В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Вопросы лицензирования в нашей стране в основном регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Федеральный закон №128-ФЗ). Виды деятельности, на осуществление которых необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 Федерального закона №128-ФЗ. Заметим, что с 17 июля 2005 года статья 17 Федерального закона №128-ФЗ не содержит требований в отношении лицензирования видов деятельности, относящихся к пищевой промышленности. Напомним, что Федеральный закон №128-ФЗ был значительно изменен Федеральным законом от 2 июля 2005 года №80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее Федеральный закон №80-ФЗ). Федеральный закон №80-ФЗ значительно сократил количество видов деятельности, на осуществление которых необходимо специальное разрешение, ввел процедуру упрощенного лицензирования, кроме того, изменил подход к процедуре приостановления лицензии.
Мы не случайно отметили дату 17 июля 2005 года. Напомним читателю, что до указанного момента, статья 17 Федерального закона №128-ФЗ содержала требование, о наличии лицензии в отношении такого вида деятельности, как производство табачных изделий, которое, как мы отметили выше, в соответствии с ОКВЭД отнесено к пищевой промышленности.
Деятельность по производству табачных изделий подлежала лицензированию в порядке, установленном Положением о лицензировании деятельности по производству табачных изделий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года №548 «О лицензировании деятельности по производству табачных изделий» (далее Положение №548) В соответствии с указанным Положением №548 лицензирование деятельности по производству табачных изделий осуществлялось Федеральной налоговой службой Российской Федерации.
Итак, лицензирование указанного вида деятельности отменено и с указанной даты организациям, занятым производством табачных изделий, получать лицензию не нужно.
Обратите внимание!
В ситуации отмены лицензирования не исключено, что у многих хозяйствующих субъектов, занятых производством табачных изделий, в учете числится стоимость лицензии, не списанная на затраты, ведь в соответствии с законом о лицензировании лицензия выдается сроком на 5 лет. Напомним, что в бухгалтерском учете расходы, связанные с лицензированием организация первоначально отражает на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем в течение срока действия лицензии ее стоимость переносится на затраты. Естественно, что те хозяйствующие субъекты, которые получили такое разрешение до 17 июля 2005 года, столкнутся с подобной ситуацией. Как им поступить: списывать оставшуюся сумму на затраты сразу или продолжать списание в прежнем порядке? На наш взгляд, при решении данного вопроса, организация должна руководствоваться следующим.
Расходы на получение лицензии для организации, занимающейся видом деятельности, на осуществление которой необходимо специальное разрешение, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н (далее ПБУ 10/99) являются расходами по обычным видам деятельности.
Согласно пункту 19 ПБУ 10/99 в случае, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, они признаются в учете путем их обоснованного распределения между отчетными периодами. Полученная организацией лицензия обуславливает получение дохода в течение 5 лет, следовательно, расходы на ее получение признаются организацией ежемесячно в течение данного срока. Как мы уже отметили, первоначально они учитываются на счете 97 «расходы будущих периодов», а затем списываются в порядке, устанавливаемом организацией (либо в течение срока действия лицензии, либо в зависимости от объема выпущенной продукции). Именно такой порядок списания предусмотрен пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее - Приказ №34н). Избранный метод списания закрепляется в учетной политике организации.
Начиная с 17 июля 2005 года расходы, связанные с получением лицензии, уже не будут обеспечивать получение дохода. Можно сказать, что расходы, связанные с лицензированием фактически обеспечивают получение дохода в течение меньшего срока, чем срок действия лицензии. Исходя из этого, сумма расходов по приобретению лицензии, числящаяся в учете на 17 июля 2005 года в составе расходов будущих периодов, может быть полностью включена в состав расходов по обычным видам деятельности в июле 2005 года (последнем месяце, в котором осуществлялась деятельность на основе данной лицензии).
Пример 1.
Табачная фабрика ООО «Табак» получила лицензию на производство табачных изделий в январе 2005 года. За рассмотрение заявления соискателем лицензии было уплачено 300 рублей, (налогом на добавленную стоимость (далее НДС) не облагается) и за получение лицензии 1 000 рублей (НДС не облагается). Учетной политикой организации предусмотрено списание лицензии равными долями в течение срока ее действия.
В целях налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
В бухгалтерском учете организации бухгалтер ООО «Табак» отразил получение лицензии следующим образом:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
В январе 2005 года
76
51
1 300
Произведена оплата лицензирующему органу
97
76
1 300
Отражена в составе расходов будущих периодов стоимость лицензии
Ежемесячно в течение срока действия лицензии
26
97
21,67
Отнесена на общехозяйственные расходы часть лицензионных затрат за текущий месяц
Налоговый учет.
В целях налогообложения прибыли на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организация учитывала такие расходы в составе расходов, связанных с производством и реализацией. Учетной политикой в целях налогообложения было закреплено, что указанные расходы относятся в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения равными частями в течение срока действия лицензии.
С 17 июля 2005 года Федеральным законом №80-ФЗ лицензирование деятельности по производству табачных изделий отменено. На момент отмены по счету 97 «Расходы будущих периодов» у организации числилось сальдо 1 169,98 рубля.
В бухгалтерском учете бухгалтер ООО «Табак» данные операции отразил следующим образом.
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
В июле 2005 года (последний месяц использования лицензии)
26
97
1 169,98
Списана оставшаяся стоимость лицензии (1 300 рублей – 6 мес. х 21,67 рубля)
В части налогового учета может возникнуть две точки зрения по поводу недосписанной стоимости лицензии.
Первая: недосписанная часть стоимости лицензии может быть учтена при налогообложении прибыли. Однако в этом случае организация должна учесть эти затраты «задним числом». При этом необходимо исходить из того, что глава 25 НК РФ не содержит понятия «расходы будущих периодов». Норма, закрепляющая равномерный порядок списания расходов, аналогичный применяемому в бухгалтерском учете, содержалась в пункте 1 статьи 272 НК РФ (именно содержалась, так как пункт 1 статьи 272 НК РФ) был изменен Федеральным законом от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты российской федерации о налогах и сборах» (далее - Федеральный закон №58-ФЗ) и с 1 января 2006 года налогоплательщик вправе устанавливать порядок списания таких расходов самостоятельно). Именно на основании этого пункта налоговые органы, требовали равномерного списания от налогоплательщика расходов связанных с лицензированием или сертификацией. Налогоплательщики, в принципе, особо по этому поводу не возражали, так как единовременное списание этих расходов в налоговом учете приводило к появлению временных разниц, и, соответственно, требовало от налогоплательщика обязательности применения Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №114н (далее ПБУ -18/02).
Если проанализировать норму пункта 1 статьи 272 НК РФ, то становиться понятно, что в нем речь идет о договорах, предполагающих получение дохода в течение более чем одного отчетного периода. В данном случае речь идет не о договоре, согласно которому организация будет получать доходы в течение определенного времени, а фактически о суммах государственной пошлины, уплачиваемой при лицензировании. Государственная пошлина представляет собой сбор, уплата которого регулируется положениями главы 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.
Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ представляют собой в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Датой их признания в налоговом учете (для тех, кто использует метод начисления) является день их начисления. Таким образом, налогоплательщик вправе принять их в состав расходов единовременно.
Для этого необходимо подать уточненные декларации по налогу на прибыль, причем за все периоды, когда применялось равномерное списание этих расходов в налоговом учете. В том периоде, когда была получена лицензия, в уточненной декларации в составе прочих расходов нужно отразить всю сумму (1 300 рублей), а из всех оставшихся деклараций суммы лицензионных платежей необходимо убрать.
С подобными действиями могут не согласиться налоговые органы, аргументируя это тем, что учесть такие расходы в целях налогообложения, фирма не вправе, так как они не удовлетворяют требованиям статьи 252 НК РФ, то есть больше не участвуют в получении дохода. Например, аналогичная точка зрения содержится в Письме Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве от 20 ноября 2003 года №26-12/65420.
