственных средств, утвержденном Постановлением №201.

В Перечень включены международные непантентованные названия (МНН) лекарственных средств, которые могут иметь несколько торговых названий-синонимов, не совпадающих с МНН.

Приказом Минздрава Российской Федерации от 23 августа 1999 года №328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)» утверждена Инструкция о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них, согласно которой выписывание рецептов производится на латинском языке, при этом в рецепте указывается одно из торговых наименований лекарственного средства.

С учетом данных обстоятельств подтверждением назначения налогоплательщику (членам семьи налогоплательщика) лекарственного средства, включенного в Перечень, утвержденный Постановлением №201, является представление рецепта с проставлением штампа «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», выписанного в соответствии с совместным Приказом Минздрава Российской Федерации и МНС Российской Федерации от 25 июля 2001 года №289/БГ-3-04/256 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года №201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета».

  • Медикаменты должны быть назначены лечащим врачом.

В Перечень, утвержденный Постановлением №201, наряду с лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам формы №107/у, включены лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача на основании Приказа Минздрава Российской Федерации от 19 июля 1999 года №287 «О перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача», и отдельные лекарственные средства (психотропные и наркотические), выписывание которых для аптечных учреждений производится только на бланках рецепта формы 148-1/у-88.

Рецепты для получения социального налогового вычета выписываются лечащим врачом по требованию налогоплательщика на основании назначений, произведенных налогоплательщику либо его супругу (супруге), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет. Рецепты выписываются на рецептурных бланках по форме 107/у в двух экземплярах с проставлением штампа «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика» на одном из них, предназначенном для представления в налоговые органы.

Налогоплательщик вправе до окончания налогового периода или в следующем налоговом периоде обратиться за соответствующими рецептами к лечащему врачу о назначениях лекарственных средств, произведенных начиная с 1 января 2001 года, если такие средства включены в Перечень, утвержденный Постановлением №201.

Выписанные рецепты со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика» предназначены только для представления в налоговые органы, и отпуск лекарственных средств по ним не производится.

Следует отметить, что медикаменты должны быть назначены в процессе лечения, а не в целях профилактики, и не любым врачом, а исключительно лечащим врачом;

  • Расходы на лечение и медикаменты налогоплательщик должен произвести за счет собственных средств.

В случаях, когда оплата лечения и медицинского обслуживания, а также стоимости медикаментов производится за счет средств работодателя, то налогоплательщик не имеет права на налоговый вычет. Суммы, уплаченные работодателем за лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей, не включаются в налоговую базу на основании пункта 10 статьи 217 НК РФ, оплата работодателями стоимости медикаментов не включается в налоговую базу в сумме, не превышающей 2000 рублей (пункт 28 статьи 217 НК РФ) – смотрите комментарий к статье 217 НК РФ.

В случаях, когда санаторно-курортные путевки полностью или частично оплачиваются предприятием за счет средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, или предоставлены за счет средств ФСС РФ, налогоплательщик не имеет права на социальный налоговый вычет. Суммы таких компенсаций не включаются в налоговую базу на основании пункта 9 статьи 217 (см комментарий).

  • Налогоплательщик должен предоставить налоговому органу документы, подтверждающие его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов.

Документом, подтверждающим расходы налогоплательщика по оплате медицинских услуг и дорогостоящего лечения, является Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы, форма которой и порядок выдачи налогоплательщикам утверждены Приказом Минздрава Российской Федерации и МНС Российской Федерации от 25 июля 2001 года №289/БГ-3-04/256 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года №201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета».

Справки, подтверждающие оплату медицинских услуг и дорогостоящего лечения за счет средств налогоплательщика, должны выдаваться всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, оказывающими гражданам платные медицинские услуги.

Справки выдаются в подтверждение соответствующих расходов налогоплательщика по оплате медицинских услуг и дорогостоящего лечения, оказанных начиная с 1 января 2001 года. Налогоплательщики вправе получить Справки о произведенных расходах в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были произведены соответствующие расходы.

В Справках об оплате медицинских услуг, предоставляющих право на социальный вычет в размере, не превышающем 38 000 рублей, указывается код 1, в Справках об оплате дорогостоящих видов лечения, предоставляющих право на социальный вычет в размере фактически произведенных расходов по лечению, указывается код 2.

Налоговый орган в соответствии со статьей 31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика, заявляющего социальный налоговый вычет в связи с расходами на оплату медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения, следующие документы, подтверждающие его фактические расходы:

  • справку (справки) о доходах налогоплательщика формы 2-НДФЛ;
  • справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации по форме, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации и МНС Российской Федерации от 25 июля 2001 года №289/БГ-3-04/256 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года №201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета»;
  • рецептурные бланки с назначениями лекарственных средств по форме 107/у с проставлением штампа «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», выписанные лечащим врачом налогоплательщику и (или) его супругу (супруге), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет в порядке, предусмотренном приложением 3 к Приказу Минздрава Российской Федерации и МНС Российской Федерации от 25 июля 2001 года №289/БГ-3-04/256 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года №201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета»;
  • копии платежных документов, подтверждающие внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств медицинским учреждениям Российской Федерации;
  • платежные документы, подтверждающие оплату налогоплательщиком назначенных лекарственных средств;
  • копию договора налогоплательщика с медицинским учреждением Российской Федерации об оказании медицинских услуг или дорогостоящих видов лечения, если такой договор заключался;
  • копию свидетельства о браке, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение или лекарственные средства за своего супруга;
  • копию свидетельства о рождении налогоплательщика или иной подтверждающий документ, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение или лекарственные средства за своего родителя (родителей);
  • копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение или лекарственные средства за своего ребенка (детей) в возрасте до 18 лет.

Общая сумма социального налогового вычета по расходам налогоплательщика на оплату медицинских услуг (кроме дорогостоящих видов лечения) и приобретению лекарственных средств не должна превышать 38000 рублей.

«2. Социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода».

Социальные налоговые вычеты уменьшают налоговую базу только в отношении тех доходов, которые облагаются налогом по ставке 13%. Таким образом, если налогоплательщик имел в налоговом периоде только доходы, облагаемые по иным ставкам, и производил расходы на оплату обучения или лечения, то он не имеет право обращаться в налоговый орган с заявлением о предоставлении вычетов.

Социальные налоговые вычеты могут быть предоставлены только налоговыми органами, налоговые агенты не имеют права на предоставление таких вычетов. Поэтому налогоплательщик может подать заявление в налоговый орган о предоставлении социальных налоговых вычетов только по окончании календарного года вместе с декларацией. Также налогоплательщик должен подать заявление о возврате излишне уплаченного налога.

Статьей 78 НК РФ установлено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Следовательно, в течение трех лет налогоплательщик имеет право обратиться в медицинские и образовательные учреждения с просьбой о выдаче документов, подтверждающих факт произведенных расходов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ в случаях, когда сумма вычетов превышает сумму доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база принимается равной нулю. Разница между суммой социальных налоговых вычетов, полагающихся налогоплательщику в отчетном налоговом периоде, и суммой доходов налогоплательщика, полученных в этом же периоде, облагаемых налогом по ставке 13%, на следующий налоговый период не переносится.

Статьей 219 НК РФ не предусмотрен перенос на следующий налоговый период суммы разницы между расходами налогоплательщика, дающими право на получение социального вычета, и установленным предельным размером соответствующего социального налогового вычета.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на доходы физических лиц».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Международные соглашения об избежании двойного налогообложения как составная часть налогового законо ..
Порядок исчисления и уплаты единого налога при упрощенной системе налогообложения ..
Оформление при приеме на работу ..
Трудовые книжки ..
Расчет валовой прибыли в розничной торговой организации, при использовании покупных цен ..
Вексель как долговое обязательство ..
Ответственность за выпуск или продажу товаров и продукции без маркировки ..
Иные сделки с недвижимостью ..
Доходы организации в налоговом учете ..
Сделки с недвижимостью (2 часть) ..
Формы бухгалтерского учета ..
Учет операций по выдаче кредитов под залог имущества ..
Агентский договор: налоговый и бухгалтерский учет ..


Похожие документы из сходных разделов


Изменения, внесенные статьей 1 Федерального закона №101-ФЗ от 21 июля 2005 года, в порядок определения расходов при упрощенной системе налогообложения


Порядок определения расходов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее УСН), установлен в статье 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Напомним, что установленный порядок определения расходов применяется налогоплательщиками при УСН, избравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, существенно отличается от перечня расходов организаций при применении общего режима налогообложения.

Президенто

[ознакомиться полностью]

Бланки строгой отчетности. Общие положения


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи на территории Российской Федерации товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику. Данный порядок установлен пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Федеральный закон №

[ознакомиться полностью]

Льготы по уплате государственной пошлины


Согласно статье 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Основания предоставления льгот, порядок и условия их применения не могут носить индивидуального характера.

Ранее мы уже упоминали, что главой 25.3 НК РФ по уплате госу

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100