Особенности налогообложения организаций оптовой торговли. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость является, пожалуй, самым сложным налогом в существующей системе налогообложения Российской Федерации.
Как известно, налоги можно разделить на прямые и косвенные. Прямые налоги, взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенные же налоги не зависят от доходов, они устанавливаются в виде надбавок к ценам или тарифам. Производители и продавцы товаров и услуг реализуют их по ценам с учетом таких надбавок.
Налог на добавленную стоимость относится именно к косвенным налогам. Порядок исчисления, уплаты и учета данного налога определен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на добавленную стоимость». Для организаций, занимающихся оптовой торговлей, порядок исчисления этого налога не содержит каких либо специальных положений, то есть, если организация торговли является плательщиком НДС, она исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке.
В процессе осуществления своей деятельности торговые организации осуществляют продажу (реализацию) товаров. В соответствии с нормами главы 21 «Налог на добавленную стоимость», а именно статьи 146 НК РФ, операции по реализации товаров на территории Российской Федерации являются объектом налогообложения по НДС.
Обратите внимание!
Объектом налогообложения является реализация товаров именно на территории Российской Федерации.
Если товары реализуются на территории иностранного государства, то реализация этих товаров не является объектом налогообложения. Суммы НДС, уплаченные поставщикам при производстве (приобретении) этих товаров, к вычету не принимаются и учитываются в их стоимости (данное правило установлено пунктом 2 статьи 170 НК РФ).
Место реализации товаров устанавливается в соответствии с правилами статьи 147 НК РФ, согласно которой товар считается реализованным в России, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Итак, применительно к торговле, объектом налогообложения является реализация товаров на территории Российской Федерации. Стоимостная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу, которую налогоплательщики - торговые организации в общем случае определяют в соответствии с положениями пункта 1 статьи 154 НК РФ:
«Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога».
Фактически это означает, что для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки, и пока не доказано обратное, считается что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Таким образом, налоговая база по НДС в организациях торговли представляет собой стоимость реализованных товаров, по которым они реализуются покупателям за минусом НДС.
Обратите внимание!
Работники налогового ведомства имеют право проверить правильность применения цен лишь в случаях:
осуществления сделки между взаимозависимыми лицами;
когда сделка носит характер товарообменной (бартерной) операции;
при осуществлении внешнеторговых сделок;
при отклонении цены сделки более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в течение непродолжительного времени.
Если налоговый орган установит, что цена сделки, примененная налогоплательщиком, отклоняется более чем на 20% от рыночной цены, то не исключена ситуация, что организации придется пересчитать сумму налога, исчисленную исходя из рыночной цены на товары. Кроме того, не удастся избежать штрафных санкций.
Если торговая организация осуществляет реализацию сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), то налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 НК РФ с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. Иначе говоря, в этом случае торговая организация обязана исчислить НДС с разницы между продажной ценой с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. Данное положение установлено пунктом 4 статьи 154 НК РФ.
Указанный порядок применяется в отношении сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации от 16 мая 2001 года №383 «Об утверждении Перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)».
Очень важным моментом при исчислении налога на добавленную стоимость является момент возникновения налогооблагаемой базы.
Мы уже обращали внимание читателя на этот момент, когда рассматривали вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения. Однако, не лишне будет напомнить, что в соответствии с требованиями статьи 167 НК РФ организация может выбрать момент возникновения налоговой базы по НДС либо «по оплате», либо «по отгрузке».
Согласно статье 167 НК РФ:
«1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)».
Это означает, что если налогоплательщик выбирает моментом возникновения «отгрузку», то НДС начисляется в бюджет после перехода права собственности на реализованные товары, независимо от того оплатил их покупатель или нет.
Если же налогоплательщик выбирает «оплату», то НДС начисляется к уплате в бюджет только после получения оплаты за проданный товар.
Налогоплательщикам, занимающимся экспортом товаров, следует обратить особое внимание на пункт 9 статьи 167 НК РФ, согласно которому установлен особый момент определения налоговой базы при реализации товаров:
«При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи».
