Главная страница --> Ведение бизнеса

Формирование затрат организации торгов



Любая коммерческая организация в процессе своей деятельности, несет определенные расходы. Например, сюда относятся содержание помещений, коммунальные платежи, заработная плата персонала, ЕСН и так далее. Не являются исключением и торговые организации. Расходы, производимые торговыми организациями в процессе осуществления своей деятельности дополнительно к оплате стоимости покупных товаров, формируют ее производственные расходы, которые в торговле называются издержками обращения.

Основными задачами учета издержек обращения организации торговли, являются обеспечение своевременного полного и достоверного отражения фактических расходов и контроль над использованием материальных и финансовых ресурсов.

Как и все остальные субъекты хозяйственной деятельности торговые организации формируют свои затраты в соответствии с ПБУ 10/99. На состав затрат любой коммерческой организации большое влияние оказывает специфика ее деятельности. Но отраслевые методические рекомендации по учету затрат, пока приняты не для всех отраслей, поэтому в целях бухгалтерского учета организации используют «старые» методики, такую возможность им дает письмо Минфина Российской Федерации от 29 апреля 2002 года №16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)».

Для торговых организаций таким документом являются – Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Письмом Госналогслужбы Российской Федерации от 10 мая 1995 года №ЮБ-6-17/256 «О методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания».

Обращаем внимание, что этим документом можно воспользоваться только для целей бухгалтерского учета, в целях налогообложения его положения не применяются.

Ведя учет затрат, организация торговли обязана обеспечить их синтетический и аналитический учет.

Синтетический учет расходов торговые организации, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, ведут на счете 44 «Расходы на продажу». По дебету указанного счета отражаются все производственные затраты организации торговли, а по кредиту осуществляется их списание. Дебетовое сальдо по счету 44 «Расходы на продажу» означает остаток издержек обращения на остаток нереализованных товаров на конец месяца. В конце отчетного периода бухгалтер торговой организации списывает издержки, приходящиеся на реализованные товары в дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж», что отражается проводкой:

Дебет 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу».

В учете производственные расходы торговой организации отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с различными счетами в зависимости от источника расходов и затрат:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

44

02

Начислена амортизация по объектам основных средств

44

05

Начислена амортизация по нематериальным активам

44

10

Списаны материалы, использованные для производственной деятельности, например, при хранении товаров на складах

44

60, 76

Отражены затраты производственного характера (охрана объектов, аренда, коммунальные платежи, информационные услуги и тому подобное)

44

70

Начислена заработная плата сотрудникам торговой организации

44

69

Начислен ЕСН и взносы по обязательному пенсионному страхованию

44

71

Списаны командировочные, представительские расходы и другие производственные расходы торговой организации по авансовым отчетам сотрудников

44

97

Отнесены в состав затрат отчетного периода затраты, которые были учтены в составе расходов будущих периодов

Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов. Методическими рекомендациями по учету издержек обращения для организаций торговли предусмотрены следующие статьи затрат:

  • транспортные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • ЕСН;
  • расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;
  • амортизация основных средств;
  • расходы на ремонт основных средств;
  • износ санитарной и специальной одежды, приборов и других предметов труда;
  • расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
  • расходы на рекламу;
  • затраты по оплате процентов за пользование кредитами и займами;
  • потери товаров и технологические отходы;
  • расходы на тару;
  • прочие расходы.

Учет издержек обращения на остаток товаров.

Итак, в процессе осуществления хозяйственной деятельности на счете 44 «Расходы на продажу» организация торговли отражает все производственные затраты, как относящиеся к реализованным товарам, так и к тем, которые еще не нашли своего покупателя. Среди всех производственных расходов, осуществляемых организациями торговли, самыми значительными являются, конечно же, расходы на доставку товаров, которые иногда «утяжеляют» покупную стоимость товаров на достаточно значительные суммы (до 50%). И если все остальные производственные расходы торговых организаций, в силу своей незначительности, могут списываться на финансовые результаты через счет реализации в полном объеме, то в отношении транспортных расходов, на наш взгляд, этого делать нельзя, так как это приведет к искажению реального положения дел в организации торговли.

Напомним, что бухгалтерское законодательство (а с 1 января 2006 года и налоговое) дает возможность учитывать торговым организациям транспортные расходы либо в составе покупной стоимости товаров, либо в составе расходов на продажу. Списание указанных расходов зависит от их варианта учета: если организация их учитывает в составе покупной стоимости, то транспортные расходы будут списываться пропорционально реализованному товару. Если же торговая организация ведет учет транспортных расходов в составе расходов на продажу, то здесь возможны два варианта списания. Первый – транспортные расходы списываются на себестоимость проданных товаров полностью, то есть по окончании месяца все транспортные расходы списываются в дебет счета 90 «Продажи» и счет 44 «Расходы на продажу» не имеет сальдо на конец месяца. И второй вариант - транспортные расходы подлежат распределению между количеством реализованных товаров и их остатком на складе. Напомним, что такую возможность предоставляет торговой организации пункт 9 ПБУ 10/99.

Мы уже отмечали, что вариант учета транспортных расходов в составе покупной стоимости товаров, используется торговыми организациями редко, только в тех случаях, когда организация точно знает, что транспортные расходы, например, распределяются на товары одного наименования. Поэтому, как правило, организации торговли учитывают транспортные расходы, в составе расходов на продажу. Из двух возможных вариантов списания транспортных расходов, предусмотренных пунктом 9 ПБУ 10/99, торговые организации, конечно же, выбирали второй из вариантов.

Во-первых, такое списание не искажает действительное положение дел в организации, вторая причина кроется в требованиях главы 25 НК РФ.

Как известно, до 1 января 2006 года в целях налогообложения транспортные расходы торговых организаций могли учитываться только в составе издержек обращения и списывались на расходы в соответствии со специальным расчетом. Следовательно, списание всей суммы транспортных расходов в бухгалтерском учете привело бы к возникновению вычитаемых временных разниц, что требовало обязательного применения ПБУ 18/02.

До момента вступления в силу главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ порядок определения величины транспортных расходов на остаток товаров был установлен в пункте 2.18 Методических рекомендаций. Однако мы уже отметили, что в целях налогообложения указанный документ не подлежит применению, поэтому торговые организации, руководствуясь положениями главы 25 НК РФ, устанавливали в бухгалтерской учетной политике, что списание транспортных расходов осуществляется в соответствии с требованиями налогового законодательства (статья 320 НК РФ), что фактически позволяло сблизить бухгалтерский и налоговый учет в торговой организации. На наш взгляд, такая ситуация сохранится и в дальнейшем.

В целях налогообложения торговые организации используют только положения главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, которая с 1 января 2006 года действует в редакции, обновленной Федеральным законом №58-ФЗ.

Заметим, что указанный закон внес некоторые новшества, которые прямым образом затрагивают организации торговли. Во-первых, напомним, что с 1 января 2006 года изменен подпункт 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ, согласно которому расходы организаций торговли, связанные с формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, относятся к материальным расходам. До указанной даты подобные расходы организация торговли могла учесть лишь в составе прочих экономически обоснованных расходов.

Напомним, что требование о наличии санитарно-защитных зон выдвигаются в отношении организаций торговли Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 мая 2001 года №15 «О введении в действие санитарных правил». В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденными Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 апреля 2003 года №38 организации торговли отнесены к V классу, для которых санитарно-защитная зона составляет 50 метров.

Кроме того, торговым организациям следует обратить внимание и на подпункт 19.1, веденный в статью 265 НК РФ с 1 января 2006 года Федеральным законом №58-ФЗ. Согласно данному подпункту налогоплательщик вправе учесть в составе внереализационных расходов:

«расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок».

Так как организации торговли часто используют в своей работе различные виды скидок, то вопросы их налогообложения являются для них актуальными. Особенно большие споры вызывали скидки, предоставляемые покупателю уже после того, как товары были проданы.

Заметим, что проблема отражения в налоговом учете предоставляемых скидок существует давно, и до последнего момента не имела однозначного подхода. Часть специалистов склонялась к тому, что в соответствии с гражданским законодательством предоставление скидки следует рассматривать, как уменьшение цены договора, в связи, с чем предлагалось корректировать выручку на сумму предоставленной скидки, и, соответственно корректировать суммы начисленных налогов. Другие же (к ним в частности, относятся и работники налогового ведомства) считали, что суммы предоставляемых скидок должны быть учтены продавцом в составе внереализационных расходов, а у покупателя, соответственно, признаваться внереализационным доходом. Например, такая точка зрения содержится в Письме МНС Российской Федерации от 25 июля 2002 года №02-3-08/84-Ю216 «По вопросу учета скидок при оптовой продаже фармацевтических препаратов в соответствии с положениями главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации».

Теперь этот момент нашел свое отражение в главе 25 НК РФ. С 1 января 2006 года организации имеют возможность учесть суммы предоставляемых покупателю скидок в составе внереализационных расходов.

Обратите внимание!

Так как понятие «скидка» до сих пор не имеет гражданско-правовой квалификации, такая премия должна быть предусмотрена в договоре именно с применением исключительно двух терминов «премия» или «скидка». Не забудьте так же отразить условия предоставления скидок в маркетинговой политике. Кроме того, в связи с тем, что в пункте 19.1 статьи 265 НК РФ речь идет о предоставленной скидке, на наш взгляд, имеется возможность простого взаимного погашения требований между продавцом и покупателем.

Более полную информацию, касающуюся деятельности организаций торговли, Вы можете узнать из книги ЗАО « BKR-Интерком-Аудит» «Торговая деятельность».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



Источник : РОСЭК



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Методы формирования фактической себестоимости материально-производственных запасов в организациях ма ..
Строительство хозяйственным способом ..
Договор займа и договор кредита ..
Порядок определения расходов ..
Внереализационные расходы, порядок из признания и отражение в учете и отчетности ..
Порядок эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением ..
Удержания из заработной платы. Удержание алиментов ..
Бухгалтерский учет обслуживания ККТ ..
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе ..
Учет расчетов с учредителями в иностранной валюте ..
Способы избежания суммовых разниц ..
Учет у комиссионера по возврату нереализованных печатных изданий ..
Уменьшение налоговой базы по ЕСХН на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых период ..


Похожие документы из сходных разделов


Бухгалтерский и налоговый учет расходов на подготовку кадров


В соответствии с пунктами 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 в целях бухгалтерского учета расходы организации, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, признаются расходами по обычным видам деятельности.

Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, включаются в себестоимость продукции и отражаются по дебету счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу» в их фактическом размере.

Для целей бухгалтерского учета оплата организацией обу

[ознакомиться полностью]

Налог на доходы физических лиц по операциям доверительного управления ценными бумагами


НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ОТНОЩЕНИЯХ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В данном разделе рассматривается ситуация в отношении учредителя доверительного управления ценными бумагами - физического лица.

Порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, установлен статьей 214.1 НК РФ.

При этом, как следует из пунктов 3 и 8 статьи 214.1 Кодекса, организации, выступающие источником выплаты дохода налогоплательщика

[ознакомиться полностью]

Ответственность главного бухгалтера организации общественного питания, установленная нормативными актами


Действующие нормативные документы предусматривают следующие виды ответственности главного бухгалтера:

  • административную ответственность;
  • налоговую ответственность;
  • материальную ответственность;
  • уголовную ответственность.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

К данному виду ответственности главный бухгалтер организации общественного питания может быть привлечен по целому ряду статей, которые содержатся в главах 14, 15 и 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К п

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100