Лицензирование компаний осуществляющих освоение природных ресурсов
В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Вопросы лицензирования в нашей стране регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет не все сферы деятельности, на которые необходимо получить специальное разрешение. В соответствии со статьей 1 указанного закона его действие не распространяется на деятельность по использованию природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (статья 11 Закона №2395-1).
Виды лицензий определены разделом 6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 №3314-1 «О порядке введения в действие положения о порядке лицензирования пользования недрами», согласно которому различают следующие виды лицензий: для геологического изучения недр, для добычи полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для образования особо охраняемых объектов.
При применении данного документа следует учитывать, что выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами осуществляет Федеральное агентство по недропользованию, на что указано в Постановлении Правительства РФ от 17 июня 2004 №293.
Виды деятельности, на которые субъект хозяйственной деятельности, занятый в сфере освоения природных ресурсов должен получить лицензии, перечисленные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 июня 2002 года №382 «О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ» (далее Положение №382).
В связи с тем, что Федеральным законом от 2 июля 2005 года №80-ФЗ в Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» были внесены изменения, в частности с 17 июля 2005 года было отменено лицензирование таких видов деятельности:
переработка нефти, газа и продуктов их переработки;
транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;
хранение нефти, газа и продуктов их переработки;
деятельность по эксплуатации газовых сетей.
Поэтому с указанного момента субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие вышеперечисленные виды деятельности не подлежат лицензированию.
Обратите внимание!
Деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов прекращается с момента вступления в силу соответствующих технических регламентов.
УЧЕТ РАСХОДОВ НА СЕРТИФИКАЦИЮ СОБСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Требования государства в той или иной области бизнеса не ограничиваются только лицензированием. Некоторые виды продукции промышленных производств подлежат обязательной сертификации, касается это и продукции добывающих производств. Перечень продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация, установлен Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 июля 2002 года №64 «Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация».
Сертификация может быть как обязательной, так и добровольной и проводится она в целях определения соответствия товаров, продукции, работ и услуг установленным стандартам.
Порядок проведения сертификации утвержден Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании». По окончании процедуры проведения сертификации организация получает сертификат соответствия, который выдается на определенный срок.
Сертификация продукции процедура не бесплатная. В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» работы по обязательной сертификации подлежат оплате заявителем. Однако, произведя такие расходы, организация не всегда правильно отражает их в бухгалтерском и налоговом учете. Поэтому остановимся на этих расходах несколько подробнее сейчас, чтобы при рассмотрении вопросов формирования себестоимости продукции, к нему уже не возвращаться.
В бухгалтерском учете производственной организации расходы на обязательную сертификацию собственной продукции в соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» представляют расходы по обычным видам деятельности. В соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» они признаются в том отчетном периоде, в котором организация их осуществила, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.
Однако есть еще один бухгалтерский документ, на который в данном случае организация должна обратить внимание. Речь идет о пункте 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н, в котором указано, что:
«Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся».
А сертификат соответствия на выпускаемую продукцию, как мы уже отметили, выдается на определенный срок, который определяется соответствующим техническим регламентом. Исходя из этого, если срок действия сертификата соответствия превышает один месяц, то расходы на сертификацию, первоначально следует отразить в составе расходов будущих периодов. Списывать стоимость сертификата на затратные счета организация будет постепенно в порядке, установленном распоряжением по организации (равномерно, пропорционально объему продукции и так далее) в течение срока действия сертификата.
В налоговом учете затраты на обязательную сертификацию собственной продукции, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Дата возникновения расходов по сертификации зависит от применяемого налогоплательщиком в целях налогообложения метода признания доходов и расходов: начисления или кассового.
Если организация использует метод начисления, то на основании пункта 1 статьи 272 НК РФ, затраты на сертификацию необходимо относить на расходы, учитываемые для налогообложения, равными частями в течение срока действия сертификата. Поскольку для целей налогообложения прибыли расходы на сертификацию учитываются так же, как и в бухгалтерском учете, различий между бухгалтерской прибылью и налогооблагаемой базой по налогу на прибыль не будет.
В НК РФ нет указаний на то, обязательной или добровольной должна быть сертификация, следовательно, расходы на проведение добровольной сертификации, так же как и расходы на проведение обязательной сертификации могут быть учтены при расчете налога на прибыль, главное, чтобы эти расходы были экономически оправданы и документально подтверждены.
Пример 1.
ЗАО «Нефтекомбинат» в марте 2005 года проводит сертификацию своей продукции (природного газа). Затраты на проведение сертификации составили 8 496 рублей (в том числе НДС 1 296 рублей). Для проведения сертификации переданы образцы готовой продукции, себестоимость которых составила 1 400 рублей. Расходы по сертификации оплачены в марте, организация 1 апреля получила сертификат соответствия сроком на 3 года.
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
Март
60
51
8 496
Перечислена плата за проведение сертификации
Апрель
97
60
7 200
Отражена стоимость полученного сертификата
19
60
1 296
Учтен НДС по расходам
97
43
1 400
Списана себестоимость готовой продукции, переданной для проведения сертификации
68
19
1 296
Принят к вычету НДС
Ежемесячно в течение срока действия сертификата
20
97
238,89
Отнесены на затраты расходы по проведению сертификации ((7200 рублей + 1400 рублей) : 36 месяцев)
Однако по поводу списания расходов на сертификацию в налоговом учете существует и иная точка зрения. Некоторые специалисты считают, что расходы на сертификацию продукции организация может не распределять по отчетным периодам, а списать их единовременно. И ссылаются они при этом на все ту же статью 272 НК РФ. А именно, на подпункт 3 пункта 7, где сказано, что расходы в виде средств, потраченных на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы, принимаются к налоговому учету на дату:
расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
последний день отчетного (налогового) периода.
В случае сертификации продукции мы имеем, договор между организацией и сертифицирующим органом, согласно которому последний выполняет некий перечень работ (статья 20 и статья 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»). Следовательно, когда эти работы будут завершены, и налогоплательщик получит документы, подтверждающие его расходы, сделка будет закончена, и организация имеет право уменьшить налогооблагаемый доход на эти расходы.
Заметьте: как правило, налоговые органы придерживаются того мнения, что расходы на сертификацию нужно списывать равными частями в течение всего срока действия сертификата. Например, такая точка зрения высказывалась работниками налогового ведомства в Методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций», утвержденных Приказом МНС Российской Федерации от 20 декабря 2002 года №БГ-3-02/729. Даже, несмотря на то, что действие указанных Методических рекомендаций было отменено Приказом ФНС Российской Федерации от 21 апреля 2005 года №САЭ-3-02/173 @ «О признании утратившими силу методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй налогового кодекса Российской Федерации», практика показывает, что «на местах» налоговики по-прежнему требуют от налогоплательщика именно такого порядка списания расходов на сертификацию.
Поэтому если организация спишет данные расходы единовременно, то, возможно, что свою правоту ей придется отстаивать в суде.
Обратите внимание!
С 1 января 2006 года налогоплательщик вправе использовать самостоятельность при списании подобных расходов в налоговом учете. Такое право ему предоставляет «новая» редакция абзаца 2 пункта 1 статьи 272 НК РФ, измененная Федеральным законом от 6 июня 2005 года №58-ФЗ:
«Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно».
Поэтому, на наш взгляд, с 1 января 2006 года споры по поводу списания расходов на получение сертификата, больше возникать не будут.
А вот организации, применяющие кассовый метод, могут расходы на сертификацию учесть в составе расходов единовременно после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.
И еще на один момент хотелось бы обратить внимание...
Услуги по сертификации подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Естественно, что орган по сертификации выдает заявителю счет-фактуру на стоимость своих услуг, увеличенных на сумму налога. НДС, уплаченный за проведение работ по сертификации, налогоплательщик НДС имеет право возместить из бюджета, на основании статей 171 и 172 НК РФ. Но при использовании права на вычет, как правило, у бухгалтера возникает вопрос: можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму «входного» НДС или же это нужно делать частями по мере отнесения части стоимости сертификата соответствия, на расходы?
Нужно сказать, что по этому вопросу существует две точки зрения: одна - принять к вычету «входной» НДС по услугам сертифицирующего органа можно сразу, вторая – сумму «входного» налога необходимо возмещать поэтапно.
Мы приведем обе точки зрения, а какую из них выбрать, организация, осуществившая сертификацию продукции, решает сама.
НДС по услугам сертификации возмещается поэтапно.
Производственная организация, получившая сертификат соответствия на изготовленную продукцию, первоначально отражает затраты, связанные с его получением, на счете 97 «Расходы будущих периодов». В соответствии со статьей 170 Налогового кодекса РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы (налога на прибыль) организации.
Это означает, что по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» должна быть учтена сумма расходов на сертификацию за минусом НДС (при наличии соответствующего счет - фактуры). НДС по приобретенной услуге учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Списываются расходы будущих периодов на издержки производства и обращения равными частями в течение срока действия сертификата. Следовательно, и суммы НДС должны приниматься к вычету, аналогичным образом.
НДС возмещается по услугам сертификации сразу в полном объеме.
Текст главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не содержит прямого указания, что принимать к вычету НДС по расходам будущих периодов следует только в момент списания таких расходов на себестоимость продукции, то есть поэтапно. Налоговое законодательство предъявляет четыре требования, которые обязан выполнить налогоплательщик НДС, претендующий на вычет:
приобретенные товары (работ, услуги) должны использоваться налогоплательщиком для осуществления налогооблагаемых операций;
товары (работы, услуги) должны быть приняты налогоплательщиком к учету;
приобретенные товары (работы, услуги) должны быть оплачены;
на руках у налогоплательщика должны быть документы, оформленные надлежащим образом.
В случае получения производственной организацией сертификата соответствия на изготавливаемую продукцию, что мы имеем:
сертификат требуется организации, для осуществления налогооблагаемой деятельности;
сертифицирующий орган оказал услугу по сертификации (на основании подписания акта выполнения услуги);
организация приняла услугу к учету, - бухгалтер отразил стоимость услуги на балансе в составе расходов будущих периодов;
на руках у организации, имеется счет-фактура и документы об оплате.
То есть у организации – налогоплательщика НДС выполнены все требования налогового законодательства, поэтому можно поставить к вычету весь «входной» НДС сразу.
Использование второй точки зрения, может привести к судебному разбирательству, однако аргументы, которые помогут налогоплательщику отстоять свою правоту, мы привели. Если Вы не готовы вступить в спор с налоговым органом, воспользуйтесь первой точкой зрения.
Обратите внимание!
С 1 января 2006 года требование об оплате приобретенных товаров (работ, услуг), предъявляемое к налогоплательщику, претендующему на вычет, фактически снято законодателем. Такие изменения внесены в статью 171 НК РФ Федеральным законом от 22 июля 2005 года №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». Таким образом, с 1 января 2006 года у налогоплательщика НДС, претендующего на вычет, должны быть выполнены только три условия: сумма налога должна быть ему предъявлена к оплате, на руках имеется счет-фактура, заполненный надлежащим образом и приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приняты к учету.
Может случиться и так, что организация прекратит выпуск продукции до окончания срока действия полученного на нее сертификата соответствия. В таком случае оставшаяся несписанной сумма расходов на сертификацию единовременно относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Кроме того, у тех организаций, которые списывают НДС по услугам сертификации сразу, может возникнуть спорная ситуация с налоговым органом по поводу восстановления суммы НДС, приходящегося на несписанную часть расходов и принятого ранее к вычету. Как свидетельствует практика, такое требование нередко выдвигается фискальными органами на основании того, что данные расходы не участвуют в налогооблагаемой деятельности.
Пример 2.
Продолжим пример 10 и предположим, что организация прекратила выпуск продукции с 1 января 2008 года. До окончания срока действия сертификата осталось 3 месяца.
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
91-2
97
716,67
Списаны расходы на сертификацию, приходящиеся на январь-март 2008 года.
91-2
68-1
108
Восстановлен НДС, приходящийся на несписанные расходы по сертификации
Валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, указанные в статье 8 Закона 173-ФЗ, регулируются Центральным банком Российской Федерации.
В качестве меры регулирования Банк России может использовать следующие инструменты:
требование об использовании специального счета;
требование о резервировании.
Требование об использовании специального счета допускается только в случаях, прямо установленных Законом 173-ФЗ.
Требование об использовании спецсчетов относится как к банковским счетам, через которые проходят денежные средства, так и к счет
Особенности налогообложения организаций оптовой торговли. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость является, пожалуй, самым сложным налогом в существующей системе налогообложения Российской Федерации.
Как известно, налоги можно разделить на прямые и косвенные. Прямые налоги, взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенные же налоги не зависят от доходов, они устанавливаются в виде надбавок к ценам или тарифам. Производители и продавцы товаров и услуг реализуют их по ценам с учетом таких надбавок.
Налог на добавленную стоимость относится именно к косвенным налогам. Порядок исчисления, уплаты и учета дан
Услуги телеграфной связи предоставляются пользователям на основании договора о предоставлении услуг телеграфной связи (статья 420 – 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)). Оператор связи обязан заключить с пользователем договор о предоставлении услуг телеграфной связи, кроме случаев, когда он докажет отсутствие возможности предоставить пользователю услуги телеграфной связи.
Договор о предоставлении услуг телеграфной связи считается заключенным с момента выдачи оператором связи пользователю чека контрольно - кассовой машины или квитанции установленной, Министерств