Гражданско-правовой аспект реорганизации акционерного общества.
Реорганизация существующего акционерного общества является вторым способом создания акционерного общества. Первым же, как известно, является учреждение нового общества (статья 8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон об акционерных обществах).
Реорганизация - это способ образования новых и прекращения деятельности действующих хозяйствующих обществ (акционерных обществ).
Реорганизация акционерного общества (общие положения).
Акционерное общество может быть реорганизовано добровольно по решению общего собрания акционеров. Решение вопросов реорганизации общества находится в исключительной компетенции общего собрания акционеров общества (статья 48 Закона об акционерных обществах).
Иные (кроме решения общего собрания акционеров) основания и порядок реорганизации акционерного общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) и иными федеральными законами (пункт 1 статьи 104 ГК РФ).
Законодатель, в специально установленных законами случаях, указывает на наличие возможности осуществления реорганизации юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (пункт 2 статьи 57 ГК РФ).
И в случае, если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.
С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.
Кроме того, законодатель не исключает случаи (если таковые будут установлены законами), когда реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена исключительно лишь с согласия уполномоченных государственных органов (пункт 3 статьи 57 ГК РФ).
В соответствии со статьей 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 000 000 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.
Пунктом 2 статьи 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» установлено, что лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на слияние либо присоединение коммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию, в том числе на магнитном носителе, предусмотренную перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.
Государственная регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) коммерческих организаций осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительного согласия антимонопольного органа (пункта 8 статьи 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
Таким образом, непредставление в регистрирующий орган предварительного согласия антимонопольного органа при реорганизации юридического лица (слияние, присоединение), суммарная балансовая стоимость активов которого по последнему балансу превышает 30 000 000 МРОТ, является основанием для отказа в государственной регистрации реорганизации юридического лица. В данном случае заявление считается непредставленным, так как не соблюден порядок реорганизации юридического лица (Письмо ФНС Российской Федерации от 27 мая 2005 года №ЧД-6-09/440 «О реорганизации юридических лиц»).
ГК РФ и Закон об акционерных обществах предусматривает следующие формы реорганизации юридического лица:
· слияние,
· присоединение,
· разделение,
· выделение,
· преобразование.
О правопреемстве при реорганизации юридических лиц (общие положения).
При реорганизации юридического лица его права и обязанности переходят к правопреемнику (правопреемникам), что подтверждается в случаях слияния, присоединения, преобразования данными передаточного акта, а в случаях разделения, выделения - данными разделительного баланса.
Реорганизация - это процедура, которая сопряжена с соблюдением определенных требований гражданского и бухгалтерского законодательства. При этом затрагиваются интересы двух сторон:
· передающей,
· принимающей.
От формы реорганизации зависит порядок ее проведения и состав оформляемой документации. В процессе реорганизации одни организации (акционерные общества) прекращают свое существование, другие возникают в виде новых организаций, или представляются в ином качестве.
Содержание форм реорганизации, а также общие положения и порядок реорганизации общества предусмотрены в главе 2 Закона об акционерных обществах:
Статья 16 Закона об акционерных обществах - Слияние обществ.
Слияние обществ - возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ, прекращаемых свое существование.
Статья 17 Закона об акционерных обществах - Присоединение общества.
Присоединение общества - прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
Статья 18 Закона об акционерных обществах - Разделение общества.
Разделение общества - прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам.
Статья 19 Закона об акционерных обществах - Выделение общества.
Выделение общества - создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.
Статья 20 Закона об акционерных обществах - Преобразование общества.
Устанавливая положения о преобразовании общества, законодатель допускает, что при соблюдении требований, установленных федеральными законами, преобразование акционерного общества возможно лишь:
- в общество с ограниченной ответственностью,
- в производственный кооператив,
- в некоммерческое партнерство (для реорганизации в форме преобразования необходимо соблюдение требования пункта 1 статьи 20 Закона об акционерных обществах – единогласное решении всех акционеров общества).
Следует учитывать, что согласно пункту 20 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 18 ноября 2003 года №19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» положения Закона об акционерных обществах, определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения (статьи 16 – 19 Закона об акционерных обществах), не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
Предоставляя акционерным обществам право самостоятельно принимать решение о реорганизации, порядок осуществления которой предусмотрен Законом об акционерных обществах (пункт 1 статьи 15 Закона об акционерных обществах), законодатель устанавливает для общества – субъекта естественной монополии, более 25 процентов акций которого закреплено в федеральной собственности положение, в соответствии с которым - особенности реорганизации (основания и порядок) такого общества, определяется иным федеральным законом.
Но в любом случае, реорганизация любого общества возможна только на основании и в порядке, определяемом ГК РФ и федеральными законами (статья 104 ГК РФ).
Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом кредиторов общества и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.
Приказом МНС Российской Федерации от 29 сентября 2004 года №САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» учрежден журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц. Письмом ФНС Российской Федерации от 13 июля 2005 года №ЧД-6-09/570@ «О направлении методических рекомендаций» приведены бланк-заявка на публикацию сообщений, примеры текста сообщений.
При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков (пункт 6 статьи 15 Закона об акционерных обществах).
Учредителям акционерного общества, создаваемого путем реорганизации, нужно знать, что государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов.
Обеспечение гарантий прав кредиторов акционерного общества при его реорганизации.
В условиях наблюдаемых в последнее время в стране частых преобразований хозяйственных обществ, необходимы четкие гарантии прав кредиторов реорганизуемых юридических лиц. ГК РФ не допускает уклонения с помощью реорганизации от уплаты прежних долгов. Если эти долги четко не распределены между правопреемниками реорганизованного общества, они (правопреемники) совместно несут солидарную ответственность перед кредиторами (пункт 3 статьи 60 ГК РФ).
Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном ГК РФ (пункт 1 статьи 68 ГК РФ).
Предоставляя возможность преобразования товарищества в акционерное общество, законодатель установил правило, согласно которому каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежавших ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности (пункт 2 статьи 68 ГК РФ).
Немаловажным при реорганизации обществ является законодательное урегулирование вопросов имущественного и обязательственного характера.
Пункт 3 статьи 15 Закона об акционерных обществах содержит обязательное требование, предписывающее производить формирование имущества, создаваемого акционерного общества, только за счет имущества реорганизуемых обществ.
Положение абзаца 3 пункта 6 статьи 15 Закона об акционерных обществах устанавливает солидарную ответственность юридических лиц, созданных в результате реорганизации, по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами в случае, если разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения обязательств как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, как полностью, так и в части долга (статья 323 ГК РФ), кроме того, данное положение подтверждается и судебной практикой - Постановление Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Московского округа от 16 сентября 2004 года по делу №КГ-А40/8061-04.
Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).
Государственная регистрация акционерных обществ, вновь возникших в результате реорганизации, и внесение в государственный реестр юридических лиц записи сведений о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Обратите внимание, в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР Российской Федерации от 16 марта 2005 года №05-5/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» эмитенты, которые должны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, обязаны сообщать сведения о реорганизации. В форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о реорганизации эмитента, а также о реорганизации дочерних и зависимых обществ эмитента.
Сообщение о таком существенном факте должно быть составлено по форме согласно Приложению 12 к указанному Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденному Приказом ФСФР Российской Федерации от 16 марта 2005 года №05-5/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
Моментом наступления существенного факта считается дата получения эмитентом письменного уведомления регистрирующего органа о государственной регистрации юридического лица, созданного в результате слияния, разделения, выделения, преобразования; дата получения эмитентом письменного уведомления регистрирующего органа о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Формы реорганизации акционерного общества.
Слияние обществ.
Возникновение нового общества, создаваемого в форме слияния, осуществляется путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.
Передача прав и обязанностей обществ, прекращающих свое существование, создаваемому обществу оформляется документально - передаточным актом (пункт 5 статьи 16 Закона об акционерных обществах).
Передача происходит в полном объеме, включая активы и пассивы:
- денежные средства,
- имущество,
- обязательства (с учетом обязательств по уплате налогов),
- капитал,
- резервы.
Законодатель предписывает обществам, участвующим в слиянии, заключить договор о слиянии (пункт 2 статьи 16 Закона об акционерных обществах), в котором в обязательном порядке должны быть определены:
- порядок и условия слияния,
- порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества.
Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в слиянии, выносит на решение общего собрания собственных акционеров вопросы:
- о реорганизации в форме слияния,
- об утверждении договора о слиянии,
- об утверждении устава общества, создаваемого в результате слияния,
- об утверждении проекта передаточного акта.
Обратите внимание, кредитор реорганизованного лица не вправе оспаривать договор об учреждении вновь созданного юридического лица (Постановление ФАС Московского округа от 2 декабря 2003 года по делу №КГ-А40/7275-03).
Образование органов вновь возникающего общества проводится на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии. Принимая во внимание значение последствий слияния для акционеров, в договоре о слиянии обществ можно включить положение, предусматривающее порядок голосования по данному вопросу на совместном общем собрании акционеров. Решение по вопросу реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
В слиянии вправе участвовать только акционерные общества. Слияние акционерного общества с юридическим лицом иной организационно-правовой формы не допускается.
При осуществлении реорганизации общества в форме слияния, действуют следующие правила, установленные пунктами 4 и 5 статьи 16 Закона об акционерных обществах:
При слиянии обществ акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются.
Присоединение общества.
Статьей 17 Закона об акционерных обществах присоединением общества признается, прекращение деятельности одной или нескольких организаций с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
В результате реорганизации в форме присоединения те организации, которые присоединяются, прекращают свою деятельность. Организация, к которой они присоединились, становится правопреемником всех прав и обязанностей на основании передаточного акта.
Присоединяемое общество и общество, к которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении, в котором определяются:
- порядок и условия присоединения,
- порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение.
Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении договора о присоединении.
Совет директоров (наблюдательный совет) присоединяемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта.
Совместное общее собрание акционеров указанных обществ принимает решения о внесении изменений и дополнений в устав по иным вопросам. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров определяется договором о присоединении.
При присоединении общества акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, а также собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу, погашаются.
При присоединении одного общества к другому, к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным актом.
Обратите внимание, по смыслу статьи 17 Закона об акционерных обществах одно акционерное общество может быть присоединено к другому акционерному обществу.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена реорганизация путем присоединения акционерного общества к другому юридическому лицу иной организационно-правовой формы.
Одновременно следует иметь в виду, что в случае допущенного при создании юридического лица нарушения закона регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации такого юридического лица на основании пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Разделение общества.
Разделение представляет собой прекращение существования прежнего общества и создание двух или более обществ. К новым обществам переходят все права и обязанности реорганизационного общества в соответствии с разделительным балансом.
Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме разделения общества в соответствии со статьей 48 Закона об акционерных обществах выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме разделения, порядке и об условиях разделения, о создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса (Постановление ФАС Центрального округа от 14 января 2004 года по делу №А54-2119/03-С3).
Общее собрание реорганизуемого в форме разделения общества принимает решение о реорганизации общества в форме разделения, о порядке и об условиях разделения, о создании новых обществ, о порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса. При этом, порядок конвертации акций может быть установлен как в пропорциональном, так и в непропорциональном порядке.