Доказать свою правоту налогоплательщик сможет только обратившись в судебную инстанцию. По мнению авторов, нести судебные издержки, тратить время и нервы стоит, если цена вопроса высока. В данной же ситуации спорная сумма в любом случае будет менее 1 000 рублей, поэтому, на наш взгляд, можно и согласиться с представителями налоговых органов и не учитывать эти расходы в целях налогообложения. Если организация выберет этот вариант, не забудьте применить ПБУ 18/02, так как на указанную сумму в соответствии с пунктом 7 указанного бухгалтерского стандарта необходимо будет начислить постоянное налоговое обязательство.
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
99
68
280,80
Начислено постоянное налоговое обязательство
Окончание примера.
Обратите внимание!
Федеральный закон №128-ФЗ определяет не все сферы предпринимательства, на которые необходимо специальное разрешение. В соответствии со статьей 1 Федерального закона №128-ФЗ его действие не распространяется на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Такая деятельность подлежит лицензированию в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Следовательно, организации пищевой промышленности, осуществляющие производство и оборот указанной продукции, обязаны получить лицензию.
Обратите внимание!
Условия получения лицензии на производство и оборот указанной продукции, и порядок ее получения несколько изменены, в связи с вступлением в силу следующих Федеральных законов, а именно:
· Федерального закона от 21 июля 2005 года №102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее Федеральный закон №102-ФЗ).
Согласно Федеральному закону №102-ФЗ с 1 января 2006 года производство водки вправе осуществлять только казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал в размере не менее 50 миллионов рублей.
Производство и оборот иной алкогольной продукции (кроме водки) с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал не менее 10 миллионов рублей.
· Федерального закона от 21 июля 2005 года №114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Этот закон существенно увеличил размеры сборов за выдачу лицензии. Размеры сборов за выдачу лицензий зависят от конкретного вида лицензируемой деятельности и вида продукции, на которые испрашивается лицензия. Так, например, размер лицензионного сбора за выдачу лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (за исключением вина) с 1 января 2006 года составляет 3 000 000 рублей. Для сравнения – до указанной даты размер этого сбора составлял 500 минимальных размеров оплаты труда. Сбор за выдачу лицензии уплачивается лицензиатом один раз за весь срок действия лицензии до подачи заявления о ее выдаче в лицензирующий орган.
Кроме того, действие Федерального закона №128-ФЗ не распространяется на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира. Требования о наличии лицензии в этом случае содержатся в соответствующих Федеральных законах, касающихся использования природных ресурсов. Это касается таких производств пищевой промышленности, как, например, производство минеральных вод, соленой промышленности и так далее.
Требования государства к пищевой промышленности не ограничиваются только лицензированием. Огромное количество продукции «пищевиков» подлежит обязательной сертификации. Перечень продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, установлен Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 июля 2002 года №64 «Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация». Кроме того, значительная часть продукции пищевой промышленности указана в Постановлени
Оформление документов и определение финансового результата от оказания услуг общественного питания
вариант 1 - цены приобретения;
вариант 2 - продажной цены.
Пример.
Кафе ООО «Диана» осуществляет учет приобретенных продуктов (сырья) по покупным ценам. Организация является плательщиком НДС.
Предположим, что остаток продуктов на кухне на начало рабочего дня (22 июня 2004 года) составлял 8300 рублей.
За день (22 июня 2004 года) в производство (на кухню) из кладовой организации поступило продуктов на сумму 18 000 рублей. Реализовано готовой продукции (по продажным ценам) на сумму 35 000 рублей.
Согласно калькуляционным карточкам себестоимость р
При решении вопроса о применении последствий поставки товаров ненадлежащего качества покупателю следует исходить из условий договора поставки.
В случае если договором поставки определен порядок возврата и замены бракованного товара, а также в договоре содержится процедура разрешения споров по поводу исполнения сторонами условий договора, следует в первую очередь руководствоваться положениями договора поставки.
Однако, если в договоре не установлены ни условия о качестве товара и процедуре устранения последствий поставки некачественного товара, ни порядок разрешения разногласий м