Главная страница --> Ведение бизнеса

Формы предоставления бюджетных средств



Использование коммерческими организациями бюджетных средств имеет, как правило, четыре основных направления, предусмотренные БК РФ. Согласно статье 69 БК РФ предоставление бюджетных средств коммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

  • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.

Бюджетополучатели, во избежание нежелательных последствий с точки зрения правильности отражения операций в бухгалтерском учете и применения налогообложения, должны быть очень внимательны при квалификации полученных бюджетных средств.

Государственный (муниципальный) контракт

Оплата товаров (работ и услуг), предоставленных коммерческой организацией для государственных нужд, согласно заключенному государственному контракту, является наиболее распространенной формой получения бюджетных средств коммерческими организациями.

Согласно пункту 1 статьи 72 БК РФ государственный или муниципальный контракт представляет собой договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

На основе государственных контрактов осуществляются все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 МРОТ (статья 71 БК РФ). Закупки товаров, работ и услуг на меньшую сумму могут осуществляться как на основе государственных контрактов, так и на основе договоров купли - продажи или поставки.

Согласно пункту  2 статьи 72 БК РФ размещение государственных контрактов осуществляется на конкурсной основе.

Заключение госконтрактов на основе конкурса отвечает целям эффективного и экономного расходования бюджетных средств как основному принципу бюджетной системы Российской Федерации (статья 28 БК РФ). Проведение конкурсов является дополнительной гарантией соблюдения бюджетного законодательства и недопущения злоупотреблений.

Правом проведения конкурса наделен государственный или муниципальный заказчик в лице органа государственной власти или органа местного самоуправления. При этом порядок проведения конкурса предусмотрен статьями 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и Федеральным законом от 6 мая 1999 года №97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

Требование статей 71 и 72 БК РФ в части размещения государственных контрактов на конкурсной основе очень часто нарушается. Например, чтобы избежать проведения конкурсов, стороны производят разделение одного договора на два и более. О разделении контрактов с целью избежания проведения конкурса, свидетельствует их заключение в один день на одноименный вид товара у одного и того же поставщика.

Такая сделка, которая не соответствует требованиям закона, является ничтожной на основании статьи 168 ГК РФ.

Бюджетные инвестиции

Согласно статье 80 БК РФ, предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть уставных или складочных капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, ее субъектов (муниципальных образований) в уставных или складочных капиталах в соответствии с гражданским законодательством.

В настоящее время доля государства присутствует в уставных капиталах многих организаций. Такая форма взаимодействия государства и коммерческих организаций взаимовыгодна. Организация получает дополнительные финансовые и материальные ресурсы. Для организации участие государства в уставном капитале также может представлять интерес с точки зрения привлечения инвесторов. Доля государства в уставном капитале организации привлекает многих инвесторов, которые, вкладывая средства в организацию, рассчитывают на контроль за их расходованием со стороны государства.

Государству выгодно участвовать в капитале коммерческих организаций, поскольку в этом случае оно может осуществлять контроль за деятельностью коммерческой организации, получать прибыль, соответствующую вкладу, поддержать стратегическое производство, имеющее высокую общественную значимость.

Участие государства в уставных капиталах организаций во многом определяется эффективностью таких инвестиций. Если предприятие с государственным участием не имеет стратегического значения, не производит выплату дивидендов, государство отказывается от инвестиций и производит продажу акций такой организации.

В статье 80 БК РФ определены условия предоставления бюджетных инвестиций, предусматривающих наличие:

  • технико-экономического обоснования инвестиционного проекта;
  • проектно-сметной документации;
  • плана передачи земли и сооружений;
  • проекта договора между органами исполнительной власти и юридическим лицом об участии Российской Федерации или ее субъекта в собственности субъекта инвестиций. Проекты договоров оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете.

Отсутствие оформленных договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов (статья 231 БК РФ).

Нарушение порядка предоставления бюджетных инвестиций в силу статьи 299 БК РФ, влечет для получателя изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств.

Участие государства в хозяйственных обществах регламентируется ГК РФ, БК РФ, Федеральным законом от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», иными законами и нормативными актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Например, участие города Москвы в хозяйственных обществах осуществляется путем:

  • приобретения акций дополнительного выпуска открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, с целью сохранения доли города (с оплатой акций денежными средствами, имуществом или имущественными правами);
  • участия города во вновь создаваемых открытых акционерных обществах с внесением в уставный капитал имущества и (или) имущественных прав;
  • участия города в действующих Обществах путем предоставления бюджетных инвестиций (капитальных вложений) с последующей передачей городу эквивалентной части уставного капитала или имущества Общества - в соответствии со статьей 80 БК РФ.

