Правовое регулирование рекламной деятельности. Общие положения
Книга посвящена вопросам правового регулирования рекламной деятельности. В этой книге освещаются все основные моменты, с которыми может столкнуться на практике любая организация или предприниматель, коснувшись сферы рекламы. Вы можете познакомиться с изменениями российского законодательства о рекламе, узнать общие требования к рекламе, особенности отдельных способов распространения рекламы, особенности рекламы отдельных видов товаров. Кроме того, в книге рассматриваются вопросы, связанные с государственным контролем в сфере рекламы, и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
В связи с тем, что Федеральный закон от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон №38-ФЗ) вступил в силу только 1 июля, по объективным причинам арбитражная практика по нему еще не могла сформироваться. Поэтому в данной редакции затруднительно провести детальный анализ судебной практики. Некоторые положения закона аналогичны положениям Федерального закона от 18 июля 1995 года №108-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон №108-ФЗ), и в книге будут приведены примеры судебной практики на основании старого закона. Обобщение практики по новому закону будет предложено вашему вниманию в следующей редакции книги.
Для повышения интереса потребителя к продаваемым товарам, изготавливаемой продукции, оказываемым услугам организации очень часто прибегают к помощи рекламы.
Ведь всем известно, что именно реклама является оптимальным средством для продвижения товаров, работ, услуг. В условиях современного экономического рынка, для успешного ведения бизнеса, реклама становится просто необходимостью. Рекламу размещают на телевидении, радио, в Интернете, в периодических печатных изданиях.
С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон №38-ФЗ, ранее действовал Федеральный закон №108-ФЗ.
Федеральный закон №38-ФЗ более жесткий и более понятный в правовом отношении. По сути он является рекламным кодексом, так как в нем собраны все отраслевые нормы ограничений, которые раньше были разбросаны по разным федеральным законам. В законе прослеживается тенденция к постепенному сокращению рекламы.
Документ регламентирует общие требования к рекламе, способы ее распространения, ограничивает рекламу отдельных видов товаров, а также определяет основы саморегулирования и госконтроля в этой сфере, кроме того, уточняет ряд понятий, содержащихся в Федеральном законе №108-ФЗ.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Целями принятия Федерального закона №38-ФЗ являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Федеральный закон №38-ФЗ применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
В статье 2 Федерального закона №38-ФЗ приведен перечень ситуаций, когда информация не признается рекламой и действие закона на нее не распространяется.
Действие Федерального закона №38-ФЗ не распространяется на:
1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;
2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Включение этого перечня в Федеральный закон №38-ФЗ очень важное нововведение. Теперь в соответствии с новым законодательством, можно делать заключение о том, что эта информация не носит рекламного характера, только при обобщении целого ряда законодательных и подзаконных актов, среди которых, например, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон №2300-1).
Положения Федерального закона №38-ФЗ, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.
Специальные требования и ограничения, установленные Федеральным законом №38-ФЗ в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого установлены специальные требования и ограничения.
Терминология. Основные понятия.
Для удобного рассмотрения темы необходимо познакомится с основными терминами, встречающимися в Федеральном законе №38-ФЗ. Им посвящена статья 3 Федерального закона №38-ФЗ:
«реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
Необходимо заметить, что понятие рекламы не претерпело больших изменений, по сравнению с понятием, содержащимся в Федеральном законе №108-ФЗ, по сути, осталось прежним.
Закон вводит новое понятие объекта рекламирования:
«объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот».
Субъекты рекламной деятельности:
«рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств».
Все вышеперечисленные субъекты в соответствии со статьей 38 Федерального закона №38-ФЗ несут гражданскую и административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
Специфическим субъектом рекламной деятельности являются потребители рекламы и спонсоры:
«потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;
спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности».
С понятием «спонсор» связанно понятие «спонсорская реклама». Это реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Обратите внимание!
Как упоминалось ранее, некоторые положения, существующие в Федеральном законе №38-ФЗ, присутствовали и в Федеральном законе №108-ФЗ. Поэтому частично вопросы можно проиллюстрировать примерами из сложившейся практики, в соответствии с Федеральным законом №108-ФЗ.
В информационном письме Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» приведен анализ ситуации, касающейся спонсорской рекламы.
Информация о спонсоре либо о его товарах, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой.
Организация - рекламораспространитель обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании со спонсора задолженности за рекламные услуги и процентов за пользование денежными средствами.
Возражая против иска, спонсор ссылался на то, что распространенная о нем информация не отвечает общему определению рекламы, сформулированному в статье 2 Федерального закона №108-ФЗ.
Оценив доводы сторон, суд в своем решении правомерно указал следующее.
Согласно статье 19 Федерального закона №108-ФЗ под спонсорством понимается осуществление одним лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.
По условиям договора рекламораспространитель (телерадиокомпания) обязался указывать в титрах конкретной передачи организацию - спонсора и номера ее телефонов, а последняя должна была ежемесячно перечислять спонсорский взнос в денежной форме.
Следовательно, между сторонами заключен договор об установлении спонсорских отношений.
На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законами и иными правовыми актами.
В силу статьи 2 Федерального закона №108-ФЗ рекламой юридического лица являлась распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об этом лице, которая призвана формировать и поддерживать к нему интерес и предназначена для неопределенного круга потребителей.
В данном случае способ подачи, объем информации, при которых она способна обеспечить интерес к рекламируемому лицу, определены по свободному волеизъявлению последнего.
При таких условиях суд обоснованно признал рекламой распространенную истцом информацию и удовлетворил требование о взыскании со спонсора платы за рекламу и процентов.
Согласно этому же Информационному письму Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», существенное искажение наименования спонсора не может считаться надлежащей рекламной информацией о спонсоре.
Организатор зрелищного мероприятия обратился в арбитражный суд с иском о взыскании со спонсора суммы не перечисленного спонсорского взноса и договорной неустойки за просрочку его уплаты.
Арбитражный суд оценил отношения сторон как договор возмездного оказания услуг, признал рекламные обязательства истца выполненными и иск удовлетворил.
Между тем при вынесении решения не было учтено следующее.
По условиям договора об оказании спонсорской поддержки спонсор должен был перечислить определенную сумму денежных средств и предоставить на время мероприятия имущество, а организатор мероприятия обязался оказать спонсору ряд рекламных услуг, в число которых входило распространение информации о финансовой поддержке в буклетах, иной документации, наружной рекламе и средствах массовой информации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона №108-ФЗ под спонсорством понималось осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого), на условиях распространения рекламы о спонсоре, его товарах.
На основании пункта 1 статьи 54 ГК РФ указание на организационно - правовую форму юридического лица является частью его наименования.
Спонсором по договору выступало товарищество с ограниченной ответственностью, производственное творческое объединение «X», зарегистрированное в городе Н., а в газетных публикациях, пресс-релизе мероприятия спонсором указывалось производственно - техническое объединение либо фирма «X» с упоминанием фамилии руководителя организации - спонсора и места ее регистрации или без упоминания этих сведений.
Ответчик предоставил суду данные о регистрации на соответствующей территории десяти юридических лиц различных организационно - правовых форм с наименованием «X».
Таким образом, распространенные организатором сведения явно не позволяли определить действительного спонсора мероприятия. Считать такие публикации рекламой спонсора у суда оснований не было.
Срок передачи денежного взноса спонсора истекал за один день до начала мероприятия. К этому моменту недостоверная реклама в печатных изданиях уже была опубликована.
Исходя из содержания договора об оказании спонсорской поддержки, заключенного сторонами, обязательства последних являлись встречными и подчинялись правилам статьи 328 ГК РФ.
Поскольку предоставление спонсорского взноса было обусловлено определенным объемом рекламных услуг, часть из которых не была оказана, размер задолженности и ответственности спонсора суду следовало определять с учетом этих обстоятельств.
В связи с этим апелляционная инстанция решение отменила и в удовлетворении требования отказала.
Примечание.
В новом законе о рекламе нет отдельной статьи, посвященной спонсорству, понятие спонсора и спонсорской рекламы приведено в статье 3 Федерального закона №38-ФЗ.
«социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства».
Эти и другие понятия, связанные с рекламной деятельностью более глубоко будут освещены в соответствующих разделах книги.
Общие требования к рекламе.
