Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде
Порядок принятия заявления о банкротстве арбитражным судом.
Дела о банкротстве юридических лиц рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника - юридического лица (пункт 1 статьи 33 Закона №127-ФЗ).
Обратите внимание!
Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд (пункт 3 статья 33 Закона №127-ФЗ).
Порядок принятия заявления о банкротстве арбитражным судом определен статьей 42 Закона №127-ФЗ.
Согласно пункту 2 указанной статьи:
«О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд».
В определении о принятии заявления о признании должника банкротом указываются саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего, а также дата рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику.
Согласно статье 2 Закона №127-ФЗ под саморегулируемой организацией арбитражных управляющих понимается некоммерческая организация, основанная на членстве, созданная гражданами Российской Федерации, включенная в государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
Согласно статье 21 Закона №127-ФЗ статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения указанной организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции:
обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
защита прав и законных интересов своих членов;
обеспечение информационной деятельности своих членов процедур банкротства;
содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.
В обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих входит:
разрабатывать и устанавливать требования предъявляемые к гражданам Российской Федерации желающим вступить в саморегулируемую организацию;
разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований Закона №127-ФЗ и установленных саморегулируемой организацией правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
рассматривать жалобы на действия своего члена исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
уведомлять арбитражный суд рассматривающий дело о банкротстве об исключении своего члена исполняющего обязанности арбитражного управляющего в таком деле в срок не позднее чем три дня с даты его исключения;
осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего;
осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих являющихся ее членами и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам;
обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;
Саморегулируемая организация вправе:
представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти органами государственной власти субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления;
уведомлять арбитражные суды Российской Федерации о приобретении статуса саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
подавать иски о защите прав и законных интересов лиц участвующих в деле о банкротстве;
заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов в действиях (бездействии) которых установлены нарушения законодательства о несостоятельности.
Заявленная саморегулируемая организация вправе знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать копии.
Арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом заявителю, должнику, в регулирующий орган, заявленную саморегулируемую организацию.
В случае наличия у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона №127-ФЗ:
«В определении арбитражного суда, направляемом в заявленную саморегулируемую организацию, указываются требования к кандидатуре временного управляющего, а также информация о наличии или об отсутствии у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В случае, если заявителем не указаны требования к кандидатуре временного управляющего, указанное определение направляется в заявленную саморегулируемую организацию без указания требований к кандидатуре временного управляющего».
Определение о принятии заявления о признании должника банкротом может быть обжаловано в апелляционном порядке не позднее 14 дней со дня его принятия (пункт 19 Постановления ВАС №29).
Для возбуждения дела о банкротстве обязательно проведение заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику.
Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.
В соответствии со статьей 2 Закона №127-ФЗ арбитражным управляющим является гражданин Российской Федерации, который утверждается арбитражным судом для проведения процедур банкротства и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
Требования к кандидатуре арбитражного управляющего перечислены в статье 20 Закона №127-ФЗ, согласно которой арбитражный управляющий должен:
«быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя;
иметь высшее образование;
иметь стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;
сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;
пройти стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
не иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
являться членом одной из саморегулируемых организаций».
Кроме того, согласно пункту 6 статьи 20 Закона №127-ФЗ, арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих, административных управляющих внешних управляющих или конкурсных управляющих арбитражные управляющие, являющиеся:
которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;
Перечень заинтересованных лиц по отношению к должнику содержится в статье 19 Закона №127-ФЗ.
в отношении, которых введена процедура банкротства;
которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;
которые дисквалифицированы или лишены права занимать руководящие должности, и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет), и (или) управлять делами, и (или) имуществом других лиц;
которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями Закона №127-ФЗ договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;
Договор страхования ответственности признается формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего и должен быть заключен на срок не менее года с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок.
Минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем три миллиона рублей в год.
Пленум ВАС Российской Федерации в пункте 12 Постановления от 8 апреля 2003 года №4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» разъясняет, что непредставление арбитражным управляющим в суд документа о дополнительном страховании ответственности в течение 10 дней с даты утверждения управляющего может служить основанием для отстранения его по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или по инициативе суда.
которые не имеют допуска к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника.
Кроме того, в соответствии с нормами статьи 23 Закона №127-ФЗ, конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) к кандидатуре арбитражного управляющего вправе предусмотреть следующие требования:
«наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего».
Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) не вправе выдвигать требования к кандидатуре арбитражного управляющего иные требования.
Иначе говоря, указанный в пункте 1 статьи 23 Закона №127-ФЗ перечень дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего является исчерпывающим, а следовательно, иные дополнительные требования, противоречат закону, а поэтому не имеют юридической силы. (Постановление ФАС Центрального Округа от 16 августа 2005 по делу №А08-7658/04-11).
Обратите внимание!
Правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» (далее - Постановление №855).
Согласно пункту 2 статьи 14.12 КоАП РФ:
«Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет».
Статья 196 Уголовного Кодекса Российской федерации (далее – УК РФ):
«Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового».
Как видно из указанных норм, понятие преднамеренного банкротства раскрывается одинаково и в уголовном, и в административном праве.
«Фиктивное банкротство - это заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности» (пункт 2 статьи 14.12 КоАп РФ).
Арбитражный управляющий проводит проверку за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также период проведения процедур банкротства (пункт 2 Постановления №855). При проведении проверки исследуются документы, перечисленные в пункте 2 Постановления №885. По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Для выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства анализируются показатели, характеризующие платежеспособность организации, правила их расчета утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года №367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа». Заключение представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания - в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 КоАП РФ, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона №127-ФЗ и статьей 28.1 КоАП РФ проверка деятельности арбитражных управляющих входит в обязанности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а к компетенции регулирующего органа относится проведение проверок деятельности саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих.
Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству.
Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству проводится судьей арбитражного суда, единолично, в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ), с особенностями, установленными Законом №127-ФЗ (пункт 1 статьи 50 Закона №127-ФЗ).
При подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, арбитражный суд, должен рассмотреть все заявления, жалобы и ходатайства всех лиц, которые участвуют в деле о банкротстве, провести судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя, установить обоснованность требований кредиторов,
По ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
Отметим, что статьей 34 Закона №127-ФЗ установлен закрытый перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве:
должник;
арбитражный управляющий;
конкурсные кредиторы;
уполномоченные органы;
федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.
На основании статьи 51 Закона №127-ФЗ дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышавший семи месяцев от даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Статьей 52 Закона №127-ФЗ установлено, что по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из семи существующих судебных актов:
решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
решение об отказе в признании должника банкротом;
определение о введении финансового оздоровления;
определение о введении внешнего управления;
определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
определение об утверждении мирового соглашения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 223 АПК РФ определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о банкротстве и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства, отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.
Иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ, и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в течение четырнадцати дней со дня их вынесения. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции в течение четырнадцати дней принимает постановление, которое является окончательным (пункт 3 статьи 61 Закона №127-ФЗ).
Приостановление и прекращение дела о банкротстве.
В некоторых случаях производство по делу о банкротстве может быть:
приостановлено (статья 58 Закона №127-ФЗ);
прекращено (статья 57 Закона №127-ФЗ).
Производство по делу о банкротстве может быть приостановлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае:
обжалования судебных актов;
обжалования решений собрания кредиторов (комитета кредиторов);
в иных предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации случаях.
Дело о банкротстве может быть прекращено, если:
платежеспособность должника восстановлена в ходе финансового оздоровления;
платежеспособность должника восстановлена в ходе внешнего управления;
заключено мировое соглашение;
кредиторы отказались от своих требований;
требования кредиторов удовлетворены в ходе банкротства и так далее.
Отметим, что в соответствии со статьей 101 АПК РФ:
«Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом».
Что понимается под судебными издержками, указано в статье 106 АПК РФ:
«К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде».
На основании статьи 59 Закона №127-ФЗ судебные расходы покрываются за счет имущества должника и возмещаются вне очереди. В случае если имущества должника не хватает для погашения расходов, то неоплаченная часть покрывается за счет средств заявителя, а если заявителем является ликвидационная комиссия - на создавших эту комиссию собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника.
