Главная страница --> Ведение бизнеса

Государственный контроль в сфере рекламы



Полномочия по государственному контролю в сфере рекламы законодателем возложены на антимонопольные органы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» к федеральным органам исполнительной власти, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, относится Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года №189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы»:

«Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности».

К функциям Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации относятся:

«а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;

б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе» (пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации №189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы»).

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» (далее - Постановление №331) Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации – это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.

При осуществлении своей деятельности Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года №189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы», а также пункту 4 Постановления №331 Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Относительно территориальных органов Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации действует Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденное Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 13 октября 2004 года №135 «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» (далее - Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации).

Территориальные органы в своей деятельности также руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной антимонопольной службе, Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, утвержденного Постановлением №331, правовыми актами Федеральной антимонопольной службы (пункт 2 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 вышеназванного Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации территориальный орган осуществляет свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе:

1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;

2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года №508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее - Постановление №508) дела возбуждаются и рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по фактам принятия федеральными и региональными органами исполнительной власти актов, полностью или в части противоречащих законодательству о рекламе.

В Постановлении №508 определяется подведомственность таких дел, а также порядок рассмотрения заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства о рекламе. Приводится подробный порядок возбуждения, рассмотрения дела и принятия по нему решений. Постановление вступает в силу с даты его официального опубликования.

В целях реализации вышеназванных полномочий антимонопольная служба в установленной сфере деятельности на основании Федерального закона №38-ФЗ имеет право:

1) выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

2) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;

3) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;

4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном частью 3 статьи 38 Федерального закона №38-ФЗ:

«В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения» (пункт 3 статьи 38 Федерального закона №38-ФЗ).

5) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления;

6) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

7) применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица указанных органов, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица и их руководители обязаны представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации.

Неисполнение требований по представлению необходимой информации влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

При осуществлении контроля антимонопольный орган обязан соблюдать коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну. Данное требование установлено законодателем в статье 35 Федерального закона №38-ФЗ. Исключение представляют только случаи, прямо предусмотренные федеральным законом.

В соответствии со статьей 139 ГК РФ:

«1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору».

Согласно статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2004 года №98-ФЗ «О коммерческой тайне»:

«Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия, которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами».

Разглашение сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации. Убытки, причиненные таким разглашением, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 15 ГК РФ:

«под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».

Статья 16 ГК РФ закрепляет возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления. В частности:

«убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием».

В статье 1069 ГК РФ устанавливает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Основанием наступления гражданско-правовой ответственности в части возмещения убытков является совершение действий, нарушающих законные и подзаконные нормативно-правовые акты, а также бездействие федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также иных органов и организаций, наделенных функциями или правами указанных выше органов власти, касающееся возложенных на них обязанностей.

Следует отметить, что взыскание убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства, осуществляется в судебном порядке.

Споры о возмещении убытков, причиненных посредством издания нарушающих закон правовых актов, подлежат разрешению в арбитражном суде, в случае если правовой акт может быть признан недействительным и отменен полностью или в части как в судебном, так и в административном порядке.

Для обращения в суд с иском о возмещении убытков необходимо наличие трех составляющих:

- собственно убытков;

- неправомерность действий (решений) органов власти и управления;

- наличие причинной связи между совершением неправомерных действий (принятием решений) и наступившими последствиями (убытками).

Рекомендуем соединять представляемые в суд требования о признании акта (действия) недействительным и его отмене с требованием о возмещении убытков.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №6, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения предъявление гражданином или юридически лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.

Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные Федеральным законом №38-ФЗ.

Решение – это результат конечного рассмотрения дела по существу.

Предписание – это обязательное для исполнения письменное требование антимонопольного органа, выдаваемое физическим и юридическим лицам. Предписание выдается в целях недопущения или последующего устранения нарушений антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

- по собственной инициативе;

- по представлению прокурора;

- обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления;

- по заявлениям физических или юридических лиц.

Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе устанавливается определенный срок, который указывается в самом предписании. Такой срок не может составлять менее чем пять дней со дня получения предписания.

Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе считается неисполненным, если по истечении срока исполнения такого предписания продолжается распространение ненадлежащей рекламы.

Предписание об отмене или изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления выдается на основании решения антимонопольного органа о противоречии такого акта законодательству Российской Федерации о рекламе. В предписании об изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления должны быть указаны изменения, которые следует внести в такой акт для приведения его в соответствие с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Предписание об отмене или изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления подлежит исполнению в срок, который указан в предписании. Такой срок не может составлять менее чем месяц со дня получения предписания федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Неисполнение предписаний антимонопольного органа, выданных на основании Федерального закона №38-ФЗ, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ:

«Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа, органа, уполномоченного в области экспортного контроля, его территориального органа -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда».

Рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

Статья 1 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее - Закон №4866-1) устанавливает, что:

«каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы».

К обжалуемым действиям относятся действия нарушающие права и свободы гражданина, действия создающие препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, а также действия, которыми незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действие непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, организации или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему, которые обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего (статья 4 Закона №4866-1).

Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания.

Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Жалоба на действия (бездействие), решения антимонопольного органа подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений (подраздел 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) – производство по делам, возникающим из публичных правоотношений).

Статья 5 Закона №4866-1 устанавливает сроки обращения с жалобой в суд:

- три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

- один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.

Заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается судом общей юрисдикции в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из вышеуказанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления (статья 257 ГПК РФ).

Если суд в процессе рассмотрения дела признает заявление обоснованным, то принимает решение об обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа власти или управления, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения должно быть сообщено в суд и гражданину.

Если суд установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены, то соответственно он отказывает в удовлетворении заявления.

Дела, связанные с осуществлением гражданами и организациями предпринимательской и иной экономической деятельности и возникающие из административных правоотношений, рассматривают арбитражные суды в порядке административного судопроизводства.

В частности согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 года №95-ФЗ (далее - АПК РФ) арбитражные суды рассматривают дела:

1.     об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

2.     об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3.     об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4.     о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5.     другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статья 198 АПК РФ закрепляет право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, причем пропущенный по уважительной причине этот срок может быть восстановлен судом.

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается истцом или его представителем.

В заявлении, подаваемом в арбитражный суд, должно быть указано:

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
  • название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  • законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;
  • перечень прилагаемых документов.

Статьей 126 АПК РФ закреплен перечень документов прилагаемых к исковому заявлению:

  • уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
  • копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
  • копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;
  • документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  • проект договора, если заявлено, требование о понуждении заключить договор.

Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

«Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу» (часть 1 статьи 200 АПК РФ).

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка этих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Если суд признал явку таких лиц обязательной, и эти лица не явились в судебное заседание, то суд вправе подвергнуть их штрафу в соответствии с главой 11 АПК РФ.

В судебном заседании суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Обязанность по доказыванию соответствия закону оспариваемого акта, законности его принятия, наличия надлежащих полномочий, совершения лицом действия (бездействия) а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Если же суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, то соответственно принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (части 2,3 статьи 201 АПК РФ).

В резолютивной части судебного решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно быть отражено:

  • наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;
  • название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;
  • указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц,об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:

  • наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;
  • название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
  • указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

По общему правилу судебные решения по таким делам подлежат немедленному исполнению, если суд не установит в решении иные сроки.

В соответствии с частью 8 статьи 201 АПК РФ:

«со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению».

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам (часть 9 статьи 201 АПК РФ).

Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования рекламной деятельности , Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Р еклама. Правовое регулирование. Практика. Документы ».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Налог на имущество организаций. Статья 383. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по на ..
Изменения, внесенные статьей 1 Федерального закона №101-ФЗ от 21 июля 2005 года, в порядок определен ..
Налог на доходы физических лиц. Статья 218. Стандартные налоговые вычеты ..
Возврат товара, который был получен по договору комиссии ..
Налоговый учет аудиовизуальных произведений у организации изготовителя. Налог на добавленную стоимос ..
Налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением алкогольной продукции, реализу ..
Переход с упрощенной системы налогообложения на иную ..
Особенности исчисления НДС по передаче собственной продукции в рекламных целях ..
Особенности организации бухгалтерского и налогового учета в некоммерческих организациях, не занимающ ..
Использование платежных карт как средства платежа в организациях розничной торговли ..
Иные нормируемые расходы, относимые главой 25 НК РФ, в состав прочих расходов, связанных с производс ..
Учет расчетов у подрядчика ..
Организация бухгалтерского учета. Формирование себестоимости и финансовых результатов предоставляемы ..


Похожие документы из сходных разделов


Особенности налогообложения НДС услуг по осуществлению гарантийного ремонта и обслуживания, осуществляемых организацией – изготовителем товаров


В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, не подлежат налогообложению.

В пункте 6.8 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового Кодекса РФ (утверждено Приказом МНС РФ от 20.12.2000 №БГ-3-03/447) указано, что не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций - изготовителей (в том числе нерезидентов) дл

[ознакомиться полностью]

Порядок привлечения к полной материальной ответственности работников организации общественного питания за вверенное им имущество


В соответствии с Трудовым законодательством такой договор может быть заключен работодателем с работником, достигшим возраста 18-ти лет и непосредственно обслуживающим денежные, товарные ценности или какое-то другое имущество.

Перечень работ и категорий работников, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности, а также типовые формы таких договоров в соответствии с ТК РФ утверждаются Правительством Российской Федерации.

Третьего февраля 2003 года под №4171 в Минюсте Российской Федерации был зарегистрирован следующий документ: Постановление Министерс

[ознакомиться полностью]

Посредническая деятельность в сфере услуг


Договора посредничества имеют очень широкое применение в предпринимательской практике. Ведь такого рода отношения, устанавливаемые между субъектами гражданского оборота, оказывают большое влияние на рыночную экономику. Посудите сами: на основании договора комиссии, посредник может получить исключительное право продажи товаров комитента на той или иной территории, на определенный срок или бессрочно, с ограниченным ассортиментом товаров или без такового. Комитент может регулировать рынок сбыта, наложив запрет на комиссионера выступать посредником такого же товара у других производителей или о

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100