Главная страница --> Ведение бизнеса

Единый социальный налог: постатейный комментарий. Статья 239. Налоговые льготы



СТАТЬЯ 239. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

«1. От уплаты налога освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;

2) следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Указанные в настоящем подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов».

Таким образом, с принятием Федерального закона от 20 июля 2004 года №70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (далее Закон №70-ФЗ) претерпели изменения нормы статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ): в подпункте 1 пункта 1 слова «на каждого работника» заменяются словами «на каждое физическое лицо».

В абзаце 1 подпункта 2 пункта 1, в котором поименованы категории налогоплательщиков-работодателей, освобождающихся от налогообложения с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника слова «налогоплательщиков-работодателей» заменяются словом «налогоплательщиков», слова «на каждого отдельного работника» - словами «на каждое физическое лицо».

Правомерность использования организациями льготы, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 НК РФ, подтверждается при представлении ими в составе расчета по авансовым платежам и налоговой декларации по ЕСН списка работающих инвалидов. В списке указывается номер и дата выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида.

В соответствии с пунктом 28 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года №965 «О порядке признания граждан инвалидами», в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, инвалидность устанавливается на определенный срок.

В случае если в результате освидетельствования (переосвидетельствования) работник получает инвалидность в течение месяца, то налоговая льгота применяется, начиная с 1 числа того месяца, в котором получена инвалидность. Когда же работник в результате освидетельствования (переосвидетельствования) теряет право на получение инвалидности в течение месяца, то с 1 числа этого же месяца налогоплательщик не имеет права на использование налоговой льготы.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 %, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Для получения льготы общественные организации инвалидов и их структурные подразделения должны документально подтвердить, что среди членов этих организаций инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.

К законным представителям инвалидов относятся: один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель;

Таким образом, при рассмотрении вопроса об отнесении общественных организаций к общественным организациям инвалидов необходимо проверить соблюдение двух основных условий:

  • членство инвалидов (не менее 80%);
  • цели и задачи создания общественной организации.

Если общественная организация не соответствует этим условиям и требованиям статьи 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», то она не может быть признана общественной организацией инвалидов. Такая организация может применить только льготу, предусмотренную пунктом 1 статьи 239 НК РФ.

Следует иметь в виду, что до 1 января 2005 года на вознаграждения, выплачиваемые инвалидам I, II, III группы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), и авторским договорам, льготы, предусмотренные подпунктом 1 и 2 статьи 239 НК РФ, не распространяются.

Таким образом, если с работником-инвалидом заключены одновременно трудовой и авторский договоры, то норма подпункта 1 пункта 1 статьи 239 НК РФ распространяется только на выплаты по трудовому договору. При этом если налогоплательщик имеет право на применение регрессивных ставок ЕСН, то он применяет регрессивные ставки налога к общей сумме выплат и вознаграждений, начисленных нарастающим итогом с начала года по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам.

Пример 1

В организации работает инвалид по трудовому договору и одновременно оказывает услуги по договору гражданско-правового характера.

Выплаты в пользу инвалида в 2004 году по трудовому договору составили 50 000 рублей, а по гражданско-правовому договору 60 000 рублей. При соблюдении условия на право применения регрессивных ставок ЕСН в 2004 году налоговая льгота применяется только к выплатам по трудовому договору и составляет 50 000 рублей. Следовательно, обложению ЕСН в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования, подлежит вознаграждение, выплачиваемое по гражданско-правовому договору, то есть 60 000 рублей. При этом вознаграждение в размере 50 000 рублей (100 000 рублей - 50 000 рублей) облагается по ставке, установленной для налогооблагаемой базы до 100 000 рублей, а 10000 рублей (110 000 рублей - 100 000 рублей) - по ставке, установленной для налоговой базы от 100 000 рублей до 300 000 рублей.

Выплаты в пользу инвалида в 2005 году по трудовому договору составили 50 000 рублей, а по гражданско-правовому договору 250 000 рублей. При соблюдении условия на право применения регрессивных ставок ЕСН в 2005 году налоговая льгота применяется только ко всем выплатам и составляет 100 000 рублей. Следовательно, обложению ЕСН в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования, подлежит разница между общей суммой доходов и льготой, то есть 200 000 рублей (300 000 рублей - 100 000 рублей). При этом вознаграждение в размере 180 000 рублей (280 000 рублей - 100 000 рублей) облагается по ставке, установленной для налогооблагаемой базы до 280 000 рублей, 26%, а 20 000 рублей (300 000 рублей - 280 000 рублей) - по ставке, установленной для налоговой базы от 280 000 рублей до 600 000 рублей, 10%.

Кроме того, пользуются льготой организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %.

В случае изменения численности работающих инвалидов и их фонда заработной платы в фонде оплаты труда производится перерасчет по налогу за соответствующий период.

Раньше среднесписочная численность рассчитывалась в соответствии с Порядком заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения (утвержден постановлением Госкомстата России от 4 августа 2003 года №72 «Об утверждении Порядка заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения».). Однако Постановлением от 27 ноября 2003 года №104 «Об отмене порядка заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения» этот порядок был отменен. Для расчета численности в настоящее время можно воспользоваться Постановлением Федеральной службы Государственной статистики от 3 ноября 2004 года №50 «Об утверждении порядка заполнения и представления унифицированных форм Федерального государственного статистического наблюдения: №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №П-2 «Сведения об инвестициях», №П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», №П-5(М) «Основные сведения о деятельности организации», разделом 4, Формы №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».

В соответствии с данным Порядком среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1 по 30 или 31 число, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

В пункте 84 раздела 4 Постановления Федеральной службы Государственной статистики от 3 ноября 2004 года №50 «Об утверждении порядка заполнения и представления унифицированных форм Федерального государственного статистического наблюдения: №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №П-2 «Сведения об инвестициях», №П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», №П-5(М) «Основные сведения о деятельности организации» сказано:

«Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора (контракта).

Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета использования рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу»

Формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

«85. Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода».

В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.

«В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Исходя из этого, в списочную численность целыми единицами включаются, в частности, работники:

а) фактически явившиеся на работу, включая и тех, которые не работали по причине простоя;

б) находившиеся в служебных командировках, если за ними сохраняется заработная плата в данной организации, включая работников, находившихся в краткосрочных служебных командировках за границей;

в) не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);

г) не явившиеся на работу в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;

д.) принятые на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также принятые на половину ставки (оклада) в соответствии с трудовым договором. В списочной численности указанные работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы, включая нерабочие дни недели, обусловленные при приеме на работу.

К этой группе не относятся отдельные категории работников, которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, в частности: работники в возрасте до 18 лет; работники, занятые на работах с вредными условиями труда; женщины, которым предоставлены дополнительные перерывы в работе для кормления ребенка; женщины, работающие в сельской местности; инвалиды I и II групп;

е) принятые на работу с испытательным сроком;

ж) заключившие трудовой договор с организацией о выполнении работы на дому личным трудом (надомники). В списочной и среднесписочной численности работников надомники учитываются за каждый календарный день как целые единицы;

з) сотрудники, имеющие специальные звания;

и) направленные с отрывом от работы в образовательные учреждения для повышения квалификации или приобретения новой профессии (специальности), если за ними сохраняется заработная плата;

к) временно направленные на работу из других организаций, если за ними не сохраняется заработная плата по месту основной работы;

л) студенты и учащиеся образовательных учреждений, работающие в организациях в период производственной практики, если они зачислены на рабочие места (должности);

м) обучающиеся в образовательных учреждениях, аспирантурах, находящиеся в учебном отпуске с сохранением полностью или частично заработной платы;

н) обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации (смотрите пункт 87.1);

о) находившиеся в ежегодных и дополнительных отпусках, предоставляемых в соответствии с законодательством, коллективным договором и трудовым договором;

п) имевшие выходной день согласно графику работы организации, а также за переработку времени при суммированном учете рабочего времени;

р) получившие день отдыха за работу в выходные или праздничные (нерабочие) дни;

с) находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком (смотрите пункт 87.1);

т) принятые для замещения отсутствующих работников (ввиду болезни, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком);

у) находившиеся с разрешения администрации в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам;

ф) находившиеся в отпусках по инициативе администрации;

х) принимавшие участие в забастовках;

ц) иностранные граждане, работавшие в организациях, расположенных на территории России;

ч) совершившие прогулы;

ш) находившиеся под следствием до решения суда».

Не включаются в списочную численность работники:

1. принятые на работу по совместительству из других организаций;

Учет внешних совместителей ведется отдельно, при этом работник, получающий в одной организации две или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек.

2. выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера;

Работник, состоящий в списочном составе и заключивший такой договор с этой же организацией, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз.