В случае, если по результатам рассмотрения обоснованности требований кредиторов арбитражным судом вынесено определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения или об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу, за исключением удовлетворения требований заявителя после подачи заявления о признании должника банкротом, судебные расходы относятся на заявителя, обратившегося в арбитражный суд с заявлением кредитора.
В случае, когда конкурсные кредиторы объединяли свои требования, что предусмотрено пунктом 5 статьи 39 Закона №127-ФЗ, и обращались в суд с одним заявлением кредитора, судебные расходы распределяются пропорционально суммам их требований.
Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена статьей 134 Закона №127-ФЗ, согласно пункту 1 которой, судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений в соответствии с требованием закона о несостоятельности погашаются вне очереди за счет конкурсной массы.
Государственная пошлина уплачивается заявителем при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, определены статьей 333.21 НК РФ.
При подаче заявления о признания должника несостоятельным (банкротом) размер государственной пошлины составляет 2 000 рублей.
Обратите внимание!
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 265 НК РФ судебные расходы и арбитражные сборы относятся в состав внереализационных расходов.
Расходы на опубликование сообщений в средствах массовой информации (СМИ).
При проведении процедуры банкротства опубликованию подлежат следующие сведения:
сведения о введении наблюдения;
об открытии конкурсного производства;
о признании должника банкротом;
о прекращении производства по делу о банкротстве.
Расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
На основании пункта 1 статьи 26 Закона №127-ФЗ размер вознаграждения арбитражному управляющему устанавливается и утверждается арбитражным судом и не может быть менее 10 000 рублей в месяц.
В случае отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей вознаграждение арбитражному управляющему может не выплачиваться.
Конкурсным кредитором уполномоченным органом или собранием кредиторов арбитражному управляющему может быть установлено дополнительное вознаграждение за счет средств кредиторов утверждаемое арбитражным судом и выплачиваемые за результаты его деятельности.
Расходы на выплату вознаграждения арбитражного управляющего также как и судебные расходы возмещаются за счет имущества должника. Если имущества должника недостаточно для выплаты вознаграждения заявитель обязан погасить расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.
В бухгалтерском учете сумма вознаграждения арбитражному управляющему представляет собой расходы на управление организацией и на основании пункта 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» является расходами по обычным видам деятельности».
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета начисление суммы вознаграждения производится путем следующей записи:
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В налоговом учете сумма вознаграждения, выплачиваемая арбитражному управляющему, представляет собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подпункт 18 статьи 264 НК РФ).
Арбитражным управляющим может быть только гражданин России, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, на вознаграждение арбитражного управляющего не начисляются ЕСН и взносы по обязательному пенсионному страхованию. Кроме того, с суммы вознаграждения не следует удерживать НДФЛ. Ведь индивидуальные предприниматели, указанные налоги и обязательные платежи оплачивают самостоятельно.
Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
В соответствии со статьей 11 Закона о лицензировании переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии осуществляется в следующих случаях:
при реорганизации юридического лица в форме преобразования;
при реорганизации юридических лиц в форме слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности;
изменения наименования юридического лица или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпр
Особенности доверительного управления ценными бумагами
В зависимости от характера имущества, передаваемого в доверительное управление, правовая основа договора доверительного управления приобретает дополнительные аспекты. Не исключением является и доверительное управление ценными бумагами.
На сегодняшний день доверительное управление ценными бумагами требует особой системы регулирования, учитывающей все особенности этого объекта.
Надо признать, что правила, установленные в рамках гражданского законодательства для доверительного управления имуществом, не могут быть применены на общих основаниях, если объектом доверительного управлени
Учет суммовых разниц для целей налогообложения при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при заключении договора комиссии
Налог на добавленную стоимость с суммовых разниц, возникающих у комиссионера
В соответствии с пунктом 1 статьи 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договора комиссии определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из посреднических договоров.
Таким образом, комиссионер не включает в налогооблагаемый оборот по НДС сумму полученных от покупателя денежных средств, подлежащих перечислению комитенту. Ответстве