Отдельные моменты организации налогообложения в некоммерческих организациях. Налог на прибыль
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Согласно статье 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) все некоммерческие организации, как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ. Это правило, установленное статьей 247 НК РФ, применяется и к НКО, которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Все средства НКО от предпринимательской деятельности учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций.
Налогоплательщики - получатели средств целевого финансирования и целевых поступлений обязаны вести раздельный учет полученных доходов и произведенных расходов в рамках целевого финансирования и целевых поступлений. При отсутствии у НКО раздельного учета средств целевого финансирования, целевых поступлений и доходов от предпринимательской деятельности имущество и денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 НК РФ.
Чтобы разграничить целевые средства и выручку от предпринимательской деятельности, нужно правильно документально оформлять их поступление. Все первичные документы (платежные поручения, приходные кассовые ордера), которыми оформляется получение средств целевого финансирования и целевых поступлений, должны иметь формулировку, подтверждающую именно безвозмездное перечисление средств на ведение уставной деятельности НКО: членские взносы, средства и иное имущество, полученное на осуществление благотворительной деятельности, пожертвования и так далее.
В статьях 251 и 270 НК РФ соответственно приведены перечни доходов и расходов, не учитываемых в целях налогообложении прибыли.
К доходам, не облагаемым налогом на прибыль, относятся целевые средства.
Согласно главе 25 НК РФ целевые средства в целях налогообложения прибыли подразделяются на средства целевого финансирования и целевые поступления.
В подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ приведен закрытый перечень средств целевого финансирования.
В частности, к ним относится имущество, полученное общественными объединениями в виде:
грантов;
инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.
Все перечисленные средства целевого финансирования относятся к доходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли. Но существуют три условия, при несоблюдении хотя бы одного из которых средства целевого финансирования могут стать объектом налогообложения по налогу на прибыль.
1. Организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования. В случае отсутствия учета указанные средства подлежат налогообложению с даты их получения.
2. Средства целевого финансирования должны расходоваться строго по целевому назначению, иначе они подлежат включению во внереализационные доходы организации. В целях налогообложения средства целевого финансирования включаются в состав внереализационных доходов в момент фактического использования не по целевому назначению.
3. Организация должна использовать поступившие средства. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, являются средствами целевого финансирования только при условии использования их в течение одного календарного года с момента их получения.
Обратите внимание!
С 1 января вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
В соответствии с этими изменениями гранты от иностранных физических лиц теперь подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Теперь нет необходимости иностранным и международным организациям и объединениям доказывать статус некоммерческой организации в соответствии с российским законодательством.
От налога на прибыль освобождаются гранты на осуществление конкретных программ в области охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез) – никакие другие направления охраны здоровья населения не освобождаются от налогообложения.
Освобождаются от налога на прибыль гранты на осуществление конкретных программ в области защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации – направление гранта должно иметь ссылку хотя бы на конкретную статью Конституции Российской федерации.
Также освобождаются от уплаты налога на прибыль гранты на осуществление конкретных программ в области социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан – конкретная программа должна быть в наличии.
Изменения, внесенные абзацем 9 и 15 пункта 6 статьи 1 Закона №58-ФЗ с 1 января 2005 года освобождают от налогообложения (в части средств, поступившего целевого финансирования и целевых поступлений на научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), не только фонды, созданные в форме некоммерческих организаций (то есть именно фонды), но и другие организации (в том числе коммерческие), создавшие соответствующие фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Данный пункт расширяет возможности развития науки и техники, позволяет включиться в работу и другим организациям (соблюдая порядок образования и использования внебюджетных фондов определенный Правительством Российской Федерации).
Главой 25 НК РФ определено понятие целевых поступлений.
На основании пункта 2 статьи 251 НК РФ ими являются целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. К указанным целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности относятся:
осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческихорганизациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми Гражданским кодексом Российской Федерации;
имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
средства, полученные в рамках благотворительной деятельности;
использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям.
Целевые поступления являются доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль, но только при условии, что они используются по назначению (на содержание организации или на ведение уставной деятельности) и организация ведет раздельный учет доходов и расходов целевых поступлений и доходов и расходов от иной деятельности.
Необходимо также отметить, что целевые поступления, согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ, полученные в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, должны учитываться НКО с даты их получения в составе внереализационных доходов. Товары и минеральное сырье, признанные подакцизными указаны соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 181 НК РФ.
При определении налоговой базы НКО в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитываются средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 1999 года №95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».
При применении данного положения следует учитывать, что средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия), использованные не по целевому назначению, подлежат включению организациями - получателями во внереализационные доходы в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения).
Целевые поступления на содержание общественных объединений и ведение ими уставной деятельности, использованные не по своему целевому назначению, включаются в состав внереализационных доходов (пункт 14 статьи 250 НК РФ). Поэтому в подтверждение целевого использования средств, предназначенных для содержания НКО и ведения уставной деятельности, по окончании налогового периода в налоговые органы должен представляться отчет о целевом использовании полученных средств.
Рассмотрим подробнее вопрос о налогообложении грантов.
Согласно пункту 14 статьи 251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования: в виде полученных грантов.
