Порядок госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя
Федеральным законом от 23 июня 2003 года №76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» установлен переходный период (с 1 января 2004 года по 1 января 2005 года), в течение которого индивидуальные предприниматели, зарегистрированные до 1 января 2004 года, должны были представить в регистрирующие органы по своему месту жительства документы, предусмотренные статьей 3 указанного Закона. С 2005 года налоговый учет физических лиц осуществляется на основании сведений, которыми располагает налоговый орган. Прежний заявительный порядок постановки на учет был сохранен до конца 2004 года только для предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2004 года.
Если предприниматель, зарегистрированный до 1 января 2004 года, не предоставил в налоговые органы вышеуказанные документы в срок до 1 января 2005 года, то государственная регистрация такого физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. Однако, при рассмотрении арбитражной практики по подобным делам есть и положительные моменты для предпринимателей. Так, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Протасова Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в случае прекращения индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности и невозможности (в силу непреодолимых обстоятельств) своевременно обратиться с заявлением о прекращении ее государственной регистрации, судом может быть принято решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период, в течение которого предпринимательская деятельность не осуществлялась.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.1 Закона №129-ФЗ при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:
1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме №Р21001 «Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя». Данная форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», а Приказом ФНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» утвержден Порядок заполнения формы.
2) копия основного документа (паспорта) физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);
3) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если регистрируемый в качестве индивидуального предпринимателя является иностранным гражданином);
4) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если регистрируемое лицо является лицом без гражданства);
5) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
6) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
7) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);
8) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);
9) документ об уплате государственной пошлины.
Теперь предприниматели избавлены от необходимости представлять в государственные внебюджетные фонды для постановки на учет документы, аналогичные представляемым в регистрирующий орган. Зарегистрировав предпринимателя, налоговики направляют сведения из реестра во внебюджетные фонды для его регистрации в качестве страхователя. Фонды, осуществив постановку на учет, направляют налоговикам информацию о дате и номере регистрации, а налогоплательщикам высылают свидетельство почтой.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не допускается в случаях:
если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;
не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;
не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
СРОКИ И МЕСТО ГОСРЕГИСТРАЦИИ
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона №129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. То есть предприниматель вправе открыть счет в банке и начать предпринимательскую деятельность уже на шестой день после подачи комплекта документов на регистрацию, так как момент начала деятельности не зависит от сроков постановки на учет во внебюджетных фондах (об этом выше сказано).
В начале 2004 года предприниматели сталкивались с определенными трудностями при открытии счетов в банке. Но после выхода Письма Центрального Банка Российской Федерации от 30 января 2004 года №15-Т «По вопросу открытия кредитными организациями банковских счетов», направленного в территориальные учреждения Банка России, ситуация изменилась. Как указано в Письме в соответствии с дополнениями, внесенными в статью 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности», предоставление индивидуальными предпринимателями документов, подтверждающих регистрацию данных лиц в качестве плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды, для открытия банковского счета в кредитную организацию не требуется.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя согласно пункту 3 статьи 8 Закона №129-ФЗ осуществляется по месту его жительства.
Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК РФ).
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» дано определение понятия «место жительства»:
«Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Кроме того, в случае если гражданин уже был ранее зарегистрирован по старому месту жительства, в его паспорте должен стоять штамп о снятии его с учета.
Таким образом, гражданин Российской Федерации, подающий в регистрирующий орган документы для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, должен иметь место жительства на территории, подведомственной данному регистрирующему органу. Место жительства гражданина Российской Федерации подтверждается наличием вышеупомянутого штампа в паспорте.
Свидетельство о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания не может в этом случае являться документом, подтверждающим его регистрацию по месту жительства. При представлении этого документа в рассматриваемом нами случае регистрирующие органы должны вынести решение об отказе в государственной регистрации.
Но в качестве индивидуального предпринимателя может быть зарегистрирован иностранный гражданин или лицо без гражданства. Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» считается лицо, получившее разрешение на временное проживание, постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином - лицо, получившее вид на жительство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года №794 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года №789 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание» утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание. Кроме того, МВД Российской Федерации издан Приказ от 14 апреля 2003 года №250 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство», утвердивший Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство.
Правоотношения, возникающие при регистрации по месту жительства в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, регулируются этими вышеперечисленными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года №794 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство», иностранный гражданин (лицо без гражданства), достигший 18-летнего возраста и проживший на территории Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, может получить вид на жительство. В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (лица без гражданства), делается отметка о выдаче ему вида на жительство. Вид на жительство выдается:
иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на пять лет;
лицу без гражданства - на пять лет.
Лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего личность, разрешение на временное проживание выдается в виде документа установленной формы. Разрешение на временное проживание выдается на три года.
При регистрации иностранного гражданина по месту временного проживания проставляется штамп установленной формы на оборотной стороне страницы документа, удостоверяющего личность, на которой проставлена отметка о разрешении. Отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства проставляются и в виде на жительство.
Следует обратить внимание, что Закон №129-ФЗ не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность. Поэтому, если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а деятельность собирается осуществлять в другом населенном пункте, то он подлежит государственной регистрации по месту жительства.
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ГОСРЕГИСТРАЦИИ
Все документы, необходимые для государственной регистрации, представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Это установлено пунктом 1 статьи 9 Закона №129-ФЗ.
При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией (зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя). Другие лица, в том числе и действующие на основании доверенности, заявителями быть не могут.
Заявление (формы №Р21001), представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные (или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа) и идентификационный номер (при его наличии).
Расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения выдается регистрирующим органом в следующем порядке:
1. в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем - заявителю в день получения документов регистрирующим органом.
2. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, - высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом.
День получения документов регистрирующим органом является датой представления документов при осуществлении государственной регистрации.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Согласно пункту 3 указанных Требований при направлении документов почтовым отправлением на конверте рекомендуется сделать пометку «Регистрация».
