Главная страница --> Ведение бизнеса

Порядок принятия и оформления на работу иностранного гражданина, оплата труда и налогобложение



Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательство, что он является гражданином иностранного государства.

Трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации регламентируется следующими нормативными документами:

  • Трудовым Кодексом Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №115-ФЗ);
  • Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года №2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы»;
  • Порядком о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 года №941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 года №755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу»);
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2003 года №658 «Об утверждении на 2004 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» (далее - Постановление №658);
  • иными правовыми и нормативными актами.

Сразу нужно отметить, что использование иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации, в том числе и в организациях общественного питания ограничено. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона №115-ФЗ:

«Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.»

Квота на 2004 год Утверждена Постановлением Правительства №658.

Чтобы оформить иностранного гражданина на работу организация общественного питания должна иметь разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Для этого организация должна подать в территориальные органы внутренних дел следующий комплект документов, в соответствии с пунктом 5 Указа:

«а) заявление;

б) предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы;

в) проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.»

Территориальный орган должен принять решение о выдаче разрешения в течение 30 дней (со дня подачи документов) принять решение по такой заявке. Отказ организации общественного питания направляется в письменном виде в течение пяти дней после принятия решения об отказе. Свой отказ миграционная служба должна обосновать.

Как правило, решение выдается на срок до одного года. По мотивированной просьбе предприятия он может быть продлен, но не более чем на год.

Форма такого разрешения установлена Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года №2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

РАЗРЕШЕНИЕ

НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

№_______                                от «__»______ 199_ г.

Работодатель________________________________________________________________

(для юридического лица: наименование, адрес, регистрационный номер, дата регистрации; для физического лица: ф.и.о., паспортные данные, домашний адрес)

Территория, на которой действует Разрешение ____________________________________

Численность привлекаемых рабочих и специалистов _______________________________

Рабочие места по профессиям _________________________________________________

Страна происхождения (обычного проживания) __________ Код ________

Основания для выдачи Разрешения _________________________________________

(предложение территориального органа исполнительной власти)

(наименование иностранного партнера, контракт)

Срок действия Разрешения с _______________ по ____________________

(число, месяц, год) (число, месяц, год)

Особые условия____________________________________________________

Подпись                                                                                           Печать

Для свободного въезда в Россию иностранному работнику оформляется приглашение на въезд в Российскую Федерацию. Согласно пункту 2 статьи 18 Закона №115-ФЗ:

«Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, либо непосредственно в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, если выдача приглашения осуществляется указанным федеральным органом:

1) разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

2) документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.»

Чтобы привлечь иностранного гражданина на работу, организация общественного питания должна иметь разрешение на работу. В соответствии с Порядком разрешение на работу является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Данное разрешение на работу выдается иностранному гражданину, достигшему 18-летнего возраста.

Разрешение на работу выдается организации для каждого иностранного работника, а также иностранному гражданину, зарегистрированному в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.

После выезда иностранного работника внесенные денежные средства возвращаются организации.

Порядок выдачи разрешения на работу установлен Порядком о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу.

Организация общественного питания подает в территориальный орган внутренних дел заявление о выдаче разрешения на работу, по форме, установленной МВД РФ. В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество и дата рождения иностранного гражданина;

б) гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания иностранного гражданина;

в) адрес постоянного места жительства иностранного гражданина;

г) период осуществления иностранным гражданином трудовой или предпринимательской деятельности;

д) сведения о наличии разрешения на работу (с предъявлением подлинника) - для иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя и выступающего как работодатель или заказчик работ (услуг);

е) вид деятельности;

ж) место работы;

з) сведения о работодателе или заказчике работ (услуг);

и) сведения о наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (с предъявлением подлинника) - для работодателя или заказчика работ (услуг), в том числе для иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя и выступающего как работодатель или заказчик работ (услуг);

к) сведения об условиях привлечения и использования иностранного работника или сведения о предстоящей предпринимательской деятельности иностранного гражданина.

Бланк заявления заполняется на русском языке, при этом не допускается использование сокращенных слов и аббревиатур. Сведения, указанные в заявлении, должны быть исчерпывающими.

Вместе с заявлением заявитель представляет:

а) цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 х 40 мм;

б) копию свидетельства (сертификата) специалиста о признании документа о профессиональном образовании, полученном иностранным работником в иностранном государстве, или об эквивалентности такого документа российскому диплому о профессиональном образовании (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации требуется наличие указанных документов);

в) копию свидетельства о регистрации иностранного гражданина в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя;

г) копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию в случаях, установленных действующим законодательством.

Организация общественного питания вносит на специальный счет в банке денежную сумму необходимую для выезда иностранного гражданина с территории Российской Федерации.

После этого территориальный орган внутренних дел рассматривает данные документы и принимает по ним решение. Причем срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 рабочих дней со дня подачи.

Территориальный орган внутренних дел обязан в 10-дневный срок со дня принятия решения проинформировать в письменной форме заявителя о результатах рассмотрения заявления, а в случае отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу - указать причину отказа.

Оформление и выдача разрешения на работу, а так же его аннулирование производится территориальным органом внутренних дел. В разрешении на работу указываются сведения о владельце (фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания), сведения о периоде трудовой или предпринимательской деятельности и при необходимости - иная информация. На разрешении на работу помещается цветная фотография иностранного гражданина.

Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера. Бланк разрешения на работу является документом строгой отчетности.

Разрешение на работу передается работодателю (организации общественного питания), которое обязано передать разрешение на работу иностранному работнику, на имя которого оно оформлено, до начала его трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 18 Закона №115-ФЗ, организация общественного питания, привлекающая иностранного гражданина на работу, обязана:

«1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранного работника;

2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;

3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;

4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранного работника в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;

5) содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

6) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников;

7) направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;

8) направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.»

Согласно статье 11 ТК РФ на территории России правила, установленные Трудовым Кодексом, законами, иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.

Исходя из всего изложенного, можно заключить, что оплата и условия труда, а также другие вопросы трудоустройства иностранных граждан в организации общественного питания регулируется в порядке, установленном ТК РФ, который не отличается от порядка трудоустройства граждан Российской Федерации.

Если рассматривать данный вопрос с точки зрения налогообложения, то отметим, что доходы, выплачиваемые иностранному гражданину за исполнение им своих трудовых обязанностей, облагаются НДФЛ и ЕСН.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Для правильного исчисления данного налога, во-первых, необходимо определить статус иностранного гражданина: является ли данное физическое лицо резидентом Российской Федерации или нет.

Согласно статье 11 НК РФ:

«физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации - физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.»

Иначе говоря, если иностранец находится в России менее 183 календарных дней в году, он не является налоговым резидентом Российской Федерации. При этом согласно статье 6.1 НК РФ срок фактического нахождения иностранного лица на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации, а календарная дата отъезда за пределы России включается в количество дней нахождения на территории Российской Федерации. Даты приезда и отъезда устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, устанавливающем личность иностранного гражданина.

В том случае, если иностранное лицо не является резидентом России, то в соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ налоговая ставка по НДФЛ устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех его доходов.

Если иностранец является резидентом, то в отношении его доходов действует обычная ставка –13 процентов.

Иначе говоря, до истечения срока 183 дней бухгалтер организации исчисляет данный налог по ставке 30 процентов, а на 184 день обязан сделать перерасчет по ставке 13 процентов.

И еще одна деталь, если иностранный работник признается в предыдущем году налоговым резидентом, то он остается им и на следующий год (в случае продления контракта).

Имейте в виду: течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается в день, следующий после календарной даты, являющейся днем прибытия иностранного гражданина в нашу страну. Данный вывод делается на основании положений статьи 6.1 НК РФ.

Даты отъезда и даты прибытия устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Период временного пребывания определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте иностранного лица. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в России.

Не следует забывать и о положениях статьи 232 НК РФ. То есть необходимо учесть, есть ли между Российской Федерацией и соответствующим государством договор или соглашение об избежании двойного налогообложения.

Единый социальный налог (ЕСН) и взносы на обязательное пенсионное страхование.

Согласно, налогового законодательства, а именно статье 235 НК РФ, плательщиками единого социального налога являются организации, осуществляющие выплату физическим лицам. Следовательно, организация общественного питания исчисляет и уплачивает данный налог в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

Обратите внимание: если между организацией и иностранным работникам заключен не трудовой, а гражданско-правовой договор, то с начисленных ему выплат не надо платить ЕСН в части, зачисляемой в Фонд социального страхования.

Что же касается начисления страховых взносов в ПФР на выплаты иностранцам, то здесь ситуация следующая.

Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с Законом №115-ФЗ:

  • временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;
  • временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Иностранные граждане, осуществляющие на территории Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии с действующим российским законодательством, могут обладать правом на обязательное пенсионное страхование. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Учитывая изложенное, возможна уплата страхователями страховых взносов за иностранных физических лиц и лиц без гражданства, как постоянно проживающих, так и временно проживающих на территории Российской Федерации в установленном законодательством порядке.

При отнесении иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации, к застрахованным лицам на работодателя распространяется обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за данную категорию работников, включая граждан государств - участников СНГ.

По вопросу отнесения к застрахованным лицам иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации, следует обращаться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 243 НК РФ сумма ЕСН (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму ЕСН (сумму авансового платежа по ЕСН), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Таким образом, если иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации, не будут признаны застрахованными лицами, то работодатели, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу указанной категории граждан, не должны осуществлять уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, в связи с отсутствием права на применение налогового вычета ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, следует уплачивать в размере 28% (с учетом права на регрессию).

За постоянно проживающих, а также временно проживающих, признанных Пенсионным фондом Российской Федерации застрахованными лицами, ЕСН в федеральный бюджет уплачивается за вычетом взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование. Аналогичная позиция изложена и в Письме УМНС России по городу Москве от 01 декабря 2003 года №28-11/66816.

Более подробно с вопросами учета и налогообложения организаций, оказывающих услуги общественного питания, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Общественное питание».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Транспортный налог ..
Договор поручительства ..
Внесение сведений о поощрениях и награждениях в трудовую книжку работника ..
Правовое регулирование торговли ..
Оценка основных средств в бухгалтерском учете ..
Общие положения о ломбардах ..
Предоставление скидок (льгот) отдельным категориям покупателей при государственном регулировании цен ..
Порядок и сроки уплаты единого налога на вмененный доход с учетом изменений, внесенных Федеральным з ..
Инвентаризация бланков строгой отчетности ..
Учет товарных потерь ..
Ценообразование и себестоимость гостиничных услуг ..
Cписание основных средств в результате хищения ..
Налог на имущество организации при договоре простого товарищества ..


Похожие документы из сходных разделов


Учет курсовых разниц при посреднических операциях (импорт и экспорт товаров)


В практике хозяйствующих субъектов распространены продажа и покупка товаров (работ, услуг) через посредников по договорам комиссии, поручения или агентирования, при этом их стоимость по договору может быть установлена в иностранной валюте. Оплата по договору может осуществляться или в иностранной валюте или в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. В таких случаях вознаграждение посредника также может быть установлено в иностранной валюте. В этих  случаях в ходе исполнения договора комиссии, поручения, агентирования могут возникать или курсовые или суммовых ра

[ознакомиться полностью]

Налог на прибыль


С 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 года №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» вступила в действие глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ и утратил силу Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (за и

[ознакомиться полностью]

Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя


Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регулируется статьей 22.3 Закона №129-ФЗ.

Указанной статьей закона, а также пунктом 7 Правил ведения ЕГРИП предусмотрены основания для внесения в ЕГРИП записи о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Такими основаниями являются:

  • заявление физического лица о принятом им решении о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • сведения о смерти или пр

    [ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100