Обратите внимание!
Порядок отражения операций по реализации товаров в бухгалтерском учете не зависит от избираемого момента определения налоговой базы.
По общему правилу операции по реализации товаров в бухгалтерском учете отражаются в момент отгрузки товаров (исключение составляет лишь реализация товаров по договорам с особым переходом права собственности).
Однако использование метода «оплаты» имеет один нюанс, на котором следует заострить внимание читателя.
Если организация торговли выбирает моментом определения налоговой базы по НДС «оплату», то, осуществляя операции по реализации товаров, начисление налога на добавленную стоимость в бухгалтерском учете производится с помощью счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «НДС отложенный», иначе говоря, организация откладывает момент начисления налога в бюджет, до поступления оплаты.
При поступлении оплаты, у организации возникает обязанность по начислению и уплате налога в бюджет, поэтому в учете это отражается следующим образом:
Дебет 76 субсчет «НДС отложенный» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».
Налоговое законодательство по НДС (статья 164 НК РФ) предусматривает несколько ставок налога для торговых операций, а именно:
0%,10%,18%.
Нулевая ставка налога используется при экспортных операциях, причем налогоплательщик, осуществляющий реализацию товаров в таможенном режиме экспорта, имеет определенную льготу: при использовании 0% ставки он имеет право на вычет «входного» НДС. Порядок возмещения «входного» налога определен статьей 165 НК РФ.
Перечень товаров, при реализации которых используется ставка 10% достаточно большой, он установлен пунктом 2 статьи 164 НК РФ. Обратите внимание, данный перечень закрытый и расширению не подлежит.
Во всех остальных случаях реализация товаров производится по ставке 18%.
Осуществляя операции, признаваемые объектом налогообложения, торговая организация начисляет сумму налога, подлежащую уплате, а затем определяет окончательную сумму налога, которую следует уплатить в бюджет.
При расчете окончательной суммы налога, из суммы начисленного налога вычитаются суммы НДС, уплаченного поставщикам, в соответствии с требованиями статьи 171 НК РФ.
Для отражения операций по налогу на добавленную стоимость в бухгалтерском учете организации используются счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».
Все суммы, так называемого «входного» налога, предварительно собираются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». То есть по дебету счета 19 указываются суммы НДС, отраженные в документах, полученных от поставщиков, в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При этом организация торговли - налогоплательщик НДС, обязана организовать раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость по оплаченным ценностям и ресурсам, подлежащим оплате.
Суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета, списывают с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» только после оплаты поставщикам за принятые к учету материальные ценности.
Помните!
Если в расчетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) сумма налога не выделена отдельной строкой, то исчисление его самостоятельно расчетным путем не производится.
Сумма налога, начисленная налогоплательщиком по объектам налогообложения, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» в корреспонденции со счетами реализации, как правило, это счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», а в случае получения авансовых платежей со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «НДС с авансов». Здесь следует обратить внимание на следующее. Начисление НДС с суммы авансового платежа можно отражать в учете двумя способами:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Авансы полученные» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» или
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».
Поэтому налогоплательщики часто задают вопросы, какая из возможных проводок является наиболее правильной?
Сразу скажем, что оба варианта имеют право на жизнь. Однако обычно организации пользуются первой проводкой, связано это больше со сложившейся практикой отражения данной операции в бухгалтерском учете.
Сторонники же счета 76, основывают свое мнение на том, что, дебетуя 62 счет на сумму НДС с аванса, организация тем самым занижает сумму расчетов с покупателем. Посудите сами, допустим, организация получила аванс 118 000 рублей, заплатила с него НДС – 18 000 рублей. В итоге сальдо по счету 62 – 100 000 рублей. Хотя фактически аванс составляет 118 000 рублей. То есть схема с использованием счета 76 более наглядна, и более адекватно отражает положение дел в организации.
Но, как мы уже сказали, организация может использовать любой из приведенных выше способов отражения НДС по авансам. При этом выбранный метод желательно указать в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.
После определения дебетового и кредитового оборотов по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.
Рассмотрим на конкретном примере, как определяется организацией оптовой торговли сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет за отчетный период.
Пример 1.
ООО «Сатурн» занимается оптовой продажей бытовой техники. Организация является плательщиком НДС, момент определения налоговой базы по НДС – «отгрузка», платит НДС помесячно.
В июне организация приобрела товаров на сумму 708 000 рублей, в том числе НДС – 108 000 рублей. Задолженность перед заводом-изготовителем погашена. За отчетный период организация реализовала покупателям товаров на сумму 1 180 000 рублей, в том числе НДС – 180 000 рублей. Себестоимость товара составляет 800 000 рублей.
В июне ООО «Сатурн» получило аванс от покупателя под предстоящую поставку товаров на сумму 354 000 рублей, в том числе НДС – 54 000 рублей.
Кроме того, в течение отчетного периода, ООО «Сатурн» были приобретены услуги сторонних организаций на сумму 23 600 рублей (в том числе НДС). Услуги сторонних организаций оплачены.
Рабочим Планом счетов предусмотрено, что текущие расчеты с покупателями организация отражает на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 62-1 «Текущие расчеты с покупателями», авансовые платежи отражаются на субсчете 62-2 «Авансы полученные».
В бухгалтерском учете ООО «Сатурн» отражение данных операций будет произведено следующим образом.
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
В июне
41
60-1
600 000
Принят к учету товар от завода-изготовителя
19
60-1
108 000
Учтен НДС по поступившему товару от поставщика
60-1
51
708 000
Погашена задолженность перед поставщиком
68
19
108 000
Принят к вычету НДС
62-1
90-1
1 180 000
Отгружены товары покупателям
90-3
68
180 000
Начислен НДС с оборотов по реализации товара
51
62-1
1 180 000
Получена оплата от покупателей за товары
51
62-2
354 000
Получен аванс от покупателя
76
68
54 000
Начислен НДС с суммы аванса
44
60,76
20 000
Отражены в составе расходов на продажу услуги сторонних организаций
19
60,76
3 600
Учтен НДС по услугам сторонних организаций
60,76
51
23 600
Оплачены услуги сторонних организаций
68
19
3 600
Принят к вычету НДС по услугам
90-2
41
800 000
Списана себестоимость товара на реализацию
90-2
44
20 000
Списаны расходы на продажу
90-9
99
180 000
Заключительными оборотами за июнь отражен финансовый результат
В июле
68
51
122 400
Перечислен НДС в бюджет по итогам июньской декларации
ООО «Сатурн» сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за июнь, определило следующим образом:
180 000 рублей + 54 000 рублей = 234 000 рублей,
из них 180 000 рублей – сумма налога, исчисленная с оборотов по реализации, 54 000 рублей – сумма налога с авансового платежа;
Сумма налогового вычета, на который имеет право в июне ООО «Сатурн» составляет:
108 000 рублей + 3 600 рублей =111 600 рублей,
где 108 000 рублей - сумма «входного» НДС, уплаченного заводу-изготовителю при приобретении партии товаров, 3 600 рублей – сумма «входного» налога по услугам сторонних организаций.
Исходя из этих данных, сумма налога, причитающаяся к уплате, составила 234 000 рублей – 111 600 рублей = 122 400 рублей.
Как видим, исчисление налога налогоплательщиком-организацией торговли производится в общем порядке.
В то же время, помимо собственно реализации товаров (работ, услуг), НК РФ устанавливает дополнительные основания для возникновения налоговой базы по НДС, - в случае получения налогоплательщиком сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Получение этих сумм тесно связано с реализацией товаров (работ, услуг), и имеет свои особенности исчисления и уплаты налога. Мы не случайно, привели пример, с получением аванса.
Согласно статье 162 НК РФ:
«1. Налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы:
1) авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Положения настоящего подпункта не применяются в отношении авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации);
2) полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);
3) полученных в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента;
4) полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса;
2. Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со статьями 147 и 148 настоящего Кодекса не является территория Российской Федерации».
