Главная страница --> Ведение бизнеса

Организация бухгалтерского и налогового учета на производствах пищевой промышленности



Несомненно, отраслевая направленность и структура любого субъекта хозяйственной деятельности оказывает значительное влияние на организацию бухгалтерского и налогового учета.

Организации, относящиеся к пищевой промышленности, по своим масштабам могут быть представлены небольшими, средними и крупными производствами.

Небольшие коммерческие организации принято еще называть субъектами малого бизнеса, как правило, они занимаются одним видом деятельности и не имеют разветвленной производственной структуры. Отличием же средних и крупных производств является их разветвленность, то есть, такие хозяйствующие субъекты имеют основное и вспомогательные производства. Кроме того, на балансе таких организаций могут быть и объекты социальной сферы.

К основному относится производство, изготавливающее профильную продукцию, для выпуска которой собственно и создается коммерческая организация. Например, в хлебопекарной, пивоваренной, консервной промышленности к основному производству относится соответственно, производство хлеба, пива, консервов. Под вспомогательными производствами понимаются производства, которые обеспечивают нормальные условия работы основного производства. Например, обеспечение основного производства различными видами энергии, ремонтные, тарные, транспортные цеха и тому подобные.

Кроме того, в последнее время все чаще наблюдается переход промышленных организаций в разряд многопрофильных, когда наряду с производством продукции хозяйствующий субъект одновременно осуществляет еще какие-либо виды деятельности, например, торговлю. Все это оказывает значительную роль на организацию бухгалтерского учета субъекта хозяйственной деятельности: влияет на состав производственных затрат, на строение рабочего плана счетов, организацию соответствующего аналитического учета и так далее. Кроме того, структура производственной организации влияет и на тип бухгалтерской службы, ведь не секрет, что чем крупнее производство, то тем больше объем учетных операций.

Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон №129-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона №129-ФЗ:

«Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».

Ведение бухгалтерского учета в обязательном порядке осуществляется всеми организациями, независимо от организационно-правовой формы.

Обратите внимание!

Согласно статье 4 Федерального закона №129-ФЗ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Однако такие организации ведут учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством. Учет доходов и расходов в таких организациях осуществляется в соответствие с нормами главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Аналогичный порядок распространяется и на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Основными задачами бухгалтерского учета в любой организации являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Все перечисленные задачи должна решить бухгалтерская служба организации. В соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ, за ведение бухгалтерского учета в организации отвечает руководитель, и именно он, в зависимости от объема учетной работы, должен принять решение о том, как будет осуществляться ведение бухгалтерского учета в организации. В соответствии со статьей 6 Федерального закона №129-ФЗ руководитель организации может:

  • учредить собственную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера (в случае, если объем учетной работы не велик);
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Обратите внимание!

Выбранная форма ведения учета должна быть отражена в учетной политике организации.

С момента вступления в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ все хозяйствующие субъекты, являющиеся плательщиками налога на прибыль, помимо бухгалтерского учета обязаны вести и налоговый учет. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Этот вид учета осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть, применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Напоминаем, что одной из важнейших обязанностей главного бухгалтера любой организации является формирование учетной политики, применяемой в целях бухгалтерского учета и учетной политики в целях налогообложения.

Основным нормативным документом, устанавливающим основные принципы формирования учетной политики в целях бухгалтерского учета, служит бухгалтерский стандарт – Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (далее - ПБУ 1/98).

Согласно ПБУ 1/98 бухгалтерская учетная политика представляет собой принятую в организации совокупность методов ведения бухгалтерского учета от первичного наблюдения до итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Обратите внимание!

Формирование и утверждение учетной политики является обязательным для любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы. Таково требование статьи 5 Федерального закона №129-ФЗ и пункта 3 ПБУ 1/98. Кроме того, аналогичное требование содержится и в налоговом законодательстве Российской Федерации, например, в части налогообложения НДС такое требование выдвигает статья 167 НК РФ.

