Ответственность за нарушение законодательства о госрегистрации
Действующим законодательством предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации, как регистрирующего органа, так и самого предпринимателя.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕГИСТРИРУЮЩЕГО ОРГАНА ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
За нарушение законодательства о государственной регистрации законодательством предусмотрена ответственность регистрирующего органа. В пункте 1 статьи 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон №129-ФЗ) установлены основания, при которых должностные лица регистрирующих органов несут ответственность. Перечислим эти основания:
необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 Закона №129-ФЗ, отказ в государственной регистрации;
неосуществление государственной регистрации в установленные сроки;
иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом №129-ФЗ;
незаконный отказ в предоставлении сведений, содержащихся в государственном реестре, и документов;
несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре, и документов.
Мер ответственности должностных лиц регистрирующего органа данная статья Закона №129-ФЗ не устанавливает, отсылая в этом вопросе к иному законодательству Российской Федерации.
В зависимости от обстоятельств конкретного случая возможна постановка вопроса о привлечении должностного лица к дисциплинарной ответственности, а также к административной ответственности, и к уголовной ответственности.
Например, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки влечет административную ответственность на основании части 1 статьи 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. В определенных случаях это деяние может рассматриваться как уклонение от осуществления регистрации, в этом случае должностное лицо может быть одновременно привлечено к дисциплинарной ответственности или, в зависимости от обстоятельств дела, к уголовной ответственности, например по статье 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).
Пункт 2 статьи 24 Закона №129-ФЗ устанавливает такую меру ответственности регистрирующего органа, как возмещение ущерба. В данной статье Закона №129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований, предусматривающий возмещение ущерба:
ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации;
ущерб, причиненный уклонением от государственной регистрации;
ущерб, причиненный нарушением порядка государственной регистрации, допущенный по вине регистрирующего органа.
Здесь говорится о возмещении вреда по правилам статей 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», 1069 «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами», 1071 «Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Индивидуальные предприниматели согласно пункту 1 статьи 25 Закона №129-ФЗ несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в случае:
непредставления или несвоевременного представления необходимых для включения в государственный реестр сведений;
представления недостоверных сведений.
Итак, Закон №129-ФЗ установил основания, при которых наступает ответственность заявителя за неправомерные действия при осуществлении государственной регистрации, однако мер ответственности Закон №129-ФЗ не определяет, отсылая в этом вопросе к иному законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
В случае нарушения предпринимателем законодательства о государственной регистрации в отношении него применяется административная ответственность:
1. в соответствии с частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати МРОТ;
2. в соответствии с частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ - непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 50 МРОТ;
3. в соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ - предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет.
Кроме того, в случае неоднократных либо грубых нарушений индивидуальным предпринимателем законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке. Это установлено пунктом 3 статьи 25 Закона №129-ФЗ.
За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, статьей 171 УК РФ (Приложение №8) предусмотрена ответственность. Такие деяния наказываются штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.
Пример из консультационной практики ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Наша компания собирается заключить гражданско-правовой договор с гражданкой РФ об оказании услуг.
Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать следующие информационные услуги:
формирование в средствах массовой информации положительного имиджа Заказчика;
осуществление личных контактов с представителями средств массовой информации;
оказание организационной и методической помощи средствам массовой информации в создании информационных материалов, касающихся предмета заинтересованности Заказчика;
организация и проведение тест- драйвов новых моделей автомобилей, представляемых Заказчиком;
распространение в печатных и электронных средствах массовой информации сведений о представляемых Заказчиком новинках;
аккредитация журналистов, подготовка пресс-релизов и отслеживание выхода информационных материалов в случае проведения пресс- конференций;
подготовка информационных материалов о событиях и мероприятиях, касающихся сферы интересов Заказчика;
сбор, обработка и представление предложений по обновлению и модернизации интернет- сайта Заказчика;
систематический поиск информационных поводов для реализации вышеуказанных обязательств.
Вопрос 1. Не обязана ли эта гражданка зарегистрироваться как ПБОЮЛ?
Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской «является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Таким образом, понятие предпринимательской деятельности обладает тремя признаками:
самостоятельная инициативная деятельность, осуществляемая субъектом от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность;
направлена на получение прибыли, которая выступает главной целью хозяйственной деятельности;
осуществляется на постоянной профессиональной основе и предполагает ее государственную регистрацию, а в случаях, предусмотренных законодательством, - лицензирование.
Такая правовая позиция относительно признания деятельности незаконным предпринимательством выражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 года №23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем».
Судом указано, что признаки предпринимательской деятельности заключаются в том, что деятельность направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляется самостоятельно лицом на свой риск.
По нашему мнению, заключение договора оказания услуг, в соответствии с которым физическое лицо принимает на себя функции исполнителя, может привести к тому, что деятельность данного физического лица будет признана предпринимательской.
Следует заметить, что предпринимательская деятельность квалифицируется при наличии признака систематичности получения прибыли от такой деятельности.
Однако понятие «систематичность» не раскрывается законодательством. На практике осуществлением предпринимательской деятельностью признается заключение всех сделок, за исключением разовых.
Отметим, что Пленум Верховного суда, определяя осуществляемую лицом деятельность на основании гражданско-правового договора как предпринимательскую, указал лишь на то, что сдача физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, личного имущества в аренду и получение от такой сделки дохода не является незаконным предпринимательством в случае, если лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем.
В связи с этим однократное заключение гражданско-правового договора на оказание услуг не трактуется как осуществление исполнителем предпринимательской деятельности. В случае осуществления деятельности по оказанию услуг по двум и более договорам такая деятельность будет являться предпринимательской.
Вместе с тем, поскольку отсутствуют единые и общепризнанные критерии систематичности, признание деятельности предпринимательской решается в каждом конкретном случае в отношении конкретных лиц с учетом индивидуальных особенностей их деятельности.
По нашему мнению, несмотря на то, что понятие «систематичности» не определено, фактически речь идет о неоднократном получении прибыли от осуществляемой деятельности.
Отметим, что из содержания деятельности исполнителя, представленного в Вашем запросе, можно предположить, что физическое лицо будет осуществлять свою деятельность в течение довольно продолжительного времени, а оказание услуг оформляется актом.
В этом случае, по нашему мнению, деятельность, несмотря на то, что осуществляется в рамках одного договора, приводит к систематическому извлечению прибыли физическим лицом. В связи с этим такое оказание услуг, вероятно, может быть признана предпринимательской деятельностью.
Напомним, что в соответствии со статьей 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Незаконное предпринимательство, то есть предпринимательство без соответствующей государственной регистрации является одним из видов правонарушений в сфере экономической деятельности.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствует запись приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является административным правонарушением. Согласно пункту 1 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Кроме того, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации может являться также и уголовным преступлением согласно статье 171 «Незаконное предпринимательство» Уголовного кодекса РФ.
В связи с этим, если физическое лицо планирует оказывать услуги неоднократно, то рекомендуем ему приобрести статус индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (статья 1).
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона №129-ФЗ моментом государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя признается внесение регистрирующим (налоговым) органом соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11 Закона №129-ФЗ) на основании представленных в соответствии со статьей 22.1 Закона №129-ФЗ на государственную регистрацию документов.
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, - Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме №Р61001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №439.
Вопрос 2. Если она может оказывать такие услуги, не регистрируясь, не будет ли этот договор признан трудовым, если услуги будут оказываться постоянно с ежемесячным подписанием акта оказанных услуг и ежемесячной оплатой?
Ответ. В связи с осуществлением физическим лицом трудовой деятельности может заключаться как трудовой, так и гражданско-правовой договор.
Трудовой и гражданско-правовой договор регулируются различными отраслями законодательства: в первом случае – ТК РФ, а во втором – ГК РФ.
Основными признаками, позволяющими отличить трудовой договор от смежных гражданско - правовых договоров, являются:
обязанность работника лично выполнять определенную трудовую функцию - работу по определенной специальности, квалификации или должности;
обязанность работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации. За невыполнение или ненадлежащее выполнение этой обязанности он может нести дисциплинарную ответственность.
Этих признаков не содержат гражданско - правовые договоры, на основании которых гражданин принимает на себя обязанность выполнить определенный вид работы или изготовить какую-либо вещь. При этом исполнитель действует самостоятельно на свой страх и риск. В этом случае отношения сторон договора возникают лишь по поводу получения конкретного результата труда за определенное вознаграждение. При этом гражданин не подчиняется дисциплине, правилам внутреннего трудового распорядка, а организует свой труд самостоятельно, обеспечивает его безопасность, отвечает за случайную гибель или случайное повреждение предмета договора и иные неблагоприятные последствия, возникающие вследствие случайных обстоятельств при выполнении своей работы.
Согласно пункту 1 статьи 720 ГК РФ приемка работ, выполненных по гражданско-правовому договору, осуществляется в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором.
В связи с этим, договором об оказании услуг, к которому применяются правила о договоре подряда (статья 783 ГК РФ), устанавливается порядок и сроки приемки услуг Заказчиком, а также порядок и сроки их оплаты. Как в Вашем случае, стороны вправе установить, что услуги будут оказываться постоянно с ежемесячным подписанием акта оказанных услуг и ежемесячной оплатой
Необходимость оформления акта приема-передачи результатов услуг (либо иного документа, удостоверяющего приемку) подтверждается как гражданским законодательством - пункт 2 статьи 720 ГК РФ.
Отметим, что в случае, когда с работником заключен трудовой договор на время выполнения определенной работы, приемка выполненных работ оформляется актом (форма №Т-73), который является основанием для окончательного или поэтапного расчета сумм оплаты выполненных работ. В этом случае приемка работ может оформляться ежемесячным актом, а также оплата работ может производится ежемесячно.
Трудовое законодательство предусматривает возможность заключения трудового договора с работником на время выполнения определенной работы. При этом работнику устанавливается конкретное задание для выполнения, а оплата труда производится по оценке конечных результатов по выполненной работе или отдельных этапов.
При сдаче-приемке работ по такому договору выписывается специальный акт о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы (форма №Т-73) (утв. постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 года №26).
Акт о приемке работ подтверждает, что исполнитель выполнил определенное задание (этап, если работы производятся этапами). На основании этого документа ему начисляется заработная плата. Эту форму должны применять все юридические лица, заключающие трудовые договоры с физическими лицами на время выполнения определенной работы.
В акте о приемке работ указываются следующие данные:
наименование организации, составившей этот документ;
номер документа и дата его составления;
номер, дата и срок действия трудового договора с работником;
фамилия, имя и отчество работника, с которым заключен данный трудовой договор;
наименование работ и время, в течение которого они выполнены;
оплата каждого вида работ и общая сумма к выплате с учетом ранее выданного аванса (предоплаты).
Кроме того, в Акте о приемке работ указывают, соответствуют ли объем и качество выполненных работ, указанных в договоре. Акт является основанием для окончательного или поэтапного расчета сумм оплаты выполненных работ.
Договор, заключенный на время выполнения определенной работы с установлением конкретного задания, может быть квалифицирован как трудовой, так и гражданско-правовой договор.
В связи с этим рекомендуем предусмотреть в нем указание на то, что к взаимоотношениям сторон по договору применяются нормы трудового или гражданского законодательства, а также указать обязанность работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации или на отсутствие таковой и пр.
Таким образом, сами по себе факты оформления результатов работ актом и ежемесячная выплата вознаграждения лицу не указывают на квалификацию договора, хотя более характерны для гражданско-правовых договоров. Для отнесения договора к гражданско-правовому договору или трудовому договору следует анализировать его условия (предмет, права и обязанности сторон и прочие условия).
Более подробно с вопросами, касающимисяособенностей деятельности индивидуальных предпринимателей, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Индивидуальные предприниматели».
Одним из видов хранения является хранение на товарном складе, и в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ) данный вид хранения регламентируется статьями 907 – 918 ГК РФ.
В соответствии со статьей 907 ГК РФ товарным складом признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая услуги, связанные с хранением. Договор складского хранения является возмездным договором. По нему профессиональный хранитель, имеющий необходимое оборудование, которым в данном случае будет являться товарный склад, и штат сотрудников обязуе
Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости
Постановление Минтруда Российской Федерации от 12 августа 2003 года №62 «Об утверждении порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости» (далее Порядок №62).
Данный Порядок определяет правила исчисления среднего заработка для следующих случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон №1032-1):
Учетная цена продуктов (сырья) в общественном питании
В отношении отражения в учете продуктов (сырья) хочется отметить одну интересную деталь. Подавляющее число организаций общественного питания учитывают и покупные товары, и сырье (продукты, из которых в дальнейшем изготавливается продукция общепита) на счете 41 «Товары», хотя в данном случае продукты питания (сырье) следует относить именно к материально-производственным запасам и вести его учет соответственно на счете 10 «Материалы». Ведь согласно Приказу Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятел