Главная страница --> Ведение бизнеса

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)



Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов, могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Закон не проводит четкого различия между «ассоциацией» и «союзом». И то и другое рассматривается в качестве разновидностей объединений юридических лиц.

По мнению некоторых авторов, более правильно считать ассоциацию объединением однотипных коммерческих организаций, а союзы - объединением, в основе которого лежат иные мотивы (например, территориальная общность, общий рынок сбыта продукции).

Объединение коммерческих организаций создается с целью координации хозяйственной деятельности, для представления и защиты общих имущественных интересов членов объединения.

Координация хозяйственной деятельности предполагает предоставление ассоциации (союзу) управленческих полномочий. Эти полномочия должны быть четко определены в учредительных документах объединения.

В соответствии со статьей 122 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в учредительные документы следует включить условия о составе и компетенции органов управления и порядка принятия ими решений.

Решения, принятые органами объединения, обязательны для всех его участников.

Учредительные документы должны также предусмотреть порядок финансирования деятельности объединения за счет его участников, так как само объединение, будучи некоммерческой организацией, не имеет возможности «заработать» средства на свои нужды.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз):

  • преобразуется в хозяйственное общество или товарищество;
  • может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество;
  • может участвовать в таком обществе.

Следует обратить внимание на то, что преобразование возможно как в хозяйственное общество, так и в хозяйственное товарищество.

Учредить же ассоциация (союз) вправе лишь хозяйственное общество. Дело в том, что товарищество не может быть учреждено одним лицом, в то время как хозяйственные общества могут быть созданы одним лицом (статьи 87 и 98 ГК РФ).

Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций.

Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.

Объединение некоммерческих организаций возникает также на добровольной основе.

Закон не выдвигает каких-либо ограничений относительно видов объединяющихся организаций: необязательно это должны быть некоммерческие организации одного вида - только фонды или только религиозные организации. Допустимо создание смешанных союзов, например религиозные организации и благотворительные фонды.

Некоммерческие союзы (ассоциации) могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества на тех же условиях, что и объединения коммерческих организаций.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Это означает, что вступление в ассоциацию (союз) не влечет за собой изменения содержания правоспособности членов. Они сохраняют права юридических лиц, сохраняют свою самостоятельность, за исключением полномочий, добровольно переданных объединению.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, но члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам объединения. Такое положение вытекает из того обстоятельства, что деятельность ассоциации финансируется ее членами.

Размер ответственности и порядок ее реализации определяется учредительными документами объединения.

Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов «ассоциация» или «союз».

Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

В сущности, именно для получения такого рода услуг образовываются ассоциации и союзы, деятельность которых финансируется за счет имущественных взносов участников. В связи с этим под безвозмездным оказанием услуг следует понимать безвозмездность конкретной услуги, которая, однако, в конечном счете, оплачена имущественным взносом члена объединения.

Следует также иметь в виду, что получение конкретной услуги не оформляется возмездным гражданско-правовым договором (например, договором о возмездном оказании услуг), а непосредственно вытекает из прав члена объединения, предусмотренных учредительными документами.

Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Возможность свободного выхода из состава союза (ассоциации) не должна причинить вреда другим членам объединения. Поэтому закон разрешает выход из состава объединения по усмотрению члена объединения только по окончании финансового года.

С выходом из состава ассоциации (союза) обязательства члена ассоциации (союза) по отношению к объединению не прекращаются - он несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. В соответствии с пунктом 3 статьи 48 ГК РФ при выходе из состава ассоциации (союза) ее член не имеет права на возврат своего имущественного взноса.

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые рекомендуется устанавливать учредительными документами ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).

С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Для принятия нового члена требуется согласие действительных членов ассоциации (союза). Правила о порядке приема, об имущественных правах и обязанностях вновь принимаемых должны быть включены в учредительные документы объединения, в частности, решен вопрос о предусмотренной законом возможной субсидиарной ответственности вновь принятого по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления

Итак, из сказанного можно сделать вывод - общий порядок создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций установлен главой III Закона о некоммерческих организациях.

Некоммерческая организация может быть специально учреждена, а также создана в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

Учреждение некоммерческой организации осуществляется по решению учредителей (учредителя).

При создании некоммерческой организации должны быть разработаны и утверждены (заключены) учредительные документы - устав и учредительный договор.

В учредительных документах некоммерческих организаций всех форм должны определяться следующие элементы:

  • наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
  • место нахождения некоммерческой организации;
  • порядок управления деятельностью;
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов;
  • условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (если некоммерческая организация имеет членство);
  • источники формирования имущества некоммерческой организации;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные законодательством.

В учредительном договоре учредители:

  • обязуются создать некоммерческую организацию;
  • определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации;
  • устанавливают условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности;
  • определяют условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Состав и содержание учредительных документов некоммерческих организаций существенно различаются в зависимости от их формы.

Форма некоммерческой организации

Потребительский кооператив

Содержание учредительных документов

Устав

Учредительный договор не заключается

Общественная организация

Утверждается учредителями или участниками. Особенности содержания устава и учредительного договора общественных организаций определены в соответствующем федеральном законе

Не заключается

Фонд

Утверждается учредителями или участниками. Должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации

Не заключается

Некоммерческое партнерство

Утверждается учредителями или участниками. Должен содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации

Заключение необязательно, но допустимо

Учреждение

Утверждается собственником

Не заключается, но необходимо решение собственника о создании

Автономная некоммерческая организация

Утверждается учредителями или участниками

Заключение необязательно, но допустимо

Ассоциации и союзы

Утверждается членами союза или ассоциации. Должен содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации

 

Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать граждане и (или) юридические лица. Число учредителей некоммерческой организации в общем случае не ограничено.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

Иными словами, общественные организации, фонды и автономные некоммерческие организации могут создаваться и одним учредителем.

Что касается учреждений, то они должны создаваться одним учредителем - собственником имущества. Если собственников имущества несколько, то созданная организация вряд ли будет отвечать признакам учреждения.

Учредителями государственных и муниципальных учреждений выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые закрепляют за созданными ими учреждениями имущество на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ и осуществляют их полное или частичное финансирование.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

  • предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
  • предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
  • размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;
  • предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

При этом не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Как было уже отмечено, НКО классифицируются как юридические лица. Для приобретения прав юридического лица НКО подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным Законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Следует сказать несколько слов об особенностях регистрации НКО с иностранным капиталом.

Как правило, некоммерческие организации с иностранным капиталом создаются для достижения конкретной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной.

Правоотношения, связанные с созданием таких организаций, регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» НКО с иностранным капиталом подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом №129-ФЗ с учетом специального порядка государственной регистрации общественных объединений.

Специальный порядок государственной регистрации общественных объединений с участием иностранного капитала заключается в том, что решение о государственной регистрации таких организаций принимает не регистрирующий (налоговый) орган, а федеральный орган юстиции или его территориальный орган.

После принятия решения документы направляют в регистрирующий орган.

В соответствии с этими документами регистрирующий орган не позднее пяти дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) соответствующую запись. Не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи о государственной регистрации юридического лица, регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, федеральному органу юстиции или его территориальному органу, принявшему решение о государственной регистрации юридического лица, для выдачи заявителю.

В силу тех или иных причин некоммерческие организации могут реорганизовываться. Основной причиной этого может быть изменение целей и задач некоммерческой организации.

Под реорганизацией некоммерческих организаций понимается их слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Преобразование организации является частным случаем ее реорганизации.

Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В этой же статье ГК РФ определены основания, по которым организация может быть ликвидирована.

Любое юридическое лицо (в том числе и некоммерческая организация) может быть ликвидировано по следующим основаниям:

  • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи:
  • с истечением срока, на который создано юридическое лицо;
  • с достижением цели, ради которой оно создано;
  • с признанием судом регистрации юридического лица недействительной вследствие допущенных при его создании нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Статьей 61 ГК РФ специально оговорено, что общественная или религиозная организация, благотворительный или иной фонд могут быть ликвидированы при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей их уставным целям.

Инициатором судебного рассмотрения о ликвидации некоммерческой организации могут быть государственные органы или органы местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление такого требования.

Суд может возложить обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный осуществлять ликвидацию юридического лица согласно его учредительным документам.

Юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьёй 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то это юридическое лицо может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьёй 64 ГК РФ.

Согласно Закону о некоммерческих организациях решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

  • если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  • если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
  • в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
  • в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статьей 33 Закона о некоммерческих организациях установлено, что если некоммерческая организация совершила действия, противоречащие ее целям и федеральному законодательству, то некоммерческой организации может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, или прокурором. В случае вынесения некоммерческой организации более двух предупреждений в письменной форме или представлений об устранении нарушений, некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда.

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.

Порядок ликвидации некоммерческой организации установлен статьей 19 Закона о некоммерческих организациях.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

В течение этих двух месяцев ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно статье 64 ГК РФ требования кредиторов ликвидируемой организации удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Напомним также, что пунктами 4 и 5 статьи 64 ГК РФ установлено следующее:

  • в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица;
  • требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

Таким образом, в процессе ликвидации некоммерческой организации должно быть составлено не менее двух балансов:

  • промежуточный, на основании которого определяется сумма денежных средств и стоимость имущества, подлежащих передаче кредиторам;
  • ликвидационный, который фиксирует состояние имущества некоммерческой организации по состоянию на тот момент, когда расчеты с кредиторами будут закончены.

Целесообразно в дополнение к вышеперечисленным составлять еще два баланса:

  • перед принятием решения о ликвидации (до уточнения сумм требований кредиторов), что позволит определить финансовое состояние организации на данный период, уточнить основания для ее ликвидации, а также установить размер возможных выплат и стоимости имущества, которое может остаться после удовлетворения требований кредиторов;
  • после удовлетворения требований кредиторов четвертой очереди, что позволит установить суммы выплат, причитающиеся кредиторам пятой очереди. Весьма вероятно, что за месяц, прошедший после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, в размере и структуре активов ликвидируемой некоммерческой организации могут произойти существенные изменения.

Порядок использования имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, регулируется статьей 20 Закона о некоммерческих организациях).

Такое имущество может быть использовано:

  • на цели, в интересах которых была создана некоммерческая организация;
  • на благотворительные цели.

Если использование имущества по вышеуказанным направлениям по каким-либо причинам невозможно, оно обращается в доход государства.

Исключение сделано для некоммерческих партнерств и учреждений.

При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства. Имущество в части, превышающей размер имущественных взносов, направляется на цели, для которых это партнерство создавалось, на благотворительные цели или обращается в доход государства.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения.

Запись о прекращении деятельности некоммерческой организации делается органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при представлении следующих документов:

  • заявления о внесении записи о ликвидации (в случае добровольной ликвидации) или о прекращении деятельности некоммерческой организации, подписанного лицом, уполномоченным некоммерческой организацией;
  • решения соответствующего органа о ликвидации или о прекращении деятельности некоммерческой организации;
  • устава некоммерческой организации и свидетельства о ее государственной регистрации;
  • ликвидационного баланса, или передаточного акта, или разделительного баланса;
  • документа об уничтожении печати некоммерческой организации.

Законом о государственной регистрации юридических лиц установлена строгая последовательность действий учредителей или участников по взаимодействию с органами, осуществляющими регистрацию.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает вышеуказанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Вышеуказанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в срок не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Обратите внимание!

Федеральным законом от 2 июля 2005 года №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации», внесены изменения в статьи 5 и 22 Закона №129-ФЗ, изменено название главы VII и введена дополнительная статья 21.1. « Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа».

Федеральная налоговая служба в Письме от 12 июля 2005 года №09-1-02/2908 «О Федеральном законе, предусматривающем исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующих органов» сообщает следующее:

«В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 2 июля 2005 года №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Закон №83-ФЗ) юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо), может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Законом.

Недействующим юридическим лицом является юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Согласно пунктам 2, 3 и 4 статьи 1 Закона №83-ФЗ при наличии всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий налоговый орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ…».

Это решение должно быть опубликовано в печатных органах, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента его принятия. С указанного момента в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующее лицо, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица, могут направить в регистрирующий (налоговый) орган заявление.

Таким образом, в случае, если у юридического лица имеется задолженность, в частности перед исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, соответственно исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации вправе направить заявление в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения такого юридического лица о возражении против исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ. После направления указанного заявления решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

В случае если заявления от лиц, указанных в пункте 3 статьи 1 Закона №83-ФЗ, в регистрирующий (налоговый) орган не поступают в течение трех месяцев со дня публикации решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица, соответственно по истечении указанного срока регистрирующим (налоговым) органом вносится запись в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Федеральная налоговая служба Письмом от 9 августа 2005 года №ЧД-6-09/668@ направила «Методические рекомендации по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Федерального закона от 2 июля 2005 года №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Об «упрощенном порядке ликвидации» организаций даны разъяснения Минфина России в Письме от 27 июля 2005 года №03-01-10/6-347.

В этом письме указывается на то, что даже если фирма и ликвидирована, то долги ее небезнадежны.

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) безнадежными признает долги, по которым истек срок исковой давности, либо обязательство, которое прекращено в связи с невозможностью исполнения. Причем такая невозможность, согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ, может возникнуть на основании акта госоргана или в связи с ликвидацией организации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ, безнадежные долги организации могут списывать в расходы.

Однако Минфин России считает, что упрощенная ликвидация под эту норму не подпадает. Факт исключения организации из ЕГРЮЛ (именно это и происходит при упрощенной ликвидации организации) вовсе не тождественен ликвидации.

Это связано с тем, что при упрощенной ликвидации недействующей организации налоговым органам не надо обращаться в суд. Исключение юридического лица из госреестра происходит только на основании решения налоговой инспекции.

При этом Закон №129-ФЗ предоставляет право кредиторам организации, ликвидируемой в упрощенном порядке, обратиться с заявлением в регистрирующий орган. В таком заявлении должны быть перечислены требования к должнику и доказательства их обоснованности. Сделать это можно в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящей ликвидации недействующего должника.

По мнению Минфина России, подача заявления должна приостановить упрощенную ликвидацию не действующей организации. И после этого ликвидировать организацию может только суд в порядке банкротства отсутствующего должника.

Организации, которые пропустили срок подачи такого заявления, также не могут списать задолженность. Они должны обратиться в суд и обжаловать сам факт исключения недействующего лица из ЕГРЮЛ, для тог, чтобы взыскивать с него причитающиеся суммы.

Однако существует и иное мнение на этот счет. Авторы, придерживающиеся другой точки зрения, ссылаются на положения статьи 266 НК РФ, в которой говорится о том, что долги ликвидированных фирм признаются безнадежными. А согласно статье 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной именно после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ. С этого же момента юридическое лицо признается прекратившим существование. Таким образом, можно сделать вывод о том, что внесение записи в ЕГРЮЛ и есть ликвидация организации.

При упрощенном порядке также вносится запись в Единый госреестр, а следовательно, происходит ликвидация организации. И на долги кредиторов такой организации должны полностью распространяться правила статьи 266 НК РФ. Поэтому такую задолженность можно смело признавать безнадежной к взысканию и списывать во внереализационные расходы.

Не имеет смысла и предложение Минфина России вместо списания долга «реанимировать» фирму и предъявлять к ней претензии. Дело в том, что в таком случае начинает работать процедура банкротства отсутствующего должника. Но финансировать такую ликвидацию некому. Ведь, как правило, у недействующих фирм нет никакого имущества. Из пункта 2 статьи 227 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что при отсутствии финансирования процедур банкротства отсутствующего должника суд должен вернуть заявление о признании такого должника банкротом. Получается, что единственный способ списать такую задолженность для кредитора будет - профинансировать процедуру банкротства.

Поэтому, на взгляд этих авторов, налогоплательщики имеют полное право списать в составе расходов долги ликвидированной организации. И при этом для них не важно, в каком порядке фирма перестала существовать: в обычном или упрощенном.

Обращаем ваше внимание на то, что в конце декабря 2005 года Государственная дума приняла в третьем, окончательном чтении, закон о некоммерческих организациях.

Новая версия закона о некоммерческих организациях ужесточает процедуру регистрации НКО.

Принятие этого документа связано с необходимостью комплексной корректировки подходов к правовому регулированию порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, так как в существующем законодательстве о некоммерческих организациях механизм контроля за НКО отсутствует.

Новый закон устанавливает специальный порядок государственной регистрации НКО, созданных в форме:

  • некоммерческого партнерства;
  • учреждения;
  • автономной некоммерческой организации;
  • фонда;
  • ассоциации;
  • союза.

В соответствии с текстом нового закона, создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями допускается в порядке, предусмотренном правительством Российской Федерации.

При этом на территории закрытого административно-территориального образования не допускаются создание и деятельность организаций, учредителями которых являются:

  • иностранные граждане,
  • лица без гражданства,
  • иностранные организации,
  • иностранные некоммерческие неправительственные организации,
  • отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

А также на этих территориях запрещается деятельность международных организаций.

Новый закон устанавливает, что учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть:

  • граждане, достигшие 18 лет,
  • юридические лица - общественные объединения.

Иностранцы и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

При этом в законе устанавливается, что иностранец, в отношении которого принято решение о нежелательности его пребывания на территории России, либо в его действиях, согласно судебному решению, содержатся признаки экстримисткой деятельности, не может быть ни учредителем, ни членом, ни участником общественного объединения.

Также учредителями не могут выступать осужденные на лишение свободы лица.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, детских общественных организаций - граждане, достигшие 8 лет.

В новом законе устанавливается, что органы государственной власти и местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации согласно соответствующему законодательству.

Решение о госрегистрации или отказе от нее принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в данной области, или его территориальным органом. При этом решение о госрегистрации общероссийского или международного общественных объединений принимается федеральным органом государственной регистрации.

Законом определено, что документы для государственной регистрации НКО подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда или общего собрания.

 Решение о регистрации должно быть принято уполномоченным органом в течение тридцати дней со дня получения заявления. За госрегистрацию НКО, изменений, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В регистрации может быть отказано, если устав и иные учредительные документы общественного объединения противоречат Конституции и законодательству Российской Федерации.

Общественные объединения должны информировать федеральный орган госрегистрации об объемах получаемых ими от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства финансовых средств. В противном случае регистрировавший такое объединение орган вправе обратиться в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Более подробно вопросами, касающимися деятельности некоммерческих организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Некоммерческие организации».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Переход с упрощенной системы налогообложения на иную ..
Особенности исчисления НДС по передаче собственной продукции в рекламных целях ..
Особенности организации бухгалтерского и налогового учета в некоммерческих организациях, не занимающ ..
Использование платежных карт как средства платежа в организациях розничной торговли ..
Иные нормируемые расходы, относимые главой 25 НК РФ, в состав прочих расходов, связанных с производс ..
Учет расчетов у подрядчика ..
Организация бухгалтерского учета. Формирование себестоимости и финансовых результатов предоставляемы ..
Порядок назначения пособия по временной нетрудоспособности ..
Ответственность и права поручителя ..
Налоговые споры производство в порядке надзора ..
Налоговые споры обжалование в апелляционной инстанции ..
Претензии покупателя ..
Налоговые споры исполнительное производство ..

Резка плитки керамической источник.

Похожие документы из сходных разделов


Арбитражная практика по вопросам, связанным с проведением выездной налоговой проверки


В отличие от камеральных проверок, Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) довольно полно регламентирован порядок проведения выездных налоговых проверок. Однако, даже подробное нормативное регулирование отношений, возникающих при проведении выездных налоговых проверок, оставляет ряд вопросов.

В данном разделе будут рассмотрены наиболее проблемные ситуации, с которыми налогоплательщикам приходится сталкиваться при проведении налоговыми органами выездной налоговой проверки.

1. НК РФ не предусмотрено возможности приостановления выездной налоговой проверки. Однако, на

[ознакомиться полностью]

Геология, геодезия и картография, геологоразведочные работы. Питание работников


ПИТАНИЕ РАБОТНИКОВ

Питание сотрудников организации осуществляется в рамках выполнения требований действующего законодательства. Согласно статье 108 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работодатель должен организовать питание работников, в том числе создать условия для приема пищи на рабочем месте.

Питание сотрудников можно организовать следующими способами:

  • через столовые и буфеты, принадлежащие и состоящие на балансе организации;
  • через оказание услуг по организации питания сторонними организациями, например, предприятиями общественного пита

    [ознакомиться полностью]

Целевое финансирование для целей налогообложения прибыли


Налоговая база по налогу на прибыль организаций с 01.01.2002 года определяется налогоплательщиками, в том числе бюджетными учреждениями, в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Целевое финансирование формирует доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиков, определены статьей 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим.

Однако для целей применения положений налогового законодательства определен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию. При отнесении имущества к средствам целевого финансирования для

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100