Порядок исчисления и уплаты единого налога при УСН
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА
В соответствии с законодательством «порядок исчисления налога» - это порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения; « порядок уплаты налога» - это порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет. Порядок исчисления и уплаты налога - одни из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства Российской Федерации о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. В статье 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) определен порядок исчисления и уплаты единого налога. В соответствии с данной статьей по итогам налогового периода налогоплательщиком самостоятельно определяется сумма налога как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Абзацами третьим - четвертым пункта 9 статьи 1 Федерального закона №101-ФЗ от 21 июля 2005 года внесены изменения в статью 346.21 НК РФ. С 2006 года в соответствии со статьей 346.21 НК РФ по итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа по налогу с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Получается, что налогоплательщик исчисляет сумму авансового платежа по налогу, например, по итогам полугодия с учетом исчисленной по итогам первого квартала суммы авансового платежа.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу:
исходя из ставки налога (6%) и фактически полученных доходов - если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы;
исходя из ставки налога (15%) и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов - если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.
При этом доходы и расходы рассчитываются нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев.
Изменениями, внесенными абзацами шестым-седьмым пункта 9 статьи 1 Федерального закона №101-ФЗ от 21 июля 2005 года, установлено, что с 2006 года ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются не только при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за налоговый период, но и при исчислении суммы налога за отчетный период.
До внесения 2006 года было неизвестно, имеем ли мы право уменьшать налоговую базу отчетного периода на налоговую базу предыдущего отчетного периода. Например, сумму налога, исчисленную за девять месяцев, можно ли уменьшить на сумму налога, исчисленную за полугодие.
В тексте данной статьи произошло следующее изменение. Ранее по итогам налогового периода в счет уплаты налога засчитывались уплаченные авансовые платежи, теперь факт уплаты не имеет значения, а имеет значение факт начисления, что более правильно.
Согласно Закону №190-ФЗ сумма исчисленного налога либо квартальных авансовых платежей уменьшалась налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей) не могла быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Изменение, внесенное абзацем четвертым пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ, с 1 января 2006 года одновременно ухудшает положение налогоплательщика по двум направлениям.
Во-первых, для уменьшения суммы налога необходимо, чтобы суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование были не просто уплачиваемы за данный период времени, а фактически уплачены (перечислены). При этом уплата должна совпадать с периодом времени, за который начисляется налог. Фактически это означает то, что необходимо досрочно оплатить всю сумму взносов, причем в том же налоговом периоде, если, например страховые взносы по зарплате за декабрь мы заплатим в январе, то нам могут не подтвердить уменьшение налоговой базы. Повторяем - при уменьшении суммы налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование берется сумма уплаченных взносов в тот же период, но в пределах исчисленных в тот же период сумм. То есть, например, если налогоплательщик исчислил налог в сумме 5000 рублей, страховые взносы исчислил в сумме 2000 рублей, уплатил 2300 рублей, то он вправе уменьшить сумму налога на 1000 рублей (50 процентов оплаченной предельной суммы уменьшения налога).
Отметим, что представители Минфина и ранее приводили разъяснения по данному вопросу. Так, в письме Минфина Российской Федерации от 2 февраля 2004 года №22-2-14/160@ «О порядке применения упрощенной системы налогообложения» указано, что сумма исчисленного за отчетный (налоговый) период единого налога подлежит уменьшению налогоплательщиками только на сумму фактически уплаченных ими (в пределах суммы начисленных (подлежащих уплате) за отчетный (расчетный) период) на дату представления налоговой декларации по единому налогу, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Во вторых, неизвестно, что значит фраза «При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов». Неизвестно – пятьдесят процентов чего – суммы налога, либо суммы уменьшения налога. То есть, например, если налогоплательщик исчислил налог в сумме 3000 рублей, страховые взносы и пособия по временной нетрудоспособности исчислил в сумме 2000 рублей, уплатил 1600 рублей, то он вправе уменьшить сумму налога либо на 1500 рублей (пятьдесят процентов суммы налога), либо на 800 рублей (пятьдесят процентов оплаченной предельной суммы уменьшения налога). Налоговые органы, наверное, вначале, из–за инертности мышления и того, что в том предложении, где стоят слова про 50% есть только сумма налога, согласятся с тем, чтобы это было пятьдесят процентов суммы налога. Но, затем они могут сыграть на неустранимом противоречии и предложить уменьшение на пятьдесят процентов предельной суммы уменьшения налога или пятьдесят процентов суммы налога, в зависимости от того, что будет выгоднее.
Итак, пункт 3 статьи 346.21 НК РФ устанавливает к исчисленной за налоговый (отчетный) период сумме единого налога при УСН налоговый вычет, размер которого определяется как:
сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени;
сумма выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
При уменьшении суммы налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование берется сумма уплаченных взносов, но в пределах исчисленных сумм. Кроме того, сумма единого налога с 1 января 2006 года не может быть уменьшена более чем на 50 %, то есть ограничение распространяется одновременно и на сумму страховых взносов и на сумму пособий по временной нетрудоспособности. До 2006 года пунктом 3 статьи 346.21 НК РФ было установлено 50% ограничение по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, то есть сумма единого налога уменьшалась на всю сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и не более чем на 50 % суммы взносов на обязательное пенсионное страхование.
Пример 1.
Налогоплательщиком по итогам I квартала года исчислен авансовый платеж по единому налогу в сумме 10000 рублей. Сумма уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 5200 рублей.
В этом случае налогоплательщик уменьшает сумму исчисленного за I квартал авансового платежа по единому налогу лишь на 5000 рублей ((10000 рублей x 50 / 100) < 5200 рублей).
Общая сумма платежей за отчетный период составит: 10200 рублей, в том числе:
сумма квартального авансового платежа по единому налогу - 5000 рублей (10000 - 5000);
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 5200 рублей.
Пример 2.
Налогоплательщиком по итогам I квартала года исчислен авансовый платеж по единому налогу в сумме 7000 рублей. За этот же отчетный период сумма уплачиваемых им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 3300 рублей.
В этом случае налогоплательщик уменьшает сумму исчисленного авансового платежа по единому налогу за I квартал на всю сумму уплачиваемых им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 3300 рублей, так как ((7000 рублей x 50 / 100) > 3300 рублей).
Общая сумма платежей за отчетный период составит - 7000 рублей, в том числе:
сумма квартального авансового платежа по единому налогу - 3700 рублей (7000 - 3300);
сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 3300 рублей.
Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, кроме того, сумму единого налога (квартальных авансовых платежей налога) могут уменьшить также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных за свое страхование. Поскольку согласно статье 6 Закона №167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию по двум основаниям:
как лица, производящие выплаты физическим лицам;
непосредственно как индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона №167-ФЗ если индивидуальный предприниматель одновременно относится к этим двум категориям страхователей, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию отдельно.
Следует отметить, что если объектом налогообложения являются доходы, то сумма взносов на обязательное пенсионное страхование и пособий по временной нетрудоспособности вычитаются из суммы начисленного налога (в размере 50 %). Однако если объектом налогообложения является разница между доходами и расходами, то взносы на обязательное пенсионное страхование и пособия по временной нетрудоспособности уменьшают налоговую базу, так как учитываются в составе расходов.
ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА
Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки, причем уплата налога (авансовых платежей) производится согласно пункту 6 статьи 346.21 НК РФ:
по месту нахождения организации;
по месту жительства предпринимателя.
Аналогично статьей 346.22 НК РФ установлено, что налогоплательщики – организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики – индивидуальные предприниматели – по месту своего жительства.
Следует отметить, что изменением, внесенным абзацем десятым пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ, теперь устранена неясность по поводу срока уплаты налога по истечении года. До внесения поправки пунктом 7 статьи 346.21 НК РФ было установлено, что налог уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период пунктом 1 статьи 346.23 НК РФ. Однако указанным пунктом установлен срок подачи налоговых деклараций организациями, а срок подачи деклараций индивидуальными предпринимателями установлен пунктом 2 статьи 346.23 НК РФ. С 2006 года это несоответствие устранено.
В статье 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций. В соответствии с указанной статьей сроки подачи деклараций по итогам отчетного периода одинаковы для организаций и для предпринимателей, а срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей продлен на месяц по сравнению с организациями, что не совсем понятно, так как порядок определения доходов и расходов и исчисления налога одинаков как для организаций, так и для предпринимателей.
Статьей 346.23 установлены следующие сроки подачи налоговых деклараций:
для организаций - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
для индивидуальных предпринимателей – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
До 2006 года индивидуальным предпринимателям при решении вопроса о сроке уплаты единого налога по итогам налогового периода следует руководствоваться разъяснениями Минфина Российской Федерации, приведенными в письме от 22 июня 2005 года №03-11-04/2/3:
«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо сообщает следующее.
В соответствии с п. 7 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма единого налога по итогам налогового периода уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций п. 1 ст. 346.23 Кодекса.
Однако в п. 1 ст. 346.23 Кодекса речь идет о сроке подачи налоговых деклараций, установленном только для налогоплательщиков-организаций.
При решении вопроса о сроке уплаты единого налога индивидуальными предпринимателями нужно исходить из следующего.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Кодекса все налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 7 ст. 346.21 Кодекса и организации, и индивидуальные предприниматели уплачивают авансовые платежи по единому налогу не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Такой срок уплаты авансовых платежей установлен исходя из срока представления налоговой декларации за отчетный период, предусмотренного для организаций п. 1 ст. 346.23 Кодекса, а для индивидуальных предпринимателей - п. 2 этой же статьи Кодекса (не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода).
Срок уплаты единого налога для организаций установлен также исходя из срока представления ими налоговой декларации по единому налогу на истекший налоговый период - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Срок представления налоговой декларации по единому налогу для индивидуальных предпринимателей установлен п. 2 ст. 346.23 Кодекса - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Поэтому единый налог должен уплачиваться индивидуальными предпринимателями также не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом».
Статьей 346.23 НК РФ установлен и срок подачи деклараций по итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода и для организаций, и для индивидуальных предпринимателей. Авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в эти же сроки, то есть не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября.
Как подтверждает арбитражная практика, нарушение срока представления налоговой декларации по единому налогу за отчетный период является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 января 2005 года №А33-8111/04-С3-Ф02-5545/04-С1, Постановление ФАС Уральского округа от 23 сентября 2004 года №Ф09-3915/04-АК, Постановление ФАС Центрального округа от 6 апреля 2005 года №А09-19056/04-23.
Согласно пункту 3 статьи 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Форма и порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 3 марта 2005 №30н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения». Данная форма налоговой декларации действует, начиная с отчетности за первый отчетный период 2005 года.
Статьей 346.22 НК РФ установлено, что суммы единого налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Распределение производится в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
То есть при УСН распределение налога по бюджетам и внебюджетным фондам находится в компетенции органов Федерального казначейства.
До 2005 года в соответствии со статьей 48 БК РФ доходы от уплаты единого налога при УСН распределялись органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ по следующим нормативам отчислений (в городах Москве и Санкт-Петербурге были иные нормативы отчислений):
1). в федеральный бюджет - 0%;
2). в бюджеты субъектов Российской Федерации - 45%;
3). в местные бюджеты - 45%;
4). в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,5 процента;
6). в бюджет Фонда социального страхования РФ - 5%.
Но, как уже было сказано, согласно статье 1 Закона №120-ФЗ с 1 января 2005 года статья 48 БК РФ утратила силу.
С 1 января 2005 года согласно статье 56 БК РФ (введенной Законом №120-ФЗ) в бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от единого налога, взимаемого в связи с применением УСН, по нормативу 90%. А в соответствии со статьей 146 БК РФ в бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ доходы от единого налога, взимаемого при УСН:
в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,5 %;
в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - по нормативу 4,5 %;
в бюджет Фонда социального страхования РФ - по нормативу 5%.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПЕРЕШЕДШИХ НА УСН, ОТ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Статьей 3 Федерального закона от 31 декабря 2002 года №191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» в статью 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» внесен пункт 3, согласно которому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Организации, применяющие УСН, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Таким образом, организации, перешедшие на УСН, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов. Как же учитывать приобретение, амортизацию и списание основных средств и нематериальных активов при переходе на УСН? Согласно статье 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на:
расходы на приобретение (сооружение, изготовление)основных средств;
расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком)нематериальных активов.
Для основных средств, приобретенных в период применения УСН, и для нематериальных активов начисление амортизации не предусмотрено. Их стоимость включается в расходы сразу в полном объеме. При этом для основных средств моментом признания расходов, помимо фактической оплаты, является дата их ввода в эксплуатацию. Для нематериальных активов моментом признания расходов по приобретению является момент принятия объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет (подпункт 2 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ).
Некоторые организации ведут бухгалтерский учет на случаи:
необходимости возврата к традиционной системе;
для статистической отчетности;
для внутреннего контроля (подотчетные лица);
для определения налоговой базы по НДФЛ, ПФР;
для расчета пособий по временной нетрудоспособности;
выплаты дивидендов.
Если организация, применяющая УСН, собирается выплачивать дивиденды, то бухгалтерский учет должен вестись. При начислении и выплате организацией, применяющей УСН, доходов в виде дивидендов другим организациям (применяющим обычный режим налогообложения) такая организация обязана в общеустановленном порядке удержать у источника выплаты налог по ставке 9 % - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации; 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций (статья 284 НК РФ) и внести его в доход федерального бюджета.
Статьей 42 Закона №208-ФЗ установлено, что источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения. А прибыль общества после налогообложения определяется по данным бухгалтерской отчетности. Таким образом, организации, применяющие УСН и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям, должны определять прибыль после налогообложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Данный вопрос был рассмотрен в Письме Минфина Российской Федерации от 11 марта 2004 года №04-02-05/3/19 «О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения», Письме Минфина Российской Федерации от 22 июля 2004 года №03-03-05/1/85.
Изменением, внесенным абзацем 3 пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ, устранена неясность по поводу ведения налогового учета. Дело в том, что, как уже сказано, организации, перешедшие на УСН, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов. До 2006 года законодательством была установлена обязанность налогоплательщика вести налоговый учет показателей своей деятельности на основании книги учета доходов и расходов.
С 2006 года статьей 346.24 НК РФ установлено, что налогоплательщики не ведут учет показателей, не облагаемых единым налогом, они обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому налогу при УСН в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН. Форму и порядок заполнения указанной книги по-прежнему утверждает Министерство финансов РФ.
Более подробно с вопросами, применения упрощенной системы налогообложения, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Упрощенная система налогообложения».
Налог на доходы физических лиц. Статья 227. Особенности исчисления сумм налога индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными...
СТАТЬЯ 227. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ СУММ НАЛОГА ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И ДРУГИМИ ЛИЦАМИ, ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ. ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА, ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ УКАЗАННЫМИ ЛИЦАМИ
«1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики:
1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от о
Фактически данная услуга представляет собой резервирование гостиницей для определенного клиента номера определенной категории на определенную дату.
Гостиница может принять заказ на бронирование с помощью:
обычной связи (телефон, факс, телеграмма);
центральной системы бронирования.
В первом случае, администратор гостиницы, получив заявку на бронирование, информирует клиента о наличии свободных номеров, стоимости проживания и условий оплаты. Резервируя номер для клиента, дежурный администратор сообщает клиенту номер подтверждения о бронировании.
Налогообложение НДС операций, связанных с получением и использованием средств бюджетного финансирования
Пунктом 32.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (утвержденным Приказом МНС Российской Федерации от 20 декабря 2000 года №БГ-3-03/447 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации» (далее Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ)) разъяснен порядок налогообложения по НДС в различных ситуациях, связанных с получением и использованием средств бюджетного финансирования.