Подача заявления и стадии надзорного производства.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (далее ВАС РФ) по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) лиц (лиц, не участвовавших в деле, но о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт), а по делам, указанным в статье 52 АПК РФ, по представлению прокурора (статья 292 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 292 АПК РФ судебные акты нижестоящих инстанций не обжалуются, а оспариваются.
Заявление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в ВАС РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.
Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей ВАС РФ при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом.
О восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии заявления или представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока - в определении о возвращении заявления или представления.
В соответствии со статьей 304 АПК РФ не всякое нарушение будет влечь за собой возможность рассмотрения дела в надзорной инстанции Высшего Арбитражного Суда РФ, а лишь такое, которое:
1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушает права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
Проверки законности обжалованного судебного акта по остальным основаниям (см. статью 288 АПК РФ), является задачей, которая должна решаться в кассационном, а не в надзорном порядке.
Заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора направляется непосредственно в ВАС РФ в письменной форме. Заявление или представление должно быть подписано лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного акта, или его представителем.
В заявлении должны быть указаны:
1) наименование лица, подающего заявление или представление, с указанием его процессуального положения, наименования других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
2) данные об оспариваемом судебном акте и наименование принявшего его арбитражного суда; данные о других судебных актах, принятых по данному делу; предмет спора;
3) доводы лица, подающего заявление, с указанием оснований для пересмотра судебного акта со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению заявителя, нарушение или неправильное применение норм материального права и (или) норм процессуального права, повлекшие за собой существенные нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
4) перечень прилагаемых к заявлению или представлению документов.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и их представителей и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела.
К заявлению должны быть приложены копии оспариваемого судебного акта и других судебных актов, принятых по делу.
К заявлению, подписанным представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на его подписание.
Заявление и прилагаемые к нему документы направляются в ВАС РФ с копиями в количестве экземпляров, равном количеству лиц, участвующих в деле.
Подача надзорной жалобы не влечет автоматического пересмотра оспариваемых судебных актов соответствующих инстанций, поскольку является основанием для постановки и разрешения вопроса о праве ее рассмотрения и принятия постановления об изменении или отмене незаконного или необоснованного судебного решения, постановления, вынесенного нижестоящей инстанцией.
Процесс рассмотрения надзорной жалобы состоит из нескольких стадий.
Первая стадия заключается в принятии решения судьей о принятии заявления. Решение принимается единолично и в пятидневный срок со дня поступления заявления в ВАС РФ (статья 293 АПК РФ). При соблюдении всех указанных в законе требований к подаче заявления и оснований для принятия заявления на рассмотрение выносится определение о принятии последнего к производству ВАС РФ, последствием чего является возбуждение надзорного производства. В ином случае заявление может быть возвращено лицу, привнесшему документ в ВАС РФ. К таким случаям относятся: несоблюдение требований закона к форме документа, его содержанию и основаниям обжалования либо поступившее до принятия к рассмотрению заявления судьей ходатайство о его возвращении заявителю (статья 296 АПК РФ).
Оставление без движения заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора АПК РФ не предусмотрено.
Обжалование определения о возвращении заявления АПК РФ также не предусмотрено.
Однако повторное обращение допускается с соблюдением всех установленных правил, после того как заявитель устранит недостатки, на которые было указано в определении о возврате.
Если ВАС РФ примет решение о принятии заявления, то заявитель может воспользоваться правом на приостановление оспариваемого акта. Исполнение судебного акта арбитражного суда может быть приостановлено ВАС РФ по ходатайства лица, подавшего заявление о его оспаривании при одном из двух условий:
если заявитель обосновал невозможность поворота его исполнения (причем аргументы в пользу невозможности должны быть подтверждены, в том числе документально);
предоставил встречное обеспечение другой стороне по делу возможных убытков путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы.
ВАС РФ в коллегиальном составе в заседании без вызова сторон выносит определение о приостановлении оспариваемого судебного акта, если признает это необходимым в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон. Исполнение судебного акта может быть приостановлено до окончания надзорного производства, если судом не установлен иной срок. Копия определения направляется в пятидневный срок со дня его вынесения, как это требует АПК РФ (часть 2 статьи 186), участвующим в деле лицам.
Вторая стадия заключается в решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для пересмотра оспариваемого в надзорном порядке судебного акта (подпункт 6 статьи 300 АПК РФ). Данный вопрос подлежит коллегиальному рассмотрению также без извещения участвующих в деле лиц.
Варианты результата рассмотрения и решения указанного вопроса могут быть следующие.
во-первых, при установлении наличия оснований для надзорного пересмотра оспариваемого судебного акта, указанных в статье 304 АПК РФ, выноситься определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ;
во-вторых, если будет установлено при рассмотрении заявления, что основания для пересмотра судебного акта отсутствуют, но существуют иные основания для проверки правильности применения норм материального и процессуального права, ВАС РФ направляет дело на рассмотрение в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что данный судебный акт не пересматривался в кассационной инстанции;
в-третьих, при отсутствии каких бы то ни было оснований для отмены или изменения судебного акта в порядке надзора ВАС РФ выносится определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ. Повторное обращение того же лица по тем же основаниям с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора не допускается (пункт 9 статьи 299 АПК РФ). Но если лицо обратиться вновь с иными основаниями, нежели с теми, по которым ему отказали в пересмотре в порядке надзора, то ВАС РФ должен рассмотреть заявление.
Определение о решении коллегии судей направляется лицу, ходатайствующему о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Третьей стадией надзорного производства является рассмотрение Президиумом ВАС РФ дела, переданного ему коллегией судей.
Дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий трех месяцев, исчисляемый со дня принятия определения о передаче дела в Президиум ВАС РФ.
Извещение направляется лицам, участвующим в деле, не позднее чем за 15 дней до заседания Президиума ВАС РФ с указанием необходимых сведений, позволяющих реально принять участие в рассмотрении дела. При неявке кого-либо из надлежащим образом извещенных Президиум рассматривает дело в их отсутствие.
Президиум ВАС РФ правомочен рассматривать дела в порядке надзора при наличии большинства членов Президиума.
Дело докладывается судьей ВАС РФ - докладчиком по данному делу.
Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта и других принятых по данному делу судебных актов, доводы, содержащиеся в заявлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, основания для пересмотра судебного акта, мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела для рассмотрения в Президиум ВАС РФ.
Лица, участвующие в деле, если они явились в заседание Президиума ВАС РФ, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи - докладчика.
Первым дает свои объяснения лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
После выступления лиц Президиум ВАС РФ принимает постановление в закрытом совещании.
Постановление Президиума ВАС РФ принимается большинством голосов судей. Председательствующий в заседании голосует последним. При равенстве голосов судей заявление оставляется без удовлетворения, а судебный акт - без изменения.
Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
В статье 304 АПК РФ указаны основания, которые служат не только основаниями к отменен или изменению судебного акта, вступившего в законную силу, но и критериями для принятия решения о передаче заявления на рассмотрение Президиума ВАС РФ.
К таким основаниям относятся:
1. Нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 6 сентября 2005 года №4231/05 по иску Общества к налоговому органу о признании требования уплатить дополнительные платежи в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ) за пользование банковским кредитом, за период с 1998 по 2001 год установил нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами нома права. По мнению Общества дополнительные платежи по налогу на прибыль не являются ни налогами, ни пенями и не относятся к санкциям, предусмотренным за нарушение налогового законодательства, поэтому налоговый орган неправомерно направил обществу требование об уплате налога на прибыль согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Решением суда исковые требования удовлетворены. Кассационная инстанция поддержала позицию суда первой инстанции. Президиум ВАС РФ решение и постановление кассационной инстанции отменил, установив следующее. В статье 213 АПК РФ закреплено право государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Порядок взыскания дополнительных платежей федеральными законами не предусмотрен. Следовательно, налоговый орган, осуществляя контроль за своевременностью внесения в федеральный бюджет дополнительных платежей по налогу на прибыль, вправе обращаться в суд с заявлением об их взыскании. При этом сроки, предусмотренные статьей 48 НК РФ, на дополнительные платежи не распространяются. Таким образом, на основании пункта 1 статьи 304 АПК РФ оспариваемые судебные акты подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
1. Нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Данное основание было внесено в АПК РФ Федеральным законом от 31 марта 2005 года №25-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «О внесении изменения в статью 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Данная норма была включена в АПК РФ, чтобы ВАС РФ в какой-то степени смог бы разгрузить Европейский суд по правам человека, который уже начинает испытывать перегрузки от количества поступающий заявлений, в том числе и из Российской Федерации.
2. Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Под публичными интересами нужно понимать интересы большого числа лиц, а не государства в целом, что нашло подтверждение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 года №3-П. Данное основание может быть применено, если нарушение нормы права приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, например, когда в результате неправомерного судебного акта возникает угроза банкротства градообразующего, оборонного или уникального предприятия.
Полномочия Президиума ВАС РФ.
В соответствии со статьей 305 АПК РФ по результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум ВАС РФ вправе:
1) оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;
2) отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВАС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;
3) отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;
4) отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
5) оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.
Первое решение применяется, если Президиум ВАС РФ устанавливает факт отсутствия в деле оснований, перечисленных в статье 304 АПК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 февраля 1998 года №5-П разъяснил, каким должно быть действительное содержание процессуальных полномочий арбитражного суда надзорной инстанции. В частности, было указано на следующие аспекты:
принимая новое решение, надзорная инстанция непосредственно не исследует доказательства и не устанавливает фактические обстоятельства дела, а лишь проверяет, насколько установленные обстоятельства, собранные доказательства и выводы позволяют применить ту или иную норму материального права;
принимая новое решение, надзорная инстанция лишь исправляет ошибки, допущенные арбитражными судами нижестоящих ступеней правоприменительного процесса при выборе нормы материального права, а также ее уяснении и/или толковании;
с точки зрения статьей 46, 50 (части 2) и 123 (части 3) Конституции Российской Федерации процесс сбора, исследования, оценки доказательств и установления фактических обстоятельств не может проходить в рамках стадии надзорного производства и оканчиваться принятием нового решения. В данном случае дело в обязательном порядке должно быть направлено на новое рассмотрение.
Таким образом, в части оценки обоснованности оспариваемого судебного акта полномочия Президиума ВАС РФ ограничиваются деятельностью по выявлению фактов неполного исследования нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и неверной правовой оценки имеющихся доказательств. Если указанные факты устанавливаются и одновременно имеют место основания, определенные статьей 304 АПК РФ, то дело согласно пункту 2 части 1 статьи 305 АПК РФ направляется на новое рассмотрение. При этом Президиум ВАС РФ вправе дать указание о необходимости нового рассмотрения дела в ином составе суда.
По результатам рассмотрения Президиум ВАС РФ выносит Постановление (статья 306 АПК РФ). Постановление Президиума должно быть законным, обоснованным и мотивированным (часть 3 статьи 15 АПК РФ).
Постановление Президиума ВАС РФ должно отражать:
- доводы, приведенные в заявлении или представлении, и содержание требования, изложенного в обращении в ВАС РФ;
- если представлен отзыв, - возражения, приведенные в нем;
- объяснения, данные участвовавшими в деле лицами в ходе заседания Президиума ВАС РФ;
- основания, содержащиеся в статье 304 АПК РФ, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, исходя из которых состав суда пришел к выводу о необходимости пересмотра дела в порядке надзора;
- мотивы, а также выводы и решения, к которым в итоге пришел Президиум ВАС РФ, в соответствии с его полномочиями, предусмотренными статьей 305 АПК РФ, - об оставлении без изменения или об отмене судебного акта;
- в случае направления дела на новое рассмотрение - указание Президиума ВАС РФ на то, какие действия должны быть совершены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом.
Постановление Президиума ВАС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и подлежит исполнению со дня его принятия.
Копии постановления направляются лицам, участвующим в деле, а также другим заинтересованным лицам в пятидневный срок со дня принятия постановления.
Постановления Президиума ВАС РФ подлежит опубликованию в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».
Более подробно с вопросами, касающимися процедуры обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействия) должностных лиц, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налоговые споры: внесудебное и судебное обжалование актов налоговых органов и действий (бездействий) должностных лиц».
Экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее Закон №164-ФЗ)).
Налог на добавленную стоимость - взимаемый с организаций налог на сумму прироста стоимости в данной организации, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей. Ряд товаров, услуг, видов
Налоговые споры обжалование в апелляционной инстанции
Порядок подачи и рассмотрения жалоб в апелляционной инстанции.
В суд апелляционной инстанции может быть обжаловано решение суда, вынесенное по результатам рассмотрения дела в суде первой инстанции, а также определения суда, отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в случаях, если в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее АПК РФ) предусмотрено обжалование этого определения, а также если это определение препятствует дальнейшему движению дела.
Налоговые споры обжалование в кассационной инстанции
Подача и порядок рассмотрениякассационной жалобы.
Согласно статье 273 Арбитражного процессуального кодекса (далее АПК РФ) лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, за исключением решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее ВАС РФ), и (или) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции полностью или в части.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции