Главная страница --> Ведение бизнеса

Транспортный налог



Транспортный налог статьей 14 НК РФ отнесен к числу региональных налогов. То есть, транспортный налог устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При установлении региональных налогов должны быть определены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. При установлении ставок налога законами субъектов Российской Федерации ставки, установленные главой 28 «Транспортный налог» НК РФ могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз. Также допускается установление дифференцированных налоговых ставок.

Помимо этого к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка и сроков уплаты налога, формы отчетности, а так же налоговых льгот, основания и порядка их применения.

Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, на основании статьи 357 НК РФ признаются налогоплательщиками транспортного налога. Налогоплательщиками могут быть как физические, так и юридические лица независимо от того, используют ли они транспортное средство сами или передали другому лицу на основании доверенности.

Рассмотрим, кто будет являться плательщиком транспортного налога в отношении наземных транспортных средств.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации утверждены Приказом МВД Российской Федерации от 27 января 2003 года №59 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее Правила №59). Пунктом 12 Правил №59 установлено, что транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете, договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство.

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом Российской Федерации 16 января 1995 года. Пунктом 2.1 Правил №59 установлено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности, в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Таким образом, в отношении наземных транспортных средств налогоплательщиками транспортного налога будут являться владельцы транспортных средств.

У организаций нередко возникают вопросы о том, кто должен платить транспортный налог в отношении транспортных средств, переданных по договору лизинга.

«Лизинговый» транспорт по соглашению сторон договора может быть зарегистрирован либо на лизингодателя, либо на лизингополучателя, либо одновременно на обе стороны договора. В первом варианте регистрация будет осуществляться на общих условиях и на постоянной основе. В двух других вариантах у получателя транспортного средства будет временная регистрация в местной ГАИ, срок которой ограничен сроками действия договора лизинга (сублизинга).

Пункт 52 Правил №59 посвящен регистрации транспортных средств, приобретенных в собственность физическим или юридическим лицом и переданным им на основании договора лизинга или договора сублизинга физическому или юридическому лицу во временное владение и (или) пользование.

Регистрация транспортных средств за лизингодателем производится регистрационным подразделением по месту нахождения лизингодателя на общих основаниях.

Если договором лизинга или сублизинга предусмотрена регистрация транспортного средства за лизингополучателем, то транспортные средства временно регистрируются в регистрационном подразделении за лизингополучателем на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя или его филиала (представительства). Основанием для регистрации являются договор лизинга или сублизинга и паспорт транспортного средства.

Если договором лизинга не предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю, транспортные средства снимаются с учета и могут быть зарегистрированы за лизингополучателем только на основании документов, удостоверяющих право собственности лизингополучателя на такие транспортные средства, а также паспортов транспортных средств, в том числе выданных таможенными органами.

В случае расторжения договора лизинга и изъятия лизингодателем временно зарегистрированных за лизингополучателем транспортных средств на основании письменного заявления лизингодателя, транспортные средства снимаются с регистрационного учета.

В статье 358 НК РФ приводится перечень транспортных средств, которые являются объектом налогообложения транспортным налогом. Фактически в этот перечень вошли транспортные средства, по которым уплачивается налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество физических лиц. По видам транспорта можно выделить три группы объектов налогообложения:

  • автотранспортные средства;
  • водные транспортные средства;
  • воздушные транспортные средства.

Все вышеперечисленные транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.

Не являются объектами налогообложения в отношении всех видов транспортных средств, а соответственно, и в отношении автотранспортных средств:

1. Транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

2. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым органами МВД России, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

Объектом налогообложения по автотранспортным средствам являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения транспортным налогом не вошли:

  • троллейбусы;
  • железнодорожные и трамвайные локомотивы;
  • рельсовый подвижной состав;
  • прицепы, полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта.

Не являются объектами налогообложения в отношении наземных транспортных средств:

1. Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

Для непризнания легкового автомобиля объектом налогообложения по транспортному налогу налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы, подтверждающие получение либо приобретение указанного автомобиля через органы социальной защиты населения.

Порядок продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобилей «Запорожец» или мотоколяски и их реализации разъяснен Письмом Министерства социальной защиты населения РФ №1-707-18 и Министерства финансов Российской Федерации №28 от 23 марта 1993 года.

2. Сельскохозяйственные товаропроизводители не платят транспортный налог со следующих транспортных средств, зарегистрированных на них и используемых при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции:

  • тракторы;
  • самоходные комбайны всех марок;
  • специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Однако данную льготу могут применять не все сельскохозяйственные товаропроизводители, а лишь те организации, у которых выручка от продажи сельхозпродукции составляет более 50 процентов от общего дохода. У рыболовецких предприятий - более 70 процентов. Такой вывод следует из статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Если налогоплательщики осуществляют наряду с производством сельскохозяйственной продукции иные виды деятельности, то они обязаны обеспечить раздельный учет выручки от производства сельскохозяйственной продукции, а так же сельскохозяйственной (рыбной) продукции и вылова биоресурсов, транспортных средств, связанных с производством данной продукции.

Для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя налогоплательщик должен представить в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции, выделив при этом произведенную сельскохозяйственную продукцию.

Так как налоговый период по транспортному налогу - год, то и стоимость сельхозпродукции следует рассчитывать по итогам года.

Налоговая база по транспортным средствам, имеющим двигатели, согласно статье 359 НК РФ определяется как мощность двигателя транспортного средства, выраженная во внесистемных единицах мощности - в лошадиных силах. Данные о мощности двигателя содержатся в технической документации на транспортное средство, а также указываются в регистрационных документах. Если в документации на транспортное средство мощность двигателя указана в кВт, то производится перерасчет во внесистемные единицы мощности. Для этого мощность двигателя, выраженную в кВт, умножают на множитель 1,35962. Этот множитель представляет собой переводной коэффициент 1 кВт =1,35962 л.с. Полученный результат следует округлить с точностью до второго знака после запятой.

В некоторых случаях сведения, предоставленные государственными органами, осуществившими регистрацию транспортных средств, расходятся с данными, которые содержатся в технической документации на транспортное средство. В этом случае при определении мощности двигателя принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство.

По общему правилу налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (по итогам которых уплачиваются авансовые платежи). Статьей 360 НК РФ установлено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций признаются первый, второй и третий квартал. В пункте 3 статьи 360 НК РФ указано, что при установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды. Пунктом 6 статьи 363 НК РФ законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации дано право при установлении налога предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налоговые ставки установлены статьей 361 НК РФ в рублях, в зависимости от категории транспортного средства (вида транспортного средства), мощности двигателя на одну лошадиную силу (л.с./кВт), один килограмм силы тяги реактивного двигателя, валовой вместимости на одну регистрационную тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. В таблице, представленной ниже, приведены ставки транспортного налога в отношении наземных транспортных средств:

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка
(в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

 

5

7

10

15

30

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

 

2

4

10

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

 

10

20

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

 

5

8

10

13

17

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

 

5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

 

5

10

В законах субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена уплата транспортного налога по ставкам, установленным в НК РФ, при этом допускается уменьшение (увеличение) ставок налога, но не более чем в пять раз.

Минимальные и максимальные предельные налоговые ставки приведены в пункте 26 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177. Таким образом, если ставки налога увеличены (уменьшены) более чем в пять раз, по сравнению с базовыми ставками, то налогоплательщик должен платить налог по ставке, установленной НК РФ.

Налоговые ставки могут быть введены на территории региона дифференцированно, то есть в отношении отдельных категорий транспортных средств может быть принято решение увеличить или, наоборот, уменьшить величину налоговой ставки. В Налоговом кодексе не оговорено, чем должен при этом руководствоваться региональный законодатель.

Кроме того, налоговые ставки могут быть установлены с учетом срока полезного использования транспортных средств, как в отношении всех, так и в отношении отдельных категорий транспортных средств.

Транспортный налог в соответствии со статьей 362 НК РФ исчисляется отдельно по каждому автотранспортному средству, признающемуся объектом налогообложения в соответствующем налоговом периоде как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налогоплательщики - организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. В свою очередь, суммы авансовых платежей исчисляются по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.

Если транспортное средство находится не по основному месту регистрации налогоплательщика (например, если организация имеет транспортные средства в своем обособленном подразделении), то налогоплательщик должен зарегистрироваться в налоговом органе по месту нахождения транспортного средства. Согласно статье 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Нередко налогоплательщики осуществляют регистрацию транспортных средств по месту своего нахождения, но в связи с производственной необходимостью данные транспортные средства направляются для работы в другие города, где осуществляется их постановка на временный учет. В связи с этим возникает вопрос, необходимо ли уплачивать транспортный налог по месту временной регистрации транспортных средств.

Ответ на данный вопрос содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 16 июля 2004 года №БГ-03-05-11/103. В Письме, в частности, говорится о том, что налогоплательщики – организации исчисляют сумму налога самостоятельно и представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в установленный срок. Этот же налоговый орган осуществляет контроль уплаты в бюджет транспортного налога и ведет карточку лицевого счета.

В связи с этим Методическими рекомендациями установлено, что в том случае, если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится. Таким образом, организация не должна представлять налоговую декларацию и производить уплату транспортного налога в налоговом органе по месту временной регистрации транспортных средств.

Также пунктом 1 статьи 363 НК РФ установлено, что уплата налога производится в порядке и в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты для налогоплательщиков – организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ, то есть не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом - срока подачи налоговой декларации.

Налогоплательщики – организации по окончании налогового периода согласно статье 363.1 НК РФ должны представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию. Налоговая декларация должна быть представлена не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, уплачивающие авансовые платежи по транспортному налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств и налоговый расчет по авансовым платежам.

Налоговая декларация по транспортному налогу (в том числе электронная версия) для юридических лиц и порядок ее заполнения утверждаются Минфином РФ в соответствии со статьей 80 НК РФ. Действующая в настоящее время форма налоговой декларации по транспортному налогу и порядок ее  заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 13 апреля 2006года № 65н.

Более подробно с особенностями учета  транспортного налога в автомобилестроении Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Автомобиль от производства до списания».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд ..
Расчеты по претензиям. Претензия выставляется поставщиком покупателю ..
Использование полученных денежных средств ..
Порядок осуществления безналичных расчетов физическими лицами ..
Понятие и значение поручительства ..
Геология, геодезия и картография, геологоразведочные работы. Командировочные расходы ..
Налоговые споры обжалование в кассационной инстанции ..
Налоговые споры пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вст ..
Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица ..
Порядок формирования туристического продукта ..
Кадровое делопроизводство основные требования к ведению кадровой документации ..
Акционерное общество ответственность общества, права и обязанности акционеров ..
Акционерное общество деятельность, сделки ..


Похожие документы из сходных разделов


Определение фактической себестоимости ГСМ


Для специализированных автотранспортных организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, ГСМ являются основными материальными запасами, используемыми для осуществления основного вида деятельности. Для прочих организаций, использующих автотранспортные средства в своей деятельности, расходы на приобретение ГСМ также являются материальными расходами.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета

[ознакомиться полностью]

Покупка иностранной валюты


Порядок покупки иностранной валюты установлен статьей 11 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ). Пунктом 1 данной статьи установлено, что покупка иностранной валюты производится только через уполномоченные банки.

Пунктом 3 статьи 11 Закона №173-ФЗ определено, что установить порядок покупки иностранной валюты резидентами, не являющимися физическими лицами, должен Центральный банк Российской Федерации. Такой порядок должен предусматривать установление требования о резервировании резидентами суммы, не превы

[ознакомиться полностью]

Первичная учетная документация, подтверждающая расход ГСМ


Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.

Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в рег

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100