Согласно положениям главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров. На этот момент следует обратить особое внимание, так как торговые организации, заключая договора с покупателями, часто предусматривают суммы штрафных санкций за нарушение условий договора. Поэтому, если в дальнейшем, например, при нарушении сроков оплаты, покупатель перечисляет суммы основного долга за товар и суммы штрафов, то полученные штрафные санкции также будут попадать под налогообложение НДС, как суммы, связанные с расчетами по оплате товаров.
Таким образом, если у торговой организации, в течение отчетного периода, помимо реализации товаров, являющейся безусловным объектом налогообложения по НДС, были осуществлены хозяйственные операции по получению денежных средств, связанных с оплатой товаров по перечисленным выше основаниям, то налоговая база по данному налогу должна быть увеличена на сумму полученных денежных средств.
Обратите внимание!
Налоговая ставка, применяемая в данной ситуации, будет определяться в соответствии с пунктом 4 статьи 164 НК РФ, согласно которой:
«При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 настоящего Кодекса, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 настоящего Кодекса, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки».
Обратите внимание!
Авансовые платежи, относящиеся к реализации товаров, освобождаемых от налогообложения, а также в отношении товаров, местом реализации которых не является территория Российской Федерации, не увеличивают налогооблагаемую базу налогоплательщика по НДС.
Бухгалтеру торговой организации следует обратить внимание на статью 149 НК РФ, в которой перечислены операции, освобождаемые от налогообложения. В части торговой деятельности заслуживают внимания следующие моменты:
Пункт 2 статьи 149 НК РФ:
«Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных)».
Таким образом, если торговая организация реализует медицинские товары отечественного и зарубежного производства по перечню товаров, освобождаемых от НДС, то такие операции освобождены от налогообложения. В настоящее время существуют следующие перечни медицинских товаров:
Переченьважнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, утвержденный Постановлением Российской Федерации от 17 января 2002 года №19 «Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».
Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года №998 «Об утверждении Перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».
Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), утвержденныйПостановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года №240 «Об утверждении Перечня линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».
Кроме того, согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налогообложения освобождается реализация похоронных принадлежностей. При этом необходимо иметь в виду, что от налогообложения освобождается реализация только тех похоронных принадлежностей, которые включены в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2001 года №567 «Об утверждении перечня похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость».
Подпункт 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ выводит из под налогообложения операции по реализации почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов. При этом необходимо иметь в виду, что указанное освобождение не распространяется на перепродажу знаков почтовой оплаты по ценам, превышающим их номинальную стоимость.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила регистрации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года №35 «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства».
Обратите внимание!
Статья 149 НК РФ содержит перечень операций, не подлежащих обложению налогом. Можно ли считать, что такие освобождения являются льготой? Попробуем разобраться. Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ:
«Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».
Указанная статья 149 НК РФ как раз позволяет не уплачивать налог с перечисленных операций.
А раз это льгота, то налогоплательщик имеет право на основании пункта 2 статьи 56 НК РФ отказаться от ее использования либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если это не противоречит нормам налогового законодательства.
Можно ли отказаться от использования льгот, установленных статьей 149 НК РФ (Приложение №4)?
Статья 149 НК РФ содержит два вида льгот:
льготы, от использования которых, налогоплательщик может отказаться;
льготы, от которых налогоплательщик отказаться не вправе.
Перечень льгот, для которых предусмотрена возможность отказа, установлен пунктом 3 статьи 149 НК РФ, на льготы, установленные пунктом 2 данное правило не распространяется. Таким образом, торговая организация вправе отказаться от использования льготы только при реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обратите внимание!
Если организация торговли осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и освобождаемые от него, то она в обязательном порядке должна вести раздельный учет таких операций (пункт 4 статьи 149 НК РФ).
Кроме того, необходимость раздельного учета в торговых организациях возникает и в связи с тем, что налоговое законодательство предусматривает различные ставки налога при реализации товаров. И хотя перечень товаров, которые облагаются налогом по ставке 10% достаточно обширный, все-таки основная ставка НДС – 18%, и нередко оптовые организации торговли осуществляют реализацию товаров с разными ставками налога. Несмотря на то, что сам НК РФ не обязывает налогоплательщика вести раздельный учет при реализации товаров по разным ставкам (в отличии от одновременного осуществления налогооблагаемых и освобожденных от налогообложения операций), на наш взгляд делать это необходимо, так как в противном случае налог будет исчисляться по максимальной ставке со всего объема реализации.
Ведение же раздельного учета в разрезе применяемых ставок позволит определить налоговую базу отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам (пункт 1 статьи 153 НК РФ), а затем воспользоваться правилами пункта 1 статьи 166 НК РФ:
«Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз».
Нужно отметить, что оптовые торговые организации не испытывают особых сложностей для организации раздельного учета, в отличие от розничных организаций торговли. При осуществлении оптовых продаж, продавец-налогоплательщик НДС на каждую операцию по реализации товара выписывает покупателю счет-фактуру, в котором по каждому виду товаров указывается применяемая ставка налога и сумма налога, исчисленная с этой ставки.
Обязанность налогоплательщика по выписке счетов-фактур предусмотрена главой 21 «Налог на добавленную стоимость», а именно статьей 169 НК РФ.
Напоминаем!
Счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товара.
В расчетных документах и в счетах-фактурах сумма налога выделяется отдельной строкой.
Если торговая организация реализует товары, реализация которых освобождена от налогообложения, то в этом случае выписывается счет-фактура без выделения соответствующей суммы налога, при этом на счете-фактуре делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».
Выставленный счет-фактура в соответствии с требованием пункта 3 статьи 169 НК РФ регистрируется в книге продаж, форма которой предусматривает раздельный учет товаров в разрезе используемых ставок налога и продаж, освобожденных от налога. По окончании каждого налогового периода налогоплательщик использует итоговые показания граф книги продаж при заполнении налоговой декларации. Таким образом, налогоплательщику не требуется специального выделения в учете реализации товаров, осуществляемых по разным ставкам.
Однако в связи с тем, что в книгу продаж, наряду с операциями по реализации товаров, заносятся и суммы налога, начисленные по другим основаниям, например, суммы аванса или иные платежи, связанные с расчетами за товары, то организация торговли перед заполнением налоговой декларации видимо должна составить специальную бухгалтерскую справку, где из общей суммы налога начисленного к уплате, следует выделить суммы НДС, относящиеся к разным видам доходов.
Обратите внимание!
Порядок заполнения счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года №914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
По данным этих документов организация торговли заполняет налоговую декларацию и предоставляет ее в налоговый орган. Частота предоставления деклараций зависит от налогового периода по НДС, который налогоплательщики определяют в соответствии с правилами статьи 163 НК РФ, согласно которой:
«1. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи.
2. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал».
Уплата сумм налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Более подробно с вопросами, касающимися учета и налогообложения в торговых организациях, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Торговая деятельность».
Услуги телеграфной связи предоставляются пользователям на основании договора о предоставлении услуг телеграфной связи (статья 420 – 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)). Оператор связи обязан заключить с пользователем договор о предоставлении услуг телеграфной связи, кроме случаев, когда он докажет отсутствие возможности предоставить пользователю услуги телеграфной связи.
Договор о предоставлении услуг телеграфной связи считается заключенным с момента выдачи оператором связи пользователю чека контрольно - кассовой машины или квитанции установленной, Министерств
Особенности налогообложения санаторно-курортной деятельности
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Следует отметить, что особенностью санаторно-курортной деятельности является то, что при оказании медицинских услуг, санаторно-курортные организации вправе использовать льготу, установленную подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в отношении медицинских услуг.
Напомним, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года №499 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности»:
Организация бухгалтерского учета в бюджетных медицинских учреждениях
В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации:
«Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов».