Компенсации и льготы за вредные условия труда в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
Некоторые виды производств в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности содержат операции, выполняя которые, работник подвергает свое здоровье воздействию вредных факторов: физических, химических, биологических или каких-то иных. Поэтому таким работникам, занятым в тяжелых и вредных производствах, трудовое законодательство предоставляет определенные льготы и компенсации. К ним относятся различные виды дополнительных денежных выплат, дополнительные отпуска, выдача бесплатного питания, спецодежды и так далее.
Льготы и компенсации предусмотрены положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ).
Обратите внимание!
Согласно статье 147 ТК РФ перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда должен быть определен Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако этого перечень не установлен до сих пор. До его утверждения производственные промышленные предприятия имеют право использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (далее – Постановление №298/П-22). Инструкция по его применению утверждена Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 года №273/П-20 «Об утверждении инструкции о порядке применения списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день».
Сокращенный рабочий день.
В соответствии со статьей 92 ТК РФ продолжительность нормального рабочего времени для работников, занятых на вредных производствах сокращается на 4 часа в неделю. Эта льгота в отношении, например, целлюлозно-бумажной промышленности распространяется на следующие категории работников:
варщиков сульфитной целлюлозы;
загрузчиков колчеданных, серных печей и турм;
кислотчиков;
обмуровщиков кислотных резервуаров;
регенераторщиков сернистой кислоты;
слесарей-ремонтников, занятых в кислотных и сульфитно-варочных цехах;
сцежников.
В деревообработке сокращенный рабочий день предусмотрен для составителя лаков, занятого приготовлением лаков, красок, шпатлевки, мастики, грунтовки, политур, содержащих бензол и их дериваты (толуол, ксилол и сложные спирты), стирол и формальдегид.
Повышенная оплата труда.
В соответствии со статьей 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
В соответствии со статьей 147 ТК РФ оплата труда работников устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), предусмотренными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Размеры и порядок выплаты компенсаций за работу, связанную с тяжелыми и вредными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Кроме того, такие компенсации должны быть предусмотрены в коллективном и в трудовых договорах, на это указывает статья 219 ТК РФ.
До тех пор пока Правительством не установлены размеры компенсаций, производственные организации вправе руководствоваться отраслевыми перечнями, указанных работ, утвержденными Постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС.
Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года №387/22-78 «Об утверждении типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда».
Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Здесь, в частности следует обратить внимание, что в пункте 1.2.2 «Отраслевого соглашения по лесопромышленному комплексу Российской Федерации на 2003- 2005 годы», зарегистрированному Минтрудом Российской Федерации 23 декабря 2002 года №8671-ВЯ отмечено, что:
«За работу с тяжелыми и вредными условиями труда - от 15 до 25 процентов тарифной ставки; с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - до 50 процентов тарифной ставки. Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда и размеры доплат устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест и включаются в коллективный договор».
Обратите внимание!
В отношении налогообложения НДФЛ И ЕСН данных сумм следует обратить внимание, что они не относятся в состав компенсационных выплат, а приравниваются к суммам на оплату труда. Поэтому исчисление налога на доходы физических лиц и ЕСН производится в обычном порядке.
Дополнительные отпуска.
Работникам, связанным с тяжелыми и вредными условиями труда в соответствии с положениями статьи 117 ТК РФ ежегодно предоставляются дополнительные отпуска.
Нужно отметить, что Постановление №298/П-22 содержит огромное количество работников, относящихся к рассматриваемой отрасли экономики, которым предоставляется дополнительный отпуск.
В зависимости от профессии и должности, работнику, занятому во вредном производстве, относящемуся к лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности может быть предоставлен дополнительный отпуск в размере от 6 до 18 рабочих дней.
Обратите внимание, на то, что в пункте 8 Инструкции, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 года №273/П-20 «Об утверждении инструкции о порядке применения списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» содержится положение, противоречащее нормам ТК РФ, то есть при определении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск, ранее учитывалось время, когда работник не работал, а место за ним сохранялось.
В соответствии со статьей 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный дополнительный отпуск, включается только время фактически отработанное работником в таких условиях. Все иные периоды не входят в стаж, необходимый для получения права на дополнительный отпуск.
А так как в соответствии со статьей 423 ТК РФ нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу ТК РФ, продолжают применяться, но лишь в части, не противоречащей ТК РФ, то, следовательно, при определении необходимого стажа следует руководствоваться статьей 121 ТК РФ.
Исходя из этого производственная организация, обязана организовать отдельный учет рабочего времени, дающего право на дополнительный отпуск.
Обратите внимание!
Статьей 120 ТК РФ установлено, что дополнительные (впрочем, как и основные) отпуска исчисляются в календарных днях. В Постановлении же №298/П-22 количество дней установлено в рабочих днях. Чтобы избавиться от этого «разночтения» организации следует указать в коллективном договоре какое количество календарных дней соответствует рабочим дням.
Оплата дополнительного отпуска в целях налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) относится в состав расходов на оплату труда. При этом следует иметь в виду, что в целях главы 25 НК РФ расходы на дополнительный отпуск могут быть учтены при налогообложении, только в том случае, если отпуск, предоставляемый работнику, работодателем не превышает срока, предусмотренного в Постановлении №298/П-22. Если же продолжительность дополнительного отпуска превышает указанные нормы, то организация-работодатель оплату «сверхнормативных» дней должна отнести в состав расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль (пункт 24 статьи 270 НК РФ).
Бесплатная выдача спецодежды.
Заключая с работником трудовой договор, работодатель несет определенные обязанности в отношении данного работника, то есть он должен обеспечить безопасные условия работы и охрану труда. Одной из таких обязанностей является обеспечение работника специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты. Согласно статье 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:
«Приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».
Правила обеспечения работников спецсредствами утверждены Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 18 декабря 1998 года №51 «Об утверждении правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
Нормы смывающих и обеззараживающих средств и порядок их выдачи утверждены Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 4 июля 2003 года №45 «Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обеззараживающих средств, порядка и условий их выдачи».
Выдача специальной одежды и обуви осуществляется в соответствии нормами, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 30 декабря 1997 года №69 «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики».
Обратите внимание!
Предоставление работодателем бесплатной спецодежды и обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обеззараживающих средств представляет собой именно компенсационные выплаты, связанные с исполнением работником трудовых обязанностей. А суммы компенсационных выплат в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации не подлежат налогообложению НДФЛ (статья 217 НК РФ) и ЕСН (статья 238 НК РФ). Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» года на эти суммы не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Более подробно с вопросами, касающимися деятельности предприятийлесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Производство и торговля в лесной деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности».
Бухгалтерский и налоговый учет у арендодателя. Учет затрат по улучшению имущества, переданного в аренду
Улучшения имущества, являющегося предметом аренды, могут быть произведены как арендодателем, так и арендатором. Улучшения подразделяются на отделимые и неотделимые.
К отделимым улучшениям относятся те, которые можно отделить от объекта аренды без ущерба для самого объекта.
К неотделимым улучшениям относятся те, которые не могут быть отделены от объекта без причинения ему вреда.
Оптимальным вариантом является квалификацию улучшений как отделимые или неотделимые, либо просто ремонт поручить специалистам организации, создающей эти улучшения и иметь для налоговых органов соотв
Особенности учета возврата товаров, в случае если покупатель или продавец применяют упрощенную систему налогообложения
Возврат поставщику нереализованного товара, к которому у покупателя нет претензий по качеству, является реализацией по договору купли-продажи, согласно статьи 454 ГК РФ, так как в данной ситуации организация-поставщик со своей стороны соблюдает все условия договора поставки, в частности товар по качеству соответствует требованиям, указанным в договоре.
При этом покупатель, при возврате ставший продавцом, сначала зачитывает «входной» НДС при покупке товара, а потом ставит эту же сумму НДС к начислению при реализации товара (возврате нереализованного товара). Бывший продавец, наоборот,
Экологические платежи в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
Трудно представить себе производственную организацию, которая не оказывает негативного воздействия на окружающую среду: это и выбросы в атмосферу, сбросы загрязняющих веществ в водоемы и, конечно же, размещение отходов производства. Естественно, что любое государство разрабатывает ряд мер, направленных на охрану и восстановление окружающей среды.
Основным нормативным документом, регулирующим вопросы охраны окружающей среды в России, является Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с указанным законом, одним из методов экономического