Главная страница --> Ведение бизнеса

Геология, геодезия и картография, геологоразведочные работы. Лицензирование деятельности



ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Федеральный закон №128-ФЗ). Перечень видов деятельности, на которые требуется получить лицензии, установлен статьей 17 указанного закона. Данная статья требует наличие лицензии при осуществлении геодезической и картографической деятельности. Заметим, что в закон о лицензировании Федеральным законом от 02 июля 2005 года №80-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» были внесены весьма существенные изменения. Во-первых, упрощена сама процедура лицензирования, изменился подход к приостановлению лицензии, значительно сокращен перечень видов деятельности, на осуществление которых необходимо специальное разрешение. Федеральный закон от 2 июля 2005 года №80-ФЗ вступил в силу с 17 октября 2005 года за исключением некоторых положений, для которых статьей 5 установлены иные сроки введения в действие. Статьей 5 установлено, что часть видов деятельности не подлежит лицензированию с 17 июля 2005 года, часть - с 1 января 2006 года и с 1 января 2007 года.

Кроме того, в отношении некоторых видов деятельности отмечено, что некоторые виды деятельности не будут попадать под лицензирование с момента принятия соответствующих технических. В эту категории попали картографическая и геодезическая деятельность, осуществляемая субъектами. Заметим, что сроки введения соответствующих регламентов законодательно не утверждены. Таким образом, в соответствии с законодательством о лицензировании пока геодезическая и картографическая деятельности требуют наличие лицензии.

Кроме того, хочется обратить внимание на пункт 2 статьи 1 Федерального Закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ, согласно которой действие указанного закона не распространяется на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира. Требование о наличии лицензии в этом случае устанавливаются нормативными актами, регулирующими данную сферу предпринимательства. Так, например, виды лицензии для недропользователей определены разделом 6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года №3314-1 «О порядке введения в действие положения о порядке лицензирования пользования недрами» (далее Положение №3314-1), которое включают лицензии: для геологического изучения недр, для добычи полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для образования особо охраняемых объектов.

При применении данного документа следует учитывать, что выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами осуществляет Федеральное агентство по недропользованию, на что указано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 №293.

Лицензия должна содержать условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями (пункт 8.1 Положения №3314-1).

Приведем некоторые виды деятельности в сфере геологоразведочных работ, на которые распространяется лицензирование, например:

Геодезическая деятельность:

Положение о лицензировании геодезической деятельности утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2002 года №360 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии» (далее Положение №360) определяет порядок лицензирования геодезической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Виды работ, относящиеся к геодезической деятельности, определяются законодательством Российской Федерации о геодезии и картографии.

Лицензирование геодезической деятельности осуществляется Федеральной службой геодезии и картографии Российской Федерации и ее территориальными органами, при этом в части, касающейся производства геодезических работ в океанах и морях в целях обеспечения безопасности мореплавания, - по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.

При получении лицензии необходимо учесть и выполнить следующие требования и условия:

а) соблюдение законодательства Российской Федерации, нормативно - технических документов в области геодезической деятельности;

б) наличие у юридического лица в штате квалифицированных работников в области геодезии, а также наличие у руководителя высшего или среднего профессионального образования и стажа работы в данной области не менее 3 лет;

наличие у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования и стажа работы в области геодезии не менее 3 лет;

в) наличие у лицензиата зданий и помещений, сертифицированных и прошедших метрологическое обслуживание (поверку, калибровку) приборов и оборудования, службы контроля за качеством выполняемых работ и создаваемых геодезических материалов и данных;

г) организация ремонта, поверок и калибровок геодезических средств измерений;

д) использование последних по сроку издания (составления) материалов государственного картографо-геодезического фонда в качестве основы при создании новых геодезических материалов и данных;

е) отображение в издаваемых геодезических материалах и данных выходных сведений;

ж) безвозмездная передача 1 экземпляра созданных геодезических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды.

Для получения лицензии соискатель лицензии обязан представить в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

наименования, организационно - правовой формы и места нахождения - для юридического лица;

фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

лицензируемой деятельности и видов работ, которые соискатель лицензии намерен выполнять при осуществлении этой деятельности;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) сведения об уровне образования и (или) квалификации, стаже работы по специальности в области геодезии работников, которые будут осуществлять лицензируемую деятельность.

Копии вышеперечисленных документов должны быть заверены нотариусом, в случае представлении документов, не заверенных нотариально, документы представляются с предъявлением оригинала.

Лицензирующий орган в течение 60 дней со дня подачи документов принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Срок действия лицензии на осуществление геодезической деятельности - 5 лет.

Указанный срок может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

Лицензирующий орган при проведении лицензирования руководствуется Законом №128-ФЗ и Положением №360.

Картографическая деятельность:

Положение №360 определяет порядок лицензирования картографической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 декабря 2004 года №А56-4280/04).

Виды работ, относящиеся к картографической деятельности, определяются законодательством Российской Федерации о геодезии и картографии.

Обратите внимание!

Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 21 февраля 2005 года №23 утвержден Временный порядок рассмотрения и согласования материалов, необходимых для выдачи лицензий, заявок, запросов на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение буровых работ, на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации.

Временный порядок рассмотрения и согласования материалов, необходимых для выдачи лицензий разработан в целях обеспечения контроля и надзора за охраной, воспроизводством, использованием водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Материалы, необходимые для выдачи лицензий, заявок, запросов на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение буровых работ, на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации, поступившие в Минсельхоз России из МПР России и других федеральных органов исполнительной власти, в 3-дневный срок направляются в Россельхознадзор и Росрыболовство.

Россельхознадзор принимает решение о согласовании (или об отказе в согласовании) материалов, необходимых для выдачи лицензий, заявок, запросов на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение буровых работ, на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации с учетом заключения Росрыболовства.

Росрыболовство в 15-дневный представляет в Россельхознадзор научно обоснованное заключение о возможности согласования или отказе в согласовании материалов, необходимых для выдачи лицензий, заявок, запросов на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение буровых работ, на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации, с учетом рыбохозяйственной ценности затрагиваемых участков водных объектов.

Россельхознадзор может привлекать к рассмотрению материалов, необходимых для выдачи лицензий, заявок, запросов на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение буровых работ, на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации, и подготовке сводного заключения специализированные федеральные государственные учреждения в установленном порядке.

Россельхознадзор рассматривает, утверждает заключение и направляет его в установленном порядке в МПР России или иные федеральные органы исполнительной власти.

Срок рассмотрения вышеуказанных материалов в Россельхознадзоре - 30 дней с момента их поступления из Минсельхоза России.

При возникновении разногласий по условиям выдачи согласования вышеуказанных материалов они подлежат рассмотрению в Минсельхозе России в установленном порядке.

Осуществление геодезической и топографической деятельности без лицензии является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30 декабря 2004 года №Ф03- А73/04-2/3649.

РАСХОДЫ НА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И ПОРЯДОК ИХ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности.

Лицензия выдается, как правило, на пять лет, по истечении этого срока лицензию необходимо продлить.

Картографические и геодезические организации при получении лицензии уплачивают следующие платежи:

  • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
  • сбор за выдачу лицензий.

В зависимости от вида деятельности лицензии выдаются либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами власти субъектов Российской Федерации. Конкретные федеральные лицензирующие органы, а также виды деятельности, в отношении которых правомочны региональные лицензирующие органы, приведены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 года №135 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Если лицензия выдана субъектом Российской Федерации, лицензированная деятельность на территории другого субъекта возможна только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

При лицензировании вида деятельности хозяйствующий субъект уплачивает государственную пошлину за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и за предоставление таковой. В соответствии с пунктом 71 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) размеры государственной пошлины составляют:

  • за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 рублей;
  • за предоставление лицензии - 1 000 рублей;
  • за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 рублей;

Пример.

Предположим, что организацией приобретена лицензия на картографическую деятельность, срок действия лицензии - пять лет.

При приобретении лицензии организацией уплачена государственная пошлина за рассмотрение лицензирующим органом заявления в сумме 300 рублей и государственная пошлина за предоставление лицензии в сумме 1000 рублей. Как отразить данную хозяйственную операцию в бухгалтерском учете?

В рассматриваемом примере организация без наличия лицензии не имеет права осуществлять свою деятельность, таким образом, расходы организации, связанные с ее получением, на основании пункта 5 ПБУ 10/99, являются расходами по обычным видам деятельности. Согласно пункту 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). В данном случае срок действия приобретаемой лицензии составляет пять лет, следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Учтенные на данном счете расходы списываются в дебет счетов учета затрат (в данном случае - в дебет счета 20 «Основное производство»).

В бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующие записи:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

76

51

300

Произведена оплата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии

76

51

1000

Произведена оплата лицензионного сбора

97

76

1300

Отражены расходы, связанные с получением лицензии в составе расходов будущих периодов

Ежемесячно в течение срока действия лицензии:

20

97

21,67

Отражено списание расходов, связанных с получением лицензии

В целях налогообложения прибыли согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Поскольку деятельность, осуществляемая организацией, является лицензируемой и для осуществления этой деятельности на территории Российской Федерации требуется получение лицензии, то расходы организации, связанные с ее получением, являются экономически оправданными и могут быть отнесены организацией к прочим расходам, связанным с производством и реализацией на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 НК РФ, согласно пункту 1 которой расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают согласно условиям сделок, обеспечивающих получение дохода (например, в лицензии указан конкретный срок действия лицензии), Следовательно, если организация в одном отчетном периоде осуществляет расходы, относящиеся к следующему отчетному (налоговому) периоду, в котором будут получены доходы, что прямо вытекает из условий договоров, то данные расходы должны учитываться при исчислении налогооблагаемой прибыли в течение этих следующих периодов.

Таким образом, в целях бухгалтерского и налогового учета расходы организации, связанные с приобретением лицензии, признаются постепенно, в течение срока действия лицензии.

Обратите внимание!

Федеральный закон от 6 июня 2005 года №58-ФЗ внес в статью 272 НК РФ изменения, уточняющие порядок признания некоторых видов расходов при методе начисления. Причем, что часть внесенных изменений распространяется на правоотношения с 1 января 2005 года, а часть вступает в силу с 1 января 2006 года.

Так, с 1 января 2006 года в пункте 1 статьи 272 НК РФ уточнен порядок списания расходов, в случаях, если условиями сделки не предусмотрено получение доходов в течение более чем одного налогового периода и связь между доходами и расходами определить невозможно. В такой ситуации налогоплательщик вправе распределить такие расходы самостоятельно.

В связи, с чем организация с 1 января 2006 года может в налоговом учете списать расходы на получение лицензии и единовременно. Правда, чтобы иметь эту возможность организация должна закрепить используемый способ списания подобных расходов  в учетной политике организации. Заметим, что единовременное списание расходов на получение лицензии в налоговом учете, приведет к возникновению временной налогооблагаемой разницы, приводящей к образованию отложенного налогового обязательства (Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 года №114н)

Более подробно с вышерассмотренными вопросами Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налоги и сборы за пользование природными ресурсами».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Начисление сумм амортизации при пересмотре срока полезного использования основного средства ..
Представительские расходы ..
Учет поступления товаров при различных условиях оплаты ..
Особенности налогообложения организаций общественного питания. Налог на прибыль ..
Пособие по беременности и родам за счет ФСС ..
Ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке ..
Понятие и значение залога ..
Виды залога ..
Учет внешнеторговых бартерных сделок ..
Трудовые отношения с иностранными работниками ..
Осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники ..
Лицензирование и сертификация туристической деятельности ..
Бухгалтерский и налоговый учет расходов на подготовку кадров ..


Похожие документы из сходных разделов


Гражданско-правовое регулирование объектов авторских прав


Основными документами, регламентирующими отношения в области авторского права, являются:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ);
  • Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах (далее Закон №5351-1 «Об авторском праве»);
  • «Патентный закон Российской Федерации» от 23 сентября 1992 года №3517-1;
  • Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года №3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
  • Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года №3526-1 «О правовой охране то

    [ознакомиться полностью]

Особенности налогообложения организаций общественного питания. Налог на добавленную стоимость


НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Порядок исчисления, уплаты и учета данного налога определен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на добавленную стоимость». Для организаций, оказывающих услуги общественного питания, порядок исчисления этого налога не содержит каких либо специальных положений, то есть, если организация общественного питания является плательщиком НДС, она исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке.

С 1 января 2006 года в 21 Главу НК РФ внесены изменения Законом №119-ФЗ.

В соответствии с пунктом 12 статьи 167

[ознакомиться полностью]

Налогообложение предприятий легкой промышленности. Налог на прибыль


НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

С момента введения в действие главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» все хозяйствующие субъекты, являющиеся плательщиками налога на прибыль, рассчитывают этот налог по правилам налогового учета. Налог на прибыль представляет собой прямой налог, который взимается государством с доходов налогоплательщика. Объектом налогообложения по налогу на прибыль является прибыль производственной организации, а стоимостная характеристика (денежное выражение) этой прибыли представляет собой налоговую базу по данному налогу. Так как мы уже отметили, что плательщики данно

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100