Особенности торговли отдельными видами продукции (2 часть)
Особенности продажи экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм.
В современном обществе не возможно представить жизнь без таких достижений науки и техники как присутствующие в каждом доме, музыкальные произведения на CD-дисках и аудиокассетах, фильмы на DVD и видеокассетах, программное обеспечение и даже электронные и оцифрованные книги. Данная отрасль развивается стремительно, и также стремительный темп и рост набирает торговля этими товарами.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» дается определение понятиям рассматриваемым в этом параграфе книги:
«аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;
фонограмма - любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков;
экземпляр произведения - копия произведения, изготовленная в любой материальной форме;
экземпляр фонограммы - копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме».
В соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирования торговли аудиовизуальными произведениями и фонограммами не требуется.
Особенностям продажи данных товаров посвящен раздел XII Правил продажи. В соответствии с указанным разделом не допускается продажа экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм с лотков и палаток при осуществлении розничной торговли.
Требования к информации сопровождающей товар, содержат общие, для всех товаров положения, заключенные в разделе «Общие положения» Правил продажи, и специальные установленные в разделе XII. Информация установленная специально для данного вида товара должна в обязательном порядке присутствовать на каждом экземпляре или упаковке. Наличие информации на отдельном экземпляре, или на упаковке из нескольких экземпляров не соответствует требованиям Правил продажи, и довод о необязательности наличия информации об изготовителе на каждом экземпляре не основан на законе (Постановление ФАС Поволжского округа от 1 июля 2004 года №А12-5110/04-С56). Наиболее частым нарушением Правил продажи данного вида товара является именно отсутствие установленной ими обязательной информации (Постановление ФАС Центрального округа от 12 августа 2004 года №А64-939/04-17; Постановление ФАС Северно-Западного округа от 12 октября 2004 года №А44-2907/04-С14а; Постановление ФАС Уральского округа от 16 декабря 2004 года №Ф09-5410/04-АК).
При продаже экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм продавец обязан предоставить покупателю следующую информацию о предлагаемом к продаже товаре:
· наименование, место нахождения изготовителя экземпляра аудиовизуального произведения или фонограммы;
· номер лицензии на деятельность по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм;
· технические характеристики аудио- или видеоносителя, а также записи аудиовизуального произведения и фонограммы;
· сведения об обладателе авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения и фонограммы.
В отношении экземпляров фильмов продавец обязан предоставить покупателю также следующую информацию:
· номер и дата выданного в установленном законодательством Российской Федерации порядке прокатного удостоверения;
· наименование фильма, страны и студии, на которой снят фильм, год его выпуска;
· основные фильмографические данные (жанр, аннотация, сведения об авторе сценария, режиссере, композиторе, исполнителях главных ролей и другие);
· продолжительность фильма (в минутах);
· рекомендации по возрастному ограничению зрительской аудитории в соответствии с прокатным удостоверением (при их наличии).
Также как и в отношении других товаров существует законодательно установленное требование о проведение предпродажной подготовки товара до подачи его в торговый зал. Ее составляет следующая совокупность действий:
· осмотр;
· проверка целостности упаковки каждой единицы товара;
· проверка наличия информации о товаре, его изготовителе.
Обратите внимание! Требования должны быть выполнены в полном объеме. Отсутствие информации о товаре и о изготовителе товара по сути препятствует продавцу в полном объеме выполнять установленные пунктом 90 Правил продажи требования. Соответственно ведет к их нарушению.
Непосредственно перед передачей товара покупателю, лицо осуществляющее продажу, должно проверить целостность упаковки, также по требованию покупателя необходимо предоставить ему возможность ознакомиться с фрагментами аудиовизуального произведения или фонограммы.
Обратите внимание!
Продажа экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм осуществляется только в упаковке изготовителя.
Особенности продажи оружия и патронов к нему.
Источниками правового регулирования продажи гражданского оружия, предназначенного для использования гражданами в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, основных частей гражданского и служебного (если их покупателями являются граждане, награжденные служебным оружием) огнестрельного оружия (далее именуется - оружие), а также патронов к гражданскому оружию являются Закон №150-ФЗ; Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года №814 (далее Правила оборота), а также особенности, определенными Правилами продажи.
В статье 1 Закона №150-ФЗ содержаться основные определения, рассмотрим основные из них, необходимые для дальнейшего рассмотрения материала:
оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов;
огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда;
основные части огнестрельного оружия - ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка;
холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения;
метательное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства;
пневматическое оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа;
газовое оружие - оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ;
боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание;
патрон - устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение;
сигнальное оружие - оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов;
оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее - оружие) - производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации;
К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия)».
В зависимости от целей использования оружия соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:
1) гражданское;
2) служебное;
3) боевое ручное стрелковое и холодное.
Гражданское оружие – это оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов.
Гражданское оружие подразделяется на:
1) оружие самообороны:
огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации;
огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации;
газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации;
электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации;
2) спортивное оружие:
огнестрельное с нарезным стволом;
огнестрельное гладкоствольное;
холодное клинковое;
метательное;
пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;
3) охотничье оружие:
огнестрельное с нарезным стволом;
огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;
огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;
пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;
холодное клинковое;
4) сигнальное оружие;
5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации.
Служебное оружие – это оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
На определенные предприятия и организации законодательством Российской Федерации возлагаются функции, связанные с использованием и применением служебного оружия. Эти предприятия и организации являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие.
Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации.