Общее собрание каждого вновь создаваемого общества принимает решение об утверждении его устава и образовании его органов.
Каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.
При разделении общества все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом.
Выделение общества.
Выделение общества, как форма реорганизации, представляет собой создание одной или нескольких организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества (в пределах разделительного баланса) без прекращения его существования.
Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме выделения общества выносит на решение общего собрания акционеров общества вопрос о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и о порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса.
Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме выделения общества принимает решение о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и о порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса.
Общее собрание акционеров каждого создаваемого общества принимает решение об утверждении его устава и образовании его органов. Если в соответствии с решением о реорганизации в форме выделения единственным акционером создаваемого общества будет являться реорганизуемое общество, утверждение устава создаваемого общества и образование его органов осуществляются общим собранием акционеров реорганизуемого общества.
Если решение о реорганизации общества в форме выделения предусматривает конвертацию акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества или распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате выделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.
При выделении из состава общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества в соответствии с разделительным балансом.
Пример 1 из консультационной практики ЗАО «BKRИНТЕРКОМ АУДИТ».
Организация, являющаяся открытым акционерным обществом планирует провести реорганизацию юридического лица в форме выделения.
Вопрос: в каком процентном отношении акции открытого акционерного общества (далее ОАО) могут быть конвертированы в акции нового юридического лица? То есть допустимо ли конвертировать только часть акций ОАО (20%-30%), принадлежащих всем акционерам ОАО, в акции создаваемого общества в том же процентном соотношении, которое существует в настоящее время между акционерами в ОАО. Каким образом необходимо производить оценку передаваемых активов?
Ответ: Сообщаем, что действующим законодательством предусмотрено, что общее собрание акционеров реорганизуемого в форме выделения общества принимает решение о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и о порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса (пункт 3 статьи 19 Закона об акционерных обществах).
Следовательно, решением акционеров может быть утверждено проведение реорганизации ОАО в форме выделения при которой часть акций ОАО (20%-30%), принадлежащих всем акционерам ОАО, будет конвертироваться в акции создаваемого общества в том же процентном соотношении, которое существует в настоящее время между акционерами в ОАО.
Что касается вопроса о том, на какую сумму должны быть переданы активы и обязательства при реорганизации в форме выделения в новую организацию, то хотим отметить, что в действующем законодательстве данный вопрос не регулируется. В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона об акционерных обществах, при выделении из состава общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества в соответствии с разделительным балансом. Следовательно, сумма активов и обязательств по каждому разделу баланса могут быть переданы, например, в том же процентном соотношении в каком процентном соотношении будет происходить и конвертация акций реорганизуемой организации в акции новой организации, создаваемой при реорганизации в форме выделения. Итак, общее собрание акционеров так же решает вопрос какая часть (сумма) прав и обязательств переходит новой организации.
Окончание примера.
Преобразование общества.
Говоря о путях создания акционерного общества, законодатель, помимо учреждения нового общества, допускает возможность создания акционерного общества путем реорганизации существующего юридического лица в форме преобразования (абзац 1 статьи 8 Закона об акционерных обществах).
Иными словами, акционерное общество может быть создано путем реорганизации в форме преобразования одного из любых уже существующих юридических лиц, созданных на базе хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством.
Однако, предоставляя акционерному обществу право преобразовываться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив (а также, по единогласному решению акционеров общество вправе преобразовываться в некоммерческое партнерство) – пункт 1 статьи 20 Закона об акционерных обществах, законодатель установил особые требования, которыми необходимо руководствоваться при принятии решения о преобразовании.
Во-первых.
Совет директоров (наблюдательный совет) преобразуемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопросы:
о преобразовании общества,
о порядке и об условиях осуществления преобразования,
о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива (пункт 2 статьи 20 Закона об акционерных обществах).
Во-вторых.
Общее собрание акционеров преобразуемого общества принимает решение:
о преобразовании общества,
о порядке и об условиях осуществления преобразования,
о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.
И последнее.
Участники создаваемого при преобразовании нового юридического лица принимают на своем совместном заседании решение:
об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица,
об избрании (назначении) органов управления в соответствии с требованиями федеральных законов об этих организациях (пункт 3 статьи 20 Закона об акционерных обществах).
При реорганизации в форме преобразования изменяется статус юридического лица. Во всех случаях, при преобразовании акционерного общества действует общее правило: к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом (пункт 4 статьи 20 Закона об акционерных обществах).
Статья 59 ГК РФ предусматривает, что передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
Обратите внимание, согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 5 марта 1999 года №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов на рынке ценных бумаг» до государственной регистрации выпуска ценных бумаг совершение любых сделок с незарегистрированными ценными бумагами запрещается, в том числе и преобразование общества, так как при преобразовании совершается обмен акций, выпуск которых не прошел государственной регистрации, на доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. В данном случае ФАС Дальневосточного округа от 31 августа 2004 года по делу №Ф03-А51/04-1/2147 указал на то, что такая сделка в силу статьи 168 ГК РФ является недействительной (ничтожной).
В тоже время, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 7 декабря 2004 года по делу №Ф04-8592/2004(6913-А27-16) пришел к выводу о том, что обмен акций акционерного общества на доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не является сделкой.
Налицо противоречие судебной практики, несмотря на то, что оба решения основаны на одних и тех же нормативных актах.
Непредставление в налоговый орган (территориальное подразделение Федеральной налоговой службы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц), вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица, влекут отказ в государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
Нарушение при преобразовании общества законодательства является основанием для признания недействительной государственной регистрации (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31 августа 2004 года по делу №Ф03-А51/04-1/2147).
На практике иногда путают такие понятия как «преобразование общества как изменение организационно-правовой формы» и «преобразование внутри одной формы».
Преобразование общества в рамках одной организационно-правовой формы - это переход закрытого акционерного общества в открытое либо наоборот.
В данном случае налицо недостаток юридической техники, которая допускает двойное толкование термина.
При преобразовании в рамках одной организационно-правовой формы не происходит смены организационно-правовой формы, преобразование осуществляется в рамках одной формы - акционерного общества. В прямом смысле данное преобразование не относится к формам реорганизации акционерных обществ.
Обращаем внимание, что приведение учредительных документов в соответствие с действующим законодательством (акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) на закрытое акционерное общество (ЗАО), товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) на общество с ограниченной ответственностью (ООО)), а также изменение типа акционерного общества (закрытое акционерное общество (ЗАО) на общество с ограниченной ответственностью (ОАО), ОАО на ЗАО) осуществляется в рамках одной организационно-правовой формы. Таким образом, приведение учредительных документов в соответствие с законодательством, а также изменение типа акционерного общества не является реорганизацией юридического лица в форме преобразования и осуществляется путем внесения изменений в учредительные документы юридического лица. При этом в регистрирующий орган представляются документы, установленные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона об акционерных обществах число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти, в то время как число акционеров открытого акционерного общества законом не ограничивается.
При этом, на случай, если число акционеров закрытого акционерного общества превысит названный предел, законодатель установил жесткое требование о преобразовании закрытого общества в открытое в течение одного года. В противном случае, если в предписанный срок не будет осуществлено преобразование или число акционеров не уменьшится до установленного законом предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке (пункт 2 статьи 97 ГК РФ), абзац 3 пункта 3 статьи 7 Закона об акционерных обществах).
Положения об ограничении предельной численности акционеров, установленные абзацами 2 - 3 пункта 3 статьи 7 Закона об акционерных обществах, не применяются к закрытым акционерным обществам, созданным в результате преобразования обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью с числом участников более 50 в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 59 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (в связи с введением в действие Закона об обществах с ограниченной ответственностью), а также к закрытым акционерным обществам с числом участников более 50, созданным до введения в действие Закона об акционерных обществах (на момент введения в действие Закона об акционерных обществах), то есть до 1 января 1996 года (Письмо ЦБ РФ от 5 мая 2000 года №100-Т «О порядке применения пункта 4 статьи 94 Закона об акционерных обществах и пункта 3 статьи 59 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Аналогичное требование о преобразовании законодатель предъявляет к обществу с ограниченной ответственностью. Применительно к хозяйственному обществу, созданному в форме общества с ограниченной ответственностью, установлено, что число участников общества не должно быть более пятидесяти (пункт 3 статьи 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). В данном случае идет речь о преобразовании как о смене организационно-правовой формы.
При этом на случай, если число участников общества превысит установленный предел, законодатель установил требование о преобразовании общества с ограниченной ответственностью в открытое акционерное общество или в производственный кооператив в течение года.
В противном случае, если в предписанный срок не будет осуществлено преобразование или число участников не уменьшится до установленного законом предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке (пункта 3 статьи 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Принудительная реорганизация акционерного общества.
Статья 57 ГК РФ допускает возможность реорганизации юридического лица принудительно, при наличии достаточных оснований по решению уполномоченных государственных органов или суда.
На основании пункта 2 статьи 57 ГК РФ принудительная реорганизация проводится только в форме разделения общества или выделения из его состава одного или нескольких обществ.
Общие положения о пределах осуществления гражданских прав определены статьей 10 ГК РФ, не позволяющей использовать гражданские права в целях ограничения конкуренции, а также злоупотреблять доминирующим положением на рынке.
Статьей 19 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении акционерного общества, занимающего доминирующее положение, либо о выделении из его состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливается на основании оценки его доли и рыночного потенциала на рассматриваемом товарном рынке (Приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 27 октября 2003 года №373 «О применении статей 5, 17, 18, 19 Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в части установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта»).
Под систематическим осуществлением монополистической деятельности понимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности.
Предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при наличии следующих условий:
· если это предполагает возможность развития конкуренции;
· возможность организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;
· отсутствует между ее структурными подразделениями тесная технологическая взаимосвязь, в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ или услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);
· возможность юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Предписание антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) общества, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном предписании, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.
Решение о принудительной реорганизации может быть обжаловано в суде.
В случае, если общество не будет реорганизовано в срок, который определен в решении, суд по иску антимонопольного органа назначит внешнего управляющего обществом, который будет производить реорганизацию.
С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами общества.
На внешнего управляющего возложены следующие обязанности:
· выступает в суде от имени общества;
· составляет разделительный баланс;
· передает учредительные документы, возникшие в результате реорганизации.
Утвержденные судом перечисленные документы служат основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.
Порядок проведения реорганизацииакционерного общества.
Порядок реорганизации акционерного общества можно условно разделить на несколько этапов:
Первый этап.
Общим собранием акционеров общества по предложению совета директоров, принимается решение о реорганизации данного юридического лица с обязательным указанием конкретной формы реорганизации.
Решение о реорганизации является основным документом для раскрытия информации о реорганизации в бухгалтерской отчетности реорганизуемого общества.
Второй этап.
Реорганизуемое общество обязано письменно уведомить налоговый орган о реорганизации, в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Уведомление производится в письменной форме по месту нахождения организации. (пункт 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)).
Третий этап.
Реорганизуемое общество в течение 30 дней со дня принятия решения о реорганизации обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов и дебиторов и опубликовать сообщение о принятом решении в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Важность данного этапа подчеркнута Законом об акционерных обществах, согласно которому государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов.
Четвертый этап.
Проводится инвентаризация имущества и обязательств реорганизуемой организации, которая носит обязательный характер.
Пятый этап.
Составление передаточного акта или разделительного баланса, на основании которого один хозяйствующий субъект передает другому имущество и обязательства.
Шестой этап.
Государственная регистрация вновь возникшего юридического лица.
Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного общества.
Передаточный акт и разделительный баланс.
Обратимся к статье 58 ГК РФ, в которой указано, что права реорганизуемых юридических лиц при слиянии, присоединении и преобразовании переходят к вновь образуемым юридическим лицам в соответствии с передаточным актом, а при выделении и разделении юридических лиц — в соответствии с разделительным балансом.
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного акционерного общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (пункт 1 статьи 59 ГК РФ).
Обратите внимание, на правопреемника реорганизованного общества возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения реорганизации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2005 года по делу №Ф04-6122/2005(14931-А27-23).
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются общим собранием акционеров по представлению совета директоров общества. Непредставление передаточного акта либо отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (пункт 2 статьи 59 ГК РФ).
Пунктами 6 и 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 года №44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» указывается на то, что составление передаточного акта или разделительного баланса рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца). Стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.
Способ оценки передаваемого имущества должны избрать сами учредители. Имущество реорганизуемого общества оценивается следующим образом:
· основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости;
· материально-производственные запасы по фактической себестоимости;
· финансовые вложения по первоначальной стоимости.
Определившись с оценкой имущества, следует преступить к распределению активов и обязательств между правопреемниками. Для этого следует обратить внимание на следующие особенности:
· имущество следует распределять в соответствии с уставной деятельностью выделившихся организаций и с функциональным назначением имущества, которое им передано;
· с собственным капиталом необходимо передать и соответствующую сумму добавочного капитала;
· с имуществом передается сальдо по регулирующим счетам.
Дебиторская задолженность передается правопреемнику вместе с соответствующей суммой резерва по сомнительным долгам. Резервы под обеспечение финансовых вложений передаются вместе с соответствующими финансовыми вложениями.
Кредиторская задолженность реорганизуемого общества распределяется между правопреемниками пропорционально величине переходящих к ним активов. Так же происходит и распределение собственного капитала организации.
В случае, если дебиторская и кредиторская задолженности касаются одного контрагента, то ее рекомендуется передавать одному из правопреемников.
Типовой формы разделительного баланса законодательно не предусмотрено. Поэтому, рекомендуем формы разделительного баланса и передаточного акта организации разработать самостоятельно, но с учетом требований, которые предъявлены к оформлению первичных учетных документов статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Передаточный акт или разделительный баланс должны содержать общую информацию о реорганизуемых лицах:
· организационно-правовая форма и полное их наименование, юридический адрес, вид реорганизации, организационно-правовые формы и наименование лиц, образующихся в результате реорганизации, порядок правопреемства;
· сведения о передаваемых реорганизуемыми организациями активах и пассивах с указанием их оценки.
В самом разделительном балансе должны быть отражены активы, обязательства и собственный капитал реорганизуемого юридического лица, а также распределение балансовых статей между балансами правопреемников.
Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ утвержден Приказом Минфина Российской Федерации №10н, ФКЦБ Российской Федерации №03-6/пз от 29 января 2003 года «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ». В приложении к указанному порядку приведена форма Расчета оценки стоимости чистых активов акционерного общества.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации проводят инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Разделительный баланс формируется на основе данных инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации.
Основанием для составления разделительного баланса является бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед оформлением передачи имущества. Данную отчетность рекомендуем приложить к разделительному балансу.
Пункт 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 года №44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» рекомендует к передаточному акту или разделительному балансу дополнительно прикладывать следующие документы:
· учредительные документы организаций, возникшие в результате реорганизации;
· решения учредителей или соответствующих органов о реорганизации;
· договора о слиянии или присоединении;
· передаточный акт или разделительный баланс, которые могут включать следующие приложения:
· бухгалтерскую отчетность в составе, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств;
· акты или описи инвентаризации имущества и обязательства реорганизуемой организации, перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);
· первичные учетные документы по материальным ценностям и иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций;
· расшифровки кредиторской и дебиторской задолженностей с обязательной информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и другими.
После внесения записей о проведенной реорганизации в ЕГРЮЛ при окончательной передаче имущества и обязательств к передаточному акту или разделительному балансу предлагаем дополнительно приложить пояснительную записку. Даты передачи имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица на основе передаточного акта или разделительного баланса и даты внесения в реестр соответствующей записи о возникших организациях или о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций, как правило, не совпадают. За данный промежуток времени в стоимости передаваемого имущества и обязательств возникают изменения. Изменения нужно раскрыть в пояснительной записке к заключительной бухгалтерской отчетности либо в уточнениях к передаточному акту или разделительному балансу;
· документ, подтверждающий внесение соответствующей записи регистрирующего органа в ЕГРЮЛ:
· о вновь возникших организациях в результате реорганизации в форме слияния, выделения, разделения и преобразования,
· о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения и так далее.
Инвентаризация при реорганизацииакционерного общества.
В ходе осуществления хозяйственной деятельности любая организация (независимо от формы собственности) имеет, так называемые, активы и пассивы.
Для того, чтобы реально представлять финансовое положение дел в организации, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в ее распоряжении: сколько его, в каком оно находится состоянии и правильно ли было оценено. Затем фактические остатки имущества сверяются с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией.
То есть, инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности. Можно сказать, что инвентаризация представляет собой контрольную функцию учета, позволяющую выявить случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества (активов).
Вопросам необходимости проведения инвентаризации активов и обязательств при реорганизации юридического лица придается важное значение в нормативном регулировании бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Законодательство предоставляет организациям широкие возможности для использования инвентаризации в качестве действенного механизма регулирования и контроля над порядком ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации в целях подготовки достоверной информации о ее финансовом положении в бухгалтерской отчетности.
О важности инвентаризации говорит статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
«Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно».
Инвентаризация имущества и обязательств коммерческих организаций является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», при формировании учетной политики утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации:
«Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета».
Необходимо обратить особое внимание на важность этого положения, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризации либо вообще не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил, что приводит к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной (вещественной) проверки).
Порядок проведения инвентаризации определяется организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным. Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
«Проведение инвентаризации обязательно:
при реорганизации или ликвидации организации».
Таким образом, для того, чтобы приступить к реорганизации, общество обязано провести инвентаризацию.
В соответствии со статьей 59 ГК РФ права и обязанности реорганизуемых юридических лиц переходят к их правопреемникам в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом. Сведения, которые указаны в передаточном акте или разделительном балансе подтверждаются данными проведенной инвентаризации.
Как мы уже отмечали, инвентаризация является подтверждением достоверности отражения в учете переходящих к правопреемникам имущества и обязательств и носит обязательный характер.
Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» установлены правила проведения инвентаризации.
Под имуществом организации понимаются:
· основные средства,
· нематериальные активы,
· финансовые вложения,
· производственные запасы,
· готовая продукция,
· товары,
· прочие запасы,
· денежные средства,
· прочие финансовые активы.
Под финансовыми обязательствами понимается:
· кредиторская задолженность,
· кредиты банков,
· займы,
· резервы.
Для того, чтобы данные бухгалтерского учета и отчетности реорганизуемого юридического лица были достоверными, комиссия обязана провести инвентаризацию ее имущества и финансовых обязательств независимо от местонахождения.
Инвентаризация, проводимая при реорганизации юридического лица, ничем неотличается от обычной инвентаризации. При этом проверке подлежат все позиции активов и пассивов.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета.
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 29 августа 2001 года №68н «Об утверждении инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении».
Как уже было отмечено, основное требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта, является ее достоверность, то есть реальность статей. Она обеспечивается, в частности, проверкой соответствия учетной оценки имущества организации его реальной (как правило, рыночной) стоимости, то есть инвентаризацией.
Основными целями инвентаризацииявляются:
· выявление фактического наличия имущества;
· сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
· проверка полноты отражения в учете обязательств.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы и другие специалисты.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «_» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, приняты к учету, а выбывшие списаны в расход.
Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
В пункте 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 года №44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» установлено, что оценка передаваемого или принимаемого имущества при реорганизации производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении о реорганизации. Учредители в своем решении о реорганизации устанавливают, по какой стоимости будет оцениваться передаваемое имущество в передаточном акте или разделительном балансе:
· по остаточной стоимости;
· по текущей рыночной стоимости;
· по фактической стоимости материально-производственных запасов,
· по первоначальной стоимости финансовых вложений,
· по иной стоимости.
Стоимость имущества, указанного в передаточном акте или разделительном балансе, расшифровках должна совпадать с данными, приведенными в приложениях к нему в соответствующей стоимостной оценке.
Рассчитанная одним из вышеперечисленных способов стоимость имущества указывается в передаточном акте или разделительном балансе организации.
В акте инвентаризации необходимо показать оценку имущества по первичным документам учета имущества и бухгалтерским регистрам. Параллельно приводится оценка имущества по той стоимости, по которой оно будет отражено в передаточном акте или разделительном балансе.
Если учредители примут решение об отражении имущества по рыночной цене, то для ее определения используется информация о цене из официальных источников, биржевых котировок, иная информация о цене. Можно воспользоваться услугами профессиональных оценщиков.
Организация, передающая имущество в своей заключительной отчетности отразит имущество по той стоимости, по которой оно учитывалось у нее ранее, независимо от того, по какой стоимости учредители решат передавать данное имущество. Изменение стоимости имущества, в случае его оценки по текущей рыночной стоимости необходимо отразить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности либо в уточнениях к передаточному акту или разделительному балансу (пункты 9, 10 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 года №44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций»).
При проведении инвентаризации акционерного общества необходимо внимательно отнестись к вопросу инвентаризации его акций. Так как при проведении реорганизации, у акционеров появляются дополнительные права, связанные с выкупом их акций.
В чем состоят эти дополнительные права? Если акционеры - владельцы голосующих акций, которые голосовали на общем собрании против принятия решения о реорганизации акционерного общества либо не принимали участия в голосовании по этому вопросу, вправе требовать выкупа обществом принадлежащих им акций (всех или части) (пункт 1 статья 75 Закона об акционерных обществах).
Напомним, что голосующими акциями акционерного общества являются обычно обыкновенные акции, но когда решается вопрос о реорганизации, владельцы привилегированных акций также получают право голоса (пункт 4 статья 32 Закона об акционерных обществах).
При этом в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 46 Закона об акционерных обществах сообщение акционерам о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого включает вопросы, голосование по которым может повлечь возникновение права требовать выкупа обществом акций, должно содержать сведения о наличии у акционеров права выкупа обществом принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа.
Не позднее 45 дней с даты принятия решения о реорганизации общим собранием акционеров акционеры, голосовавшие против реорганизации либо не принимавшие участия в голосовании, имеют право подать письменное требование о выкупе принадлежащих им акций. Требование направляется акционерному обществу с указанием места жительства (юридического адреса) акционера, а также количества и категории акций, подлежащих выкупу. После получения такого требования общество обязано в течение 30 дней выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе.