3. привлеченные для работы согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы) и учитываемые в среднесписочной численности работников;

4. направленные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата;

5. направленные организациями на обучение в образовательные учреждения с отрывом от работы, получающие стипендию за счет средств этих организаций; лица, с которыми заключен ученический договор на профессиональное обучение с выплатой в период ученичества стипендии;

6. подавшие заявление об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения или прекратившие работу без предупреждения администрации. Они исключаются из списочной численности работников с первого дня невыхода на работу;

7. собственники данной организации, не получающие заработную плату.

При определении среднесписочной численности работников следует иметь в виду, что:

  • некоторые работники списочной численности не включаются в среднесписочную численность. К таким работникам относятся:
    • женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;
    • работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов.
  • Лица, не состоящие в списочном составе и привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы), учитываются в среднесписочной численности как целые единицы по дням явок на работу.
  • Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.

Расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке:

Сначала исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня, исходя из продолжительности рабочей недели:

  • 40 часов - на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);
  • 36 часов - на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);
  • 24 часа - на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 4 часа (при шестидневной рабочей неделе).

Затем определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость: путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце. При этом за дни болезни, отпуска, неявок (приходящиеся на рабочие дни по календарю) в число отработанных человеко-часов условно включаются часы по предыдущему рабочему дню (в отличие от методологии, принятой для учета количества отработанных человеко-часов).

Существует упрощенный способ расчета средней численности.

Если у работающих в организации неполное рабочее время составляет 3,2 часа в день, то эти работники учитываются за каждый рабочий день как 0,4 человека.

Пример 2

В сентябре Сергеев отработал 22 рабочих дня, Фадеев - 10, Петров - 5.

Средняя численность неполностью занятых работников составила 0,7 человека (0,4 x 22 + 0,4 x 10 + 0,4 x 5) : 22 рабочих дня в сентябре). Эта численность учитывается при определении среднесписочной численности работников.

Следует отметить, что лица, переведенные на неполное рабочее время по инициативе администрации и без письменного согласия работника, учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы.

Льгота по уплате ЕСН предоставляется учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов на основании учредительных документов, в которых должны содержаться сведения о собственнике имущества данной организации, при наличии в учредительных документах организации записи о том, что они созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно - оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям - инвалидам и их родителям.

Льготы, указанные в подпункте 2 пункта 1 не распространяются на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 года №884 «Об утверждении товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)».

Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты ЕСН:

«Шины для автомобилей

Охотничьи ружья

Яхты, катера (кроме специального назначения)

Продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов)

Драгоценные камни и драгоценные металлы

Меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента)

Высококачественные изделия из хрусталя и фарфора

Икра осетровых и лососевых рыб

Готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов».

Статьей 181 НК РФ определен перечень подакцизных товаров и минерального сырья, подлежащих налогообложению:

«1. Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

В целях настоящей главы не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

лекарственные, лечебно - профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно - профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 270 мл;

подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;

товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин. Для целей настоящей главы под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.

Для целей настоящей статьи бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов С при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба».

При определении доли в 25 процентов, определяется именно доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда, а не доля выплат и вознаграждений инвалидов в суммарном объеме выплат и вознаграждений.

При определении выплат и вознаграждений учитываются все выплаты, в том числе и указанные в статье 238 НК РФ.

Организации, занимающиеся реализацией товаров по перечню, утверждаемому Правительством, лишаются льготы на весь налоговый период, даже при наличии одной операции или только посреднических операций.

Итак, с 2005 года организации станут чаще использовать льготы, выплачивая деньги инвалидам. ЕСН не будут облагаться первые 100 000 рублей, начисленные в течение года каждому из инвалидов, с которыми фирма заключила трудовой договор, а также работающих по гражданско-правовым договорам. Аналогичным образом будут обстоять дела и у общественных организаций инвалидов, а также у учреждений, созданных такими общественными организациями. Начиная с 2005 года они могут не уплачивать ЕСН с первых 100 000 рублей, начисленных людям, которые выполняют работы или оказывают услуги по гражданско-правовым договорам. Разумеется, такая же льгота сохранится и для тех работников, с которыми организация заключила трудовые договоры. Кстати, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации еще раз разъяснил, как организациям, применяющим данную льготу, рассчитать сумму единого социального налога, который нужно уплатить в федеральный бюджет (Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 июня 2004 года №4091/04). Для этого можно воспользоваться формулой:

ЕСНф = ЕСНп - ПВп - ЕСНлг + ПВлг, где:

ЕСНф - ЕСН, подлежащий уплате в федеральный бюджет;

ЕСНп и ПВп - ЕСН, направляемый в федеральный бюджет, и пенсионные взносы, начисленные на всю зарплату работника, соответственно;

ЕСНлг и ПВлг - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, и пенсионные взносы, приходящиеся на льготируемую часть зарплаты, - 100 000 рублей соответственно.

Пример 3.

ОАО «Кипарис» году заплатило Филимонову В.С. 240 000 рублей. Филимонов родился в 1961 году и является инвалидом II группы.

Сумма ЕСН, которую нужно перечислить в федеральный бюджет с зарплаты Филимонова, составляет:

(240 000 рублей х 20%) - (240 000 рублей х 14%) - (100 000 рублей х 20%) + (100 000 рублей х 14%) = 8400 рублей.

Сумма же пенсионных взносов, перечисленная на финансирование страховой части трудовой пенсии Филимонова, составит:

240 000 рублей х 14% = 33 600 рублей.

В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 января 2004 года №11420/03 в размер облагаемой единым социальным налогом базы не включаются суммы, от уплаты налога с которых налогоплательщик освобожден в соответствии со статьей 239 НК РФ, поскольку размер налоговой базы уменьшается при этом на сумму льготы. Применяемая в таком случае налоговая ставка определяется исходя из размера налоговой базы, оставшейся после произведенного вычета суммы льготы.

«3) налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода»;

При применении данного подпункта необходимо учитывать, что льгота применяется для такой категории налогоплательщиков, как индивидуальные предприниматели и адвокаты, являющиеся инвалидами I, II или III группы, а также к индивидуальным предпринимателям приравниваются члены крестьянского (фермерского) хозяйства.

Понятие дохода дано в статье 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 и 25 НК РФ.

В соответствии со статьей 248 главы 25 НК РФ к доходамотносятся:

«1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации)

2) внереализационные доходы».

Пунктом 1 статьи 249 главы 25 НК РФ определено, что:

«доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав».

Пользуясь льготой, индивидуальные предприниматели и адвокаты должны отчитываться в налоговые органы по форме, утвержденной Приказом МНС России от 13 ноября 2002 года №БГ-3-05/649 «Об утверждении форм налоговых деклараций: по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов; о предполагаемом доходе, подлежащем обложению единым социальным налогом, для индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и инструкций по их заполнению».

С 1 января 2005 года в соответствии с Законом №70-ФЗ утратила силу, фактически не применявшаяся, налоговая льгота указанная в подпункте 4:

«4) российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений».

так как с 2002 года выплаты в пользу третьих лиц не признаются в качестве объекта налогообложения. Одновременно данные выплаты, носящие безвозмездный характер, объектом налогообложения не признаются (пункт 1 статьи 236 НК РФ).

Таким образом, новый Закон №70-ФЗ с 1 января 2005 года отменил часть льгот по ЕСН, а часть льгот добавил. Все изменения можно представить в таблице.

Сняты льготы

Добавлены льготы

В виде выплат работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, 
не превышающих 2000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований: 1. сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам; 2. сумм возмещения (оплаты) работодателями своим бывшим работникам и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов (пункт 2 статьи 238 НК РФ).
Вместо этой льготы предусмотрена другая (колонка справа)

В сумме материальной помощи, выплачиваемой физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающей 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период (подпункт 15 пункта 1 статьи 238 НК РФ)

В виде сумм, выплачиваемых за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций (подпункт 8 пункта 1статьи 238 НК РФ)

Для организаций любых организационно-правовых форм в сумме выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо (а не только работника предприятия), являющееся инвалидом I, II или III группы (подпункт 1 пункта 1 статьи 239 НК РФ)

В виде выплат в денежной и натуральной формах, осуществляемых за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 рублей в год (подпункт 13 пункта 1 статьи 238 НК РФ)

Для всех налогоплательщиков, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ, в сумме выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо, а не только работника предприятия (подпункт 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ)

В виде выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1000 рублей включительно на одного работника за календарный месяц (подпункт 14 пункта 1 статьи 238 НК)

Для российских фондов поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам РФ в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений (подпункт 4 пункта 1 статьи 239 НК РФ)

Налогоплательщик может отказаться от льготы, установленной статьей 239 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Это возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Пунктом 2 статьи 56 НК РФ определено, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно статье 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН является календарный год.

Таким образом, налогоплательщик может отказаться от льготы, установленной статьей 239 НК РФ. Для этого ему необходимо представить в налоговый орган письменное заявление об отказе пользоваться льготой.

В случае, если налогоплательщик отказывается от предоставленной НК РФ льготы после начала календарного года, он должен произвести уплату ЕСН за весь налоговый период (включая предшествующие отчетные периоды). При этом уплата налога производится в сроки, установленные статьей 243 НК РФ.

В случае, если налогоплательщик производит уплату налога в сроки, более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах, то в соответствии со статьей 75 НК РФ, налогоплательщик обязан произвести уплату соответствующей суммы пени. Таким образом, помимо причитающихся к уплате за предшествующие отчетные периоды сумм ЕСН организация обязана с этих сумм уплатить соответствующие суммы пени.

Пункт 2 статьи 239 НК РФ утратил силу с 1 января 2003. Таким образом, в связи с отменой пункта 2 статьи 239 НК РФ с 1 января 2003 года на выплаты, производимые в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, ЕСН начисляется в общеустановленном порядке и в полном размере.

При этом возникает вопрос: следует ли на выплаты в пользу указанных лиц начислять страховые взносы в ПФР?

Минфин России указывает на то, что согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами, помимо граждан Российской Федерации, являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. В связи с этим с выплат в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными лицами, должна производиться уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, должен применяться налоговый вычет при исчислении ЕСН (Письмо Минфина России от 20 февраля 2004 года №04-04-04/24). Аналогичного ответа придерживается Минфин России в Письме от 27 августа 2004 года №03-05-02-04/4.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» только постоянно проживающие в Российской Федерации (то есть получившие вид на жительство) иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, (исключение составляют случаи, установленные федеральным законом или международным договором Российской Федерации) при наличии у них страхового стажа.

«Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В этой связи на выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу иностранных граждан, не имеющих вида на жительство в Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, так как эта категория иностранных граждан не имеет права на трудовую пенсию по стажу работы на территории Российской Федерации (Письмо УМНС Российской Федерации по городу Москве от 27 июня 2003 года №28-07/34871).

Налогоплательщикам можно посоветовать следующее. В случае заключения трудового или гражданско-правового договора, на вознаграждения по которому в соответствии с действующим законодательством должны начисляться страховые взносы в ПФР, с не имеющим вида на жительство иностранным гражданином или лицом без гражданства необходимо предпринять предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» действия с целью регистрации этого лица в качестве застрахованного и получения им страхового свидетельства государственного пенсионного страхования. Если откажут в регистрации данного физического лица, начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплаты в его пользу производить не следует.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты единого социального налога, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Единый социальный налог: постатейный комментарий».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Аттестат профбухгалтера ..
Порядок отражения в бухгалтерском учете средств целевого бюджетного финансирования ..
Общий режим налогообложения, применяемый сельскохозяйственными товаропроизводителями. Налог на прибы ..
Бухгалтерский учет в ломбардах ..
Выплаты при увольнении ..
Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость строительно-монтажными организациями ..
Ответственность заемщика за несвоевременный возврат займа или кредита ..
Внесение изменений и исправлений в трудовую книжку ..
Прочие доходы организации и их отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности ..
Доходы организации в бухгалтерском учете ..
Документальное оформление движения материально-производственных запасов ..
Возмещение причиненного постояльцами ущерба ..
Сертификация туристических услуг ..


Похожие документы из сходных разделов


Состав бухгалтерской отчетности. Пояснительная записка


Включение в состав бухгалтерской отчетности пояснительной записки является обязательным для всех организаций, за исключением бюджетных, а также общественных организаций и объединений, включая их структурные подразделения, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Право не представлять пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности имеют также субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сог

[ознакомиться полностью]

Признание суммовых разниц в бухгалтерском учете


Если платеж по договору осуществляется в рублях, но условия валютной оговорки и курс иностранной валюты, котируемой Банком России, по отношению к рублю меняется, то в бухгалтерском учете организации возникают суммовые разницы.

Организации, стараясь устранить неблагоприятные последствия нестабильности национальной валюты, устанавливают цену договора в иностранной валюте (или условных денежных единицах). Такая возможность предусмотрена пунктом 2 статьи 317 Гражданского кодекса, в соответствии с которым в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в

[ознакомиться полностью]

Налогоплательщики упрощенной системы налогообложения с учетом изменений, внесенных Федеральным законом №101-ФЗ от 21 июля 2005 г.


Прежде всего, напомним, что налогоплательщиками согласно статье 346.12 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (далее УСН) и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). При этом пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ установлено условие, при соблюдении которого организация имеет право перейти на УСН.

Президентом Российской Федерации 21 июля 2005 года был подписан Федеральный закон Российской Федерации №101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части втор

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100