Приобретая товары и продукты, необходимые для осуществления своей деятельности, организация общественного питания неизбежно сталкивается с расходами по заготовке и доставке продуктов (сырья) и покупных товаров. В отношении материально-производственных запасов, к которым относятся продукты питания, вопрос с такими видами расходов достаточно понятен, так в соответствии с пунктом 5 ПБУ 5/01 они учитываются в стоимости приобретаемого сырья. Однако мы уже отмечали, что наряду с производственной деятельностью, организации общественного питания еще осуществляют и непосредственную розничную продажу покупных товаров, например, алкогольных напитков, сигарет, соков, минеральных вод и так далее. А согласно пункту 13 ПБУ 5/01 расходы по заготовке и доставке материалов до центральных складов могут включаться как в стоимость товаров, так и учитываться в качестве расходов на продажу, то есть отражаться на счете 44 «Расходы на продажу». Если организация общественного питания использует такой метод учета товаров, то следует иметь в виду, что часть таких расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров, отражается в составе незавершенного производства.
Обратите внимание!
Выбранный метод учета расходов по заготовке и доставке товаров в обязательном порядке должен быть отражен в учетной политике организации, используемой для целей бухгалтерского учета.
Если организация использует метод, при котором данные расходы учитываются в стоимости товаров, то при отражении данных расходов в бухгалтерском учете используется счет 41 «Товары», то есть на основании первичных документов данные расходы напрямую относятся в дебет счета по учету товаров, без учета сумм НДС с услуг по доставке и заготовке, оказываемых сторонними организациями (за исключением тех случаев, когда организация общепита не является плательщиком НДС).
Пример 1.
Предположим, что организация общественного питания заключила договор поставки товаров на сумму 118 000 рублей (в том числе НДС = 18 000 рублей). Партия товаров 20 000 штук.
При приобретении данной партии организация понесла следующие расходы:
Транспортные расходы – 5 900 рублей (в том числе НДС = 900 рублей).
Стоимость услуг посредника – 708 рублей (в том числе НДС = 108 рублей).
Проценты по банковскому кредиту, начисленные до принятия данных товаров к учету, - 5000 рублей;
Тогда все расходы, связанные с приобретением данной партии товаров составят:
Вариант 1. Расходы по доставке и заготовке учитываются в стоимости товаров:
Фактическая себестоимость единицы товара в этом случае составит 105 600 рублей/20 000 штук = 5,28 рубля.
В бухгалтерском учете это будет отражено следующим образом:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
41
60
100 000
Отражены товары по договорной стоимости
19
60
18 000
Учтен НДС по приобретенным товарам
44-1
76
5 000
Отражены расходы по доставке товаров
19
76
900
Учтен НДС по транспортным расходам
41
76
600
Отражена стоимость услуг посредника
19
76
108
Учтен НДС по услугам посредника
41
66
5 000
Проценты, начисленные до момента постановки на учет товаров, учтены в стоимости
60,76,66
51
129 608
Погашена задолженность по оплате
68-1
19
19 008
Принят к вычету НДС
Примечание:
В связи с введением в действие с 1 января 2006 года Закона 119-ФЗ применение вычета по НДС не обусловлено оплатой поставщикам.
Достаточно принять товар к учету и использовать в налогооблагаемой деятельности.
Причем, следует иметь в виду, что если организация общественного питания в качестве учетной цены использует продажные цены, то расходы по заготовке и доставке товаров отражаются ими аналогично рассмотренному выше порядку, с применением торговой наценки к сформированной на счете 41 «Товары» себестоимости товаров. В этом случае данные затраты не влияют на величину торговой наценки (она определяется в процентном отношении от стоимости товаров, сформированной на счете 41 «Товары»).
Если организация общественного питания отражает все расходы по заготовке и доставке товаров на счете 44 «Расходы на продажу», то в дальнейшем она должна списать данные расходы в дебет счета учета продаж, а именно 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж».
Списываются такие расходы двумя методами: либо в полном размере, либо пропорционально себестоимости реализованных товаров за данный отчетный период.
Согласно пункту 228 Приказа №119н:
«В случае если величина транспортно - заготовительных расходов, связанных с приобретением (заготовлением) товаров и доставкой их в организацию, составляет значительный удельный вес в общем, объеме выручки от продаж товаров (более десяти процентов), а также при их неравномерном уровне в течение года (продукция растениеводства, рыбный промысел), то допускается пропорциональное распределение указанных расходов между фактической себестоимостью проданных в данном месяце товаров и их остатком на конец месяца. При этом доля, относящаяся на остаток не проданных к концу месяца товаров, остается на счете «Расходы на продажу» и переходит на следующий месяц.
Выбор метода распределения расходов на продажу устанавливается организацией и закрепляется в ее учетной политике.»
Таковы правила бухгалтерского учета, но есть еще и налоговый, в соответствие с которым расходы делятся на прямые и косвенные. К прямым расходам по торговой деятельности относятся:
- стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.
Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (пункт 1 настоящей части) к стоимости товаров (пункт 2 настоящей части);
4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.»
Обратите внимание, что методика расчета части транспортных расходов относящаяся к остаткам нереализованных товаров, введена с 1 января 2005 года Законом 58-ФЗ.
К стоимости приобретения товаров средний процент теперь вообще не применим.
Согласно новой редакции статьи 320 НК РФ:
«В течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с настоящей главой. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора.
При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 настоящего Кодекса. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.»
Мы уже отмечали, что там, где это возможно, организация должна сближать бухгалтерский и налоговый учет. Исходя из этого, наиболее целесообразен метод списания транспортных расходов пропорциональному распределению между фактически реализованными товарами и их остатком на конец месяца, то есть в соответствии с правилами налогового учета.
Каким образом производится данный расчет?
Пример 2.
Кафе ООО «Диана» учитывает транспортные расходы в составе расходов на продажу.
По состоянию на 1 мая в бухгалтерском учете организации были отражены следующие данные:
а) по транспортным расходам:
Остаток по счету 44 «Расходы на продажу» субсчет «Транспортные расходы» – 15 000 рублей;
За май дебетовый оборот по счету 44 «Расходы на продажу» субсчет «Транспортные расходы» составил – 22 000 рублей;
б) по товарам;
Стоимость реализованных товаров за май составила - 1 200 000 рублей;
Стоимость нереализованных товаров на 01 июня – 420 000 рублей;
Определяется средний процент транспортных расходов:
(15 000 рублей + 22 000 рублей)/(1 200 000 рублей + 420 000 рублей) х 100% =2,284 %
Исходя из этого сумма:
- транспортных расходов, приходящаяся на реализованные товары, составит:
1 200 000 рублей х 2,28% = 27 408 рублей;
- транспортных расходов, приходящаяся на нереализованные товары, составит:
420 000 рублей х 2,28 % =9 592 рубля;
В бухгалтерском учете кафе ООО «Диана» списание за май транспортных расходов отразится следующей проводкой:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Дебет
Кредит
90-2
44-1
27 408
Более подробно с вопросами, особенностей учета на предприятиях общественного питания, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Общественное питание».
Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности работодателями, применяющими упрощенную систему налогообложения
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения согласно главе 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), не являются плательщиками единого социального налога. Как уже сказано, доходы от уплаты налога при применении УСН с 2005 года распределяются органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ согласно нормативам отчислений, указанных в статье 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности, - в бюджет Фонда социального страхования РФ - по нормативу 5%.
Система синтетического и аналитического учета средств целевых поступлений.
Вступительные и членские взносы являются источником финансирования для общественных организаций, их союзов, ассоциаций и других, то есть тех организаций, которые основаны на членстве. За счет этих средств покрываются административно - хозяйственные расходы организации.
Бухгалтерский учет средств целевого финансирования регламентируется в настоящее время только Инструкцией по применению Плана счетов. Согласно плану счетов учет поступления и расходования средств целевого финансирования осуществляется
Налоговый учет выручки от реализации гостиничных услуг
Налоговый учет гостиницы, как и любые другие организации – плательщики налога на прибыль, ведут в соответствии с правилами главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации. Отметим, что данная глава НК РФ предусматривает два возможных метода признания доходов и расходов: метод начисления и кассовый метод. По общему правилу, все хозяйствующие субъекты, являющиеся плательщиками налога на прибыль, обязаны применять метод начисления, исключение составляют лишь те организации, которые получили в среднем за предыдущие четыре квартала сумму ежеквартальной выручки от