В соответствии с пунктом 1 Требований к оформлению документов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» документы, используемые при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Если документы представлены в электронном виде, то их юридическая сила подтверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При получении регистрирующим органом документов для госрегистрации должностным лицом регистрирующего органа делается соответствующая запись в книге учета государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Законом №129-ФЗ. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
РЕШЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И ОТКАЗ В ГОСРЕГИСТРАЦИИ
После принятия документов для регистрации и выдачи расписки о приеме документов уполномоченное лицо регистрирующего органа, руководствуясь действующим законодательством, принимает решение о государственной регистрации либо об отказе в регистрации.
Для принятия решения проверяется полнота представленных на регистрацию документов, соответствие их формы установленному законодательству, а также наличие в регистрирующем органе информации о заявителе, запрещающей ему в это время заниматься предпринимательской деятельностью (например, наличие решения суда в отношении заявителя, запрещающего ему заниматься этой деятельностью).
Принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона №129-ФЗ моментом государственной регистрации признается внесение соответствующей записи в государственный реестр.
Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган выдает (либо направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа согласно пункту 3 статьи 11 Закона №129-ФЗ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Форма Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» и имеют соответственно номера: №Р61001 и №Р60004.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Органы внебюджетных фондов, получившие такие сведения, обязаны зарегистрировать предпринимателя в качестве страхователя. Основные правила регистрации страхователей в органах внебюджетных фондов определяются в соответствии с законами:
статья 9.1 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»,
статья 6 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»,
статья 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Не позднее пяти дней с момента регистрации предпринимателя в качестве страхователя указанные органы должны представить в орган, осуществивший государственную регистрацию, сведения о номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя (пункт 4 статьи 5 Закона №129-ФЗ).
В связи с тем, что обязанность по представлению сведений для регистрации во внебюджетные фонды возложена на налоговый орган, теперь нет причин, на основании которых предпринимателя можно привлечь к ответственности за непредставление указанных сведений. Об этом свидетельствует и арбитражная практика: Постановления ФАС Уральского округа от 22 ноября 2004 года по делу №Ф09-5024/04-АК, по делу №Ф09-5002/04-АК, от 23 ноября 2004 года по делу №Ф09-5035/04-АК.
Кроме того, регистрирующий орган в этот же срок (не более чем пять рабочих дней с момента госрегистрации) представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Перечень государственных органов и органов местного самоуправления, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, законодателем не установлен.
ОТКАЗ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
Случаи, при которых допускается отказ в государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, определены в статье 23 Закона №129-ФЗ:
не представлены определенные Законом №129-ФЗ документы, необходимые для государственной регистрации;
документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган;
случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи 22.1 Закона №129-ФЗ:
не утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
не истек год со дня принятия судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
не истек срок, на который физическое лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
Например, у физического лица в паспорте имеется отметка о регистрации по месту жительства, а он представляет документы для госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган по месту временного пребывания (не совпадающего с местом регистрации по месту жительства). В этом случае регистрирующий орган должен вынести решение об отказе по причине представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Налоговый орган вправе отказать в государственной регистрации, например, по причине отсутствия описи вложения при пересылке документов почтовым отправлением (этого требует статья 9 Закона №129-ФЗ), сославшись на подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ (непредставление необходимых для государственной регистрации документов, определенных Законом №129-ФЗ).
Обратите внимание!
Если физическое лицо, прекратившее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, которому ранее был присвоен государственный регистрационный номер, вновь обратится в регистрирующий орган за государственной регистрацией в том же качестве, ему не вправе отказать в регистрации, поскольку никаких оснований для отказа таких лиц в статье 23 Закона №129-ФЗ не содержится.
Решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона №129-ФЗ должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов на регистрацию.
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ.
Формы решений об отказе в государственной регистрации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»:
форма №Р60001 – «Решение об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов»;
форма №Р60002 – «Решение об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган»;
форма №Р60003 – «Решение об отказе в государственной регистрации в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 22.1 Закона №129-ФЗ.
Как видно, эти формы содержат прямые указания на ошибки, допущенные заявителем при обращении за государственной регистрацией.
Согласно пункту 4 статьи 23 Закона №129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (формы №Р21001), с уведомлением о вручении решения.
В случае вынесения решения об отказе в государственной регистрации документы, представленные для государственной регистрации физическим лицом не возвращаются, а остаются в регистрирующем органе и образуют регистрационное дело об отказе.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 5 статьи 23 Закона №129-ФЗ).
Законодательством предусмотрена ответственность регистрирующего органа за нарушение законодательства о государственной регистрации.
Более подробно с вопросами, касающимисяособенностей деятельности индивидуальных предпринимателей, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Индивидуальные предприниматели».
Во всех случаях, кроме применения суммированного учета рабочего времени, для определения среднего заработка используется средний дневной заработок. Это установлено пунктом 8 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее Положение №213).
Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (рабочих, календарных) в периоде, подлежащем оплате. В соответст
Выбытие основных средств. Реализация основных средств
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Необходимость продажи основного средства может возникнуть у организации по разным причинам: объект может выйти из строя и организации его проще продать, чем отремонтировать; организация перепрофилирует производство и оборудование перестает использоваться; оборудование морально устарело; организации просто нужны деньги. Причины могут быть самыми различными.
В результате реализации основных средств организация не только избавляется от ненужного ей основного средства, но и уменьшает сумму налога на имущество, поскольку даже в том случае, если осно
Налогообложение взносов организаций в негосударственные пенсионные фонды
Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируются Законом №75-ФЗ, согласно которому организация – юридическое лицо, перечисляющая пенсионные взносы в пользу назначенных участников, является вкладчиком, то есть одной из сторон пенсионного договора.
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.