Боевое ручное стрелковому и холодное оружие - это оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федерального агентства специального строительства, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, войск гражданской обороны (далее - государственные военизированные организации), а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.
Данный вид товаров характеризуется повышенной опасностью, в связи с возможностью лишения жизни человека или нанесения вреда здоровью. Поэтому оборот оружия и патронов к нему имеет усиленное государственное регулирование. Об этом свидетельствуют многочисленные правовые акты и система методов и средств, применяемых к регулированию отношений связанных с использованием. К таким методам относятся обязательная сертификация, ведение единого Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему, лицензирование оборота данного вида товара.
Интересно, что лицензированию подлежит как приобретение оружия и патронов к нему, так лицензированию подлежит и деятельность по торговле оружием и патронами.
Более подробно с вопросами, касающимися лицензирования торговли оружием, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ – АУДИТ» «Торговая деятельность».
Раздел III Правил оборота посвящен торговле оружием, в соответствии с ним :
6. Торговлю оружием и патронами на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие оружие и патроны на основании лицензий, а также юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием, выданные органами внутренних дел по месту их государственной регистрации (далее именуются - поставщики (продавцы)).
Поставщики (продавцы) могут осуществлять предпродажную подготовку и регулировку оружия.
7. Поставщикам (продавцам) запрещается продавать на территории Российской Федерации:
а) оружие юридическим и физическим лицам, не имеющим лицензий на приобретение конкретного вида и типа оружия;
б) оружие и патроны, не прошедшие сертификации в порядке, установленном федеральным законодательством, оружие без номера и клейма, а также патроны без маркировки и знака соответствия государственным стандартам на первичной упаковке;
в) патроны юридическим и физическим лицам, не имеющим лицензий на приобретение конкретного вида и типа оружия или разрешений на хранение или хранение и ношение соответствующего оружия;
г) патроны физическим лицам, имеющим разрешения на хранение и ношение оружия, полученного во временное пользование;
д) огнестрельное оружие с нарезным стволом, не прошедшее контрольный отстрел с представлением в федеральную пулегильзотеку отстрелянных пуль и гильз в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации;
е) приспособления для бесшумной стрельбы и прицелы (прицельные комплексы) ночного видения к оружию, за исключением прицелов для охоты;
ж) оружие и патроны, производимые только для экспорта в соответствии с техническими условиями, отвечающими требованиям стран-импортеров, либо запрещенные к обороту на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «Об оружии»;
з) оружие и патроны в помещениях, где продаются иные виды товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию;
и) конструктивно сходные с оружием изделия, не имеющие сертификата соответствия;
к) оружие, не исключенное в установленном порядке из состава Музейного фонда Российской Федерации».
В соответствии с федеральным законодательством устанавливается право органов внутренних дел осматривать места хранения и торговли оружием и патронами, требовать от юридических и физических лиц предоставления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимых для осуществления контроля.
При выявлении нарушений правил хранения или торговли оружием и патронами органы внутренних дел могут давать поставщикам (продавцам) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и запрещать в пределах своей компетенции деятельность соответствующих объектов.
Отношения, возникающие между продавцами и покупателями оружия и патронов по договору розничной купли-продажи, регулируются федеральным законодательством.
В соответствии с Правилами оборота гражданского и служебного оружия:
«10. Продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации могут осуществлять:
а) Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба специальных объектов при Президенте Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная таможенная служба, войска гражданской обороны и Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (далее именуются - государственные военизированные организации);
б) организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия
в) поставщики (продавцы);
г) юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия;
д) спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство;
е) организации независимо от формы собственности, занимающиеся оленеводством в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел;
ж) образовательные учреждения;
з) граждане Российской Федерации».
Государственные военизированные организации имеют право продавать принадлежащее им гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензии на торговлю оружием.
Продажа оружия и патронов должна оформляться документами установленного образца, перечень, форма и порядок ведения которых определяются соответствующими государственными военизированными организациями по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, поставщики (продавцы), юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия, спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство, организации независимо от формы собственности, занимающиеся оленеводством в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел, образовательные учреждения могут продавать оружие и патроны находящееся у них на законных основаниях юридическим лицам, которые имеют лицензии на торговлю оружием, с предварительным уведомлением об этом органов внутренних дел по месту учета указанного оружия.
Что касается граждан, они имеют право продавать находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие, при условии выполнения установленных Правилами оборота условий:
· юридическим лицам, имеющим лицензии на торговлю оружием, его коллекционирование или экспонирование, либо государственным военизированным организациям - с предварительным уведомлением органов внутренних дел, выдавших им разрешения на хранение или хранение и ношение оружия;
· гражданам, имеющим лицензии на приобретение оружия, его коллекционирование или экспонирование, - после перерегистрации оружия в органах внутренних дел по месту его учета.
Также в Правилах оборота содержится запрет на продажу:
а) оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел, либо оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации;
б) оружия без номера и клейма, а также патронов без маркировки и знака соответствия государственным стандартам на первичной упаковке;
в) огнестрельного оружия с нарезным стволом, не прошедшего контрольный отстрел с представлением в федеральную пулегильзотеку отстрелянных пуль и гильз в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации;
г) оружия и патронов, полученных во временное пользование;
д) оружия и патронов, находящихся под таможенным контролем;
е) патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию, снаряженных гражданами для личного использования;
ж) оружия и патронов иностранными гражданами.
Субъекты, имеющие право приобретать оружие и патроны к нему указаны в статье 10 Закона №150-ФЗ, исключение составляют только военизированные организации:
· юридические лица с особыми уставными задачами;
· юридические лица, занимающиеся производством оружия или торговлей им (далее - юридические лица - поставщики);
· юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия;
· спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство;
· организации, занимающиеся оленеводством и коневодством, подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел, а также специализированное предприятие, осуществляющее гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути;
· образовательные учреждения;
· граждане Российской Федерации;
· иностранные граждане.
В статье 15 Закона №150-ФЗ, этот список дополняется иными субъектами, так:
«Для выполнения своих уставных задач юридические лица, занимающиеся исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость, имеют право приобретать виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные лицензиями на производство оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к нему, составных частей патронов и нормативно-техническими документами, юридические лица, занимающиеся торговлей оружием, - гражданское и служебное оружие, организации, ведущие охотничье хозяйство, - охотничье оружие, спортивные организации и образовательные учреждения - спортивное и охотничье оружие. Органы и организации, занимающиеся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации частных охранников, имеют право дополнительно приобретать служебное короткоствольное оружие, разрешенное частным охранникам в соответствии с настоящим Федеральным законом для ношения и хранения при исполнении ими служебных обязанностей.
Организации всех форм собственности, занимающиеся оленеводством и коневодством, подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел, а также специализированное предприятие, осуществляющее гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути, имеют право приобретать и использовать охотничье огнестрельное оружие, в том числе с нарезным стволом. Порядок выдачи лицензии на приобретение указанного оружия и правила его использования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лица, подлежащие государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право получать во временное пользование служебное оружие, а при необходимости боевое ручное стрелковое оружие в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».
Каждая единица предлагаемого для продажи оружия должна иметь индивидуальный номер, оружия, изготовленного с 1 января 1994 года, кроме того, клеймо, а каждая первичная упаковка патронов - знак соответствия стандартам. Исключение составляют механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами.
Аналогично другим видам товаров, информация о оружие и патронах к нему должна соответствовать общим требованиям Правил продажи, и специальным установленных в соответствующем разделе посвященном продаже данного вида товара. Так информация об оружии должна с учетом особенностей конкретного оружия содержать сведения о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней в художественно оформленных моделях оружия, о порядке возврата продавцу для уничтожения технически неисправных механических распылителей, аэрозольных и других устройств, патронов, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, или указанных товаров срок годности или хранения которых истек.
Поступая в магазин, товар должен пройти предпродажную подготовку. Она включает в себя распаковку, расконсервацию, чистку и смазку оружия; вскрытие герметичных упаковок патронов; внешний осмотр оружия и патронов, проверку наличия на оружии клейма изготовителя и индивидуального номера и их соответствия установленным образцам и паспортным данным; проверку наличия сведений о проведении в установленном порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, о виде, пробе и массе драгоценных металлов, виде, количестве и характеристике вставок из драгоценных камней, используемых в художественно оформленном оружии; проверку комплектности, технического состояния оружия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе, правильности цены; при необходимости сборку и регулировку оружия.
Оружие и патроны, предлагаемые для продажи должны быть размещены в торговом зале, иметь ярлыки с указанием наименования, марки, модели, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.
По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством механизма оружия, которое должно демонстрироваться в собранном и технически исправном состоянии.
Для того, чтобы купить оружие и патроны, покупатель должен предъявить следующие документы:
· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность покупателя;
· лицензия на приобретение определенного вида и типа оружия;
· лицензия либо разрешение на хранение, хранение и ношение оружия (для приобретения основных и запасных частей и патронов к оружию, принадлежащему покупателю);
· документ, удостоверяющий право покупателя на охоту, и разрешение на хранение и ношение оружия, используемого в целях охоты (для приобретения охотничьего холодного оружия).
Вместе с товаром покупателю передаются товарный чек. Он должен быть подписан лицом, непосредственно осуществляющим продажу. В товарном чеке указываются наименование товара и продавца, марка, тип, индивидуальный номер оружия, дата продажи и цена товара, сведения о драгоценных металлах и драгоценных камнях, используемых в художественно оформленном оружии, сведения о произведенных контрольных отстрелах огнестрельного оружия с нарезным стволом (при отсутствии таких сведений в паспорте на оружие); установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы, а также заполненные продавцом лицензия (разрешение) покупателя на приобретение (ношение, ношение и хранение) оружия или документ, удостоверяющий право покупателя на охоту.
Получая товар, покупатель должен проверить правильность заполнения продавцом лицензии (разрешения) покупателя на приобретение (ношение, ношение и хранение) оружия или документа, удостоверяющего право покупателя на охоту (в отношении охотничьего холодного клинкового оружия), Расписаться в лицензии и книге учета продавца.
Если покупателю передан товар ненадлежащего качества он имеет право на замену такого товара или возврат при расторжении договора. В этих случаях он обязан предъявить продавцу документ удостоверяющий личность, лицензию (разрешение) на приобретение (ношение, ношение и хранение) оружия, владельцем которого он является, или документ удостоверяющий его право на охоту.
Замена оружия, патронов ненадлежащего качества производится на модели, соответствующие виду и типу, указанным в лицензии (разрешении) покупателя на приобретение (ношение, ношение и хранение) оружия, владельцем которого он является, либо в документе, удостоверяющем его право на охоту.
Замена оружия, патронов ненадлежащего качества или их возврат при расторжении договора оформляются актом в установленном порядке.
Особенности продажи строительных материалов и изделий.
