Главная страница --> Ведение бизнеса

Учет расходов на сертификацию



В соответствии с Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 23 августа 1999 года №44 «Об утверждении правил по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг», процедура сертификации является платной.

В соответствии с указанными Правилами сертификации плата работ по сертификации продукции и услуг основывается на следующих принципах:

  • все фактически произведенные работы по сертификации оплачиваются за счет собственных средств предприятий, организаций, граждан, обратившихся с заявкой на проведение соответствующих работ, вне зависимости от принятых по их результатам решений;
  • уровень рентабельности работ по обязательной сертификации не должен превышать 35%;
  • инспекционный контроль за сертифицированными в обязательном порядке продукцией и услугами оплачивается в размере фактически произведенных затрат организациями, выполняющими соответствующие работы.

Дневная ставка экспертов по сертификации продукции и услуг, привлекаемых для выполнения работ по обязательной сертификации, включая работы по инспекционному контролю за соответствием сертифицированных объектов требованиям нормативных документов (НД), принимаемая для расчета стоимости работ по сертификации и инспекционному контролю, определяется органом по сертификации самостоятельно, исходя из установленных в нем условий оплаты труда работников.

Орган по сертификации всегда информирует заявителя о документах, необходимых для проведения сертификации заявленной им продукции.

Проведение работ по обязательной сертификации предполагает следующие затраты:

  • органа по сертификации:
    • продукции (услуг);
    • систем качества (производства);
  • испытательной лаборатории;
  • по выдаче сертификата и так далее.

А. Учет расходов на сертификацию собственной продукции.

В бухгалтерском учете производственной организации расходы на обязательную сертификацию собственной продукции в соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» представляют расходы по обычным видам деятельности. В соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» они признаются в том отчетном периоде, в котором организация их осуществила, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Согласно пункту 65 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н, такие расходы первоначально отражаются в составе расходов будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.). Избранный порядок списания закрепляется в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Сертификат соответствия на выпускаемую продукцию выдается на определенный срок, который определяется соответствующим техническим регламентом. Исходя из этого, если срок действия сертификата соответствия превышает один месяц, то расходы на сертификацию, первоначально следует отразить в составе расходов будущих периодов. Списывать стоимость сертификата на затратные счета организация будет постепенно в порядке, установленном распоряжением по организации (равномерно, пропорционально объему продукции и т. д.) в течение срока действия сертификата.

В налоговом учете затраты на обязательную сертификацию собственной продукции, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Обратите внимание, что учесть по этой статье можно расходы, как на обязательную, так и на добровольную сертификацию, поскольку НК РФ не устанавливает ограничений по такому виду расходов.

Эти расходы включаются в состав расходов текущего периода в порядке, установленном пунктом 1 статьи 272 НК РФ.

Данный порядок предусматривает, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, то налогоплательщик вправе распределять такие расходы самостоятельно. Таким образом, налогоплательщик самостоятельно решает, как в налоговом учете он будет признавать расходы на сертификацию продукции: либо равномерно в течение срока действия сертификата соответствия, либо единовременно, и избранный метод закрепляет в учетной политике для целей налогообложения. Заметим, что равномерное признание расходов на сертификацию позволит избежать налогоплательщику необходимость применения ПБУ 18/02, так как при этом варианте расходы на сертификацию в бухгалтерском учете и для целей налогообложения будут признаваться одинаково. Единовременное же списание расходов на сертификацию в налоговом учете, приведет к возникновению временных разниц.

Заметим, что до 1 января 2006 года налоговые органы настаивали на равномерном списании в налоговом учете расходов на сертификацию продукции. На наш взгляд, после вступления в силу обновленной редакции статьи 272 НК РФ, таких ситуаций быть не должно.

В том случае, если налоговые органы по инерции после 1 января 2006 года будут требовать равномерного списания расходов на сертификацию, в качестве дополнительного аргумента, выступающего за единовременное списание указанных расходов в налоговом учете, можно привести подпункт 7 пункта 3 статьи 272 НК РФ. В соответствии с указанным подпунктом датой признания расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) может быть:

  • дата расчетов в соответствии с условиями договоров;
  • дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последний день отчетного (налогового) периода.

В случае сертификации продукции мы имеем, договор между организацией и сертифицирующим органом, согласно которому последний выполняет некий перечень работ (статья 20 и статья 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»). Следовательно, когда эти работы будут завершены, и налогоплательщик получит документы, подтверждающие его расходы, сделка будет закончена, и организация имеет право уменьшить налогооблагаемый доход на эти расходы.

Вышеприведенная информация касается налогоплательщиков налога на прибыль, которые используют метод начисления.

Организации, применяющие кассовый метод, могут расходы на сертификацию учесть в составе расходов единовременно после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.

Пример 1.

Мясокомбинат ООО «Солнечный» в январе 2006 года произвел обязательную сертификацию своей продукции. Расходы на проведение сертификации составили:

  • стоимость работ по проведению сертификации – 35 400 рублей (в том числе НДС –5 400 рублей);
  • стоимость готовой продукции, переданной в качестве образцов, – 2 000 рублей.

Сертификат соответствия выдан ООО «Солнечный» на 3 года. Согласно учетной политике организации расходы будущих периодов в организации списываются на затраты производства равномерно в течение срока, к которому они относятся, а признание доходов и расходов для целей налогообложения прибыли производится по методу начисления.

В налоговом учете списание расходов на сертификацию производится единовременно.

В бухгалтерском учете ООО «Солнечный» хозяйственные операции, связанные с сертификацией продукции отражены следующим образом.

Рабочим планом счетов организации установлено, что по счету 68 используются следующие наименования субсчетов:

68-1 «Расчеты по НДС»;

68-2 «Расчеты по налогу на прибыль».

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

В январе 2006 года

76

51

35 400

Оплачены расходы на сертификацию производимой продукции

97

76

30 000

Расходы на сертификацию учтены в составе расходов будущих периодов

19

76

5 400

Учтен НДС, предъявленный органом по сертификации за услуги

68-1

19

5 400

Принят к вычету НДС

97

43

2 000

Списана стоимость продукции, переданной для проведения сертификации

68-2

77

7 680

Отражено отложенное налоговое обязательство

Ежемесячно в течение срока действия сертификата:

20

97

888,89

Отражены расходы по обязательной сертификации продукции, в части, приходящейся на текущий месяц

Обратите внимание!

В связи с изменениями, внесенными в статью 172 НК РФ Законом №119-ФЗ, вступившими в действие с 1 января 2006 года применение вычета по НДС не обусловлено оплатой поставщикам.

Достаточно, чтобы приобретенные услуги, предназначались для налогооблагаемой деятельности и были приняты налогоплательщиком к учету.

В рассматриваемом примере расходы на сертификацию в налоговом учете признаются единовременно в январе 2006 года, а в бухгалтерском учете - равномерно в течение 36 месяцев, начиная с января 2006 года. Это приводит к возникновению налогооблагаемых временных разниц, которые при расчете налогооблагаемой прибыли, образуют отложенный налог на прибыль. Следовательно, в соответствии с пунктом 15 ПБУ 18/02 организация должна начислить отложенное налоговое обязательство, равное произведению налогооблагаемой временной разницы на ставку налога на прибыль.

И еще на один момент хотелось бы обратить внимание…

Оказание услуг по сертификации является объектом налогообложения по НДС (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ). Естественно, что орган по сертификации выдает заявителю счет-фактуру на стоимость своих услуг, увеличенных на сумму налога. НДС, уплаченный за проведение работ по сертификации, налогоплательщик НДС имеет право возместить из бюджета, на основании статей 171 и 172 НК РФ. Право на указанный вычет возникает у налогоплательщика по мере принятия услуги к учету, то есть в момент отражения ее на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Напомним, что Законом №119-ФЗ в статью 172 «Порядок применения вычетов» НК РФ было внесено изменение, согласно которому с 1 января 2006 года факт оплаты налогоплательщиком суммы налога, предъявленного ему продавцом (поставщиком), роли не играет. Иначе говоря, для применения вычета необходимо выполнение лишь следующих условий:

  • товары, работы, услуги, имущественные права приобретены налогоплательщиком для осуществления налогооблагаемой деятельности;
  • товары, работы, услуги, имущественные приняты к учету;
  • на руках у налогоплательщика имеются соответствующие первичные документы, заполненные надлежащим образом.

Заметим, что до 1 января 2006 года по поводу вычета суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного органу по сертификации существовало две точки зрения: одна – к вычету можно принять сразу всю сумму налога, вторая (на которой настаивали налоговые органы) – НДС должен возмещаться частями по мере отнесения стоимости сертификата на расходы. Подтверждением этого может служить Письмо УМНС Российской Федерации по городу Москве от 10 августа 2004 года №24-11/52247 «О правомерности вычета НДС».

Справедливости ради отметим, что и до 1 января 2006 года, вторая точка зрения была, скажем, не совсем правомерна, так как законодательство по НДС и раньше не выдвигало подобного требования к налогоплательщикам. А после указанной даты, когда все налогоплательщики НДС работают исключительно по отгрузке, на наш взгляд, НДС однозначно должен приниматься налогоплательщиком к вычету сразу в момент отражения на учете услуг по сертификации.

Б. Учет затрат на сертификацию покупных изделий.

Если организация приобретает партию товаров, подлежащих обязательной сертификации, то она должна получить от поставщика копию сертификата.

Эта копия должна быть заверена:

  • нотариусом,
  • самим предприятием-изготовителем,
  • органом Госстандарта, который выдал сертификат.

Если на приобретаемый товар, подлежащий обязательной сертификации, имеется иностранный сертификат, не признаваемый в Российской Федерации, или сертификат вообще отсутствует, то для импорта товара в Россию следует получить российский сертификат системы обязательной сертификации.

В бухгалтерском учете расходы на обязательную сертификацию ввозимого товара, в соответствии с пунктом 6 ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01», относятся к затратам на приобретение товаров.

Пример 2.

Торговая фирма приобрела у иностранной компании партию товаров с целью их реализации на территории Российской Федерации.

Стоимость товаров по договору - 300 000 рублей,

таможенная пошлина - 30 000 рублей,

таможенный сбор - 1000 рублей (Постановление правительства РФ от 28 декабря 2004 года №863).

НДС 18% - 59 400 рублей.

Ввозимые товары подлежат обязательной сертификации.

Торговая фирма обратилась в центр по сертификации, так как ввозимые товары подлежат обязательной сертификации. Для этой цели она представила образцы ввозимых товаров на сумму 3 000 рублей.

Стоимость услуг по обязательной сертификации партии товаров составила 17 700 рублей (в том числе НДС – 2 700 рублей).

Товары были реализованы полностью в отчетном периоде.

Согласно учетной политике торговой фирмы признание доходов и расходов для целей налогообложения прибыли производится по методу начисления.

Предположим, что рабочим планом счетов к счету 41 «Товары» открыты следующие субсчета:

41-1 «Товары на складе»;

41-2 «Товары в рознице»;

41-3 «Товары под таможенным контролем»;

41-4 «Товары, переданные для проведения испытаний».

В бухгалтерском учете торговой фирмы расходы по сертификации импортных товаров необходимо отразить следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

60

52

300 000

Произведена оплата товара иностранному поставщику

76

51

30 000

Уплачена таможенная пошлина

76

51

1 000

Уплачен таможенный сбор

76

51

59 400

Отражена сумма НДС, уплаченная таможенному органу

19

76

59 400

Отражен НДС, уплаченный на таможне

41-3

60

300 000

Отражен переход права собственности на товар от продавца к покупателю

41-3

76

30 000

Сумма уплаченной таможенной пошлины включена в стоимость ввезенных на территорию РФ товаров

41-3

76

1 000

Сумма уплаченных таможенных сборов включена в стоимость ввезенных на территорию РФ товаров

41-4

41-3

3 000

Списана стоимость товара, переданного органу по сертификации для проведения испытаний

41-3

60

15 000

Затраты на обязательную сертификацию включены в стоимость ввезенных на территорию РФ товаров

19

60

2 700

Учтен НДС, предъявленный органом по сертификации

60

51

17 700

Отражена оплата работ по проведению обязательной сертификации ввозимых товаров

41-1

41-3

343 000

Приняты к учету товары, ввезенные на территорию РФ (300 000 + 30 000 + 1 000 + 15 000 – 3 000)

(после разрешения о выпуске товаров)

68

19

59 400

Принят к вычету НДС, уплаченный на таможне

68

19

2 700

Принят к вычету НДС по услугам сертификации

Обратите внимание!

До 1 января 2006 года в налоговом учете затраты на обязательную сертификацию ввозимых товаров однозначно относились к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Это означало, что расходы по сертификации импортных товаров признавались косвенными и в полном объеме уменьшали доходы от реализации текущего периода. Причем так как в бухгалтерском учете эти затраты включались в фактическую себестоимость товаров, то это приводило к различию в их покупной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете. Иначе говоря, у организации- импортера расходы по сертификации учитывались при исчислении налога на прибыль раньше, чем в бухгалтерском учете. Следовательно, бухгалтеру необходимо было применять ПБУ 18/02, то есть отражать в бухгалтерском учете налогооблагаемую временную разницу.

После указанной даты ситуация с сертификацией импортных товаров несколько изменилась.

Эти изменения обусловлены введением в текст главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ (в частности в статью 268 и 320 НК РФ) Законом от 6 июня 2005 года №58-ФЗ некоторых поправок.

В частности указанным законом были изменены порядок оценки товаров в налоговом учете и порядок распределения прямых расходов у торговых организаций, использующих в целях налогообложения метод начисления. Причем изменения, касающиеся порядка формирования расходов у торговых организаций, вступили в силу «задним» числом, то есть распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Поэтому торговые организации могли использовать указанные новшества уже с 1 января 2005 года. Правда, в этом случае им необходимо было руководствоваться следующим.

Статьей 320 НК РФ отмечено, что порядок формирования стоимости приобретения товаров в налоговом учете определяется налогоплательщиком в учетной политике и применяется им не менее двух налоговых периодов. Следовательно, новый порядок формирования налоговой стоимости приобретения торговая организация должна была внести в свою действующую учетную политику на 2005 год. Налоговое законодательство дает возможность налогоплательщику изменить учетную политику. В частности в статье 313 НК РФ говориться о том, что:

«Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства».

Таким образом, организации торговли вправе были внести изменения в учетную политику с момента вступления в силу Закона от 6 июня 2005 года №58-ФЗ и применять уже в течение 2005 года новые правила. В этом случае им, конечно, пришлось столкнуться с немалыми сложностями, так как необходимо было подать в налоговые органы, уточненные декларации по налогу на прибыль за 1 квартал и полугодие 2005 года с одновременным представлением приказа руководителя организации о внесении изменений в учетную политику.

Те же, кто не захотел воспользоваться этой возможностью, вправе были использовать прежний порядок, закрепив это положение так же в своей учетной политике.

Итак, порядок определения покупной стоимости товаров, используемых для перепродажи, установлен статьями 268 и 320 НК РФ. В подпункте 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ законодатель отметил, что налогоплательщик имеет право уменьшить доходы от реализации покупных товаров на стоимость их приобретения, которая определяется с учетом положений статьи 320 НК РФ.

Согласно статье 320 НК РФ:

«Налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (далее в настоящей статье - издержки обращения) с учетом следующих особенностей.

В течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с настоящей главой. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 настоящего Кодекса. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов».

То есть, как видим, новые нормы законодательства позволяют организациям торговли фактически сблизить бухгалтерский и налоговый учет товаров, то есть глава 25 НК РФ, теперь позволяет формировать налоговую стоимость товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением. Напомним, что прежние правила главы 25 НК РФ в качестве налоговой стоимости товаров определяли лишь договорную стоимость товаров.

Иначе говоря, те торговые организации, которые используют «новые» правила оценки товаров в налоговом учете затраты на сертификацию импортных товаров учтут в их стоимости, кроме того в налоговую стоимость товаров «войдут» таможенные пошлины и сборы. А это означает, что покупная стоимость импортных товаров в бухгалтерском и налоговом учете будет одинаковой. Правда, в этом случае признание расходов на сертификацию в налоговом учете осуществляется по мере реализации указанных товаров.

И в заключение раздела об услугах сертификации отметим, что Федеральный закон от 21 июля 2005 года №101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внес изменение в статью 346.16 НК РФ, определяющую порядок определения расходов при упрощенной системе налогообложения.

Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ плательщики единого налога при УСН вправе признать в качестве расхода:

«расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров».

Это означает, что организации, применяющие УСН, вправе при определении налоговой базы учитывать расходы на сертификацию (как обязательную, так и добровольную) в качестве расходов. Напомним, что до 1 января 2006 года указанные субъекты хозяйственной деятельности не могли учесть такие расходы при налогообложении.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета при оказании услуг, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Услуги с учетом отраслевой специфики (кроме бытовых и медицинских) ».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Использование пластиковых карт как средства платежа в организациях розничной торговли ..
Прекращение договора простого товарищества ..
Порядок выплаты денежной компенсации ..
Пособие на погребение за счет ФСС ..
Договор на оказание маркетинговых услуг ..
Формирование цены услуги ..
Общие положения о расчетах платежными поручениями ..
Общие требования при заключении соглашений (договоров) об обеспечении исполнения обязательств ..


Похожие документы из сходных разделов


Бухгалтерский учет и налогообложение операций по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний


В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию.

Для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное социальное страхование, в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финан

[ознакомиться полностью]

Особенности НДС по расходам на рекламу


Если в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), рекламные расходы нормируются для целей налогообложения, то, согласно пункту 7 статьи 171 НК РФ, суммы НДС по рекламным расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. То есть НДС, уплаченный при осуществлении налогоплательщиком нормируемых рекламных расходов сверх норм, не подлежит принятию налогоплательщиком к вычету.

Напоминаем, что с 1 января 2006 года порядок предоставления вычетов по НДС несколько изменился. Если до указанной даты налогоплательщик вправе был получить выче

[ознакомиться полностью]

Отражение «рекламных» объектов в составе основных средств


Организации, помимо всех перечисленных выше видов рекламы, могут использовать для размещения своей рекламной информации и, так называемые, рекламные щиты, которые зачастую отражаются в бухгалтерском учете в составе внеоборотных активов.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РЕКЛАМНЫХ ЩИТОВ – ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Правила формирования в бухгалтерском учете организации информации об основных средствах установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года №26н (далее - ПБУ - 6/01). Помимо указанного

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100