Статьей 5 Федерального закона №38-ФЗ устанавливаются общие требования к рекламе. Соблюдение этих требований обязательно для всех субъектов рекламной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ:
«Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».
«ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации» (статья 3 Федерального закона №38-ФЗ).
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Необходимо подробнее остановится на том, какая реклама является недобросовестной и недостоверной.
Недобросовестной признается реклама, которая:
· содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Не допускается сравнение рекламируемого товара с другими находящимися в обороте товарами, с целью противопоставления их друг другу и утверждения что качество рекламируемого товара лучше. Например, существовала такая реклама подсолнечного масла известной фирмы. На столе стоят емкости с маслом других фирм-производителей. Ставиться бутылка рекламируемого масла и все, стоящие на столе падают. Данная реклама была признана недобросовестной и запрещена к показу.
· порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
· представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
Это одна из актуальных проблем рекламного бизнеса - проблема завуалированной рекламы и рекламы товаров, которые ограничены к рекламированию. Чаще всего это реклама алкоголя, для рекламирования которого установлены законодателем особые требования. В Федеральном законе №38-ФЗ появилась норма, которая отсутствовала в Федеральном законе №108-ФЗ. Речь идет о так называемом сходстве до степени смешения и, соответственно, запрете рекламы одних товаров под видом других. Заниматься этой проблемой будет Экспертный Совет Антимонопольной службы и также в эту сферу уже со своими полномочиями будет входить Роспатент, поскольку в системе Роспатента существует Федеральный институт промышленной собственности, который дает, собственно, заключение по сходству до степени смешения. Таким образом, появляется новый механизм или инструмент для более четкого контроля за соблюдением законодательства о рекламе.
Еще одна проблема, это реклама одного товара под видом другого. Например, рекламируется минеральная вода, хотя подразумевается реклама известной водки той же марки. Или обложка журнала, целиком повторяющая этикетку алкогольного напитка. Такая реклама признается законом недобросовестной и устанавливается запрет на распространение недобросовестной рекламы.
· является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
· о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
· о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
· об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
· о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
· об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
· о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
· об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
· о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
· об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
· о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
· о результатах исследований и испытаний;
· о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
· о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
· об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
· о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
· о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
· об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
· о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
· о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
· об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Кроме того, реклама не должна:
1) побуждать к совершению противоправных действий;
2) призывать к насилию и жестокости;
3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;
4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.
В рекламе не допускаются:
1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
Запрет касается не всех иностранных слов и выражений, а только тех, которые могут привести к искажению смысла информации. Общеупотребимые и прочно вошедшие в нашу повседневную жизнь слова, смысл которых понятен каждому, разрешено использовать в рекламе. Например, парашют, президент, парламент, и так далее.
2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.
Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио - и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
Скрытой рекламой признается реклама, которая оказывает воздействие на сознание потребителей, и не осознается им. Речь идет о воздействии на восприятие потребителя рекламы при помощи специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
В статье 4 Закона Российской Федерации №2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» дается понятие иных способов оказания воздействия на восприятие.
Под иными способами оказания воздействия на восприятие рекламопотребителя следует понимать так называемый «эффект 25-го кадра», который представляет собой размещение одного кадра с рекламной информацией либо просто изображением рекламируемого товара на кино- или видеопленке через каждые 24 кадра. Таким способом оказывается воздействие на подсознание потребителя. Данное ограничение распространяется также на информационные компьютерные файлы и программы обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье.
Обратите внимание!
Законодатель считает размещение скрытой рекламы правонарушением и предусматривает меры привлечения к административной ответственности.
Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.
При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Соответственно реклама в Российской Федерации распространяется на русском языке.
Защита несовершеннолетних в рекламе.
В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (далее - СК РФ), несовершеннолетними считаются дети, не достигшие 18 лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54 СК РФ). Пункт 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации гласит, что детство находится под защитой государства.
Статья 6 Федерального закона №38-ФЗ соответствует статье 38 Конституции Российской Федерации и является примером воплощения в жизнь того, что декларировано в Конституции Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей:
«В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:
1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка».
Обратите внимание!
Так как закон вступил в силу с 1 июля 2006 года, то по объективным причинам арбитражная и консультационная практика еще не могла сформироваться. Однако некоторые положения присутствовали и в Федеральном законе №108-ФЗ. Поэтому частично, вопросы можно проиллюстрировать примерами из сложившейся практики, в соответствии с Федеральным законом №108-ФЗ.
В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» приведен интересный пример.
Торговая организация - рекламодатель использовала в стационарной наружной рекламе фразу: «В моей школе у многих ребят есть компьютер».
Антимонопольный орган указал в своем решении, что названная реклама является недопустимой на основании статьи 20 Федерального закона №108-ФЗ, поскольку внушает непосредственно несовершеннолетним мысль убедить родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары. В связи с этим антимонопольный орган направил рекламодателю предписание о прекращении нарушения.
Рекламодатель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, сославшись на повествовательный характер данной фразы, отсутствие в ней признаков внушения и то обстоятельство, что слова «школа» и «ребята» применимы не только к несовершеннолетним.
Суд удовлетворил заявленное требование по тем мотивам, что спорная реклама не содержала никаких прямых предложений, призывающих несовершеннолетнего убедить взрослых лиц купить ему рекламируемый товар. По своему характеру и грамматической конструкции названная рекламная фраза являлась повествовательным и безличным предложением, поэтому не могла рассматриваться как внушение, адресованное непосредственно несовершеннолетним.
Однако суд не учел следующего.
Слова «ребята» и «школа» имеют в русском языке несколько значений. Первое может употребляться для различных возрастных групп и синонимично словам «дети», «молодые люди», «приятели», «свои люди», второе обозначает учебное учреждение, здание, в котором оно находится, направление в области науки и тому подобное.
Вместе с тем из контекста фразы «В моей школе у многих ребят есть компьютер» однозначно следует, что речь идет о детях - учащихся школы, то есть несовершеннолетних, а сама реклама предназначена вниманию последних и адресована непосредственно им.
Эта реклама привлекает интерес несовершеннолетних к дорогостоящему товару, повышающему престиж ребенка среди сверстников. Одновременно такая реклама внушает детям мысль о том, что многие знакомые им школьники уже имеют компьютер, а, следовательно, товар доступен большинству семей по цене. Распространение подобной рекламы торговой организацией явно направлено на возбуждение у ребенка желания принадлежать к числу тех «многих ребят», которые являются обладателями компьютеров.
Поскольку указанное желание обычным порядком может быть реализовано лишь путем покупки для ребенка компьютера взрослым, то очевидна направленность рекламы на этот результат.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона №108-ФЗ в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта не допускается при производстве, размещении и распространении рекламы внушения непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары. А также создания у несовершеннолетних нереального (искаженного) представления о цене (стоимости) товара, в том числе косвенным указанием на его доступность для любого семейного бюджета.
Повествовательный характер использованной в рекламе фразы значения не имеет, так как запрет на внушение несовершеннолетним мысли убедить взрослых приобрести рекламируемый товар и запрет на формирование у ребенка неправильного представления о соотношении цены с реальностью не поставлены в зависимость от вида рекламоносителя или способа доведения информации до указанных потребителей.
Учитывая, что спорная реклама призвана оказать на несовершеннолетних воздействие, не допустимое Федеральным законом №108-ФЗ, оценка антимонопольным органом спорной рекламы как правонарушения является обоснованной.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная инстанция отменила решение суда и отказала в удовлетворении заявленного рекламодателем требования.
Примечание.
Статья 20 Федерального закона №108-ФЗ очень схожа со статьей 6 Федерального закона №38-ФЗ. Содержит правовую регламентацию защиты несовершеннолетних в рекламе.
«4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;
7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью».
Статья 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает необходимость принятия мер:
«по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение».
Подобный запрет содержится в статье 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации».
Кроме того, отдельно регулируется Федеральным законом №38-ФЗ, использование рекламы в детских и образовательных телепередачах, детских и образовательных радиопрограммах и радиопередачах.
Товары, реклама которых запрещена.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона №38-ФЗ, не допускается реклама:
«1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;
2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;
7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений».
В статье 129 ГК РФ установлена полная презумпция оборотоспособности гражданских прав. Исключение составляют товары, изъятые из оборота. Изъятые из оборота объекты должны быть прямо указаны в законе.
К сожалению какого-либо специального закона, посвященного этим объектам нет. Среди нормативных документов можно выделить Указ Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 года №179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена». Данным Указом утвержден перечень, содержащий ограниченное число видов продукции (работ, услуг), имеющих в основном оборонное значение и связанных с обеспечением здоровья и жизни граждан:
«Драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них
Драгоценные камни и изделия из них
Стратегические материалы
Вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно - техническая продукция на их производство и эксплуатацию
Ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно - техническая документация на их производство и эксплуатацию
Боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно - техническая документация на их производство и использование
Уран, другие делящиеся материалы и изделия из них
Рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов
Результаты научно - исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники
Шифровальная техника, и нормативно - техническая документация на ее производство и использование
Яды, наркотические средства и психотропные вещества
Спирт этиловый
Отходы радиоактивных материалов
Отходы взрывчатых веществ
Отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни
Лекарственные средства, за исключением лекарственных трав.
Лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье).
Специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, нормативно - техническая документация на их производство и использование».
В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»:
«наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;
психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;
прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года».
Статья 1 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 года №4180-1 «О трансплантологии органов и (или) тканей человека» гласит:
«Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли - продажи. Купля - продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Однако этот запрет вызывает многочисленные вопросы, так как:
· во-первых, подобный запрет не означает невозможности заключения других сделок связанных с отчуждением органов и (или) тканей человека;
· во-вторых, человек самостоятельно распоряжается принадлежащими ему органами и (или) тканями.
А именно, изъятие органов и (или) тканей допускается и у живого донора с его согласия.
· в-третьих, платное донорство допускается статьей 1 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 года №5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов».
Кроме того, согласно части 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 года №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека», его действие не распространяется на препараты и пересадочные материалы, для приготовления которых использованы тканевые компоненты.
Получается, с одной стороны, допускается купля-продажа указанных препаратов и материалов, а, с другой, содержание статьи 8 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 года №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»:
«Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту».
Но, учитывая вышесказанное, не ясно, имеет ли вообще какое-то правовое значение несогласие покойного при жизни и его близких родственников на изъятие тканей для иных целей, нежели трансплантация реципиенту.
Наличие таких моментов, свидетельствует о большом количестве пробелов в законодательстве, требует дальнейшего уточнения законодателем и выработки четкой позиции по этим вопросам.
реклама товаров при дистанционном способе их продажи. реклама о проведении стимулирующих мероприятий.
Отдельные требования установлены законом для рекламы товаров при дистанционном способе их продажи. Это обусловлено особенностью данного вида продаж и необходимостью защиты интересов прав потребителей.
В настоящее время дистанционный способ продаж получает все большее распространение, стремительное развитие технических средств, приводит к тому, что огромное число потребителей покупает товары по каталогам, через Интернет, в телемагазинах или иными способами, которые исключают возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром.
Развитие этого направления вызывает необходимость появления четкой правовой регламентации.
В Законе №2300-1 появилась новая статья 26.1 «Дистанционный способ продажи», обеспечивающая защиту прав потребителей в случаях, когда заключается договор купли-продажи на основании ознакомления с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и другой) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара.
А в Федеральном законе №38-ФЗ появилась статья 8, устанавливающая требования к рекламе товаров продаваемых дистанционным способом.
Федеральный закон №38-ФЗ устанавливает императивное требование сообщать в рекламе, предлагающей товары к продаже, о продавце и фактическом месте его нахождения, чтобы как минимум была возможность у потребителя в судебном порядке в случае необходимости в рамках законодательства о защите прав потребителей, в том числе защищать свои права.
Потому что отсутствие такой возможности приводит к тому, что и антимонопольный орган в данном случае не имеет возможности наказать за отсутствие этой информации в рекламе. А отсутствие этой информации в рекламе не предоставляет возможности потребителю самому каким-то образом вернуть некачественный товар или способствовать защите своих прав и интересов.
В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Все перечисленные требования направлены на защиту прав потребителей от продажи товара ненадлежащего качества.
Также статьей 9 Федерального закона №38-ФЗ установлены требования к рекламе о проведении стимулирующих мероприятий. Появление этой статьи связано с необходимостью правового регулирования вопросов связанных с проведением лотерей, игр и подобных мероприятий, а соответственно и их рекламы.
В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Пример 1 из консультационной практики ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ».
Ситуация:
Компания ООО «А» с целью увеличения продаж производимой продукции планирует провести рекламный конкурс или стимулирующую лотерею на территории Российской Федерации.
Вопрос:
Просим Вас разъяснить, что для нас является более простым вариантом в целом.
1. Стимулирующие лотереи.
Правоотношения юридического лица по проведению стимулирующих лотерей, регулируются Федеральным Законом от 11 ноября 2003 год №138-ФЗ «О лотереях» а (далее Федеральный закон №138-ФЗ) и Приказом Минфина Российской Федерации от 9 августа 2004 года №66н, устанавливающий Правила проведения стимулирующей лотереи.
Понятие стимулирующей лотереи приведено в пункте 3 статьи 3 Федерального закона №138-ФЗ, так, стимулирующей лотереей признается лотерея, право на участие в которой, не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в Федеральную налоговую службу, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи организатором лотереи направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи, в котором указываются срок, способ, территория проведения стимулирующей лотереи, организатор лотереи, наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, с представлением сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (выданная налоговыми органами справка) и с приложением следующих документов:
1) условия стимулирующей лотереи;
2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором лотереи и, согласно статье 9 Федерального закона №138-ФЗ, должны содержать:
1) наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется;
2) указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения;
3) наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;
4) сроки проведения стимулирующей лотереи;
5) права и обязанности участников стимулирующей лотереи;
6) порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей;
7) порядок и сроки получения выигрышей;
8) порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.
В течение пятнадцати дней с момента предоставления уведомления о проведении стимулирующей лотереи, уполномоченный орган принимает решение о внесении в соответствующий реестр лотерей информацию о проведении стимулирующей лотереи с присвоением лотерее государственного регистрационного (регистрационного) номера или принимает решение о запрете проведения стимулирующей лотереи. Указание о запрете проведения стимулирующей лотереи направляется организатору лотереи в течение 15 дней с момента предоставления уведомления о проведении стимулирующей лотереи. Информация о внесении в соответствующий реестр лотерей записи о проведении стимулирующей лотереи и присвоении лотерее государственного регистрационного (регистрационного) номера направляется (вручается) в письменной форме по просьбе организатора лотереи. Таким образом, для подтверждения права на проведение лотереи, организатору необходимо одновременно с комплектом документов, предоставить письменное заявление с просьбой направить ему разрешение о проведении стимулирующей лотереи.
Решение о запрете стимулирующей лотереи может быть принято по следующим основаниям:
1)представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом;
2) несоответствие представленных документов требованиям Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений;
4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Обращаем ваше внимание:
Статья 14.27 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение законодательства о лотереях в виде штрафа.
Статьей 23 Федерального закона № 138-ФЗ предусмотрено, что бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность организаторов и операторов лотерей подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.
2. Рекламный конкурс.
Понятие рекламного конкурса законодательно не закреплено. Исходя из целей, которые преследует Компания, действия по проведению рекламного конкурса можно квалифицировать как рекламу (рекламную акцию). Правовое регулирование такой деятельности осуществляется Законом №38-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами.
При проведении рекламной акции (рекламного конкурса) специальных требований не установлено, но Компании стоит обратить внимание на следующее:
в Законе №38-ФЗ определяются негативные проявления рекламы: недобросовестная, недостоверная, и устанавливается ответственность за нарушение законодательства о рекламе (статья 5 и статья 38 Закона №38-ФЗ).
Вместе с тем, проведение рекламного конкурса должно отвечать требованиям Главы 57 Гражданского кодекса РФ «Публичный конкурс».
Публичный конкурс.
Мероприятие по розыгрышу призов во время проведения массовых рекламных компаний, должно проходить в соответствии со статьей 1057 Главы 57 Гражданского кодекса, а именно: лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.
Обращаю Ваше внимание, что существенным признаком публичного конкурса является его направленность на достижение каких-либо общественно полезных целей.
Публичный конкурс может быть открытым, то есть предложение организатора конкурса принять, в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации.
Объявление о публичном конкурсе должно содержать, по крайней мере, условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса (пункт 4 статьи 1057 ГК РФ).
Таким образом, выбор формы рекламной акции посредством проведения рекламного (публичного) конкурса должен сопровождаться публикацией условий конкурса, отвечающей требованиям пункт 4 статьи 1057 ГК РФ и иметь направленность на достижение общественно полезных целей.
К сожалению, в законодательстве отсутствует четкое определение понятия общественно полезной цели. Выражение «каких-либо», приведенное в пункте 2 статьи 1057 позволяет широко определять общественно-полезные цели, т.е. законодатель не устанавливает закрытый перечень. В качестве примера можно привести мнение, изложенное в Комментарии к статье 1057 ГК РФ под редакцией докторов юридических наук профессоров Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина (Издательство «Юрайт» 2004):
«Публичный конкурс преследует достижение каких-либо общественно полезных целей. Выражение «каких-либо» дает возможность широко определять общественно полезные цели. Они могут затрагивать области духовной жизни и материального производства.
Для конкурсов, конечной целью которых является получение разрешения на пользование чем-либо, права приобретения, характерна состязательность с элементом конкуренции. Здесь определяется не лучший участник, не победитель, а тот, кто обеспечит наиболее рациональное использование чего-то, экономическую выгоду от приобретения чего-либо.
Конкурс сочетает в себе материальные и моральные стимулы к достижению общественно полезной цели. Он порождает деятельность его участников, которая должна носить творческий характер. Итогом этой деятельности становится произведение литературы и искусства или решение иных задач, содействующих культурному и техническому прогрессу».
Статья 1061 ГК РФ установлена правовая норма, в соответствии с которой, лицо, объявившее публичный конкурс обязано возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы. Обращаем ваше внимание, что, данная норма является диспозитивной, то есть условиями конкурса может быть предусмотрено, что представленные на конкурс работы не возвращаются.
Окончание примера.
Социальная реклама.
«Социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства».
Понятие «социальная реклама» вызывает в правовой доктрине множество спорных вопросов. В первую очередь спор возникает вокруг вопроса отнесения социальной рекламы вообще к рекламе. Определение социальной рекламы противоречит общему понятию рекламы. Социальная реклама представляет не интересы определенных лиц, а общественные и государственные интересы, не преследует коммерческие цели. Ее цель пропаганда определенного образа жизни и побуждение к каким-либо действиям. Например: Юридическое лицо оплачивает размещение рекламы, призывающей граждан и юридических лиц принять участие в Программе Правительства Москвы по снижению уровня загрязнения воздуха от автотранспортных средств путем установки нейтрализаторов.
Многие ученые приходят к выводу, что социальная реклама - это не реклама в чистом виде, а разновидность информации. В соответствии с этим предлагалось исключить этот вопрос из Федерального закона №38-ФЗ. Но, не смотря на многочисленные предложения ученых, в новом законе сохранилась аналогичная статья, не значительно видоизменившись.
В Федеральном законе №38-ФЗ несколько сужены обязанности рекламопроизводителей, вопросы заключения договоров на распространение социальной рекламы отсылают нас к нормам ГК РФ, а также добавлены требования к социальной рекламе.
Статья 10 Федерального закона №38-ФЗ, посвященная понятию «социальной рекламы», является основной нормой, закрепляющей правовой статус данного понятия в Российском законодательстве.
Рекламодателями социальной рекламы могут выступать:
· физические лица;
· юридические лица;
· органы государственной власти;
· иные государственные органы;
· органы местного самоуправления;
· муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.
Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном ГК РФ.
Обязательный объем в пределах пяти процентов остался прежним в новом законе.
Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (статья 423 ГК РФ).
Социальная реклама не призвана формировать или поддерживать интерес к определенному лицу, товару, услуге, интересу или начинанию.
В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах.
По тематике выделяют несколько групп социальной рекламы:
2. реклама, призывающая к повышению уровня правосознания – как правило, носит политический контекст и связанна с проведением каких-либо государственно-важных мероприятий.
Например: «Впиши себя в историю России» - призывающая, участвовать в переписи населения; или «Заплати налоги и спи спокойно» - этот вид рекламы актуален в сезон уплаты налогов и так далее.
3. реклама определенного образа жизни (здорового) – реклама, направленная против алкоголизма, наркомании, курения, профилактика СПИД, а также правильного питания, воспитания, отношения к старшему поколению.
Например: «Позвоните родителям».
4. экологическая реклама – направленная на сохранение природы, защиту окружающей среды. Данный вид социальной рекламы занимает значительное место среди остальных видов в связи с растущим количеством глобальных экологических проблем.
Еще одно нововведение Федерального закона №38-ФЗ. Если ранее понятие рекламы включало в себя социальную рекламу, то теперь социальная реклама выводится. Ей дается отдельное определение. По сути, это влечет некоторые правовые последствия. В частности, если вести речь об объемах рекламы в телепрограммах, то в эти объемы, исходя из того, что социальная реклама - отдельное понятие, социальная реклама не включается.
Срок действия рекламы признаваемой офертой.
Для того чтобы рассмотреть данный раздел книги сначала необходимо познакомится с терминами и понятиями. В основном они содержатся в ГК РФ.
В статье 435 ГК РФ содержится понятие оферты и основные требования к ней.
Согласно указанной статье, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.
Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается не полученной.
В соответствии с частью 2 статьи 432 ГК РФ:
«Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной».
Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано (статья 436 ГК РФ).
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и тому подобное) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (статья 438 ГК РФ).
Если извещение об отзыве акцепта поступило лицу, направившему оферту, ранее акцепта или одновременно с ним, акцепт считается неполученным (статья 439 ГК РФ).
В Федеральный закон №38-ФЗ введено понятие публичной оферты в рекламе, ранее примененное только в ГК РФ.
Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта) (статья 437 ГК РФ).
Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и тому подобное) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи. Исключением являются случаи, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Публичная оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы, если в ней не указан иной срок (статья 11 Федерального закона №38-ФЗ).
Сроки хранения рекламных материалов. Предоставление информации рекламодателем.
Федеральным законом №38-ФЗ введен срок хранения рекламных материалов. В соответствии со статьей 12 данного закона:
«рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное».
Установление годичного срока служит целям контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы.
Но, необходимо заметить, что общеустановленный срок хранения первичной учетной документации – 5 лет, распространяется, в том числе и на рекламные материалы.
Кроме того, эти документы будут одним из оснований для учета расходов на рекламу при налогообложении прибыли, в соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). НК РФ для хранения таких документов установлен срок четыре года (подпункт 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ).
Таким образом, бухгалтерам организаций – заказчиков рекламы стоит ориентироваться на положения НК РФ, а не на годичный срок, установленный Федеральным законом №38-ФЗ.
Рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации (статья 13 Федерального закона №38-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона №38-ФЗ устанавливается обязанность предоставить сведения только по требованию рекламораспространителя. Данная норма вводится в целях ограничения проникновения на рынок рекламных услуг ненадлежащей рекламы.
Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования рекламной деятельности,Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Реклама. Правовое регулирование. Практика. Документы».
Ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена гражданским и административным правом. Кроме того, за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе ответственность может быть предусмотрена другими Федеральными законами. Таким образом, закон оставляет возможность внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и установить ответственность за более серьезные нарушения, к которым в первую очередь относится заведомо ложная реклама, причинившая серьезный ущерб потребителям. В настоящее время этого нет, и мы пока не можем говорить об этом. Но
Развитие коммерческих связей торговых организаций с российскими и иностранными партнерами приводит к неизбежности командировочных и представительских расходов. Ведь для ведения деловых переговоров, заключения контрактов, приобретения товара или какого-либо имущества, в иных целях представителям российских торговых фирм нередко приходится выезжать в командировки, как по России, так и за рубеж. Кроме того, для установления устойчивых экономических связей невозможно обойтись без представительских расходов. А командировочн
Одним из решающих путей повышения конкурентоспособности торговой организации является оптимальный механизм ценообразования и установление факторов, влияющих на определение цены товара. Уровень цены реализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара.
Цена – фундаментальная экономическая категория, в которой пересекаются и взаимосвязаны практически все основные элементы экономики, проблемы развития общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, оказанию услуг, к созданию, распределению и использованию ВВП и нацио