Главная страница --> Ведение бизнеса

Учет расчетов у подрядчика



Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ).

Подрядные работы это работы, выполняемые подрядчиком, в состав которых входят строительные и монтажные работы, работы по ремонту зданий и сооружений, а также другие виды работ, предусмотренные договором на строительство.

Правовое положение договора строительного подряда регулируется статьями 740 - 757 ГК РФ.

Статьей 706 ГК РФ предусмотрено право подрядчика привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В данном случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Привлечение субподрядчиков возможно, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично.

Подробнее о договоре подряда рассмотрено в разделе 5 Договор подряда на капитальное строительство.

В себестоимость строительных работ включаются затраты, связанные с производством строительных работ. Затраты субподрядной организации по производству строительных работ принятые генеральным подрядчиком, включаются в общую себестоимость работ по договору. Затраты на производство строительно-монтажных работ включаются в себестоимость этих работ в том отчетном периоде, к которому они относятся, не независимо от времени оплаты.

Незавершенное производство строительно-монтажных работ, для целей бухгалтерского учета, состоит из затрат на производство строительных работ, выполненных как собственными силами, так и стоимости работ субподрядных организаций, принятых генподрядчиками за период с начала исполнения договора на строительство.

Выполнение разнообразных работ при возведении зданий и сооружений различного назначения вызывает необходимость привлечения специализированных строительных подразделений, обеспечивающих определенное качество работ. Эти подразделения работают в строительном производстве по договорам подряда. Договор подряда между заказчиком и генподрядчиком может, как предусматривать личное выполнение последним всех условий договора, так и не предусматривать. Во втором случае генподрядчик по согласованию с заказчиком может привлекать к выполнению определенных работ специализированные субподрядные организации. Такие организации имеют возможность заключать аналогичный договор непосредственно с заказчиком при согласовании его условий с генподрядчиком. Последний может выступить в роли посредника при заключении договора комиссии между заказчиком и субподрядной организацией.

В договоре субподряда одним из условий может быть участие или неучастие генподрядчика в расчетах за выполненные субподрядные СМР. Но в обоих случаях перед ним стоит задача выполнения общего объема СМР по договору генподряда в целом и калькулирования затрат этих работ, так как договор заключается на всю строительную продукцию, которая должна быть сдана заказчику, включая части, выполненные собственными и привлеченными силами.

Если в договоре генподряда предусматривается переход права собственности на изготовленную продукцию, выполненные работы и услуги по сдаче заказчику воздвигнутого объекта в целом, этапа по нему или объема СМР по сметной или договорной стоимости. Следовательно, выручкой реализации по принципу начисления является весь объем готовой продукции независимо от выполнения этого объема генподрядчиком или субподрядчиком.

Формирование генподрядной строительной продукции и ее отражение в Отчете о прибылях и убытках предполагает наличие соответствующего показателя себестоимости.

С экономической точки зрения этот показатель объединяет несопоставимые по методу оценки части:

  • фактические затраты на работы, выполненные собственными силами;
  • сметную или договорную стоимость выполненных и принятых субподрядных работ.

Выполненные субподрядчиками и принятые генеральным подрядчиком объекты специальных строительных работ следует учитывать до их сдачи заказчику по договорной цене на счете 20 «Основное производство» в составе незавершенного производства на отдельном субсчете как выполненные субподрядными организациями и не включать в себестоимость строительных работ генподрядчика.

Выполненные субподрядной организацией объемы строительно-монтажных работ принимаются генподрядчиком по акту выполненных работ и по справке о стоимости выполненных работ, которая является основанием для расчетов между сторонами.

Реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (пункт 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации).

При передаче права собственности в бухгалтерском учете сумма выручки от выполнения работ, оказания услуг отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Основными нормативными документами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета, определения доходов, расходов и финансового результата деятельности у организации-подрядчика строительства, являются:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Минфина России от 20 декабря 1994 года №167 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94»
  • Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное Письмом Минфина России от 30 декабря 1993 №160.

При получении выручки от реализации СМР рекомендуется следующая схема корреспонденции счетов бухгалтерского учета:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

Реализация объекта в целом у подрядной организации (по отгрузке)

51

62

Поступили авансовые платежи

62

68

НДС с полученных авансов

20-2

60

Приняты от субподрядной организации работы

19

60

Учтен НДС

20-1

02, 70, 68

Сформированы затраты на строительно-монтажные работы, выполненные собственными силами

62

90

Предъявлены заказчику расчетные документы за выполненные строительные работы

68

62

Восстановлен НДС, начисленный с полученных авансов

90

68

Начислен НДС по сданному заказчику объекту

60

51

Оплачены работы субподрядной организации

68

19

НДС, уплаченный субподрядной организации

90

20-1

Производственные затраты выполненных собственными силами и принятых заказчиком строительных работ

90

20-2

Затраты выполненных силами субподрядных организаций и принятых заказчиком строительных работ

90

99

Результат от реализации

62

62

Зачтены полученные авансы

51

62

Поступили денежные средства от заказчика (окончательный расчет)

Реализация объекта в целом у подрядной организации (по оплате)

51

62

Поступили авансовые платежи

62

68

НДС с полученных авансов

20-2

60

Приняты от субподрядной организации работы

19

60

Учтен НДС

60

51

Оплачены работы субподрядной организации

68

19

НДС, уплаченный субподрядной организации

20-1

02, 70, 68

Сформированы затраты строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами

62

90

Предъявлены заказчику расчетные документы за выполненные строительные работы

68

62

Восстановлен НДС, начисленный с полученных авансов

90

76

Начислен НДС по сданному заказчику объекту (окончательный расчет)

90

20-1

Производственные затраты выполненных собственными силами и принятых заказчиком строительных работ

90

20-2

Затраты выполненных силами субподрядных организаций и принятых заказчиком строительных работ

90

99

Результат от реализации

62

62

Зачтены полученные авансы

51

62

Поступили денежные средства от заказчика (окончательный расчет)

76

68

Начислен НДС бюджету по сданному и оплаченному объекту

Поэтапная сдача заказчику объекта у подрядной организации (по отгрузке)

51

62

Поступили авансовые платежи

62

68

НДС с полученных авансов

20-2

60

Приняты от субподрядной организации работы

19

60

Учтен НДС

20-1

02, 70, 68

Сформированы затраты строительно-монтажных работ, относящихся к первому этапу работ, выполненных собственными силами

46

90

Предъявлены заказчику расчетные документы за выполненные строительные работы (первый этап)

60

51

Оплачены работы субподрядной организации

68

19

НДС, уплаченный субподрядной организации

68

62

Восстановлен НДС, начисленный с полученных авансов

90

68

Начислен НДС по сданному заказчику объему работ (первый этап)

90

20-1

Производственные затраты выполненных собственными силами и принятых заказчиком строительных работ (первый этап)

90

20-2

Затраты выполненных силами субподрядных организаций и принятых заказчиком строительных работ (первый этап)

90

99

Результат от реализации первого этапа

46

90

Предъявлены заказчику расчетные документы за выполненные строительные работы (второй этап)

90

68

Начислен НДС по сданному заказчику объему работ (второй этап)

90

20-1

Производственные затраты выполненных собственными силами и принятых заказчиком строительных работ (второй этап)

90

20-2

Затраты выполненных силами субподрядных организаций и принятых заказчиком строительных работ (второй этап)

90

99

Результат от реализации второго этапа

62

46

Объект принят заказчиком в целом

62

62

Зачтены полученные авансы

51

62

Поступили денежные средства от заказчика (окончательный расчет)

Поэтапная сдача заказчику объекта у подрядной организации (по оплате)

51

62

Поступили авансовые платежи

62

68

НДС с полученных авансов

20-2

60

Приняты от субподрядной организации работы

19

60

Учтен НДС

20-1

02, 70, 68

Сформированы затраты строительно-монтажных работ, относящихся к первому этапу работ, выполненных собственными силами

46

90

Предъявлены заказчику расчетные документы за выполненные строительные работы (первый этап)

60

51

Оплачены работы субподрядной организации

68

19

НДС, уплаченный субподрядной организации

90

76

Начислен НДС по сданному заказчику объему работ (первый этап)

90

20-1

Производственные затраты выполненных собственными силами и принятых заказчиком строительных работ (первый этап)

90

20-2

Затраты выполненных силами субподрядных организаций и принятых заказчиком строительных работ (первый этап)

90

99

Результат от реализации первого этапа

46

90

Предъявлены заказчику расчетные документы за выполненные строительные работы по второму этапу

90

76

Начислен НДС по сданному заказчику объему работ (второй этап)

90

20-1

Производственные затраты выполненных собственными силами и принятых заказчиком строительных работ (второй этап)

90

20-2

Затраты выполненных силами субподрядных организаций и принятых заказчиком строительных работ (второй этап)

90

99

Результат от реализации второго этапа

62

46

Объект принят заказчиком в целом

68

62

Восстановлен НДС, начисленный с полученных авансов

62

62

Зачтены полученные авансы

51

62

Поступили денежные средства от заказчика (окончательный расчет)

76

68

Начислен НДС бюджету по сданному и оплаченному объекту

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в строительных организациях, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Строительство».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Учет суммовых разниц при посреднических операциях ..
О марках акцизного сбора ..
Налог на доходы физических лиц. Статья 227. Особенности исчисления сумм налога индивидуальными предп ..
Особенности учета затрат по авторским гонорарам и предпечатной подготовке при издании печатных и эле ..
Формы предоставления бюджетных средств ..
Предоставление гарантий качества товаров организацией-изготовителем ..
Особенности налогообложения при оказании оздоровительных услуг. Налог на добавленную стоимость ..
Бухгалтерский учет услуг по проживанию ..
Расчеты по аккредитиву ..
Основы классификации счетов бухгалтерского учета ..
Издательская деятельность. Предоставление скидки в виде уменьшения первоначально установленной цены ..
Порядок применения контрольно-кассовой техники ..
Правовое регулирование лицензирования ..


Похожие документы из сходных разделов


Расчеты по претензиям. Претензия выставляется поставщиком покупателю


Претензия выставляется поставщиком покупателю

Претензию могут выставлять не только покупатели товарно-материальных ценностей, но и их продавцы. Фактически претензия представляет собой документ, на основании которого происходит досудебное урегулирование споров между сторонами. Заключая любую сделку, стороны оформляют отношения между собой договором, в котором стараются оговорить все возможные ситуации, которые могут возникнуть между сторонами в процессе осуществления такого договора.

Договора должны составляться в соответствии с Гражданским кодекса Российской Федерации (да

[ознакомиться полностью]

Организация бухгалтерского учета. Формирование себестоимости и финансовых результатов предоставляемых услуг


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Согласно статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Государственные и муниципальные учреждения обязаны организовать бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее

[ознакомиться полностью]

Использование полученных денежных средств


Особенности использования вырученных за платные услуги денежных средств присутствуют в деятельности только государственных и муниципальных учреждений.

Коммерческие учреждения вправе самостоятельно распоряжаться средствами.

Бюджетные учреждения в выборе направлений расходования относительно не самостоятельны.

Во-первых, они используют их строго согласно смете по специальным средствам, во-вторых, они в обязательном порядке представляют отчетность об объемах вырученных средств (а в наше время за объем таких средств финансирующие органы вполне могут если не отказать, то задерж

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100