Главная страница --> Ведение бизнеса

Освобождение налогоплательщиков от обязанности по уплате некоторых налогов при уплате единого налога при применении УСН



Изменения, внесенные абзацами пятым-седьмым, восьмым-десятым пункта 1 статьи 1 Федерального Закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ, с 1 января 2006 года вносят ясность с тем, что происходит при применении УСН с организациями и индивидуальными предпринимателями – не замена уплаты одного налога другим, а освобождение от всех соответствующих обязанностей налогоплательщика по указанным налогам. Например, от обязанности сдавать соответствующие декларации, вести налоговый учет по налогу на прибыль, вести книгу продаж и книгу покупок, становиться на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества, вести индивидуальные карточки по ЕСН. В изменениях уточняется, от какого налога освобождается налогоплательщик при применении УСН (статья 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)):

Для организаций

Для предпринимателей

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость

Налог на имущество организаций

Налог на имущество физических лиц

Единый социальный налог

Единый социальный налог

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН, ввозящие товары на таможенную территорию Российской Федерации, должны будут уплачивать НДС при осуществлении этих операций. Такая норма введена для того, чтобы не создавать для плательщиков единого налога по упрощенной системе налогообложения льготного режима налогообложения по импорту товаров. Все остальные операции при применении упрощенной системы налогообложения не подлежат обложению НДС.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не выписывают своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчеты с покупателями без выделения в первичных документах сумм НДС. В том случае если налогоплательщик, применяющий УСН, выставит покупателю счет-фактуру с выделением сумм НДС, то данный налогоплательщик, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ, должен будет уплатить в бюджет НДС.

В письме ФНС Российской Федерации от 24 ноября 2004 года №03-1-08/2367/45@ «О порядке исчисления налога на добавленную стоимость» указано: при переходе плательщиков налога на добавленную стоимость на УСН отсутствуют правовые основания для применения налоговых вычетов. Поэтому, в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, как напоминает ФНС, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет, согласно пункту 3 статьи 170 НК РФ.

В соответствии со статьей 171 НК РФ право на вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, возникает в отношении:

  • товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения;
  • товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Упрощенная система налогообложения может предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 НК РФ.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а иные налоги уплачиваются такими налогоплательщиками в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (далее ЕСН), установленные главой 24 НК РФ. Пунктом 1 статьи 236 НК РФ установлено, что объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Причем, согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Поскольку организация, применяющая УСН, не является плательщиком налога на прибыль организаций, на нее не распространяется действие пункта 3 статьи 236 НК РФ. По мнению Минфина Российской Федерации, изложенному в письме от 16 февраля 2005 года №03-05-02-05/2, оплата стоимости путевок в санаторий, оказание материальной помощи сотрудникам организации, а также оплата института на получение второго образования облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (за исключением выплат, не связанных с трудовой деятельностью, например к юбилейной дате и тому подобному). Кроме того, как указано в письме Минфина Российской Федерации от 25 апреля 2005 года №03-03-02-04/1/102, оплата стоимости протезирования зубов также облагается страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

По вопросу начисления страховых взносов на суммы компенсации транспортных расходов в связи с разъездным характером работы, Минфин сообщил следующее. Если в должностной инструкции работника или локальном нормативном акте организации указано, что работа физического лица по занимаемой должности носит разъездной характер, то денежные средства, выдаваемые ему под отчет на разъезды по вопросам служебного характера в черте города, не облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, в остальных случаях они подлежат обложению в установленном порядке. Поскольку в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность или возмещение командировочных расходов).

В пункте 5 статьи 346.11 НК РФ сказано:

«5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ».

Понятие «налоговые агенты» рассматривается в статье 24 НК РФ, согласно которой налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, либо внебюджетный фонд налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговые агенты обязаны:

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) налоги;
  • в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности;
  • вести учет выплаченных доходов налогоплательщикам, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  • представлять в налоговый орган по месту учета документы, необходимые для осуществления контроля над правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей на налогового агента, он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации: неправомерное неперечисление, либо неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.

У организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему, могут возникнуть обязанности налоговых агентов в отношении:

1. Налога на добавленную стоимость:

  • в случае приобретения товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в качестве налогоплательщиков;
  • в случаях аренды федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества;
  • в случаях реализации конфискованного имущества, бесхозных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, если организация или индивидуальный предприниматель имеют специальные полномочия на осуществление такой деятельности.
  • в случаях реализации по посредническому договору (с участием в расчетах) на территории России товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;

Согласно статье 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Налоговая база определяется налоговыми агентами, при этом налоговымиагентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога.

При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом (арендатором указанного имущества) отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов, скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 40 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Налоговыми агентами признаются также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, при реализации на территории Российской Федерации товаров указанных иностранных лиц. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Являясь налоговым агентом по приведенным выше основаниям, организация или индивидуальный предприниматель заполняет раздел 2.2. «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. Расчет заполняется в соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 3 марта 2005 года №31н «Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории республики Беларусь и порядков их заполнения».

Поскольку данные налоговые агенты сами не являются плательщиками НДС, суммы НДС, уплаченные ими в бюджет, не предъявляются к возмещению из бюджета и, следовательно, не указываются в декларации. Данные суммы учитываются в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы. По строке 170 показывается общая сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет за данный налоговый период.

2. Налога на доходы физических лиц.

Порядок исчисления налога налоговыми агентами определен в статье 226 НК РФ, согласно которой организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом всех особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ. Указанные организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов и их учреждения, в Российской Федерации именуются налоговыми агентами.

Например, при выплате организацией, применяющей УСН, доходов в виде дивидендов другим организациям (применяющим обычный режим налогообложения) такая организация обязана в общеустановленном порядке удержать у источника выплаты налог и внести его в доход федерального бюджета (письмо Минфина Российской Федерации от 11 марта 2004 года №04-02-05/3/19 «О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения»).

Исчисление и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата сумм налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Более подробно с вопросами, применения упрощенной системы налогообложения, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Упрощенная система налогообложения».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Отдельные моменты организации налогообложения в некоммерческих организациях. Налог на прибыль ..
Оптовая торговля книжной продукции. Реализация товара через посредника ..
Арбитражная практика по вопросам, связанным с проведением выездной налоговой проверки ..
Налогообложение расходов на подготовку кадров ..
Расчет средней заработной платы, сохраняемой на период отпуска ..
Учет товарных потерь ..
Бухгалтерский и налоговый учет операций по залогу имущества ..
Определение фактической себестоимости ГСМ ..
Бухгалтерский и налоговый учет у арендодателя. Передача имущества в аренду ..
Роль торговли в экономике ..
Ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе ..
Основы механизма ценообразования ..
Особенности отдельных способов распространения рекламы ..


Похожие документы из сходных разделов


Учет поступления целевых средств


Учет целевых средств, поступающих общественному объединению на его содержание и ведение уставной деятельности, ведется с применением счета 86 «Целевое финансирование».

По кредиту счета 86 «Целевое финансирование» отражаются, в частности, вступительные и членские взносы от учредителей и участников общественного объединения, добровольные взносы и пожертвования от физических лиц и организаций, а также все иные целевые средства, поступившие на финансирование уставной деятельности организации.

Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средс

[ознакомиться полностью]

Организация синтетического учета средств целевого финансирования


Для учета получения и расходования средств целевого финансирования используется счет 86 «Целевое финансирование».

Для целей отражения источников целевого финансирования целесообразно разработать следующую многоуровневую систему учета:

субсчета 1-го уровня счета 86 «Целевое финансирование» используются для отражения источников целевого финансирования:

  • Получение средств из бюджета (субсчет 86.1).
  • Получение средств из других источников (субсчет 86.2).

Для целей отражения формы (вида) целевого финансирования используются субсчета 2-го уровня счета 86 «Целевое фи

[ознакомиться полностью]

Изменения в 21 Главу Налогового кодекса с 1 января 2005 года


В Налоговый кодекс РФ с 01 января 2005 года внесено много изменений. Не обошли стороной и налог на добавленную стоимость, который регулируется 21 Главой Налогового кодекса РФ.

18 августа 2004 года Федеральным законом  N 102-ФЗ внесены изменения в п.п. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Тем самым,  для всех товаров вывезенных в таможенном режиме экспорта c 1 января 2005 года устанавливается ставка 0 процентов. Конечно при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

На торговлю с Республикой Беларусь распространен общий порядок налогообложения по принцип

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100