Поэтому, если организация не выполняет требования законодательства в отношении учетной политики, проверяющие органы могут расценить такие действия, как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, что чревато привлечением к административной ответственности в соответствии со статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ведь согласно статье 18 Федерального закона №129-ФЗ:

«Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Следует отметить, что в отношении налоговой учетной политики в настоящее время какого-либо нормативного документа, регламентирующего основы ее формирования, не существует, есть только отдельные положения НК РФ, подлежащие отражению в этом документе. Например, по НДС и по налогу на прибыль. Поэтому вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения организация разрабатывает самостоятельно.

Заметим, что позиции, закрепляемые в учетной политике для целей бухгалтерского учета и учетной политике для налогообложения во многом схожи. Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет организации следует использовать (когда это возможно) одинаковые методы учета и порядок их применения.

Данные налогового учета заносятся организацией в специальные документы, называемые налоговыми регистрами. Форму этих регистров организация может разработать самостоятельно, однако при этом следует обратить внимание на требование статьи 313 НК РФ, где указано, что налоговые регистры в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование налогового регистра;
  • дату составления или период, за который составлен налоговый регистр;
  • наименование хозяйственной операции;
  • измеритель операции в стоимостном выражении, а где это возможно, и в натуральном выражении;
  • подпись и расшифровку подписи лица, составившего данный налоговый регистр.

Самостоятельно разработанные формы таких регистров должны быть указаны в приложениях к учетной политике в целях налогообложения. Если организация затрудняется самостоятельно разработать такие документы, то за основу можно взять рекомендуемые формы налоговых регистров, приведенные в рекомендации Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (далее МНС Российской Федерации) от 19 декабря 2001 года «Система налогового учета, рекомендуемая МНС Российской Федерации для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Более подробно с вопросами формирования учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета Вы можете познакомиться в книге авторов ЗАО « BKR-Интерком-Аудит» «Учетная политика на 2006 год в целях бухгалтерского учета и налогообложения».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Отдельные моменты организации налогообложения в некоммерческих организациях. Транспортный налог ..
Хранение сельскохозяйственной продукции ..
Амортизация предметов лизинга ..
Реализация товаров в кредит ..
Учет готовой продукции военного назначения ..
Определение среднего заработка в особых случаях ..
Основания прекращения поручительства ..
Материальное поощрение за труд ..
Кассовые операции. Общие положения ..
Льготы для юридических лиц. Налог на прибыль ..
Положение о поощрении за труд ..
Упрощенная система налогообложения при осуществлении туристической деятельности ..
Налог на доходы физических лиц. Статья 224. Налоговые ставки ..


Похожие документы из сходных разделов


Учет алкогольной продукции в бухгалтерском учете организации-производителя


Учет алкогольной продукции по фактической себестоимости .

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» произведенная алкогольная продукция представляет собой МПЗ, предназначенные для продажи. Пунктом 5 ПБУ 5/01 установлено, что МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. У организации-изготовителя алкогольной продукции фактическая себестоимость рассчитывается исходя из всех фактических затрат, связанных с ее изготовлением. Это определено пунктом 7 ПБУ 5/01. Иными словами, фактическая себестоимость прои

[ознакомиться полностью]

Возврат и зачет государственной пошлины


Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины установлены статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Уплаченная пошлина согласно пункту 1 данной статьи подлежит возврату полностью или частично в случае:

  • уплаты в большем размере, чем предусмотрено главой 25.3 НК РФ;
  • возвращения заявления, жалобы, иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий. Если сумма уплаченной государственной пошлины не возвращена, она засчитывается при повторном предъявлении иска, но только в том случае, есл

    [ознакомиться полностью]

Недействительность основного обязательства по сделке и права требования по векселю


Вексель как средство расчетов, позволяющее заменить определенный объем наличных денег или безналичных средств, особенно в случае их фактического отсутствия у векселедателя, получил широкое распространение во многих странах мира. Положение Росси при этом выглядит неоднозначно: с одной стороны, в дореволюционной России были наработаны многочисленные как практические, так и научные разработки по использования векселя в хозяйственном обороте (в частности многочисленные работы таких ученых как П. П. Цитович, Г. Ф. Шершеневич, В. Д. Катков), с другой – практически полный отказ от использования ве

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100