Под грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2002 года №923 «О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов» утвержден перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в российской Федерации, не подлежит налогообложению.
Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований.
Гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Следуя вышеизложенному, не являются объектом обложения налогом на прибыль гранты, полученные некоммерческими организациями для осуществления целевых программ, относящихся к их уставной деятельности при условии их фактического использования на указанные цели.
Все иные доходы, получаемые НКО, включаются в состав доходов для целей налогообложения в общеустановленном порядке независимо от того, осуществляется предпринимательская деятельность или нет.
Некоммерческие организации не должны начислять амортизацию в налоговом учете, если основные средства не используются в предпринимательской деятельности.
Однако, некоммерческие организации вправе начислять амортизацию по основным средствам, которые куплены за счет доходов от предпринимательства и одновременно используются в коммерческой деятельности. Такой вывод можно сделать из статьи 256 НК РФ.
Амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, которое:
находится у налогоплательщика на праве собственности,
используется налогоплательщиком для извлечения дохода,
имеет срок полезного использования более 12 месяцев,
имеет первоначальную стоимостью более 10 000 рублей за единицу.
В пункте 2 статьи 256 НК РФ перечислены случаи, когда основные средства не подлежат амортизации. Один из таких случаев - имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности.
При этом необходимо одновременное соблюдение этих двух условий, иначе, если хотя бы одно из этих условий нарушено, то амортизируемое имущество некоммерческих организаций подлежит амортизации.
Тогда можно выделить две ситуации, в которых НКО должны начислять амортизацию, при условии, что оно занимается предпринимательской деятельностью.
Ситуация первая. Имущество приобретено не за счет целевых поступлений, используется для осуществления коммерческой деятельности. Такое имущество подлежит амортизации при условии, что оно используется для извлечения дохода, который признается таковым главой 25 НК РФ. Если от использования данного имущества доход не извлекается, то по нему амортизация не начисляется.
Ситуация вторая. Имущество приобретено за счет целевых поступлений и используется для осуществления коммерческой деятельности. По такому имуществу амортизация начисляется. Однако в связи с использованием такого имущества не по целевому назначению, то есть для коммерческой деятельности, его стоимость подлежит включению в доход организации на основании пункта 14 статьи 250 НК РФ и подлежит обложению налогом на прибыль.
Следовательно, для признания амортизации расходом в целях налогообложения необходимо, чтобы с источников финансирования был еще исчислен налог на прибыль:
если имущество приобретается из доходов от коммерческой деятельности некоммерческой организации, то налог на прибыль уплачивается в момент признания таких доходов;
если используется имущество, внесенное или приобретенное за счет средств целевого финансирования, для осуществления коммерческих целей, то стоимость такого имущества должна быть включена во внереализационные доходы и обложена налогом на прибыль.
Как мы уже отмечали, подробный перечень средств целевого финансирования для целей налогообложения прибыли определен в подпункте 14 пункта 1 и пункте 2 статьи 251 НК РФ и является закрытым.
Начислять амортизацию в налоговом учете можно в соответствии с пунктом 1 статьи 259 НК РФ двумя методами: линейным и нелинейным.
При этом не обязательно использовать один и тот же метод для всех основных средств. По некоторым объектам вы можете начислять амортизацию линейным методом, а по другим - нелинейным.
Срок полезного использования основного средства в налоговом учете зависит от того, к какой амортизационной группе относится то или иное основное средство. Эти группы приведены в Классификации основных средств утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Всего выделено десять групп, и для каждой группы установлен «свой» интервал срока полезного использования основных средств. Конкретный срок службы в пределах этого интервала некоммерческая организация выбирает самостоятельно.
Если основное средство применяют только в коммерческой деятельности, тогда можно начислять амортизацию в налоговом учете.
Нередко бывает, что одно и то же имущество может использоваться как в уставной, так и в предпринимательской деятельности. Можно ли начислять амортизацию по такому основному средству?
К сожалению, четкого ответа на этот вопрос НК РФ не дает.
С одной стороны, в подпункте 2 пункта 2 статьи 256 НК РФ говорится, что амортизация не начисляется по имуществу некоммерческих организаций, которое используется в уставной деятельности. Правда, как мы уже говорили, этот подпункт содержит еще одно условие: основные средства должны быть приобретены за счет целевых поступлений или получены в качестве таковых. И эти условия должны выполняться одновременно. Если же одно из них не соблюдается, то запрет налогового законодательства «не работает».
В этом случае можно учесть при налогообложении ту часть амортизации, которая соответствует доходам от предпринимательской деятельности.
Налоговые органы предлагают определять эту часть амортизации следующим образом:
1) к полученным за отчетный период доходам надо прибавить сумму поступивших целевых средств;
2) величину доходов от предпринимательства разделите на полученный результат.
Таким образом мы определим, какой процент занимают доходы в общей сумме поступлений;
3) умножить этот процент на сумму начисленной амортизации по основным средствам, которые используются и в коммерческих, и в уставных целях.
В итоге мы рассчитаем ту величину амортизации, которую можно будет учесть при расчете налога на прибыль.
Обращаем Ваше внимание на то, что некоммерческие организации должны в обязательном порядке организовать раздельный учет уставной и коммерческой деятельности.
