Главная страница --> Ведение бизнеса

Особенности организации бухгалтерского учета в союзах, как некоммерческих организациях



Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях (в том числе в ассоциациях и в союзах) ведется в общеустановленном порядке, согласно пункту 1 статьи 32 Закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации. При этом к коммерческой тайне не могут быть отнесены следующие сведения:

  • о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций (далее НКО);
  • о размерах и составе имущества НКО;
  • о расходах;
  • о численности и составе работников;
  • об оплате труда работников;
  • об использовании безвозмездного труда граждан.

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета определяют следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июня 1998 года №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации);
  • отдельные положения по бухгалтерскому учету, регулирующие порядок учета отдельных объектов и операций;
  • План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Особенности составления и представления бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями следующие:

1. Они могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

  • Отчет об изменениях капитала (форма №3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма №4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  • при отсутствии соответствующих данных.

2. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).

3. Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется:

  • Отчет об изменениях капитала (форма №3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма №4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  • Пояснительная записка.

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться:

  • Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»,
  • Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 года №43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99»;
  • иными положениями по бухгалтерскому учету;
  • Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Союзы при принятии формы Бухгалтерского баланса (форма №1) в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включает группу статей «Целевое финансирование».

Порядок заполнения Отчета о целевом использовании полученных средств, приведен в «Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 года №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В отчете о целевом использовании полученных средств (форма №6) союзы указывают данные:

  • об остатках средств, поступивших в виде вступительных, членских, добровольных взносов;
  • о поступлении средств, в течение отчетного периода;
  • о расходовании средств, в течение отчетного периода;
  • об остатках средств на конец отчетного периода.

Если расходы, произведенные в течение отчетного периода (с учетом остатка на начало периода), превысили имеющиеся целевые средства, то разность указывается по статье «Остаток на конец отчетного периода» в круглых скобках, а в бухгалтерском балансе (форма №1) – в составе прочих оборотных активов. В пояснительной записке необходимо дать пояснения.

Организация может самостоятельно добавлять в форму отчета статьи для данных, являющихся существенными, если в стандартной форме №6 такие статьи не предусмотрены.

Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общественным организациям (объединениям), не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), дано освобождение от обязанности представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность.

Данные общественные организации только один раз в год по итогам отчетного года представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о целевом использовании полученных средств,

тогда как другие НКО представляют еще и квартальную отчетность (в течение 30 дней по окончании квартала).

Соответственно эти организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительную записку.

Бухгалтерская отчетность, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), представляется в налоговый орган, и в орган статистики, на основании Постановления Госкомстата РФ от 27 сентября 1995 года №157 «Об утверждении порядка сбора и обработки годовой бухгалтерской отчетности организаций и представления сводной информации органам государственной власти и местного самоуправления, а также другим заинтересованным пользователям», а также другим заинтересованным пользователям, например, жертвователям и грантодателям.

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности обязаны представлять форму №6.

В качестве форм бухгалтерской отчетности союзы вправе использовать как формы, утвержденные Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 года №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», так и самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденных Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43н.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА СОЮЗОВ

Прежде всего, напомним, что ассоциация или союз общественных объединений представляет собой некоммерческую организацию, которая не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью. Исходя из этого и следует составлять учетную политику в союзах.

В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98».

При формировании учетной политики бухгалтеру ассоциации или союза общественных организаций следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя ассоциации или союза.

При этом утверждается:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов финансовой деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств ассоциации или союза;
  • методы оценки активов и обязательств ассоциации или союза;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля финансовых операций;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика ассоциации или союза общественных организаций должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов финансовой деятельности;
  • своевременное отражение фактов финансовой деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
  • отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка ассоциацией или союзом соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности (например – реорганизация).

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением) руководителя союза.

С момента введения в действие части второй НК РФ все организации, являющиеся налогоплательщиками (в том числе ассоциации и союзы общественных объединений), обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.

Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно.

Разработку учетной политики в ассоциациях и в союзах общественных объединений для целей налогообложения следует производить исходя из того, какие налоги платит союз, как формируется налоговая база по отдельным видам налогов, а также из принятой в организации схемы документооборота.

В раздел учетной политики, регулирующий организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:

  • ответственного за организацию налогового учета;
  • ответственного за ведение налогового учета;
  • график документооборота или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет;
  • формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета.

Наиболее удобным, на взгляд авторов, в применении для НКО (в том числе и для ассоциаций и союзов общественных объединений), будет план счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Наиболее важной частью для ассоциаций и союзов будет разработка методики отражения операций по счету 86 «Целевого финансирования».

В соответствии со статьей 26 Закона №7-ФЗ источником финансирования имущества НКО, не занимающихся предпринимательской деятельностью, могут являться:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов) ассоциации и союза;
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования членов ассоциации и союза;
  • доходы, получаемые от собственности союза;
  • другие, не запрещенные законом поступления.

Для учета поступающих средств, Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 86 «Целевые финансирования и поступления».

Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами ассоциации или союза.

Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» - кассовый метод или метод начислений.

Обширная практика применения некоммерческими организациями классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:

  • кассовый метод учета поступлений денежных средств,
  • совмещение методов при расходовании средств. Так, например, денежные расходы списываются по факту (то есть кассовым методом), а расходы на заработную плату - методом начисления.

Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета 86 «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается применение кассового метода учета.

Более подробно с вопросами, касающимися деятельности ассоциаций и союзов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Ассоциации и союзы»

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Бухгалтерский учет хозяйственных операций в научно исследовательских и проектных организациях ..
Полуфабрикатный метод учета затрат на производство ..
Выполнение исполнителями работы (услуги), оплачиваемых за счет бюджетных средств ..
Постановка на учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через филиалы, представ ..
Иностранная компания строит в России ..
Учет возврата нереализованной части тиража по договору комиссии ..
Целевое финансирование субъектов ВПК. Учет бюджетных средств, направленных на финансирование расходо ..
Учет расходов на добровольное страхование при применении специальных режимов налогообложения ..
Процедуры досудебного разбирательства ..
Договор залога ..
Лицензирование в пищевой промышленности ..
Правовые основы возврата товара покупателем ..
Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, вы ..


Похожие документы из сходных разделов


Оценка НЗП для организаций, занимающихся оказанием услуг


Некоторые виды услуг могут иметь вещественные результаты, которые передаются заказчику. Такими услугами могут выступать консультационные или аудиторские услуги.

Отметим, что при оказании такого вида услуг налогоплательщики ведут учет прямых расходов, в принципе, по аналогии с позаказным методом калькулирования затрат бухгалтерского учета. Так как налоговое законодательство (статья 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)) закрепляет право, а не обязанность налогоплательщика в отношении распределения прямых расходов, то, при желании, налогоплательщик может распределять

[ознакомиться полностью]

Правила налогообложения доходов, полученных от работы по найму на основе норм международных соглашений


В отношении порядка налогообложения доходов, получаемых от работы по найму, международные соглашения устанавливают ряд положений, которые могут различаться по формулировкам в соглашениях, заключенных с разными государствами, но в целом они базируются на единых принципах. Разберем данные положения и порядок их практического применения.

1. Заработная плата, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от работы по найму, может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве только тогда, когда работа выполняется в нем.

Соглашения предусматривают следу

[ознакомиться полностью]

Передача нематериальных активов в счет вклада в уставный капитал другой организации


В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Федеральный закон №208-ФЗ) оплата акций, распределяемых среди учредителей акционерного общества при его учреждении, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку.

Согласно пункту 3 статьи 34 Федерального закона №208-ФЗ при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости передаваемого объекта нематериальных активов должен привлекаться независимый оценщик

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100