Главная страница --> Ведение бизнеса

Издательская деятельность. Предоставление скидки в виде уменьшения обязательства покупателя по оплате приобретенного товара (прощение долга, дарение) без изменения установленной договором цены



ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СКИДКИ В ВИДЕ УМЕНЬШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПОКУПАТЕЛЯ ПО ОПЛАТЕ ПРИОБРЕТЕННОГО ТОВАРА (ПРОЩЕНИЕ ДОЛГА, ДАРЕНИЕ) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ УСТАНОВЛЕННОЙ ДОГОВОРОМ ЦЕНЫ

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

В соответствии со статьей 415 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) прощение долга определяется как способ прекращения обязательства посредством освобождения кредитором должника от лежащих на последнем обязанностей.

Соглашение, согласно которому сторона освобождает или обязуется освободить другую сторону от имущественной обязанности перед собой, квалифицируется как дарение в соответствии с пунктом 1 статьи 572 ГК РФ.

Таким образом, согласно указанному подходу включение в договор условия о предоставлении скидки не изменяет величину первоначально установленного обязательства, то есть цену приобретаемого товара, а направлено на частичное освобождение покупателя от имущественной обязанности перед продавцом.

Квалификация предоставляемой покупателю скидки в виде уменьшения задолженности покупателя по оплате поставленных товаров как частичное освобождение покупателя от денежного обязательства по оплате товаров, может быть произведена при следующих обстоятельствах:

  • отсутствие в договоре четкого указания на то, что предоставляемые покупателю скидки уменьшают первоначально установленную цену товаров;
  • указание в первичных учетных документах (накладных на отгрузку), а также счете-фактуре размера цен на реализованные товары без учета представляемых скидок;
  • определение величины скидки в ходе урегулирования взаимных обязательств по оплате товаров актом зачета в последующем отчетном периоде (то есть при погашении возникших обязательств по оплате товаров).

При этом, как правило, взаимоотношения покупателя и продавца в связи с предоставлением скидки складываются следующим образом.

Размер суммы предоставляемых скидок определяется расчетным путем. В связи с этим в качестве документального основания подтверждения размера скидки, предоставляемой за соответствующий расчетный период, признается специальный расчет. После согласования сторонами величины представляемой в данном периоде скидки в конце квартала или месяца на основании указанного расчета-уведомления определяется объем задолженности покупателя за проданный товар и осуществляется процедура выверки взаимных расчетов в форме зачета взаимных требований или возврата покупателю части первоначальной стоимости оплаченного товара, уменьшенной в результате расчета суммы скидки.

Пример.

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «Издатель»

Исх. №14/03

5 марта 2005 года

город Москва

Генеральному директору

ООО «Книготорг»

г-ну Ветрову А.А.

Доводим до Вашего сведения, что на основании приказа от 4 марта 2005 года №32 Вашей организации предоставлена скидка в размере 10 процентов в отношении партии книг, которая была приобретена 20 февраля 2005 года на сумму 600 000 рублей, в том числе НДС – 91 525 рублей (накладная №203, счет-фактура №203).

В результате этого Ваша задолженность по приобретенному товару уменьшается на 60 000 рублей и на сегодняшний день составляет 540 000 рублей, в том числе НДС – 82 372 рублей.

С уважением, генеральный директор ЗАО «Издатель»

Отметим, что при выявлении размера скидки и отражение ее в бухгалтерском и налоговом учете в последующем периоде на основании дополнительного расчета или уведомления существует значительный риск того, что представители налоговых органов при проведении проверки потребуют определить величину налоговой базы по НДС и налогу на прибыль, исходя из уровня цены товаров без учета предоставляемых покупателю скидок.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ У ОРГАНИЗАЦИИ-ПРОДАВЦА

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ У ПРОДАВЦА

При отражении в бухгалтерском учете поставщика - издательства операций по реализации товаров с уменьшением на величину скидок суммы задолженности покупателя необходимо руководствоваться, в частности, пунктом 6 ПБУ 9/99.

Из пункта 6 ПБУ 9/99 следует, что выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности, определяемой из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации.

При этом, если предоставление скидки осуществляется в виде частичного уменьшения обязательства покупателя по оплате товаров в последующие отчетные периоды (после передачи товаров) без изменения первоначально установленной цены, то сумма предоставляемой покупателю скидки не должна уменьшать выручку от реализации у продавца.

Отражение в бухгалтерском учете частичного прекращения обязательства покупателя отражается по дате подписания акта об урегулировании взаимных расчетов.

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

При отгрузке товаров:

62

90-1

600 000

Отражена выручка от реализации книжной продукции

90-3

76/НДС

91 525

Начислен НДС со стоимости реализованной книжной продукции

51

62

500 000

Отражена оплата книжной продукции

76/НДС

68

76 271

Отражено начисление НДС в случае, если учетная политика «по оплате»

91

62

100 000

Отражено прекращение части денежного обязательства соразмерно предоставляемой скидке по дате подписания акта

76/НДС

68

15 254

Отражено начисление НДС в случае, если учетная политика «по оплате»

 

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

При отгрузке товаров:

62

90-1

600 000

Отражена выручка от реализации книжной продукции

90-3

68/НДС

91 525

Начислен НДС со стоимости реализованной книжной продукции, в случае, если учетная политика «по отгрузке»

51

62

500 000

Отражена оплата книжной продукции

91

62

100 000

Отражено прекращение части денежного обязательства соразмерно предоставляемой скидке по дате подписания акта

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА НДС У ПРОДАВЦА

Как было указано выше, налоговая база по НДС определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), то есть исходя из первоначально установленной цены без учета скидки.

Частичное прекращение денежного обязательства покупателя путем его уменьшения, соразмерного величине предоставленной скидки, признается оплатой реализованных товаров, если учетная политика для НДС «по оплате», в соответствии с пунктом 2 статьи 167 НК РФ.

Уменьшение суммы начисленного НДС на основании дополнительно выставленный покупателю счета-фактуры на сумму скидки без корректировки цены может также быть признано неправомерным, поскольку такой порядок действующим законодательством не предусмотрен.

Прекращение части денежного обязательства прощением долга в сумме предоставляемой покупателю скидки как самостоятельная операция не образует объекта налогообложения по НДС в соответствии со статьей 146 НК РФ. Исключение составляет случай, когда на сумму скидки покупателю передается товар.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ У ПРОДАВЦА

Выручка от реализации товаров определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ в сумме обязательства, причитающегося оплате покупателем, то есть исчисленной исходя из цены товаров без учета скидки.

Прекращение части обязательства покупателя прощением долга не изменяет величины налогооблагаемого дохода организации и не признается расходом, учитываемым при расчете налогооблагаемой прибыли на основании пункта 16 статьи 270 НК РФ.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в издательском бизнесе, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Издательская деятельность».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Применение ПБУ 18/02 по операциям с передачей имущества в безвозмездное пользование ..
Учет средств у заказчика-застройщика, выполняющего функции инвестора ..
Определение выручки от продажи готовой продукции в бухгалтерском учете в организациях машиностроения ..
Организация и характеристика платных услуг, оказываемых медицинскими учреждениями ..
Применение бланков строгой отчетности ..
Приобретение ГСМ за наличный расчет ..
Приобретение ГСМ по безналичному расчету ..
Признание доходов при исчислении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства ..
Определение доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающи ..
Договор комиссии: бухгалтерский учет ..
Налоговые споры право на обжалование актов, действий (бездействия) ..
Государственный контроль в сфере рекламы ..
Порядок привлечения к полной материальной ответственности работников организации общественного питан ..


Похожие документы из сходных разделов


Единый социальный налог: постатейный комментарий. Статья 242. Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов)


СТАТЬЯ 242. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ И ИНЫХ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ (ПОЛУЧЕНИЯ ДОХОДОВ)

«Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как:

день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса»;

Для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (организации, индивидуаль

[ознакомиться полностью]

Налогообложение рекламных услуг и деятельности по организации выставок


Налог на прибыль.

Обязанностью любого хозяйствующего субъекта – плательщика налога на прибыль является ведение налогового учета, основные принципы которого регулируются главой 25 «Налог на прибыль организаций».

Налоговый учет, целью которого является формирование налоговой базы по налогу на прибыль, имеет в отличие от бухгалтерского учета несколько иные принципы классификации, исчисления величины и признания расходов организации для целей налогообложения прибыли.

Напомним, что под прибылью в целях главы 25 НК РФ понимается разница между полученными налогоплат

[ознакомиться полностью]

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе


Все субъекты рекламного рынка в соответствии со статьей 38 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» несут гражданскую и административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Государственный контроль за соблюдением рекламного законодательства возложен на Федеральную антимонопольную службу (статья 33 Закона №38-ФЗ). Регламентирован порядок рассмотрения федеральной антимонопольной службой дел по признакам нарушения законодательства о рекламе и принятия по ним соответствующих решений. При этом предусмотрена возможность обжалования решений антимонопольного

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100