Общество выкупает акции по цене, которая определена его советом директоров (наблюдательным советом), но не ниже рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком. Выкупная цена акций должна быть указана в сообщении о проведении общего собрания. Акционерное общество может выкупить акции на сумму, не превышающую 10% стоимости его чистых активов. Если же требования о выкупе заявлены на большую сумму, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям.
Если решение о приобретении акций принято, определяются категории (типы) приобретаемых акций, их количество и цена приобретения, форма оплаты, а также срок, в течение которого выкупаются акции.
Выкупаемые акции должны быть погашены и дальнейшему размещению не подлежат. При аннулировании выкупленных акций в бухучете отражается уменьшение уставного капитала на номинальную стоимость акций. Возникающая при этом разница относится на финансовые результаты в качестве операционных расходов (пункт 8 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 года №44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций»).
В завершении приведем таблицу, в которой в краткой форме изложен порядок проведения реорганизации акционерного общества.
Этапы реорганизации
Основание
Какие должны быть оформлены к осуществлению каждого этапа
Основание
Этапы, которая должна осуществить организация перед составлением разделительного баланса и передаточного акта
1. Проводится инвентаризация имущества и обязательств реорганизуемой организации, для подтверждения достоверности (наличия, состояния и оценки имущества и обязательств)
СРОКИ: проводится перед составлением разделительного баланса и передаточного акта
Пункт 4
Приказ Минфина Российской Федерации
от 20 мая 2003 года
№44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций»
Инвентаризация проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49
Пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
2. Бухгалтерская отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации
Пункт 4
Приказ Минфина Российской Федерации
от 20 мая 2003 года
№44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций»
Бухгалтерская отчетность составляется в установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
3. Необходимо подготовить первичные учетные документы на товарно-материальные ценности, на основные средства и на другое имущество, которое будет передаваться новому юридическому лицу при реорганизации
Пункт 4
Приказ Минфина Российской Федерации
от 20 мая 2003 года
№44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций»
1. Акты (накладные) по материальным ценностям;
2. Акты приемки-передачи основных средств;
3. Опись (перечень) другого имущества
Пункт 4 Приказа Минфина Российской Федерации
от 20 мая 2003 года №44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций»
4. Расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности реорганизуемого общества. В том числе акты сверок расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Пункт 4 Приказ Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 года №44 «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций»
1. Акты сверок дебиторов, кредиторов
2. Акты сверок расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Пункт 4 Приказ Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 года №44 «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций»
Составление разделительного баланса и передаточного акта
1. Составление разделительного баланса
2. Составление передаточного акта
ПРИМЕЧАНИЕ:
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами
Пункт 1 статьи 59 часть 1 ГК РФ
1. Бухгалтерская отчетность реорганизуемой организации
Составление передаточного акта или разделительного баланса рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организации.
2. Акты, описи инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации
3. Первичные учетные документы на товарно-материальные ценности, на основные средства и на другое имущество, которое будет передаваться новому юридическому лицу при реорганизации.
4. Расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности реорганизуемого общества. В том числе акты сверок расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Пункты 5,6
Приказа Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 года №44 «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций»
Проведение собрания акционеров
1. Совет директоров реорганизуемого в форме выделения общества выносит на решение общего собрания вопрос о реорганизации общества в форме выделения
Пункт 3 статьи 19 Закона об акционерных обществах
1. Разделительный баланс
2. Передаточный акт
Пункт 3 статьи 19 Закона об акционерных обществах
2. Общее собрание акционеров принимает решение о реорганизации в форме выделения
Пункт 3 статьи 19 Закона об акционерных обществах
По результатам общего собрания акционеров необходимо:
1. Оформить решение акционеров. В нем должно быть отражено:
1) Порядок и условия проведения реорганизации в форме выделения;
2) Порядок создания нового юридического лица;
3) Порядок осуществления конвертации акции реорганизуемого общества в акции создаваемого общества.
2. Утвердить разделительный баланс и передаточный акт.
Общее собрание акционеров каждого создаваемого общества принимает решение об утверждении устава и образовании его органов.
Пункт 3 статьи 19 Закона об акционерных обществах
Уведомление о реорганизации
2. Письменное уведомление налогового органа о реорганизации
СРОКИ: в течении 3-х дней с даты принятия такого решения
Пункт 2 статьи 23 НК РФ
1. Форма №С-09-4 «Сообщение о реорганизации юридического лица».
2. Копии документов, подтверждающие принятие решения о реорганизации
Приказ МНС Российской Федерации от 2 апреля 2004 года №САЭ-3-09/255@ «Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах»
3. Письменное уведомление кредиторов и дебиторов о реорганизации
или публикация в средствах печати
СРОКИ: в течении 30-ти дней со дня принятия такого решения
Государственная регистрация
6. Государственная регистрация нового юридического лица
Пункт 4 статьи 57 ГК РФ пункт 5 статьи 15 Закона об акционерных обществах
1. Форма №Р12001 - «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации»
2. Учредительные документы
3. Передаточный акт и разделительный баланс, утвержденные учредителями юридического лица, принявшего решение о реорганизации
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»
Пункт 2 статьи 59 часть 1 ГК РФ
7. Государственная регистрация изменений устава реорганизуемого общества
Статья 14 Закона об акционерных обществах
1. Форма №Р13001 - «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица»
2. Учредительные документы
3. Передаточный акт и разделительный баланс, утвержденные учредителями юридического лица, принявшего решение о реорганизации
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439»Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»
Пункт 2 статьи 59 часть 1 ГК РФ
Выездная налоговая проверкареорганизуемого акционерного общества.
О реорганизации общества налогоплательщики обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту учета не позднее трех дней со дня принятия такого решения (пункт 2 статьи 23 НК РФ).
Рекомендуемая форма №С-09-4 «Сообщение о реорганизации юридического лица» утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2004 года №САЭ-3-09/255@ «Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах».