На территории города Москвы действует Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2003 года №644-ПП «Об утверждении временного положения о порядке (процедуре) представления и рассмотрения заявок на участие города Москвы в хозяйственных обществах».

Методические рекомендации по разработке и анализу технико-экономических обоснований (ТЭО) участия города Москвы в акционерных обществах утверждены Постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 2004 года №271-ПП «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и анализу технико-экономических обоснований (ТЭО) участия города Москвы в акционерных обществах».

Финансовая помощь в виде субвенций и субсидий

Организации получают бюджетные средства в качестве финансовой помощи в форме субвенций или субсидий.

Согласно статье 6 БК РФ субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов, а субсидия - бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Финансовую поддержку из бюджетов разных уровней бюджетной системы получают, как правило, сельскохозяйственные, транспортные организации. Получателями субсидий и субвенций являются организации, имеющие стратегическое значение. Например, предприятиям оборонного комплекса предоставляются бюджетные средства на безвозмездной и безвозвратной основе для поддержки мобилизационных ресурсов, то есть таких производственных мощностей, которые в текущем финансовом году (совпадающем с календарным годом) не используются в производственном цикле, однако требуются средства на поддержание их в надлежащем состоянии.

Организация-получатель финансовой помощи должна израсходовать полученные субсидии или субвенции строго на цели, определенные в бюджетном законодательстве и обозначенные при их выделении, и отчитаться по установленным формам.

Для получения организацией субсидий и субвенций нормативными документами предусмотрена специальная процедура. Организации, как правило, подают заявки в соответствующий финансовый орган с обоснованием необходимости выделения им финансовой помощи из бюджета, часть из которых удовлетворяется.

В основе решения о выделении организации субсидий или субвенции лежит проведение технико-экономических обоснований и расчетов показателей бюджетной эффективности предоставления субсидий и субвенций из бюджета.

Бюджетный кредит

Кредиты, предоставляемые за счет средств бюджетов юридическим лицам, можно разделить на два вида в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица:

  • бюджетный кредит, предоставляемый юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (статья 76 БК РФ);
  • кредиты, предоставляемые государственным и муниципальным унитарным предприятиям (статья 77 БК РФ).

Согласно статье 76 БК РФ бюджетные кредиты юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, могут предоставляться с соблюдением следующих требований:

  • бюджетный кредит предоставляется на основании гражданско-правового договора (статьи 819 - 821 ГК РФ);
  • бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности;
  • бюджетный кредит выдается только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату этого кредита, причем способами обеспечения исполнения обязательства могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности;
  • обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение финансовым органом предварительной проверки финансового состояния получателя указанного кредита;
  • бюджетный кредит предоставляется только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе;
  • бюджетные кредиты предоставляются на определенные цели, ограниченному кругу субъектов, в пределах установленных лимитов - все эти условия определяются законом о бюджете на очередной финансовый год.

Согласно статье 77 БК РФ бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям  предоставляются в соответствии со следующими положениями:

  • Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.
  • Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки.
  • Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов.
  • Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов.

Итак, закон прямо указывает, что предоставление бюджетного кредита регулируется нормами гражданского законодательства. Средства в данном случае опять перечисляются на счет юридического или физического лица, а характер их использования определяется в договорном порядке.

Предоставление кредита может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В этом случае расходы на предоставление кредита должны быть предусмотрены в бюджете субъекта Российской Федерации.

Статьей 35 Закона города Москвы №75 от 17 декабря 2003 года «О бюджете города Москвы на 2004 год» установлено, что в целях дальнейшего развития практики бюджетного кредитования целесообразно его применение в 2004 году при финансировании расходов на поддержку промышленности, осуществление инвестиционной деятельности, поддержку и развитие малого предпринимательства, поддержку туризма, продовольственное обеспечение города, участие города Москвы в формировании фонда инвестиционного развития регионов Центрального федерального округа Российской Федерации, а также при расходовании средств экологического фонда и фондов развития территорий города Москвы.

В соответствии с законодательством города Москвы бюджетное кредитование осуществляется при условии взимания процентов за пользование бюджетными средствами исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент предоставления кредита, но не менее одной четвертой этой ставки, за исключением случаев беспроцентного кредитования, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При нарушении сроков возврата бюджетных кредитов взимаются пени в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Единый порядок предоставления средств бюджета города Москвы на возвратной и возмездной основе (бюджетных кредитов) установлен Распоряжением Мэра Москвы от 3 мая 2001 года №426-РМ «О бюджетном кредитовании в городе Москве».

Законодательством предусмотрена ответственность в отношении субъектов - получателей бюджетных кредитов. Статьями 289, 290 и 291 БК РФ установлены меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, за нецелевое использование бюджетных средств, за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, а также в случае неперечисления либо несвоевременного перечисления процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе. В статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусмотрен административный штраф за нецелевое использование бюджетных средств (статья 289 БК РФ).

Статьей 69 Федерального закона от 23 декабря 2003 года №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» (далее Закон о бюджете на 2004 год) установлено, что использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам, влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению.

Периодом нецелевого использования средств бюджетного кредита признается срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные условиями предоставления бюджетного кредита, до момента их возврата в федеральный бюджет или направления для использования по целевому назначению.

Взыскание указанного штрафа за нецелевое использование средств федерального бюджета осуществляется агентами Правительства Российской Федерации, а также органами федерального казначейства на основании предписаний контрольных органов.

БК РФ предусматривает ответственность в статье 290 за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе. Совершение данного правонарушения влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Совершение должностными лицами данного правонарушения влечет наложение штрафов в соответствии со статьей 15.15 КоАП РФ, однако данная статья устанавливает ответственность только за нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе. Должностное лицо получателя бюджетных средств, виновное в нарушении срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, подвергается наложению штрафа в размере от сорока до пятидесяти МРОТ, юридическое лицо - от четырехсот до одной тысячи МРОТ.

Не перечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (статья 291 БК РФ), влечет за собой наложение административных штрафов на руководителей организаций - получателей средств, а также изъятие в бесспорном порядке процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Статья 291 БК РФ в целом соответствует статье 15.16 КоАП РФ «Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами», которая устанавливает административную ответственность в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 40 до 50, а на юридических лиц - от 400 до 1000 МРОТ.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного и целевого финансирования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Бюджетное и целевое финансирование».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Специализированные формы первичной учетной документации ..
Учет расходов на сертификацию ..
Отражение «рекламных» объектов в составе основных средств ..
Налог на добавленную стоимость у цессионария ..
Безвозмездное получение нематериальных активов ..
Целевое финансирование субъектов ВПК. Особенности налогообложения целевого финансирования ..
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременно ..
Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за счет ФСС ..
Списание контрольно-кассовой техники в налоговом учете ..
Возврат нереализованного товара продавцу, который был приобретен в результате договора купли-продажи ..
Получение имущества унитарным предприятием от собственника ..
Налог на доходы физических лиц. Статья 219. Социальные налоговые вычеты ..
Бухгалтерский учет бракованной продукции в организации, занимающейся издательской деятельностью ..


Похожие документы из сходных разделов


Учет коммунальных платежей при аренде имущества


Как показывает наша консультационная практика, очень много вопросов возникает у организаций при отражении в учете коммунальных платежей при аренде помещений.

А. Учет коммунальных платежей у арендодателя.

При эксплуатации арендованного помещения у арендатора неизбежно возникают расходы на отопление, освещение, водоснабжение и канализацию, газоснабжение и другие коммунальные услуги.

Напомним читателю, что в рамках договора аренды существует несколько вариантов расчетов за коммунальные услуги:

Услуги по аренде персонала


Аренда персонала является разновидностью аутсорсинга.

В буквальном смысле под аутсоргсингом следует понимать осуществление сторонней организацией, каких либо функций обычно не являющихся основным видом деятельности для бизнеса фирмы, но, тем не менее, необходимых для ее производственной деятельности. Иначе говоря, аутсорсинг – это вид услуг, согласно которым заказчик передает свои текущие функции в области информационных технологий в специализированную организацию, а исполнитель гарантирует выполнений данных функций в соответствии с утвержденным уровнем сервиса. Причем такие ус

[ознакомиться полностью]

Предоставление гарантий качества товаров организацией-изготовителем


Для большего понимания проблем, существующих сегодня в сервисных центрах, на наш взгляд, следует немного остановиться на вопросах налогообложения при проведении гарантийного ремонта организациями-изготовителями. Это поможет читателю разобраться в проблемных вопросах налогообложения НДС услуг по проведению гарантийного ремонта сервисными центрами.

Отметим, что затрагивать вопросы признания расходов на гарантийный ремонт в бухгалтерском и налоговом учете у организаций-изготовителей, а также формирование резервов на гарантийный ремонт, мы не будем, так как к теме нашего раздела они не им

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100