Если основное средство куплено за счет прибыли, но используется исключительно в уставных целях. Тут также есть свои сложности. Дело в том, что пункт 1 статьи 256 НК РФ относит к амортизируемому только то имущество, которое предназначено для того, чтобы получать доход. В данном случае ни о каких доходах мы говорить не можем, поэтому в налоговом учете имущество, предназначенное только для некоммерческой деятельности, не амортизируется.
Если некоммерческая организация приобрела основное средство за счет членских взносов, пожертвований или бюджетных средств, но стала использовать его в коммерческих целях. Или же получила основное средство в качестве целевых поступлений, но использует также для предпринимательства. В этом случае стоимость таких основных средств включается в доход некоммерческой организации (пункт 14 статьи 250 НК РФ). Ведь речь идет о нецелевом использовании средств.
Как мы уже говорили, организационные формы некоммерческих организаций разнообразны. Это вызывает образование некоторых особенностей в организации налогового учета.
В предыдущих главах мы рассказывали подробно о формах НКО и выделяли особенности деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива.
В связи с этим Минфин России в Письме от 24 мая 2005 года №03-03-01-04/289 дает следующие разъяснения.
Статья 251 НК РФ определяет перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ вступительные и членские взносы, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, являясь целевыми поступлениями, не учитываются некоммерческой организацией при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
Денежные средства членов кооператива, за которые кооператив уплачивает компенсацию за временное пользование личными сбережениями граждан, являясь средствами, аналогичными полученным по договорам займа, не увеличивают налоговую базу кооператива по налогу на прибыль организаций.
Согласно пункту 12 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований.
Таким образом, денежные средства, выданные членам кооператива в виде займов, не признаются расходами в целях главы 25 НК РФ и не уменьшают полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом проценты, полученные по выданным членам кооператива займам, являются внереализационными доходами в соответствии с пунктом 6 статьи 250 НК РФ, а компенсация за пользование личными сбережениями членов кооператива, являющаяся, по сути, процентами, уплаченными по долговым обязательствам, признается внереализационными расходами в целях главы 25 НК РФ (подпункт 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ).
Доходы, полученные от размещения временно свободных денежных средств в государственные и муниципальные ценные бумаги, а также на депозитные счета в банках, подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Согласно статье 246 НК РФ налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации, включая и религиозные организации.
Пунктом 1 статьи 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Таким образом, обязанность представлять декларации по налогу на прибыль установлена НК РФ. Это означает, что некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, в соответствии с указанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы, независимо от того, возникает ли у них объект налогообложения или нет.
Пунктом 2 статьи 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации (включая религиозные организации), у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Согласно статье 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
Налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода представляют некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, не имевшие в течение налогового периода доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а получившие только целевые поступления, указанные в статье 251 НК РФ, которые не учитываются при определении налоговой базы.
Таким образом, религиозные организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют в налоговые органы декларации по налогу на прибыль организаций только по истечении налогового периода.
Абзацем вторым пункта 14 статьи 250 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы и услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утвержденной МНС России.
Представляемая в таком объеме налоговая декларация необходима для осуществления контроля за использованием по целевому назначению целевых поступлений и других доходов, не учитываемых согласно Кодексу при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Более подробно вопросами, касающимися деятельности некоммерческих организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Некоммерческие организации».
Распространение периодических печатных изданий по договору комиссии
БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ПО ДОГОВОРУ КОМИССИИ У ИЗДАТЕЛЬСТВА-КОМИТЕНТА
Основной проблемой в издательском бизнесе является сложность реализации всего издательского тиража. Поэтому издательства часто используют услуги посредников, заключая с ними договора комиссии на реализацию печатных изданий.
Договор комиссии имеет очень сложную гражданско-правовую конструкцию, поэтому бухгалтера нередко совершают ошибки при отражении операций по реализации в рамках посреднического договора в бухгалтерском учете, а это, как правило, влечет к неправильному исчислению налогов. Поэто
Арбитражная практика по вопросам, связанным с проведением камеральной налоговой проверки
Несовершенство российского законодательства, а зачастую и отсутствие норм иногда ставит налогоплательщика в затруднительное положение. В какой-то степени восполнить пробелы законодательства призвана судебная практика. Однако и она не отличается последовательностью и единообразием. В данном разделе будут рассмотрены наиболее проблемные ситуации, с которыми налогоплательщикам приходится сталкиваться при проведении налоговыми органами камеральной налоговой проверки.
1. Налоговые органы при проведении камеральных проверок вправе истребовать документы только при выявлении ошибок в декла
Оптовая торговля книжной продукции. Реализация товара через посредника
РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРА ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА
Оптовые организации, реализующие книжную продукцию, для увеличения объема реализации привлекают к сотрудничеству посредников, которые за вознаграждение оказывают им услуги по реализации книжной продукции покупателям. В этом случае отношения между посредником и книготорговой организацией, строятся на основании договора комиссии, в котором организация торговли, выступает комитентом.
Договор комиссии регулируется главой 51 «Комиссия» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), и имеет очень сложную гражданско-правовую конструкц