Налогоплательщики упрощенной системы налогообложения с учетом изменений, внесенных Федеральным законом №101-ФЗ от 21 июля 2005 г.
Прежде всего, напомним, что налогоплательщиками согласно статье 346.12 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (далее УСН) и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). При этом пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ установлено условие, при соблюдении которого организация имеет право перейти на УСН.
Президентом Российской Федерации 21 июля 2005 года был подписан Федеральный закон Российской Федерации №101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее Закон №101-ФЗ).
Изменения, внесенные абзацами вторым-пятым пункта 2 статьи 1 Закона №101-ФЗ, с 1 января 2006 года увеличивают порог, который дает право на переход на упрощенную систему налогообложения с 11 до 15 млн. рублей. Но, одновременно, изменения ограничивают те организации, которые получали внереализационный доход, включая в расчет доходов все доходы, существующие у организации, в том числе внереализационные, например:
от долевого участия в других организациях;
от сдачи имущества в аренду (субаренду);
от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);
в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;
в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе.
Обращаем Ваше внимание на то, что данное изменение действует только по организациям, которые планируют переходить на УСН с 1 января 2007 года. Данное ограничение не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Внереализационные доходы включаются в расчет при определении дохода, начиная с дохода за девять месяцев 2006 года.
Индексация будет происходить на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, а так как изменения в законе вводятся с 1 января 2006 года, то коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее необходимо отсчитывать от момента вступления закона в силу, что вызовет неустранимые противоречия, какой из коэффициентов-дефляторов можно применить первый: на 2006 год, или на 2007 год. Вероятнее всего, это будет коэффициент-дефлятор на 2007 год, так как надо смотреть следующий год от момента вступления закона в силу, и, далее будет происходить перемножение коэффициентов-дефляторов.
Изменениями, внесенными абзацами седьмым-восьмым пункта 2 статьи 1 Закона №101-ФЗ, с 1 января 2006 года адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований лишаются права применять УСН, соответственно они либо выйдут из адвокатских образований, которыми являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, либо лишаться права на УСН. Так как выйти из коллегии адвокатов субъекта Российской Федерации, для многих адвокатов значит лишить себя работы, то адвокатов практически лишают права применять УСН.
Изменением, внесенным абзацем девятым пункта 2 статьи 1 Закона №101-ФЗ, с 1 января 2006 года с индивидуальных предпринимателей, которые и так не могли, являться участниками соглашений о разделе продукции, снимается лишнее ограничение.
Изменением, внесенным абзацем десятым пункта 2 статьи 1 Федерального Закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ, с 1 января 2006 года приводят НК РФ в соответствие с Определением Конституционного суда РФ от 18 января 2005 г. №8-О, где указано, что текст подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12, не может служить основанием для отказа в переводе некоммерческой организации, созданной в форме общественной организации, на УСН. При переходе на УСН до 2006 года некоммерческие организации могут опираться на Определение Конституционного суда РФ. Начиная с 2007 года, переход на УСН для некоммерческих организаций полностью основывается на законодательстве.
До вышеуказанного определения Конституционного суда РФ, в соответствии с Письмом УМНС Российской Федерации по городу Москве от 27 августа 2003 года №21-09/46642 не вправе применять упрощенную систему некоммерческие организации. В рассматриваемой ситуации некоммерческое партнерство было создано двумя учредителями - юридическими лицами. Некоммерческая организация - организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. В соответствии с положениями статьи 48 ГК РФ, под участием в организации понимается участие в образовании имущества организации ее учредителей. Согласно положениям подпункта 2 и 3 данной статьи в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество, а могут и не иметь имущественных прав.
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, относятся лишь общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц. В подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не было указано, что под непосредственным участием в организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, которые имеют в отношении этой организации имущественные права. Поэтому в данном случае под непосредственным участием в организации других организаций понималось любое участие учредителей и участников-организаций независимо от того, имеют они имущественные права в отношении данной организации или нет. Следовательно, в случае если при создании некоммерческой организации доля учредителей - юридических лиц, относящихся согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ к организациям, в имуществе организации составляет более 25%, такая некоммерческая организация не имела правовых оснований для перехода на УСН.
В соответствии с пунктом 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Обращаем Ваше внимание на то, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, а согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к которым, в частности, относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ. Такие целевые поступления не учитываются при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Соответственно, применение УСН, рекомендуется некоммерческим организациям, которым достаточно дорого обходится ведение налогового учета, уплата ЕСН и налога на имущество организаций, даже при полном отсутствии налогооблагаемых доходов.
Изменения в НК РФ расширяют список тех организаций, которым разрешено применять УСН, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом, что позволит заранее низко рентабельной потребительской кооперации применять УСН.
Изменением, внесенным абзацем одиннадцатым пункта 2 статьи 1 Федерального Закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ, с 1 января 2006 года организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей, получили возможность убрать из расчета лимита имущество, которое не подлежит амортизации и не признается амортизируемым имуществом. Обращаем Ваше внимание на то, что остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяется именно в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, а классификация основных средств и нематериальных активов, производится в соответствии с налоговым законодательством. Не подлежит амортизации и не признается амортизируемым следующие основные средства и нематериальные активы:
земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы);
имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;
имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Указанная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации;
объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты;
продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота);
приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства.
имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с подпунктами 14, 19, 22, 23 и 30 пункта 1 статьи 251 НК РФ, а также имущество, указанное в подпункте 6 и 7 пункта 1 статьи 251 НК РФ;
приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора;
основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;
основные средства, переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;
основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.
В соответствии с вышеуказанным перечнем, для того, чтобы перейти на УСН, организации, которая превышает установленный лимит, достаточно: основные средства передать по договорам в безвозмездное пользование, либо перевести по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев; либо направить на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев и дорога к простому налоговому счастью открыта.
Под стоимостью амортизируемого имущества следует понимать сложившуюся на 1-е число месяца остаточную стоимость такого имущества, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на применение упрощенной системы налогообложения, определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. То есть, если заявление подается в октябре - то на 1 октября, если в ноябре - то на 1 ноября.
В данном случае следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», и Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 №91н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000».
Следует отметить, что данный предел установлен только для организаций. Индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН независимо от стоимости основных средств и нематериальных активов, находящихся в их собственности.
Обратите внимание, что НК РФ требует, чтобы фирмы определяли остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов не только при переходе, но и в процессе работы на упрощенной системе налогообложения.
Изменениями, внесенными абзацами двенадцатым-четырнадцатым пункта 2 статьи 1 Закона №101-ФЗ, с 1 января 2006 года бюджетные учреждения и иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации, лишаются права применять УСН.
В заключение отметим об изменениях, касающихся налогоплательщиков единого налога при УСН. Изменения, внесенные абзацами пятым-седьмым пункта 1 статьи 1 Закона №101-ФЗ, с 1 января 2006 года вносят ясность с тем, что происходит при применении упрощенной системы налогообложения с организациями – не замена уплаты одного налога другим, а освобождение от всех соответствующих обязанностей налогоплательщика по перечисленным в статье 346.11 НК РФ налогам. Например, от обязанности сдавать соответствующие декларации, вести налоговый учет по налогу на прибыль, вести книгу продаж и книгу покупок, становиться на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества, вести индивидуальные карточки по ЕСН.
Изменения, внесенные абзацами восьмым-десятым пункта 1 статьи 1 Закона №101-ФЗ, с 1 января 2006 года оставляют противоречие по индивидуальным предпринимателям при применении упрощенной системы налогообложения – указано не освобождение от всех соответствующих обязанностей налогоплательщика, а замена уплаты одного налога другим. Например, в полном объеме остаются обязанности налогоплательщика, в том числе обязанность сдавать соответствующие декларации по НДФЛ и ЕСН, вести индивидуальные карточки по ЕСН. В изменениях уточняется, от какого налога освобождается индивидуальный предприниматель при применении УСН: именно от налога на имущество физических лиц. При этом необходимо отметить, что отнесение имущества, к имуществу, используемому для предпринимательской деятельности, необходимо доказывать налоговым органам, при этом система доказательства не разработана, так же как и не регламентирован документ, по которому налоговые органы примут информацию от налогоплательщика по данному налогу. Налоговые органы имеют право вести налоговый контроль в соответствии с главой 14 НК РФ, предусматривающей проведение налоговых проверок, получение объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, проверку данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также иные формы налогового контроля.
Налог на доходы физических лиц. Статья 219. Социальные налоговые вычеты
СТАТЬЯ 219. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ
Кроме стандартных налоговых вычетов налогоплательщик имеет право согласно статье 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) на социальные налоговые вычеты.
«1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:
1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования,
Изменения, внесенные статьей 1 Федерального закона №101-ФЗ от 21 июля 2005 года, в порядок определения расходов при упрощенной системе налогообложения
Порядок определения расходов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее УСН), установлен в статье 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Напомним, что установленный порядок определения расходов применяется налогоплательщиками при УСН, избравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, существенно отличается от перечня расходов организаций при применении общего режима налогообложения.
Все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи на территории Российской Федерации товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику. Данный порядок установлен пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Федеральный закон №