Налог на имущество организации, осуществляющих НИОКР
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
С 1 января 2004 года налог на имущество организаций исчисляется и уплачивается в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), введенной Федеральным законом от 11 ноября 2003 года №139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов».
В соответствии со статьей 373 НК РФ налогоплательщиками налога (далее налогоплательщики) признаются:
российские организации;
иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.
Объектом налогообложения для российских организаций, в соответствии со статьей 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, включая:
имущество, переданное во временное владение;
имущество, переданное в пользование;
имущество, переданное в распоряжение;
имущество, переданное в доверительное управление;
имущество, внесенное в качестве вклада в совместную деятельность.
Таким образом, все организации, занимающиеся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, являются плательщиками налога на имущество.
Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Это положение напрямую касается бюджетных учреждений. А так как значительная часть научно-исследовательских организаций представлена в виде организаций, финансируемых из бюджета, то им на это следует обратить внимание.
Чтобы избежать переплаты сумм налога на имущество организаций в течение налогового периода (возникающих из-за того, что бюджетные организации в бухгалтерском учете начисляют суммы износа в конце года) бюджетные организации должны рассчитывать остаточную стоимость имущества по состоянию на начало каждого месяца отчетного периода в размере 1/12 от годовой суммы.
Кстати, такой порядок разъяснен и в Письме Минфина Российской Федерации от 19 мая 2004 года №04-05-06/57 «О порядке уплаты налога на имущество бюджетными организациями».
Обратите внимание!
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Приказом Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» утверждены новый План счетов бюджетного учета и Инструкция по бюджетному учету (далее Инструкция №70н)).
В действие Инструкция №70н вступила в силу с 1 января 2005 года.
Однако переход к применению Инструкции №70н по бюджетному учету будет проходить до 1 октября 2005 года по мере организационно-технической готовности органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений. А до этого времени на практике будет использоваться Инструкция, утвержденная Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях».
Инструкцией №70н вводится в действие новый для бюджетных организаций счет 010400000 «Амортизация». Этот счет предназначен для отражения данных, характеризующих степень изношенности основных средств и нематериальных активов учреждения.
Обратите внимание!
В том случае, когда имущество используется одновременно в различных видах деятельности, в частности, облагаемой и не облагаемой налогом, сумма налога на имущество рассчитывается не со всей стоимости основных средств, а только с ее части.
Для этого остаточную стоимость таких основных средств можно распределить:
пропорционально занимаемой ими площади;
исходя из удельного веса доходов, полученных от облагаемой и не облагаемой налогом деятельности, в общих доходах.
При этом, обязательным условием является организация и ведение раздельного учета налогооблагаемой и необлагаемой деятельности.
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.
Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Налоговым периодом по налогу на имущество организации признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Глава 30 НК РФ отменила многие льготы по налогу на имущество организаций, действовавшие до 1 января 2004 года.
К таким льготам относятся, например:
льготы для государственных учреждений и организаций;
льготы для органов исполнительной и законодательной власти;
льготы для бюджетных учреждений;
льготы для внебюджетных фондов;
льготы для организаций по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции;
льготы для отдельных научных организаций.
Статья 381 «Налоговые льготы» НК РФ определяет, кто же из налогоплательщиков и по каким видам имущества сегодня может воспользоваться освобождением от налога на имущество организаций.
Прежде всего, следует отметить, что пунктом 2 статьи 372 НК РФ предусмотрено, что при установлении налога, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Итак, порядок применения льгот по налогу на имущество устанавливают своими законами федеральные и региональные органы власти.
Федеральные льготы
Федеральной льготой по налогу на имущество организаций могут воспользоваться:
1) В соответствии с пунктом 9 статьи 381 НК РФ:
организации, имеющие радиационно-опасные и ядерно-опасные объекты. Ядерные установки, используемые в научных целях, хранилища радиоактивных отходов, суда (ледоколы) с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее Федеральный закон №170-ФЗ) к ядерным установкам относятся:
сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства;
сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами;
сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях;
другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.
Ядерные установки и пункты хранения находятся в федеральной собственности. Это следует из статей 5 и 11 Федерального закона №170-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №238 утвержден Перечень организаций, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий.
Согласно статье 34 Федерального закона №170-ФЗ организация, на балансе которой находятся ядерные установки, используемые для научных целей (научных исследований и изысканий), и пункты хранения, должна иметь разрешения (лицензии), выданные органами государственного регулирования, на право ведения работ в области использования атомной энергии.
2) В соответствии с пунктом 15 статьи 381 НК РФ:
Государственные научные центры.
Порядок присвоения статуса государственного научного центра утвержден Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 года №939 «О государственных научных центрах Российской Федерации» (далее - Указ Президента РФ №939) (Приложение №22).
Отнесение организаций науки и высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике. Об этом гласит пункт 2 Указа Президента РФ №939.
Государственный научный центр Российской Федерации действует в соответствии с законодательством и Положением об условиях государственного обеспечения центра, утверждаемым Правительством Российской Федерации одновременно с принятием решения о присвоении организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра (пункт 4 Указа Президента РФ №939).
3) В соответствии с пунктом 16 статьи 381 НК РФ:
Научные организации российских академий наук, в том числе:
Российской академии медицинских наук;
Российской академии сельскохозяйственных наук;
Российской академии образования;
Российской академии архитектуры и строительных наук;
Российской академии художеств.
От налогообложения освобождается имущество, используемое в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. Льгота действует до 1 января 2006 года.
Региональные льготы
Как уже отмечалось, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков любые налоговые льготы и основания для их использования.
При этом льготы, предусмотренные статьей 381 НК РФ, применяются независимо от того, упоминаются они в региональных законах или нет.
Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации вправе установить на подведомственной территории налоговые льготы, аналогичные тем, что указаны в статье 381 НК РФ.
Федеральным законодательством введены ограничения по сроку действия некоторых льгот. Между тем региональные власти могут на подведомственных территориях устанавливать действие тех же льгот без подобного ограничения.
Например, субъекты Российской Федерации могут предусмотреть налоговые льготы:
для религиозных организаций - в отношении любого принадлежащего им имущества, в том числе используемого в хозяйственной деятельности;
для региональных общественных организаций инвалидов или других организаций инвалидов - в отношении имущества, не указанного в статье 381 НК РФ;
для научных организаций и так далее.
Налоговые льготы, установленные сверх норм статьи 381 НК РФ, являются дополнительными.
Право на их установление предоставлено органам законодательной власти субъектов Российской Федерации Налоговым кодексом Российской Федерации, поэтому они применяются только на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Обратите внимание!
Следует различать льготы по налогу на имущество, перечень которых установлен статьей 381 НК РФ, и имущество, которое в принципе не является объектом налогообложения.
Перечень имущества, исключаемого из объекта налогообложения, приведен в пункте 4 статье 374 НК РФ.
К таким объектам относятся:
объекты природопользования;
имущество федеральных военизированных структур.
Сумма налога на имущество исчисляется, в соответствии со статьей 382 НК РФ, по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384 и 385 НК РФ.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений.
Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.
Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).
Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Новая форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом МНС Российской Федерации от 23 марта 2004 года №САЭ-3-21/224 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению». Код формы по КНД – 1152001.
ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НИОКР
С 2004 года, согласно пункту 15 статьи 381 НК РФ, не подлежит налогообложению имущество государственных научных центров.
На основании пункта 16 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения (в отношении имущества, используемого в целях научной (научно-исследовательской ) деятельности:
«научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств».
Таким образом, если организация, осуществляющая научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы не имеет статуса организации, перечисленных в пунктах 15 и 16 статьи 381 НК РФ, то воспользоваться льготой по налогу на имущество она не вправе.
Обратите внимание!
Из всех научных организаций в наиболее выгодном положении в части применения льгот по налогу на имущество, оказывается имущество государственных научных центров.
Такой вывод можно сделать исходя из того, что в отношении государственных научных центров, льготированию подвергается все принадлежащее им имущество, а не только используемое ими для осуществления НИОКР.
Порядок присвоения организации правового статуса «государственный научный центр» определен Указом Президента РФ от 22 июня 1993 года №939 «О государственных научных центрах Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1993 года №1347 «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации».
В соответствии с указанными нормативными актами статус государственного научного центра присваивается научной организации постановлением правительства Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике.
Наличие такого постановления и является основанием для предоставления данным организациям льготы по налогу на имущество.
Обратите внимание!
На практике встречаются попытки получить льготу по налогу на имущество организаций путем включения термина «государственный научный центр» в название организации при ее создании или реорганизации. Если при этом организация не имеет подтверждения этого статуса соответствующим постановлением правительства Российской Федерации, то применение льготы по налогу на имущество неправомерно.
И еще, статус государственного научного центра не следует путать со статусом «федеральный научно-производственный центр», присваиваемым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года №983 «О федеральных научно-производственных центрах».
Если первый из названных присваивается организациям в целях создания благоприятных условий для сохранения в России научных ведущих школ мирового уровня и развития научного потенциала страны в области фундаментальной науки и прикладных исследований, то присвоение статуса «федеральный научно производственный центр», означает, что этот субъект хозяйственной деятельности будет пользоваться особой государственной поддержкой, формы которой могут быть различной.
Научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств имеют льготу по налогу в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Обратите внимание!
К научной (научно-исследовательской) деятельности не относится научно-техническая деятельность, которая направлена на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Иными словами, данная налоговая льгота применяется исключительно в отношении имущества, используемого в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
К имуществу, используемому в научной деятельности, относится все имущество данных научных организаций, которое числится у нее на балансе.
К нему относится не только имущество, используемое для научных исследований, но и инвентарь, в том числе столы и шкафы, транспорт и так далее. При этом обязательным условием должно быть то, что научная организация в соответствии с учредительными документами занимается научно-исследовательской деятельностью.
Льготой могут воспользоваться только организации, имеющие свидетельство об аккредитации научной организации, осуществляющей в качестве основной научную (научно-исследовательскую) деятельность и входящей в состав российских академий наук.
Напоминаем, что данная льгота по налогу на имущество носит временный характер и в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 года №139-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» прекращает свое действие с 1 января 2006 года.
Учитывая, что налог на имущество относится к налогам субъектов РФ, данные органы власти могут устанавливать по нему дополнительные льготы, при применении которых организации важно четко определить уровень соответствия своей организационной структуры и характера деятельности требованиям соответствующих законов субъектов РФ, обусловливающих представление соответствующих льгот.
Еще один важный момент, на который необходимо обратить внимание - это налогообложение имущества организаций, осуществляющих НИР и ОКР в рамках простого товарищества (совместной деятельности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 377 НК РФ, налоговая база в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие дела.
Каждый участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность.
В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.
Пунктом 2 статьи 377 НК РФ предусмотрено, что лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику - участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей. При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.
Приобретая или продавая товар через посредника (комиссионера, поверенного, агента), организации могут устанавливать цену договора в иностранной валюте или условных денежных единицах. При этом оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной иностранной валюте по курсу ЦБ РФ или по иному согласованному сторонами сделки курсу. В таких случаях в ходе исполнения договоров комиссии, поручения или агентирования могут возникнуть суммовые разницы.
При приобретении или реализации товаров через посредника возникает как минимум два денежных обязательства, которые могут повлечь за собой возник
Возврат продавцу нереализованного товара, который был приобретен в результате договора купли-продажи с особым переходом права собственности
В случае если возврат поставщику нереализованного товара, к которому у покупателя нет претензий по качеству, может быть осуществлен, с согласия поставщика на основании отдельного договора. Однако возврат товара поставщику следует рассматривать как реализацию по договору купли-продажи, согласно статье 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Рассмотрим, каким образом можно избежать этой проблемы.
Согласно статье 488 ГК РФ, если договором купли-продажи предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товара в кредит),
Типичные ошибки, допускаемые в организациях при расчетах по подотчетным суммам
Как показывает практика, наиболее распространенные ошибки, связанные с организацией учета на данном направлении бухгалтерского учета это: отсутствие документов, устанавливающих порядок выдачи и возврата подотчетных сумм, списание подотчетных сумм на затраты без оправдательных документов, несоблюдение предельного размера расчетов наличными средствами между юридическими лицами, отсутствие аналитики по счету «Расчеты с подотчетными лицами», и так далее.
ОТСУТСТВИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОКУМЕНТОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ПОРЯДОК ВЫДАЧИ И ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ПОДОТЧЕТНЫХ СУММ.