Налоговый орган, получив уведомление, принимает решение о необходимости проведения налоговой проверки. Такая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
По общему правилу, установленному статьей 89 НК РФ налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Но абзацем 3 статьи 89 НК РФ введено исключение, согласно которому выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора - организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
В случае назначения повторной выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией юридического лица руководитель налогового органа принимает решение по форме, приведенной в Приложении 2 к Приказу МНС Российской Федерации от 8 октября 1999 года №АП-3-16/318 «Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок». Решение обязательно должно содержать ссылку на причину проведения повторной выездной налоговой проверки.
Рекомендуем налогоплательщику при прохождении процедуры реорганизации обратить внимание на Приказ ФНС Российской Федерации от 30 ноября 2004 года №САЭ-3-09/141@ «Об утверждении методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с реорганизацией». Несмотря на то, что данный документ предназначен для работников налогового ведомства, налогоплательщику следует ознакомиться с его положениями, чтобы процедура реорганизации юридического лица стала более понятной.
Для крупнейших налогоплательщиков - Российских организаций в целях совершенствования процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах в связи с реорганизацией рекомендуем обратить внимание на Приказ МНС Российской Федерации от 11 февраля 2004 года №БГ-3-09/96@ «Об утверждении методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков - российских организаций в связи с реорганизацией и методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков - российских организаций в связи с ликвидацией». Данный документ предназначен для работников налогового ведомства, но налогоплательщику следует обратить внимание для того чтобы воспользоваться в практической работе.
Проверка в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика осуществляется независимо от времени проведения предыдущей проверки. Налоговые органы вправе повторно проверить налогоплательщика по одним и тем же налогам за уже проверенный ими ранее период. Таким образом, налоговой проверкой при реорганизации могут быть охвачены три предшествующих моменту начала проверки календарных года деятельности реорганизуемой организации. Причем независимо от того, был ли этот период проверен во время плановых выездных налоговых проверок (статья 89 НК РФ).
По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев, если иное не установлено статьей 89 НК РФ. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить этот срок до трех месяцев. Если же организация имеет филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц. Это необходимо для того, чтобы проверить каждый филиал и представительство. Таким образом, к двухмесячному сроку прибавляется по одному месяцу на каждый филиал или представительство.
По окончании выездной налоговой проверки составляется справка о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
Решение по акту проверки реорганизуемой организации (в том числе и в случае снятия ее с учета) выносится к моменту окончания выездной налоговой проверки.
Обратите внимание!
Если до окончания процесса реорганизации и составления разделительного баланса или передаточного акта выездная проверка не закончена, к вновь созданному юридическому лицу впоследствии не может применяться ответственность за нарушения налогового законодательства, допущенные реорганизованным юридическим лицом и выявленные после образования нового юридического лица. В этом случае с правопреемника могут быть взысканы только суммы недоимки по налогам и пеням в соответствии с пунктом 2 статьи 50 НК РФ (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 августа 2005 года по делу №А33-29988/04-С3-Ф02-3911/05-С1).
Кроме того, следует учитывать, что НК РФ не содержит ограничений в проведении выездной проверки только тем налоговым органом, у которого налогоплательщик состоит на учете. Хотелось бы отметить, что некоторые арбитражные суды допускают проведение выездной налоговой проверки любым (вышестоящим) налоговым органом, а не только налоговым органом по месту учета налогоплательщика (Постановление ФАС Московского округа от 3 февраля 2004 года по делу №КА-А40/11480-03).
Таким образом, при необходимости, на основании дополнения к решению о назначении выездной налоговой проверки, к проверке могут быть привлечены должностные лица налогового органа, в котором проверяемый налогоплательщик встал на учет в связи с реорганизацией.
Налоговый орган по месту нахождения реорганизуемого общества обязан провести сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом и внебюджетными фондами в соответствии с порядком, утвержденным Приказом ФНС Российской Федерации от 9 сентября 2005 года №САЭ-3-01/444@ «Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами». Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. Если же выявлены расхождения данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом не должен превышать 15 рабочих дней.
Акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом вместе с информационным письмом, в котором содержатся сведения о проведенных контрольных мероприятиях в отношении реорганизуемого общества (дата последней выездной налоговой проверки, дата сдачи последней налоговой и бухгалтерской отчетности, судебные дела и другое), направляется в налоговый орган по месту нахождения вновь созданного в результате реорганизации общества.
Если же организация не известит о реорганизации или сделает это несвоевременно, то она несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 129.1 НК РФ).
Должностные лица организации подвергаются административной ответственности по статье 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Более подробно с вопросами, касающимися налоговых проверок, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налоговые проверки».
Более подробно с вопросами, касающимисяправовых основ существования акционерных обществ (от учреждения до ликвидации), Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО ««BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ»» ««Хозяйственные общества и унитарные предприятия»».
Как известно, акционерные общества обладают общей правоспособностью. Данное правило вытекает из статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), согласно которой коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренны
Персональной документацией называется группа кадровой документации, которая относится к персоне (в переводе с греческого – «личность, особа») работника. Это очень большой и сложный комплекс документов, охватывающий сферу установления, ведения, изменения и прекращения трудовых правоотношений работника с работодателем. Так, в состав персональной документации входит, например:
1. документы, выданные гражданину соответствующими государственными органами, организациями и юридически подтверждающие сведения, которые граждане сообщают о себе, об образовании, специальности, профессии, стаж
Исчисление среднего заработка для оплаты времени вынужденного прогула
В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор (статья 394 ТК РФ) который принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. Если неправильная формулировка причины увольнения, указанная в трудовой книжке, препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного про