Главная страница --> Ведение бизнеса

Применение бланков строгой отчетности



Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (пункт 2 статьи 2 Закона №54-ФЗ).

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 года №171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее Постановление Правительства №171).

Постановлением Правительства №171 определено, что применяемые в настоящее время формы бланков строгой отчетности продлены до утверждения новых форм бланков строгой отчетности, но не позднее 1 января 2007 года. С 1 января 2007 года действующие в настоящее время формы бланков строгой отчетности применяться не будут, даже если не будут утверждены новые формы бланков.

Таким образом, с 1 января 2007 года все организации и индивидуальные предприниматели, которые непосредственно оказывают услуги населению, в отношении которых не будут утверждены новые соответствующие формы бланков строгой отчетности, обязаны применять контрольно-кассовую технику.

К бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению.

Формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг. На основании абзаца 2 пункта 3 Постановления Правительства к обращению прилагаются:

  • описание бланка (обязательные и дополнительные реквизиты, характеризующие специфику деятельности организации или индивидуального предпринимателя);
  • эскиз бланка (его художественно-графическое оформление);
  • предложение по обеспечению защиты бланка от подделок;
  • инструкция по заполнению бланка;
  • рекомендации по применению бланка, а также перечень услуг, которые предполагается осуществлять с использованием бланка.

Пунктом 5 Положения установлены обязательные реквизиты бланка строгой отчетности, к которым относятся:

  • сведения об утверждении формы бланка;
  • наименование, шестизначный номер и серия;
  • код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
  • наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • вид услуг;
  • единица измерения оказания услуг;
  • стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;
  • дата осуществления расчета;
  • наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

Кроме того, на бланке должны быть указаны сведения об изготовителе:

  • сокращенное наименование,
  • идентификационный номер налогоплательщика,
  • место нахождения,
  • номер заказа,
  • год его выполнения,
  • тираж.

Обратите внимание!

Бланки строгой отчетности должны изготавливаться типографским способом. Только в этом случае их можно считать соответствующими требованиям, установленным пунктом 7 Положения. Подтверждением служит также Письмо Минфина Российской Федерации от 27 сентября 2005 года №03-01-20/5-193.

В соответствии с пунктами 3 и 12 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 года №171, с 1 июня 2006 года утверждены формы бланков строгой отчетности, применяемые в случае оказания услуг ломбарда населению (залоговый билет; сохранная квитанция), смотри Приказ Минфина Российской Федерации от 31 января 2006 года №20н «Об утверждении форм бланков строгой отчетности».

Формы бланков строгой отчетности утверждаются на определенный срок, который может быть продлен по обращению лиц, в компетенцию которых входит обращение в Минфин России с заявлением об утверждении бланков строгой отчетности (пункт 12 Положения). И только после утверждения формы бланков, они могут использоваться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями.

При этом документы, оформленные на бланках строгой отчетности, являются первичными учетными документами.

Помимо порядка утверждения формы бланков строгой отчетности Положение определяет порядок использования, учета и хранения бланков строгой отчетности.

Принимая оплату услуг наличными денежными средствами, работник организации или индивидуальный предприниматель обязан заполнить бланк получить денежные средства от клиента и подписать его.

Бланк с заполненными строками по всем предусмотренным реквизитам, подписанный должностным лицом, приобретает юридическую силу и является первичным бухгалтерским документом. Бланки строгой отчетности приравниваются к чеку ККТ.

Испорченные или неправильно заполненные бланки не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к кассовому отчету за тот день, в который они выписаны.

Обратите внимание!

Организации и предприниматели, использующие бланки строгой отчетности, обязаны вести книгу по учету бланков, которая должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем и главным бухгалтером организации или индивидуальным предпринимателем и скреплена печатью (штампом).

На основании пункта 18 Положения бланки строгой отчетности принимаются непосредственно работником, которому поручается получение, хранение и выдача бланков.

Кроме того, тот, кто работает с бланками строгой отчетности, должен правильно хранить, учитывать и уничтожать данные документы.

Храниться в организации бланки строгой отчетности должны в металлических шкафах и (или) сейфах. Копии использованных бланков (корешков), подтверждающие суммы принятых наличных денежных средств, должны быть упакованы в опечатанные мешки и храниться в организации или у индивидуального предпринимателя в систематизированном виде не менее пяти лет.

После указанного срока, но обязательно по истечении месяца со дня проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета копии использованных БСО подлежат уничтожению. Для этого руководителем организации или индивидуальным предпринимателем образуется комиссия, которая составляет акт о списании копий использованных БСО.

Бланки должны быть изготовлены только типографским способом с обязательным указанием выходных типографических данных. Общие требования к БСО и порядку их оформления приведены в Письме Минфина Российской Федерации от 23 августа 2001 года №16-00-24/70 «О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением».

Компьютерное (самостоятельное изготовление с помощью имеющейся компьютерной техники) изготовление бланков строгой отчетности недопустимо.

С 11 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №128-ФЗ), внесший значительные изменения в «старую» редакцию закона о лицензировании. Ранее законодательно было утверждено, что на осуществление полиграфической деятельности требовалось наличие лицензии. Это означало, что изготовление бланков строгой отчетности типографским способом, являющихся полиграфической продукцией, подлежало обязательному лицензированию. Новым Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, значительно сокращен.

Согласно статье 17 Закона №128-ФЗ на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, требуется лицензия.

