Главная страница --> Ведение бизнеса

Налоговые споры исполнительное производство



Выдача исполнительного листа.

Принудительное исполнение вступившего в законную силу судебного акта производиться на основании исполнительного листа.

Исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой или апелляционной инстанции, выдается тем судом, который принял соответствующий судебный акт.

Исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции или Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (далее ВАС РФ), выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.

Исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.

Если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.

По общему правилу по каждому судебному акту выдается один исполнительный лист, если законом не установлено иное. Однако, если судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если исполнение должно быть произведено в различных местах, арбитражный суд по ходатайству взыскателя выдает несколько исполнительных листов с точным указанием в каждом из них места исполнения или той части судебного акта, которая подлежит исполнению по данному исполнительному листу. В отношении солидарных должников по ходатайству взыскателя арбитражный суд может выдать несколько исполнительных листов по числу солидарных ответчиков с указанием в каждом из них общей суммы взыскания, наименований всех ответчиков и их солидарной ответственности.

В исполнительном листе должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист;

2) дело, по которому выдан исполнительный лист, и номер дела;

3) дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению;

4) наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата, место рождения; место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

5) резолютивная часть судебного акта;

6) дата вступления судебного акта в законную силу;

7) дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению.

Если до выдачи исполнительного листа арбитражным судом предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, в исполнительном листе указывается, с какого времени начинается течение срока действия исполнительного листа.

В исполнительном листе, выдаваемом арбитражным судом, не предусмотрено указание на номер расчетного счета должника. Поэтому возвращение арбитражным судам судебными приставами-исполнителями исполнительных листов в связи с отсутствием номера расчетного счета не основано на законе (Информационное письмо ВАС РФ от 17 марта 1998 года №С1-7/ОУ-202 и Министерства юстиции Российской Федерации от 24 марта 1998 года №1873 «О мерах по организации взаимодействия арбитражных судов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации»).

Исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью арбитражного суда.

В случае несоответствия его требованиям, предусмотренным для исполнительных документов в статье 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» в соответствии со статьей 10 указанного закона судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ взыскателю либо в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. Кроме того, в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении соответствующего судебного акта, на основании которого выдан этот исполнительный документ (пункт 1 статьи 17 Федерального закона №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ)).

Предъявление исполнительного листа к исполнению. выдача дубликата .

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на Службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов могут исполняться и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами (статья 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Федеральный закон от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» в пункте 2 статьи 1 установил, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) установлено, что если судебным решением было установлено взыскание денежных средств с бюджета в пользу налогоплательщика, то исполнительный лист предъявляется для исполнения либо судом по просьбе взыскателя либо самим взыскателем вместе с заявлением взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Заявление и исполнительный лист о взыскании денежных средств с бюджета предъявляются в следующие органы:

- орган Федерального казначейства (по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений);

- орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации (по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации). Как правило, лицевые счета бюджетных учреждений открываются в финансовом органе субъекта Российской Федерации или по указанию финансового органа в органе Федерального казначейства;

- орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (по обязательствам муниципальных бюджетных учреждений). Как правило, лицевые счета бюджетных учреждений открываются в финансовом органе субъекта Российской Федерации или по указанию финансового органа в органе Федерального казначейства.

Исполнительный документ предъявляется к исполнению по месту открытия лицевого счета бюджетного учреждения как получателя средств бюджета соответствующего уровня (статья 254 БК РФ).

Следовательно, требование о возмещении излишне уплаченного налога следует предъявлять не к налоговому органу, а к финансово-казначейским органам соответствующего уровня (Решением Арбитражного Суда Московской Области от 21 сентября 2004 года по делу №А41-К2-13310/04 суд признал недействительным постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, поскольку заявитель не является распорядителем бюджетных средств. Следовательно, требование о возмещении излишне уплаченного налога с продаж следует предъявлять не к налоговому органу, а к финансово-казначейским органам соответствующего уровня).

Вместе с установлением новых органов, обязанных исполнять судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодатель признал едиными для всего исполнительного производства правила, устанавливающие требования к исполнительным документам и порядок обжалования действий (бездействий) органов, осуществляющих исполнение судебных актов (статья 242.1 БК РФ).

Для исполнения может быть предъявлен только подлинник исполнительного листа либо его дубликат, который выдается в случае утери подлинника. Соответственно копия и даже нотариально заверенная копия исполнительного листа не может служить основанием для его исполнения или возбуждения исполнительного производства.

Общий срок для предъявления исполнительного листа, выданного арбитражным судом статьей 321 АПК РФ установлен три года.

В то же время при определении в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению судам необходимо учитывать положения части 1 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), согласно которым постановление о назначении административного наказания (в данном случае таковым является судебный акт арбитражного суда о привлечении к административной ответственности) может быть приведено в исполнение лишь в течение года со дня его вступления в законную силу (пункт 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Сроки исчисляются в следующем порядке:

- в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;

- в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьей 322 АПК РФ.

Если срок для предъявления судебного акта к исполнению истек, то взыскатель может обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срок предусмотрено федеральным законом.

Для этого взыскатель должен подать в суд, выдавший исполнительный лист, заявление о восстановлении пропущенного срока. Заявление рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 117 АПК РФ. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истек предусмотренный статьей 312 АПК РФ трехмесячный сроки для восстановления.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока рассматривается в пятидневный срок со дня его поступления в арбитражный суд в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения заявления выносится определение. Копии определения направляются взыскателю и должнику. Определение арбитражного суда по вопросу о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению может быть обжаловано.

В случае, если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению.

Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.

В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.

В случае утраты исполнительного листа новый лист не выдается, а выдается его дубликат. Рассмотрение заявления о выдаче дубликата исполнительного листа производится в судебном заседании в порядке, указанном в части 3 статьи 323 АПК РФ.

Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа может быть подано до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению, за исключением случаев, если исполнительный лист был утрачен судебным приставом - исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом и взыскателю стало об этом известно после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению. В этих случаях заявление о выдаче дубликата исполнительного листа может быть подано в течение месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного листа.

Заявление взыскателя о выдаче дубликата исполнительного листа рассматривается арбитражным судом в судебном заседании в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в суд. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.

В случае удовлетворения заявления на основе определения о выдаче дубликата выдается соответствующий документ, в верхнем правом углу которого указывается «дубликат». Дубликат имеет такую же юридическую силу, как и утерянный подлинный исполнительный лист.

Определение арбитражного суда о выдаче дубликата исполнительного листа или об отказе в выдаче дубликата может быть обжаловано.

Отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполнения. поворот исполнения .

В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Статья 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» также предусматривает, что при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или заявлению сторон, а также сами стороны вправе обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или о рассрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения.

Поскольку ни АПК РФ ни Федеральный закон от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержит определения, что понимать под обстоятельствами, препятствующими совершению исполнительных действий и не содержат перечня их оснований, то следует руководствоваться Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2003 года №467-О в котором указан критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, - предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

Так, например, подача налоговым органом кассационной жалобы на судебный акт является основанием для удовлетворения заявления налогового органа об отсрочке исполнения данного судебного акта до разрешения судом кассационной инстанции спора по существу (Постановление Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Восточно-Сибирского округа от 17 февраля 2004 года №А33-6971/03-С3с-Ф02-269/04-С1)

А вот, что касается отсутствие денежных средств у должника, то тут вопрос решается по разному в зависимости от организационно-правовой формы должника.

Отсутствие денежных средств у должника – коммерческой организации не может являться основанием для предоставления ему отсрочки, поскольку в силу пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» такое обстоятельство, как отсутствие денежных средств, влечет предусмотренные данной нормой иные последствия (взыскание на другое имущество и прочее), в число которых не входит предоставление отсрочки исполнения решения суда.

А отсутствие денежных средств у учреждения, финансируемого государством, в связи с недофинансированием из федерального бюджета и отсутствие других источников поступления средств, суды признают приведенные обстоятельства свидетельствующими о невозможности исполнения решения единовременно. Кроме того, в данном случае взыскание не может быть наложено и на имущество должника, так как оно не является его собственностью, а находится в оперативном управлении (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 августа 2005 года №А26-5659/00).

Поскольку суд в каждом случае учитывает баланс интересов сторон исполнительного производства (особенно в случае сводного исполнительного производства), то в каждом конкретном случае решение суда по ходатайству об отсрочке или рассрочки исполнения исполнительного документа будет разным.

Заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава - исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.

По результатам рассмотрения заявления выносится определение. Копии определения направляются взыскателю, должнику и судебному приставу - исполнителю.

В случае предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта арбитражный суд вправе по заявлению взыскателя принять меры по обеспечению исполнения судебного акта по правилам, установленным главой 8 АПК РФ.

Определение арбитражного суда об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения либо об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения может быть обжаловано.

В исполнительном производстве возможен поворот исполнения в отношении уже исполненного судебного акта. Порядок разрешения данного вопроса урегулирован в статьях 325, 326 АПК РФ и заключается в следующем. Если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

Вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается арбитражным судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт. Если в постановлении об отмене или изменении судебного акта нет указаний на поворот его исполнения, ответчик вправе подать соответствующее заявление в арбитражный суд первой инстанции. Заявление о повороте исполнения судебного акта разрешается в судебном заседании путем вынесения определения, которое может быть обжаловано.

Для поворота исполнения арбитражный суд первой инстанции выдает исполнительный лист на возврат взысканных денежных средств, имущества или его стоимости по заявлению стороны исполнительного производства. К заявлению прилагается документ, подтверждающий исполнение ранее принятого судебного акта.

Приостановление, возобновление и прекращение исполнительного производства. отложение исполнительных действий .

Арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В статьях 20 – 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» указаны основания для приостановления и прекращения исполнительного производства.

Основания для обязательного приостановления исполнительного производства:

1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;

2) утраты должником дееспособности;

3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

4) оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом;

5) подачи жалобы в суд на действия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

6) вынесения постановления должностным лицом, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также исполнение документа, который в силу закона является исполнительным документом;

7) предъявления в суд иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу.

Исполнительное производство может быть приостановлено в случаях:

1) обращения судебного пристава-исполнителя в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного акта или акта другого органа, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом;

2) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) нахождения должника в длительной служебной командировке;

4) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

5) подачи жалобы на действия судебного пристава-исполнителя или отказ в его отводе;

6) розыска должника, его имущества или розыска ребенка;

7) нахождения должника либо взыскателя в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий.

Основания прекращения исполнительного производства

1) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

2) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

3) смерти взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом или актом другого органа требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего;

4) недостаточности имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований взыскателя;

5) истечения установленного законом срока для данного вида взыскания;

6) отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа, который в силу закона является исполнительным документом;

7) отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю.

Приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

По приостановленному или прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются.

О приостановлении или прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок сообщает сторонам, в суд (если вопрос решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Определение о приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть обжаловано.

Исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава - исполнителя арбитражным судом, приостановившим исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления. О возобновлении исполнительного производства выносится определение.

Статьей 328 АПК РФ предусмотрено право и порядок отложения исполнительных действий.

Следует иметь ввиду, что статьей 19 «Об исполнительном производстве» также предусмотрено право судебного пристава-исполнителя отложить исполнительные действия как по заявлению взыскателя, так и на основании определения судьи.

Отложение исполнительных действий отличается от приостановления тем, что отложение исполнительных действий должно производиться всегда согласно части 4 статьи 328 АПК РФ на определенный срок либо до наступления определенного события. Сроки же приостановления указаны в статье 22 Федерального закона от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» по каждому основанию в отдельности. Период времени, на которое было отложено совершение исполнительных действий, включается в общие сроки, установленные в статье 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» для совершения исполнительных действий.

При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия на срок не более 10 дней по заявлению должника или по собственной инициативе.

В случае отложения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем он выносит соответствующее постановление, о чем уведомляются стороны, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. Постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Если срок, на который предполагается отложить исполнительное производство, составляет более 10 дней, то принять такое решение может только арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя при наличии обстоятельств, препятствующих совершению отдельных исполнительных действий.

Отложение исполнительных действий производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава - исполнителя.

Заявление об отложении исполнительных действий рассматривается арбитражным судом в десятидневный срок в порядке, предусмотренном статьей 324 АПК РФ.

По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение.

В определении об отложении исполнительных действий указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия, или событие, наступление которого является основанием для возобновления судебным приставом - исполнителем исполнительных действий.

Копии определения об отложении исполнительных действий направляются взыскателю, должнику и судебному приставу - исполнителю.

Оспаривание решений и действий (бездействий) судебного пристава – исполнителя и ответственность иных участников исполнительного производства .

Статьей 90 Федерального закона от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Во всех остальных случаях жалоба на совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

Кроме взыскателя и должника правом на обжалование обладает лицо, хотя и не являющееся участником исполнительного производства, но полагающее, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом. Такие дела рассматриваются в порядке главы 24 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 27, пункту 2 статьи 29 и части 1 статьи 197 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

В связи с этим после введения в действие АПК РФ пункт 1 статьи 90 Федерального закона от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с учетом положений АПК РФ, согласно которым организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, могут оспорить в арбитражном суде решения, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, осуществляемые им при исполнении судебных актов арбитражных судов, исполнительных документов иных органов, за исключением судебных актов судов общей юрисдикции.

Соответствующее разъяснение содержится в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 года №11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Таким образом, должник, взыскатель, третье лицо могут обжаловать решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя в арбитражном суде по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов не только выдаваемых арбитражным судом, но и иными уполномоченными органами (налоговыми органами, таможней, государственными внебюджетными фондами и иными органами, которым законом предоставлено право на бесспорное взыскание задолженности).

Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, связанных с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции (пункт 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 июня 2004 года №77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов»).

Срок для обжалования составляет 10 дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) судебным приставом-исполнителем.

Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно.

В заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными должно быть указано наименование органа или лица (ФИО), которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя (пункт 5 части 1 статьи 199 АПК РФ).

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (часть 6 статьи 38 АПК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. Из содержания части 2 статьи 329 АПК РФ, кроме того, следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы (пункт 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 года №91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации»).

Суд должен рассмотреть заявление в 10-дневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Поскольку столь сокращенные сроки не всегда позволяют проводить предварительное заседание, то суд вправе разрешить вопрос о необходимости или отсутствии необходимости в проведении предварительного заседания.

Организации и граждане, руководствуясь пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах», статьей 330 АПК РФ вправе взыскать ущерб, причиненный судебным приставом. При этом ответчиком в соответствии со статьей 158 БК РФ выступает Министерство юстиции Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности. Служба судебных приставов либо орган юстиции субъекта РФ должны рассматриваться как ненадлежащие ответчики. Служба судебных приставов должен выступать третьим лицом, не заявляющий самостоятельных требований.

Под причиненным ущербом и вредом подразумевает реальный ущерб - неполучение или недополучение взыскателем денежных средств, связанное, с халатным отношением пристава-исполнителя к своим обязанностям. Вред может быть нанесен также действиями, не предусмотренными полномочиями судебного пристава, в любом случае действия (или бездействия) должны быть неправомерными.

Ущерб взыскивается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При этом проценты, предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), не взыскиваются. При решении вопроса о возмещении вреда необходимо руководствоваться статьями 16, 1064, 1069 ГК РФ (пункт 33 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 июня 2004 года №77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов»).

Статьей 87 Федерального закона от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлена штрафная ответственность за невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя, за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, за представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства. На виновных граждан и должностных лиц судебный пристав-исполнитель налагает штраф в размере до 100 МРОТ.

Арбитражный суд вправе наложить судебный штраф в порядке и размерах, предусмотренных в главе 11 АПК РФ, в следующих случаях:

- за утрату исполнительного листа - на виновное лицо, которому он передан на исполнение;

- за неисполнение судебного акта о взыскании денежных средств с должника (при их наличии на счетах) - на банк или иную кредитную организацию;

- за неисполнение указанных в исполнительном листе действий - на соответствующее обязанное лицо.

Более подробно с вопросами, касающимися процедуры обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействия) должностных лиц, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налоговые споры: внесудебное и судебное обжалование актов налоговых органов и действий (бездействий) должностных лиц».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Коммерческие медицинские организации ..
Аренда зданий и сооружений ..
Оценка активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте ..
Особенности налогообложения командировочных расходов при вахтовом методе работы ..
Распространение периодических печатных изданий по договору комиссии ..
О некоторых вопросах связанных с применением контрольно-кассовой техники ..
Порядок осуществления лицензирования ..
Порядок отражения лизинговых операций при условии, что лизинговое имущество отражается на балансе ли ..
Приобретение основного средства, требующего государственной регистрации ..
Представительские расходы. Первичные документы ..
Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности работодателями, применяющими упрощ ..
Реализация основных средств ..
Отражение в учете организации-декларанта услуг таможенного брокера ..


Похожие документы из сходных разделов


Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица


На основании статьи 21 Закона №129-ФЗ для государственной регистрации ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме №16001 (Приложение №5 к Постановлению №439). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муници

    [ознакомиться полностью]

Представительские расходы туристических фирм


В условиях современного предпринимательского рынка трудно представить себе туристическую фирму, которая существовала бы обособленно, не имея каких-либо связей с другими субъектами хозяйственной деятельности. Занимаясь туристическим бизнесом, организация нередко проводит встречи и приемы с представителями других фирм, в результате проведения которых заключаются необходимые договора. Однако организация таких встреч влечет за собой определенные затраты. Такие затраты, являясь по своей сути коммерческими, составляют, так называемые, представительские расходы.

Итак, представительские расхо

[ознакомиться полностью]

Порядок формирования туристического продукта


Калькулирование себестоимости туристического продукта

В Письме Министерства Финансов Российской Федерации от 29 апреля 2002 года №16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)» разъяснено, что до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с изменениями в налоговом и

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100