С 1 ноября 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон №115-ФЗ). С принятием данного Закона существенно изменилось правовое регулирование трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с Законом №115-ФЗ иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
К категории иностранных граждан, законно находящимся на территории Российской Федерации, относятся:
иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации;
иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации;
иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, в том числе группа лиц, обладающих привилегиями;
иностранные граждане, обладающие особым статусом.
В настоящее время любой въезжающий на территорию Российской Федерации иностранный гражданин заполняет миграционную карту, содержащую сведения о въезжающем в Российской Федерации иностранном гражданине и служащей для контроля над временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации. Законодательством (пункт 1 статьи 5 Закона 115-ФЗ) определен максимальный срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации – 90 дней с момента выдачи миграционной карты.
В соответствии с Законом №115-ФЗ иностранный гражданин обязан в течение трех рабочих дней со дня въезда в Российской Федерации зарегистрироваться в территориальных органах внутренних дел по месту своего пребывания. Это правило распространяется и на изменение места жительства во время пребывания в Российской Федерации.
Документом, подтверждающим право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, является вид на жительство. Для иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, нет ограничений в порядке приема на работу при предъявлении ими документа, удостоверяющего личность и вида на жительство. Вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину на срок от одного года до пяти лет.
Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации.
К данной категории относятся иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Временное разрешение оформляется штампом в документе, удостоверяющем личность, или справкой установленной формы и действует три года.
Квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность только на территории того субъекта Российской Федерации, где им разрешено проживание.
Рекомендацией работодателям при оформлении трудовых отношений с вышеуказанными иностранными гражданами может быть заключение срочных трудовых договоров на сроки, указанные в разрешении на временное проживание в Российской Федерации.
Иностранцы, временно пребывающие в Российской Федерации.
К данной категории относятся иностранные граждане, прибывшие в Российской Федерации на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации.
Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности определен в статье 18 Закона №115-ФЗ:
В заключение необходимо сказать о том, что за нарушение установленного Законом порядка привлечения и использования иностранных работников предусмотрена административная ответственность в виде штрафа – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Законодательством установлена возможность приостановления выданного разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
взносы в ПФР.
До 1 января 2003 года действовала льгота по выплатам в пользу иностранных работников, предусмотренная пунктом 2 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2001 года №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» пункт 2 статьи 239 утратил силу с 1 января 2003 года.
C 1 января 2003 года выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства облагаются ЕСН в общеустановленном порядке (независимо от права иностранного работника на медицинское, социальное, пенсионное страхование). При этом взносы в ПФР производятся только на иностранных граждан, имеющих право на пенсию в Российской Федерации, то есть постоянно проживающих в Российской Федерации (статья 3Федерального закона 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
На иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации и не имеющих право на пенсию в Российской Федерации, взносы в ПФР не начисляются. При этом необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 243 НК РФ:
«сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Таким образом, в этом случае сумма налога в федеральный бюджет составит 20%.
Следует отметить, что доходы иностранных граждан могут быть объектом аналогичных социальных отчислений (налогов, взносов или платежей) в соответствующем иностранном государстве. В связи с этим, очевидно, возникает проблема двойного налогообложения. Решением данной проблемы может служить заключение межправительственных соглашений об избежании двойного взимания социальных налогов и взносов.
Налог на доходы физических лиц.
Согласно статьям 207, 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица:
налоговые резиденты Российской Федерации, в отношении доходов, полученных из российских и зарубежных источников;
лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в отношении доходов, полученных из источников в Российской Федерации.
Статья 11 НК РФ содержит следующие определения:
физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации – физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Понятие резидентства по налогу связано не с гражданством или постоянным местом жительства, а с продолжительностью фактического нахождения на территории России в календарном году. Таким образом, граждане России могут не являться налоговыми резидентами, если находились на территории Российской Федерации менее 183 дней в году, а иностранные граждане могут оказаться налоговыми резидентами, если провели на территории Российской Федерации более 183 дней.
Согласно статье 6.1 НК РФ течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации. Календарная дата дня отъезда за пределы Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации. Указанные даты устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации, например, документы учета рабочего времени. Определение налогового статуса физического лица должно производиться в каждом налоговом периоде.
Пример.
Иностранный гражданин, имеющий вид на жительство, работает по трудовому договору в российской организации. Налоговый агент исчислял и удерживал налог с доходов налогоплательщика как с доходов резидента Российской Федерации. В силу определенных обстоятельств иностранный работник покидает пределы Российской Федерации ранее предполагаемого срока (фактически пребывает на территории Российской Федерации менее 183 дней в году). Следовательно, статус налогового резидента не подтверждается. В этом случае согласно пункту 2 статьи 231 НК РФ суммы налога, удержанные налоговым агентом не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном статьей 45 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 224 части второй НК РФ определено, что доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися резидентами Российской Федерации, облагаются по ставке в 30 % без предоставления каких-либо налоговых вычетов (пункт 4 статьи 210 НК РФ).
Более подробно с вопросами, касающимися оплаты труда, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Оплата труда».
Увольнение работников производится по основаниям, предусмотренным главой 13 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). Нужно отметить, что ТК РФ значительно расширил полномочия работодателя по расторжению трудовых договоров с работниками (статья 81 ТК РФ). Во всех случаях днем увольнения работника является последний день его работы.
При увольнении работника необходимо:
1) оформить приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора по форме Т-8 (при увольнении одного работника) или Т-8а (при у
Авторский гонорар – вознаграждение автора, которое предусмотрено в авторском договоре. Это вознаграждение является доходом автора и, следовательно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Налогоплательщиком признается сам автор – физическое лицо.
Но, согласно статье 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) у издательства, являющегося источником дохода, полученного физическим лицом, возникает обязанность налогового агента по исчислению и удержанию у физического лица налога и его уплате.
Осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники
Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, но,
во-первых, только, в соответствии с порядком, установленным «Положением по применению ККМ» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745 «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деяте