Раздел XIV Правил продажи посвящен особенности продажи строительных материалов и изделий, его действие распространяется на:
· лесо- и пиломатериалы (лесоматериалы круглые, брус, доски, горбыль деловой и другие);
· изделия из древесины и древесных материалов (детали деревянные, блоки дверные и оконные, комплекты для постройки садовых домиков, хозяйственных построек и других);
· строительные материалы (кирпич, цемент, щебень, песок, блоки фундаментные и тротуарные, столбы железобетонные, кровельные, гидро- и теплоизоляционные материалы, стекло и другие);
· металлопродукция (трубы, крепежные изделия, прокатные профильные материалы, проволока, сетка металлическая и другая);
· инструменты (ручные инструменты для обработки металла, дерева, инструменты измерительные, для малярных работ и другие);
Все эти товары должны пройти предпродажную подготовку, которая состоит из следующих действий:
· осмотр товара;
· разбраковка товара;
· рассортировка товара;
· проверка комплектности товара;
· проверка наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе.
Строительные материалы и изделия должны размещаться раздельно по размерам, маркам, сортам и другим характеристикам, определяющим их область применения и потребительские свойства.
Правилами продажи предусмотрено право покупателя, отбирать строительные материалы, как в торговом зале, так и в местах складирования товара.
Аналогично другим видам товаров информация о предлагаемых к продаже строительных материалах и изделиях, должна содержать сведения указанные в общих положениях Правил продажи (пункт 11 и 12), а также с учетом особенности конкретного вида товара сведения о материале, отделке, марке, типе, размере, сорте, а также других основных показателях, которые характеризуют данный товар. При продаже строительных материалов в определенной комплектности (садовые домики, хозяйственные постройки и другие) покупателю также должна быть представлена информация содержащая сведения о наименовании и количестве изделий, входящих в комплект, степени и способах их обработки (наличие и способ пропитки, влажность и способ сушки).
Правилами продажи, установлены особые требования для продажи отдельных видов строительных материалов и изделий. Так, например, листовое стекло продается целыми листами или нарезается по размерам, указанным покупателем. Остатки, же стекла шириной до 20 сантиметров включительно, оплачиваются покупателем и выдаются ему вместе с основной покупкой. А нефасованные крепежные изделия, реализуемые на весу должны продаваться на специально оборудованном и оснащенном весоизмерительными приборами месте отпуска товара.
Обязанностью продавца является обеспечить покупателю возможность проверить правильность веса, меры и сортность приобретенного товара. В этих целях на доступном для покупателя месте размещается информация с указанием коэффициентов перевода круглых лесо- и пиломатериалов в плотную кубомассу, кубатуры пиломатериалов, правил их измерения. Кроме того, по требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с порядком измерения строительных материалов и изделий, установленным стандартами.
Вместе с товаром покупателю передается документ удостоверяющий оплату товара - товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, основные показатели, характеризующие данный товар, количество товара, и относящаяся к товару документация изготовителя.
При передаче товаров в определенной комплектности, лицо осуществляющее эту передачу, должен проверить наличие изделий входящих в комплект, наличие прилагаемой к товару документации, в том числе описи входящих в комплект строительных материалов и изделий, инструкции по сборке, в присутствии покупателя.
Продавец должен обеспечить условия для вывоза лесных и строительных материалов транспортом покупателя.
Особенности продажи мебели.
Особенностям продажи мебели посвящен раздел XV Правил продажи. Информация о мебели кроме требований к информации установленных общими положениями Правил продажи должна содержать сведения о:
· функциональном назначении мебели;
· о материалах из которых изготовлена мебель и которые использовались при ее отделке;
· о способах, сроках, условиях доставки и передачи товара покупателю.
Образцы мебели, предлагаемые к продаже, должны быть выставлены в торговом зале таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к ним покупателей для осмотра.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 года №918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам»:
«При продаже комплектов (наборов) мебели в демонстрационном помещении (торговом зале) могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые, бытовые помещения, кухни с использованием других предметов обстановки и оборудования, а также стенды с образцами тканей или отделочных материалов, применяемых для производства изделий».
Продавец обязан осуществлять предпродажную подготовку мебели, в это понятие входят следующие действия:
· проверка комплектности;
· проверка наличия необходимых для сборки деталей;
· проверка наличия всех предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55 утвержден Перечень товаров, длительного пользования на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара к таким товарам относятся и мебель.
Также согласно пункту 7 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей»:
«доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров».
При продаже мебели покупателю передается товарный чек. В нем должно быть указано наименование товара и продавца, артикул, количество предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели, количество необходимой фурнитуры, цена каждого предмета, общая стоимость набора мебели, вид обивочного материала.
В соответствии с Правилами продажи сборка и доставка мебели осуществляются за отдельную плату, если иное не установлено договором.
Особенности продажи непериодических изданий.
К непериодические изданиям относятся книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания воспроизведенные на технических носителях информации.
Кроме обязательных требований, установленных для всех видов товаров, информация о предлагаемых к продаже непериодических изданий должна содержать следующие сведения:
· выходные сведения в соответствии с требованиями стандартов;
· сведения о порядке осуществления предварительного заказа на приобретение непериодических изданий, если такая форма торговли применяется продавцом.
Покупатель может потребовать также предоставления всей имеющейся в распоряжении продавца справочно-библиографической информации о выпущенных непериодических изданиях.
До размещения в местах продажи непериодические издания должны пройти предпродажную подготовку. Она включает в себя:
· осмотр товара с целью проверки по внешним признакам отсутствия дефектов (полиграфического брака, повреждений);
· проверка наличия необходимой информации об издании;
· проверку комплектации полагающимися приложениями и суперобложкой;
· у изданий, воспроизведенных на техническом носителе информации, проверяется целостность упаковки каждой единицы товара и наличие фирменного знака издателя (изготовителя).
Непериодические издания выставляются в торговом зале или могут вноситься в каталоги изданий, имеющихся в наличии.
Обратите внимание!
В отношении непериодических изданий допускается обозначение цены на каждом выставленном для продажи экземпляре издания, вместо применения ценников, оформленных в соответствии с требованиями пункта 19 Правил продажи. Не будет считаться нарушением выбор любого из двух вариантов указания цены.
Продавец должен предоставить покупателю возможность беспрепятственно ознакомиться с содержанием предлагаемых к продаже непериодических изданий и возможность проверить качество оплаченных товаров. Поэтому, при продаже изданий, воспроизведенных на технических носителях информации, продавец обязан иметь соответствующую аудио-, видео-, или компьютерную аппаратуру.
Непериодические издания могут также продаваться по подписке, при продаже по подписке многотомного непериодического издания, выходящего в свет отдельными томами, осуществляется на основании письменного договора, в котором должно быть указано:
· фирменное наименование (наименование);
· место нахождения (юридический адрес) продавца;
· фамилию, имя, отчество и место жительства покупателя;
· наименование многотомного издания;
· количество томов, входящих в издание;
· цену издания;
· конечный срок передачи издания в целом;
· порядок оплаты;
· порядок уведомления покупателя о поступивших в продажу томах;
· срок получения очередного тома после уведомления.
Также в договор может быть включено условие о задатке.
Особенности продажи непродовольственных товаров бывших в употреблении.
Правовое регулирование особенностей продажи непродовольственных товаров бывших в употреблении осуществляется следующими правовыми актами: Правила продажи отдельных видов товаров, Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
В Правилах продажи непродовольственным товарам, бывшим в употреблении, посвящен раздел XVIII.
Согласно требованиям этого раздела информация о товарах бывших в употреблении помимо обязательных требований, установленных для всех видов товаров, должна также содержать сведения о состоянии товара, имеющихся у него недостатках, проведенных в отношении него санитарно-противоэпидемических мероприятиях, технических характеристиках (для технически сложных товаров), назначении товара и возможности использования его по назначению или для иных целей.
Сведения, характеризующие состояние бывшего в употреблении товара, его недостатки должны быть указаны на товарном ярлыке.
В случае если к продаже предлагается бывший в употреблении товар, в отношении которого должна быть предоставлена информация о подтверждении его соответствия установленным требованиям, сроке годности или сроке службы, однако такая информация отсутствует, обязанностью продавца при продаже указанного товара будет информировать покупателя о том, что соответствие товара установленным требованиям должно быть подтверждено, на него должен быть установлен срок годности или срок службы, но сведения об этом отсутствуют.
Установлен запрет на продажу бывших в употреблении некоторых товаров, к ним относятся:
· изделия медицинского назначения;
· лекарственные средства;
· предметы личной гигиены;
· парфюмерно-косметические товары;
· товары бытовой химии;
· бельевые изделия швейные и трикотажные;
· чулочно-носочные изделия;
· посуда разового использования.
Например, в результате проверки административным органом принадлежащего Предпринимателю магазина «Second Hand», в ходе которой, был установлен факт реализации бывших в употреблении детских ползунков.
Согласно пункту 130 Правил продажи не подлежат продаже бывшие в употреблении изделия медицинского назначения, лекарственные средства, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, бельевые изделия швейные и трикотажные, чулочно-носочные изделия, посуда разового использования.
Согласно «Общероссийскому классификатору продукции» ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №301, ползунки относятся к бельевым изделиям трикотажной промышленности.
В соответствии с вышесказанным судом обоснованно сделан вывод о нарушении Предпринимателем Правил продаж отдельных видов товаров (Постановление ФАС Поволжского округа от 28 июня 2006 года №А06-875У/3-18/2006).
Бывшие в употреблении товары должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя:
· осмотр товаров;
· рассортировку их по видам и степени утраты потребительских свойств;
· проверку качества (по внешним признакам);
· проверку работоспособности товара;
· проверку комплектности;
· проверку наличия необходимой документации.
При предложении к продаже бывших в употреблении товаров, в отношении которых в соответствии с санитарными правилами должны быть проведены санитарно-противоэпидемические мероприятия (например, чистка, стирка, дезинфекция, дезинсекция), но отсутствуют документы, подтверждающие проведение этих мероприятий, в таком случае продавец обязан провести указанные мероприятия в процессе предпродажной подготовки.
В торговом зале, товары бывшие в употреблении товары должны быть сгруппированы по видам.
Если передаются технически сложные бытовые товары, бывшие в употреблении, то в соответствии с пунктом 133 Правил продажи, одновременно с ними покупателю передаются (при условии их наличия у продавца) соответствующие технические документы, например технический паспорт, иной заменяющий его документ, инструкция по эксплуатации. Кроме того, одновременно с товаром должен быть передан гарантийный талон на товар, подтверждающий право покупателя на использование оставшегося гарантийного срока.
При продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, покупатель вправе по своему выбору предъявить требования:
· замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
· замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
· возмещения расходов, понесенных покупателем или третьим лицом, на устранение недостатков товара.
Однако, эти требования могут быть предъявлены в том случае, если иное не вытекает из характера или существа обязательства.
Нередко, торговля этим видом товаров носит характер комиссионной торговли. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1998 года №569 утверждены Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами.
Согласно пункту 17 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6июня 1998 года №569, в случае, когда на комиссию принимается товар, в отношении которого должна быть представлена информация о подтверждении соответствия товара установленным требованиям, сроках годности или сроках службы, однако такая информация отсутствует, комиссионер при продаже такого товара обязан представить покупателю информацию о том, что соответствие товара установленным требованиям должно быть подтверждено, на него должен быть установлен срок годности или срок службы, но сведения об этом отсутствуют (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 января 2005 года №А43-13357/2004-9-479).
Особенности продажи алкогольной продукции.
Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Правовое регулирование вопроса производства и оборота алкогольной продукции представляет собой систему нормативных правовых актов разной юридической силы и предмета правового регулирования. Основным нормативным актом в этой системе можно назвать Федеральный закон №171-ФЗ.
Конкретизируют его положения многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, в частности инструкции и приказы компетентных, уполномоченных органов, разъясняющие и уточняющие нормы закона. Все эти документы обладают юридической силой и применяются в процессе осуществления организациями и предпринимателями соответствующей деятельности.
В 2005 году принято и издано несколько нормативных правовых актов вносящих существенные изменения в порядок производства, лицензирования и оборота алкогольной продукции. По сути, в эту отрасль внесено очень много изменений.
Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования производства, оборота, особенностей бухгалтерского и налогового учета алкогольной продукции, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Алкоголь - особенности правовых отношений и налогообложения».
Согласно понятиям, содержащимся в статье 2 Федерального закона №171-ФЗ, оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок поставок и розничной продажи алкогольной продукции утвержден статьей 16 Федерального закона №171-ФЗ.
В соответствии с этой статьей, поставки и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями, только при наличии у них соответствующих лицензий.
Только организациям с 1 января 2006 года выдаются лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а с 1 июля 2006 года индивидуальные предприниматели исключены из числа субъектов, обладающих правом на розничную продажу алкогольной продукции.
Алкогольная продукция включает в себя (согласно Федеральному закону №171-ФЗ) питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водку) и вино. К алкогольной продукции не относятся пиво и натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта. Следовательно, если к 1 июля 2006 года индивидуальный предприниматель не перерегистрировался в юридическое лицо , из всех напитков с содержанием этилового спирта торговать он сможет только напитками, не относящимися к алкогольной продукции. Таким образом, предприниматель, занимающийся розничной продажей алкогольной продукции с 1 июля 2006 года должен либо отказаться от ее продажи, либо зарегистрировать юридическое лицо для продолжения предпринимательской деятельности.
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
в детских, образовательных и медицинских организациях;
на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;
в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;
несовершеннолетним;
без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Федерального закона №171-ФЗ, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона №171-ФЗ.
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции:
в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения);
на прилегающих к ним территориях. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации;
в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Также в соответствии с пунктом 136 Правил продажи, запрещается розничная продажа алкогольной продукции если на этикетке отсутствует предупреждающая надпись о вреде употребления алкогольной продукции для здоровья человека.
К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления (пункт 22 - 24 ГОСТ Р 51303-99).
Магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
Палатка (синоним понятия «ларек») - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли (пункт 35 - 38 ГОСТ Р 51303-99).
В статье 346.27 НК РФ установлены отличающиеся значения вышеуказанных понятий. Важно отметить, что следующие значения понятий, установленные в статье 346.27 НК РФ, применяются только для целей главы 26.3 НК РФ.
Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику (пункт 5 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ).
Обратите внимание!
Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (подпункт 3.1 пункта 3 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ).
Кроме этого, субъекты Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.
В качестве примера можно опять же обратиться к Постановлению Правительства Москвы от 28 декабря 2005 года №1069-ПП «О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции».
В указанном Постановлении Правительства Москвы установлено:
«4.1. С 1 января 2006 года лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в городе Москве выдаются (продлеваются) только организациям, при условии, что их оплаченный уставный капитал (уставный фонд) составляет не менее 1 000 000 рублей, кроме организаций, включенных в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, для которых размер оплаченного уставного капитала (уставного фонда) составляет не менее 300 000 рублей.
Требование к минимальному размеру уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации общественного питания, имеющие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте покупки.
4.2. Организации, имеющие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на 1 января 2006 года, обязаны до 1 июля 2006 года привести в соответствие свою деятельность в части требований к размеру уставного капитала (уставного фонда) и представить в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы подтверждающие документы».
Производство, поставки и розничная продажа питьевого этилового спирта разрешаются только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Требования к документам, сопровождающим оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С 1 января 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года №102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О Государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «О Государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон №102-ФЗ) в Федеральный закон №171-ФЗ введена так же статья 10.2, в которой определены документы, сопровождающие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется, в соответствии с требованиями данной статьи 10.2 Федерального закона №171-ФЗ, только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
В соответствии со статьей 10.2 Федерального закона №171-ФЗ, статьей 10 Закона «О защите прав потребителей», Таможенным кодексом Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 1996 года №161 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства» Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года №872 утверждаются:
· Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации;
· Правила заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации.
Выше указанным Постановлением устанавливается следующее:
при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива (далее - товар) собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара;
при реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара;
при реализации товара в розницу на консигнационных условиях собственник товара обеспечивает каждую торговую точку по продаже товара копией справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенной оригиналом оттиска его печати, в которой дополнительно указывается местонахождение этой торговой точки;
Консигнационные услуги это один из видов посреднической деятельности, построенный по модели поручения или комиссии.
контроль наличия у торговых организаций и индивидуальных предпринимателей справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, ее копии и соответствия реализуемого товара указанным в справке сведениям осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами;
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года №864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» утверждаются:
· форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
· Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Указанные сопроводительные документы подтверждают легальность производства и оборота алкогольной продукции.
Отсутствие в момент проверки необходимых документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Законодательство в области государственного регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции возлагает непосредственно на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (по деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции) обязанность соблюдать правила продажи алкогольной продукции (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 января 2005 года №А28-11188/2004-506/13).
Обратите внимание!
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 10.2. Федерального закона №171-ФЗ, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии перечисленных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте. Отсутствие сопроводительных документов, является одним из наиболее распространенных правонарушений при продаже алкоголя. Это подтверждается примерами из судебной практики (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25 июля 2006 года по делу №А79-3315/2006, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25 июля 2006 года по делу №А79-3044/2006; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26 июля 2006 года, 19 июля 2006 года №Ф03-А59/06-2/2168 по делу А59-920/06-С15; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 3 августа 2006 года №Ф08-3306/2006-1423А по делу №А01-740/2006-9).
Пример1 из консультационной практики ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ».
Разъяснения по вопросу требований к документообороту при поставках алкогольной продукции:
Товарно-транспортная накладная.
Законодательством Российской Федерации специализированной унифицированной формы товарно-транспортной накладной на поставку алкогольной продукции не установлено.
В соответствии со статьей 9 Федерального Закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, которые принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Если унифицированные формы первичных документов не установлены, документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц;
В то же время Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года №78 (далее Постановление №78) утверждена унифицированная форма товарно-транспортной накладной (далее ТТН) (форма №1-Т), которая предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Поэтому считаем возможным при поставках алкогольной продукции применять указанную унифицированную товарно-транспортную накладную по форме №1-Т, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года №78.
При этом в соответствии с порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации утвержденным Постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 года №20 (далее по тексту – Постановление №20), форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться.
Таким образом, организация с учетом специфики осуществляемой деятельности имеет право дополнительно внести в ТТН по форме №1-Т необходимые («удобные») реквизиты (например, уточнить кол-во отгруженной продукции в декалитрах, бутылках).
При этом обращаем Ваше внимание, что согласно Постановлению №20 все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Кроме того, вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно - распорядительным документом организации.
а) Поставка алкогольной продукции средствами поставщика.
ТТН состоит из товарного и транспортного разделов. Товарный раздел служит для списания товарно-материальных ценностей со склада грузоотправителя и принятия их к учету грузополучателем, транспортный - для учета транспортных работ и проведения расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов.
Товарно-транспортная накладная составляется отправителем груза (продавцом) на имя каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля.
Если на одном автомобиле перевозятся грузы нескольким получателям, то накладная выписывается на каждую партию груза каждому получателю отдельно.
Как правило, ТТН оформляется грузоотправителем, но соглашением может быть предусмотрено оформление накладной и автотранспортной организацией, осуществляющей перевозку грузов.
Если же накладная оформлена грузоотправителем, то автотранспортные организации имеют право проверять сведения, указанные в ТТН, а грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за последствия неправильного, неточного и неполного отражения сведений.
Товарно-транспортная накладная составляется в четырех экземплярах. Каждый экземпляр накладной должен быть заверен подписью, печатью или штампом грузоотправителя.
Прием грузов к перевозке подтверждается подписью водителя-экспедитора во всех экземплярах накладной, при этом грузоотправитель не имеет права требовать, чтобы водитель принял груз по каким-либо другим документам, кроме товарно-транспортной накладной.
Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей.
Второй, третий и четвертый экземпляры вручаются водителю, из них:
- второй экземпляр сдается грузополучателю и предназначается для принятия к учету товарно-материальных ценностей;
- третий экземпляр прилагается к счету за перевозку и служит основанием для расчета автотранспортной организации с грузоотправителем (грузополучателем);
- четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы.
При сдаче груза водитель предъявляет три экземпляра товарно-транспортной накладной грузополучателю, который удостоверяет в накладной прием груза своей подписью и печатью (штампом), одновременно указав во всех экземплярах время прибытия и убытия автомобиля.
б) Поставка алкогольной продукции на условиях самовывоза покупателем со склада поставщика.
В данном случае оформление ТТН не является обязательным. Достаточно передать товар по унифицированной товарной накладной по форме №ТОРГ-12 (утверждена Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 года №132), которая составляется в двух экземплярах и применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации, а также является основанием для списания (у продавца) и оприходования (у покупателя) ценностей.
Но, учитывая требования статьи 10.2 Закона №171-ФЗ о необходимости наличия товарно-транспортной накладной при поставке алкогольной продукции, продавец (грузоотправитель) должен выписывать ТТН по форме №1-Т, заполняя только товарный раздел, в котором дается характеристика товара (продукции).
Кроме того, считаем необходимым, грузоотправителю к ТТН прилагать дополнительные сведения (документы), необходимые для учета (например, накладная по форме №ТОРГ-12, справка к ТТН на алкогольную продукцию, сертификаты соответствия продукции и другие).
Продавец, в товарном разделе указывает, что прилагаются специализированные формы, без которых накладная недействительна. Их перечень грузоотправитель приводит в строке «Приложение». Водитель обязан принять все эти документы и передать их вместе с ТТН грузополучателю.
Справка.
Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, и порядок ее заполнения установлены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года №872 «О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (данная форма).
Форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок ее заполнения установлены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года №864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (далее Постановление №864).
Наличие указанных справок, которые прилагаются к ТТН, является обязательным для оборота (законного!) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, (подпункт 3 пункта 1 статьи 10.2 Закона №171-ФЗ).
Правилами к Постановлению №864 установлен порядок заполнения справки к ТТН на этиловый спирт, алкогольную продукцию и спиртосодержащую продукцию:
«2. Справка заполняется в соответствии с данными ТТН при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - продукция) последним собственником (отправителем) на каждую партию отгружаемой продукции.
3. Организация-производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы «А» и «Б» справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе «А» и левой части раздела «Б» справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью.
4. Организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
5. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел «Б» справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела «Б», заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела «Б», подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
7. Раздел «Б» справки заполняется с соблюдением следующих требований:
в левой части раздела указываются реквизиты и данные организации-продавца;
в правой части раздела при заполнении справки организацией-продавцом указываются реквизиты и данные организации-покупателя.
8. При заполнении справки все записи, а также оттиски печатей на ней должны быть четкими и ясными».
На основании изложенного, обращаем Ваше внимание, что особенностью заполнения Справки является возможность для организации-продавца при каждой последующей реализации продукции заполнять только раздел «Б» Справки (раздел «А» в этом случае не заполняется). При этом организация-продавец заполняет обе части раздела «Б», заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела «Б», подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
4.3. Сертификат соответствия продукции.
Несмотря на то, что данный документ не указан в Законе №171-ФЗ, считаем необходимым прилагать сертификат соответствия к документам, сопровождающим поставку алкогольной продукции, на основании следующих нормативно-законодательных актов РФ:
В соответствии с пунктом 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, отсутствие сертификата соответствия при поставках продукции влечет помимо административного штрафа конфискацию продукции.
Кроме того, при заполнении раздела «А» справки к ТТН на этиловый спирт, алкогольную продукцию и спиртосодержащую продукцию (смотрите Постановление №864) указываются сертификаты соответствия на каждое наименование отгружаемой продукции с указанием выдавших их органов, номера и даты выдачи.
Следовательно, приложение сертификата соответствия к товаросопроводительным документам будет подтверждать правильность заполнения вышеуказанной Справки и законность оборота алкогольной продукции.
При этом обращаем Ваше внимание, что в целях избежания признания незаконным оборотов (поставки) алкогольной продукции на всех сопроводительных документах в Вашей организации (ТТН и Справка (Постановление №864)) должны быть подписи покупателя о получении продукции.
В случае непоступления товаросопроводительных документов от транспортной компании с подписями покупателя о получении товара, есть риски признания соответствующими органами незаконным оборота алкогольной продукции как реализованной лицу, не имеющему соответствующей лицензии на закупку алкогольной продукции (статья 18 Закона №171-ФЗ), так как фактически продукция передана транспортной компании и не возвращена. В данной ситуации рекомендуем Вам в случае непредставления транспортной компании указанных документов запросить их у покупателя, а также за неисполнение обязанности по договору перевозки предусмотреть штрафные санкции за несвоевременное представление (непредставление) документов.
Окончание примера.
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона №171-ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать следующие сведения:
- наименование алкогольной продукции;
- цена алкогольной продукции;
- наименование производителя (юридический адрес);
- страна происхождения алкогольной продукции;
- сертификат алкогольной продукции;
- государственные стандарты, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать.
Обратите внимание!
Законом №102-ФЗ установлено, что слова «государственные стандарты» заменяются словами «технические регламент» со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов;
- объем алкогольной продукции в потребительской таре;
- наименования основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;
- содержание вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению;
- дата изготовления и срок использования или конечный срок использования.
Кроме того, дополнительная информация о товаре должна соответствовать требованиям статьи 10 Закона «О защите прав потребителей».
В соответствии с указанной статьей информация о товарах в обязательном порядке должна содержать: адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогично другим группам товаров алкогольная продукция должна пройти предпродажную подготовку. Продавец обязан проверить ее качество по внешним признакам, целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе или поставщике.
В торговом зале алкогольная продукция размещается по видам (водка, вино, шампанское, коньяк и другая).
К образцам имеющегося в продаже товара продавец должен прикрепить ценники, на которых указывается наименование продукции и цена. При продаже вина в розлив указываются наименование и цена за 1 л и 0,1 л. Невыполнение данных требований правил продажи считается административным правонарушением (Постановление ФАС Уральского округа от 30 августа 2006 года №Ф09-7584/06-С1 по делу №А07-10205/06; Постановление ФАС Уральского округа от 21 августа 2006 года №Ф09-6494/06-С1 по делу №А47-4990/06; Постановление ФАС Поволжского округа от 8 июня 2006 года по делу №А49-1674/2006-108ОП/13).
В организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л.
По требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общественного питания алкогольной продукции.
Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования правил торговли, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Правила торговли. Правовое регулирование. Практика. Документы».
Порядок принятия и оформления на работу иностранного гражданина, оплата труда и налогобложение
Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательство, что он является гражданином иностранного государства.
Трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации регламентируется следующими нормативными документами:
Трудовым Кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №115-ФЗ);
Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 19
Учет курсовых разниц при посреднических операциях (импорт и экспорт товаров)
В практике хозяйствующих субъектов распространены продажа и покупка товаров (работ, услуг) через посредников по договорам комиссии, поручения или агентирования, при этом их стоимость по договору может быть установлена в иностранной валюте. Оплата по договору может осуществляться или в иностранной валюте или в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. В таких случаях вознаграждение посредника также может быть установлено в иностранной валюте. В этих случаях в ходе исполнения договора комиссии, поручения, агентирования могут возникать или курсовые или суммовых ра
С 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 года №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» вступила в действие глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ и утратил силу Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (за и