Главная страница --> Ведение бизнеса

Лицензирование отдельных видов деятельности и ответственность за нарушение законодательства о лицензировании



ВОПРОСЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Вопросы, связанные с лицензированием деятельности индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании).

Индивидуальному предпринимателю на осуществление конкретного вида деятельности лицензирующим органом выдается специальное разрешение, то есть лицензия, при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

Перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия, установлен статьей 17 Закона о лицензировании. В соответствии с Законом о лицензировании к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

К таким видам деятельности, в частности, относятся:

  • разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • разработка, производство, ремонт, утилизация и торговля вооружением и военной техникой;
  • производство и торговля оружием, его основными частями и патронами к нему;
  • разработка, производство и утилизация боеприпасов;
  • деятельность по эксплуатации электрических, газовых и тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд индивидуального предпринимателя);
  • инженерные изыскания, проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с госстандартом;
  • фармацевтическая деятельность;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • перевозки морским, внутренним водным, воздушным транспортом пассажиров и грузов;
  • перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте, в морских портах, а также на железнодорожном транспорте;
  • деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения, воздушных судов, а также по ремонту воздушных судов;
  • деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте, а также технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
  • организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;
  • оценочная деятельность;
  • аудиторская деятельность;
  • туроператорская и турагентская деятельность;
  • негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность;
  • производство табачных изделий;
  • ветеринарная деятельность;
  • медицинская деятельность;
  • ряд других видов деятельности.

Следует отметить, что в настоящий момент список лицензируемых видов деятельности подвергся значительному сокращению в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 года №80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона о лицензировании Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по следующим видам деятельности:

1) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино);

2) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов);

3) космическая деятельность;

4) медицинская деятельность;

5) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

6) строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

7) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года №499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, которым установлен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно статье 7 Закона о лицензировании лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в статье 17 Закона о лицензировании. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию индивидуальным предпринимателем. Срок действия лицензии согласно статье 8 Закона о лицензировании не может быть менее чем пять лет, но по его окончании срок может быть продлен по заявлению лицензиата.

В зависимости от вида деятельности лицензии выдаются либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 №135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами власти субъектов Российской Федерации. Перечень документов, которые представляет соискатель лицензии, в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии приведен в статье 9 Закона о лицензировании.

За рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за предоставление лицензий согласно статье 15 Закона о лицензировании уплачивается государственная пошлина. Размер госпошлины с 1 января 2005 года установлен главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации.

Помимо Закона о лицензировании существуют и специализированные Законы, предусматривающие особый порядок и условия лицензирования. Например, Федеральный закон от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» (далее Закон о связи). Рассмотрим проблемы лицензирования индивидуальных предпринимателей по такому специализированному Закону.

Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Лицензии выдаются по результатам рассмотрения заявлений, а также по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса) (статья 31 Закона о связи).

Для получения лицензии заявитель обязан подать в лицензирующий орган заявление, в котором указываются:

  • фамилия, имя, отчество;
  • место жительства;
  • данные документа, удостоверяющего личность;
  • наименование услуги связи;
  • территория, на которой будет оказываться услуга связи, и создаваться сеть связи;
  • категория сети связи;
  • срок, в течение которого соискатель лицензии намерен осуществлять деятельность в области оказания услуг связи.

К заявлению прилагаются документы необходимые для получения лицензии:

  • копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, заверенная органом, выдавшим указанный документ, или нотариально заверенная копия указанного документа;
  • нотариально заверенная копия свидетельства о постановке индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
  • схема построения сети связи и описание услуги связи;
  • документ, подтверждающий уплату сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности относятся:соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Кроме обязательных требований предусмотрены и специальные требования. Так, что касается лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, то в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности, квалификационные требования к гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

Решение о выдачи лицензии или об отказе ее выдачи лицензирующий орган принимает в сроки, установленные статьей 32 Закона о связи. В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о лицензировании, к причинам, по которым может быть отказано в выдаче лицензии, относятся:

«наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям».

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается сбор в размере 300 рублей.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор. После получения уведомления о выдаче лицензии заявитель обязан в срок оплатить лицензионный сбор, который установлен в размере:

  • 15 000 рублей, умноженных на количество субъектов Российской Федерации, на территориях (части территорий) которых, согласно этой лицензии, будут оказываться услуги связи, (в случаях, указанных в пункте 3 статьи 30 Закона о связи);
  • определенном условиями торгов (аукциона, конкурса), - в случае выдачи лицензии по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса);
  • 1 000 рублей, умноженных на количество субъектов Российской Федерации, на территориях (части территорий) которых согласно этой лицензии будут оказываться услуги связи, - в иных случаях.

Суммы лицензионного сбора и сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии зачисляются в федеральный бюджет. Если соискатель лицензии не оплатит лицензионный сбор в течение трех месяцев, то лицензирующий орган имеет право аннулировать лицензию.

Срок действия лицензии на оказание услуг связи установлен от трех до двадцати пяти лет, но лицензия может выдаваться на срок и менее трех лет по заявлению соискателя лицензии.

Территория, на которой в соответствии с лицензией, разрешается оказывать услуги связи, указывается в лицензии лицензирующим органом. Лицензия или любые предоставляемые ею права, не могут быть полностью или частично переданы лицензиатом другому юридическому или физическому лицу.

Лицензия, по заявлению ее владельца, может быть переоформлена на правопреемника. Переоформление осуществляется в течение 30 дней со дня подачи заявления, за переоформление взимается лицензионный сбор в размере 1 000 рублей (пункт 5, 6 статьи 35 Закона о связи). Также в лицензию могут быть внесены изменения и дополнения (статья 36 Закона о связи).

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

За нарушение предпринимателями действующего законодательства о лицензировании законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

Действующим законодательством предусмотрены различные виды ответственности за невыполнение индивидуальными предпринимателями обязанностей по лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании.

При осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, статьей 14.1 КоАП РФ предусмотрена административно-правовая ответственность: административный штраф в размере от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, - влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 40 МРОТ.

А в статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовно-правовая ответственность. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. То же деяние, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей деятельности индивидуальных предпринимателей , Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Индивидуальные предприниматели ».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Учет выручки от реализации ..
Нормативно – правовое регулирование договоров ..
Операционные расходы ..
Издательская деятельность. Предоставление скидки в виде передачи покупателю бесплатно дополнительног ..
Налоговый учет представительских расходов. Налог на прибыль ..
Издательская деятельность. Предоставление скидки в виде уменьшения обязательства покупателя по оплат ..
Налогообложение рекламных услуг и деятельности по организации выставок ..
Признание расходов на гарантийный ремонт в налоговом учете организаций торговли ..
Возврат продавцу некачественного товара, который был приобретен в результате договора купли-продажи. ..
Формы первичной учетной документации при применении ККТ ..
Применение специальных коэффициентов к основной норме амортизации ..
Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности работодателями, применяющими упрощ ..
Порядок расчета налога на игорный бизнес ..


Похожие документы из сходных разделов


Учет отпускных в целях налогообложения прибыли


Налоговый учет отпускных без создания резерва на предстоящую оплату отпусков

В пункте 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) сказано, что отпускные относятся к расходам на оплату труда. Эти расходы уменьшают налогооблагаемый доход организации. Причем это относится к оплате, как основных отпусков, так и дополнительных. Однако в отношении дополнительных отпусков есть небольшой нюанс. Он касается тех отпусков, которые организация сама установила своим сотрудникам сверх норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В таком случае, суммы с

[ознакомиться полностью]

Безвозмездное поступление основных средств


Безвозмездно получить основные средства организация может лишь в двух случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ).

В первом случае организация получает основное средство по договору дарения. В соответствии со статьей 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность.

В том случае, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда, договор дарения должен быть совершен

[ознакомиться полностью]

Создание обособленного подразделения охранной организацией


Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения организации производится таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми на

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100