Это значит, что бланки строгой отчетности с элементами защиты должны быть изготовлены полиграфическими предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти (в данном случае Минфином РФ). Следовательно, с 11 февраля 2002 года полиграфическая деятельность по изготовлению бланков строгой отчетности (не имеющих защиты от подделки) и деятельность по торговле указанными бланками лицензированию не подлежит.

Итак, бланки строгой отчетности должны издаваться типографским способом. При изготовлении БСО серию им присваивает организация или индивидуальный предприниматель самостоятельно при сдаче заказа на изготовление бланков в типографию. Номер конкретного бланка в пределах соответствующей серии ставит типография.

Так как каждый бланк нумеруется типографским способом, то испорченные бланки должны быть сохранены, бланк при этом перечеркивается.

Налогоплательщики, применяющие БСО, часто задают вопрос о том, нужно ли бланки строгой отчетности регистрировать в местных налоговых органах?

Делать этого не нужно, так как действующим российским законодательством такая обязанность не предусмотрена. Поэтому соответствующие требования местных налоговых инспекций необоснованны и незаконны.

Затраты на приобретение бланков строгой отчетности организации относят к расходам, осуществление которых связано с оказанием услуг.

В бухгалтерском учете эти расходы отражаются в соответствии с ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» как расходы организации по обычным видам деятельности.

Для обобщения информации о наличии и движении бланков строгой отчетности, находящихся на хранении и выдаваемых под отчет, в Плане счетов предназначен забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности».

Приобретение бланков строгой отчетности (в том числе подотчетными лицами) отражается по дебету счета 006 в условной оценке (например, 1 рубль), списание - по кредиту счета 006 на основании соответствующих документов об их использовании. Аналитический учет ведется по каждому виду бланка строгой отчетности и местам их хранения.

При приобретении бланков строгой отчетности в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

10

60 (71, 76)

Приобретены бланки

19

60

Учтен НДС

68

19

Принят к вычету НДС

26

10

Переданы в производство бланки строгой отчетности

006

 

Приняты к учету БСО для хранения

60

51

Погашена задолженность поставщику за приобретенные БСО

 

006

Списаны использованные БСО


Расходы на приобретение бланков строгой отчетности уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации. Причем отнесение на расходы сумм, затраченных на приобретение бланков строгой отчетности, нужно производить сразу при выдаче в производство, а не по мере их использования в ходе хозяйственной деятельности.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то они, в соответствии с пунктом 1 статьи 221 НК РФ, имеют право на профессиональный налоговый вычет в размере суммы расходов, произведенных на приобретение БСО.

Невыдача бланков строгой отчетности, или выдача бланка на сумму меньшую, чем фактически полученная, или его незаконное применение приравниваются к неприменению ККТ.

Ответственность за такое правонарушение установлена статьей 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере:

  • для индивидуальных предпринимателей - от 15 до 20 МРОТ;
  • для должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ;
  • для юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.

За нарушение сроков хранения учетных документов Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде наложения на виновных должностных лиц административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (статья 15.11 КоАП).

Более подробно с вопросами применения бланков строгой отчетности Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Кассовые аппараты от приобретения до выбытия ».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Покупка иностранной валюты ..
Бухгалтерский и налоговый учет у арендодателя. Особенности учета в организациях, осуществляющих услу ..
Налоговые споры. Судебное разбирательство ..
Лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов ..
Налоговые споры обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях ..
Порядок увольнения персонала ликвидируемой организации ..
Бланки строгой отчетности. Бытовые услуги ..
Изменения, внесенные Федеральным законом №101-ФЗ от 21 июля 2005 г., в порядок исчисления и уплаты е ..
Прямые и косвенные расходы ..
Налогообложение взносов организаций в негосударственные пенсионные фонды. Налог на доходы физических ..
Передача неисключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю (правоприоб ..
Представительские расходы в свете ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» ..
Налог на доходы физических лиц. Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Поряд ..


Похожие документы из сходных разделов


Бухгалтерский и налоговый учет у арендодателя. Ремонт переданного в аренду имущества


В процессе эксплуатации имущество, переданное в аренду, постепенно изнашивается, начинают работать хуже, а иногда и совсем выходит из строя. Если причиной этого стала поломка отдельных деталей и узлов, то у организации не возникает необходимости в покупке нового имущества, достаточно отремонтировать вышедшее из строя.

В зависимости от объема и характера ремонтных работ различают три вида ремонтов:

  • текущий ремонт;
  • средний ремонт;
  • капитальный ремонт.

Основной задачей текущего ремонта является профилактика. Те

[ознакомиться полностью]

Приобретение ГСМ за наличный расчет


ГСМ могут приобретаться организациями и индивидуальными предпринимателями за наличный расчет и по безналичной форме расчетов.

За наличный расчет ГСМ приобретаются, как правило, на автозаправочных станциях непосредственно водителями, которые в данном случае будут являться подотчетными лицами.

Подотчетные лица – это физические лица, которым выданы наличные деньги, а так же другие ценности, с обязанностью представления отчета об их использовании (отсюда и понятие - «под отчет»), (термин автора).

ВЫДАЧА НАЛИЧНЫХ

[ознакомиться полностью]

Валютное регулирование и валютный контроль в РФ


ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

До недавнего времени порядок осуществления валютных операций в Российской Федерации регулировался Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ). Его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100