Налогоплательщики единого налога при упрощенной системе налогообложения (УСН)
Налогоплательщиками согласно статье 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. При этом в пункте 2 статьи 346.12 НК РФ содержится условие, при соблюдении которого организация имеет право перейти на УСН.
Перечень налогоплательщиков, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, установлен в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ:
1. Организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
Определение филиала и представительства дано в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ): представительством называется обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересыюридического лица и осуществляет их защиту; филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами и наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.
Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Кроме того, представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
В налоговом законодательстве отсутствует какое-либо определение филиала и представительства, в отношении филиалов и представительств используется понятие «обособленное подразделение организации»: любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов согласно статье 19 НК РФ по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Таким образом, наличие у организации обособленных подразделений, которые не отвечают признакам филиала или представительства, не является препятствием для перехода на упрощенную систему.
В письмах Минфина Российской Федерации от 21 декабря 2004 года №03-03-02-04/1/93 и от 22 декабря 2004 года №03-03-02-04/1-95 сообщается, что если организация открыла обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством и не указано в качестве таковых в учредительных документах создавшей его организации, то организация вправе применять УСН на общих основаниях при условии соответствия критериям, установленным главой 26.2 НК РФ. Но при этом в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации.
Аналогичной точки зрения придерживается Минфин Российской Федерации в Письме от 16 сентября 2004 года №03-03-02-04/1/14. В соответствии с письмом Минфина если организация открыла автозаправочные станции, которые являются филиалами в соответствии со статьей 55 ГК РФ, то такая организация не имеет права на применение упрощенной системы налогообложения. На основании пункта 2 статьи 11 НК РФ признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Если организация открыла автозаправочные станции, которые являются обособленными подразделениями только в соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ, то такая организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.
2. Банки;
Для целей НК РФ банками признаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (пункт 2 статьи 11 НК РФ).
Согласно Закону Российской Федерации от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли, как основной цели своей деятельности, на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ, имеет право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности те же банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
3. Страховщики;
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 установлено, что страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.
«Страховые агенты - постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые брокеры - постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров» (статья 8 Закона №4015-1).
В письме УМНС по городу Москве от 22 декабря 2003 года №21-09/70697 указано, что страховые брокеры, осуществляющие посредническую деятельность в области страхования в соответствии с действующим законодательством, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения результатов их деятельности на общих для всех налогоплательщиков основаниях. Об этом свидетельствует и арбитражная практика: Постановление ФАС Московского округа от 29 января 2004 года №КА-А40/11015-03.
4. Негосударственные пенсионные фонды;
Согласно Федеральному закону от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «Онегосударственныхпенсионныхфондах» негосударственный пенсионный фонд - особая организационно - правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.
Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.
5. Инвестиционные фонды;
Деятельность инвестиционных фондов связана с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты.
Согласно статье 1 Федерального закона от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» инвестиционный фонд - это имущественный комплекс, находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого общества или учредителей доверительного управления. Инвестиционные фонды образуются в форме акционерных инвестиционных фондов, а также паевых инвестиционных фондов.
Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Федеральным законом от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», и фирменное наименование которого содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд». Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.
6. Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
юридические лица, в том числе кредитные организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в главе 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»:
Брокерская деятельность;
Дилерская деятельность;
Деятельность по управлению ценными бумагами;
Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);
Депозитарная деятельность;
Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг;
Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг.
7. Ломбарды;
Согласно статье 358 ГК РФ ломбард - специализированная организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов, и имеющая на это лицензию (в настоящее время деятельность не лицензируется).
8. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Перечень подакцизныхтоваров дан в пункте 1 статьи 181 НК РФ. Обращаем Ваше внимание на то, что УСН могут применять организации занимающиеся реализацией (без производства) подакцизных товаров.
Кроме того, УСН могут теперь применять налогоплательщики, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых. Понятие полезных ископаемых приводится в пункте 1 статьи 337 НК РФ:
«полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности».
Виды добытого полезного ископаемого установлены в пункте 2 статьи 337 НК РФ. К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации (статья 3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах»). То есть перечень общераспространенных полезных ископаемых формируется с учетом региональной специфики. При утверждении региональных перечней общераспространенных полезных ископаемых органы государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации руководствуются Временными методическими рекомендациями, утвержденными Распоряжением МПР Российской Федерации от 7 февраля 2003 года №47-р. В пункте 2.1 этого документа указано:
«К общераспространенным полезным ископаемым могут быть отнесены неметаллические и горючие полезные ископаемые, пространственно и генетически связанные с осадочными, магматическими или метаморфогенными породами, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих ГОСТов, ОСТов, ТУ, СНиПов, и служащие для удовлетворения нужд местного производства».
Перечень полезных ископаемых, который рекомендовано использовать при формировании региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным ископаемым, содержит пункт 2.2 этого документа. В большинстве регионов подобные перечни приняты и действуют. Так, например, перечень общераспространенных полезных ископаемых Ленинградской области утвержден Распоряжением МПР Российской Федерации №18-р, Администрации Ленинградской области №67-р от 14 марта 2005 года «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Ленинградской области», и так далее.
9. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение.
Торговые организации и организации общественного питания, устанавливающие в своих помещениях игровые автоматы, признаются в соответствии с положениями главы 29 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес, так как использование игрового автомата признается деятельностью в сфере игорного бизнеса. Напомним, что уплата налога на игорный бизнес производится наряду с налогообложением по общей системе, то есть налогоплательщики обязаны уплачивать налог на прибыль (налог на доходы физических лиц), ЕСН, НДС, налог на имущество и так далее.
Статьей 366 НК РФ определен перечень объектов игорного бизнеса, которые облагаются налогом и подлежат регистрации в налоговом органе:
игровой стол;
игровой автомат;
касса тотализатора или букмекерской конторы.
Как отмечено в Письме МНС Российской Федерации от 12 марта 2004 года №22-1-14/413 под действие главы 29 НК РФ подпадают также игровые автоматы с выигрышем в виде мягкой игрушки.
Поэтому если предприниматель либо организация торгует в розницу, применяя УСН, при этом установит в магазине игровой автомат, то такие налогоплательщики не вправе применять УСН. Об этом говорится в письме УМНС по городу Москве от 26 февраля 2004 года №21-09/12342.
10. частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
В соответствии со статьей 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС Российской Федерации 11 февраля 1993 года №4462-1 на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. Но кроме нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, функции нотариуса в Российской Федерации могут выполнять и нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты. Нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности.
Обратите внимание!
До вступления в силу Федерального Закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ не вправе были применять УСН только частные нотариусы. Изменениями, внесенными абзацами седьмым-восьмым пункта 2 статьи 1 Федерального Закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ, с 1 января 2006 года лишаются права применять УСН адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований. Соответственно они либо выйдут из адвокатских образований, которыми являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, либо лишатся права на УСН. Так как выйти из коллегии адвокатов субъекта Российской Федерации, для многих адвокатов значит лишить себя работы, следовательно, адвокатов практически лишают права применять УСН.
11. Организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
Изменением, внесенным абзацем девятым пункта 2 статьи 1 Федерального Закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ, с 1 января 2006 года с индивидуальных предпринимателей, которые и так не могли являться участниками соглашений о разделе продукции, снимается лишнее ограничение.
Согласно статье 18 НК РФ система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции является специальным налоговым режимом, при котором участники этих соглашений уплачивают налог на прибыль, НДС, ЕСН, налог на добычу полезных ископаемых, платежи за пользование недрами. Уплата всех остальных федеральных, а также региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом продукции на условиях соглашения. Если законы субъектов Российской Федерации и нормативные акты органов местного самоуправления не предусматривают освобождение участников соглашений о разделе продукции от уплаты региональных и местных налогов и сборов, то участники уплачивают эти налоги и сборы, и в этом случае доля произведенной ими продукции увеличивается на величину, эквивалентную сумме уплаченных налогов и сборов с учетом ставки рефинансирования.
Соглашение о разделе продукции представляет собой договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.
Сторонами соглашениями являются:
Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы;
инвесторы - юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
12. Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 НК РФ;
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является специальным налоговым режимом.
Единый сельскохозяйственный налог действует на всей территории Российской Федерации, но переход на специальный режим налогообложения в виде ЕСХН осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке (пункт 2 статьи 346.1 НК РФ). Налогоплательщики, которые избрали эту систему налогообложения, не вправе отказаться от ее применения до окончания налогового периода.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями согласно статье 346.2 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
ЕСХН представляет собой аналог упрощенной системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В отличие от УСН для перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога ограничение по выручке законодательством не предусмотрено.
Налогоплательщики не имеют право применять два специальных налоговых режима на основании пунктов 11-12 перечня налогоплательщиков, не имеющих права на переход на УСН, и обязаны уплачивать налоги в общеустановленном порядке. В пункте 4 статьи 346.1 главы 26.1 НК РФ установлено, что уплата единого сельскохозяйственного налога организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями предусматривает замену совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии со статьями 13 -15 НК РФ.
13. Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:
на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;
на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %, не относятся к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации вынес Решение от 19 ноября 2003 года №12358/03 «О признании недействующим пункта 9 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №БГ-3-22/706», на основании которого можно сделать вывод о том, что муниципальные унитарные предприятия вправе применять УСН. В соответствии с Решением ВАС муниципальное образование не может быть признано организацией, а, кроме того, имущество муниципальных унитарных предприятий не распределяется по вкладам (долям, паям). Следовательно, подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не содержит препятствий для применения муниципальными унитарными предприятиями упрощенной системы налогообложения. Ранее свою точку зрения о праве на применение УСН муниципальными унитарными предприятиями высказывало МНС РФ в Методических рекомендациях по применению главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №БГ-3-22/706. Хотя в настоящее время указанные Методические рекомендации отменены, обратимся к пункту 9: по мнению МНС РФ, муниципальные унитарные предприятия не вправе применять УСН на том основании, что доля участия муниципального образования, от имени которого выступает орган местного самоуправления, в имуществе муниципального унитарного предприятия превышает 25%. Кроме того, МНС Российской Федерации указывало, что применение упрощенной системы налогообложения возможно только субъектами малого предпринимательства.
ВАС Российской Федерации, рассмотрев приведенные доводы, указал, что глава 26.2 НК РФ не содержит каких-либо упоминаний о том, что УСН применяется только к субъектам малого предпринимательства. Таким образом, на основании решения ВАС Российской Федерации муниципальные унитарные предприятия вправе применять упрощенную систему налогообложения.
При принятии решения о возможности применения упрощенной системы налогообложения жилищно-строительными кооперативами, гаражно-строительными кооперативами и другими организациями, по основным средствам которых начисляется износ, а не амортизация, следует обратить внимание на Письмо УМНС Российской Федерации по городу Москве от 5 января 2004 года №21-08/00256. Поскольку такие организации не начисляют амортизацию, а рассчитывают только сумму износа, остаточная стоимость основных средств некоммерческих организаций равна их первоначальной стоимости. В связи с этим перейти на УСН вправе только некоммерческие организации, у которых остаточная стоимость основных средств (равная первоначальной стоимости) и нематериальных активов не превышает 100 млн. рублей.
Изменением, внесенным абзацем десятым пункта 2 статьи 1 Федерального Закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ, с 1 января 2006 года приводят НК РФ в соответствие с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 18 января 2005 года №8-О «По жалобе Ивановского областного объединения организаций профсоюзов на нарушение конституционных прав и свобод положением подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации», где указано, что текст подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не может служить основанием для отказа в переводе некоммерческой организации, созданной в форме общественной организации, на УСН. При переходе на УСН до 2006 года некоммерческие организации могут опираться на Определение Конституционного суда Российской Федерации. Начиная с 2006 года, переход на УСН для некоммерческих организаций полностью основывается на законодательстве.
До вышеуказанного определения Конституционного суда Российской Федерации, в соответствии с Письмом УМНС Российской Федерации по городу Москве от 27 августа 2003 года №21-09/46642 не вправе были применять упрощенную систему некоммерческие организации. В рассматриваемой ситуации некоммерческое партнерство было создано двумя учредителями - юридическими лицами. Некоммерческая организация - организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. В соответствии с положениями статьи 48 ГК РФ, под участием в организации понимается участие в образовании имущества организации ее учредителей. Согласно положениям подпункта 2 и 3 данной статьи в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество, а могут и не иметь имущественных прав.
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, относятся лишь общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц. В подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не было указано, что под непосредственным участием в организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, которые имеют в отношении этой организации имущественные права. Поэтому в данном случае под непосредственным участием в организации других организаций понималось любое участие учредителей и участников-организаций независимо от того, имеют они имущественные права в отношении данной организации или нет. Следовательно, в случае, если при создании некоммерческой организации доля учредителей - юридических лиц, относящихся согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ к организациям, в имуществе организации составляет более 25%, такая некоммерческая организация не имела правовых оснований для перехода на УСН.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 12 октября 2004 №3114/04 определил, что под непосредственным участием других организаций в целях применения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под организацией понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. На основании сказанного автономная некоммерческая организация вправе применять УСН. Об этом сказано в письме ФНС от 28 декабря 2004 года №22-0-10/1986@. О том, что ограничение по доле непосредственного участия других организаций не применяется при решении вопроса о праве некоммерческой организации на применение УСН, а, следовательно, автономная некоммерческая организация не входит в перечень лиц, у которых нет права на применение УСН свидетельствует и арбитражная практика: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 февраля 2005 года №А43-17887/2004-34-355, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 августа 2004 года №Ф04-5318/2004(А67-3335-35).
Если у организации в течение налогового периода, в котором она применяла УСН, произошла смена состава учредителей, вследствие чего доля непосредственного участия в данной организации других организаций превысила 25 %, то, по мнению Минфина Российской Федерации, изложенному в письме от 9 июня 2004 года №03-02-05/1/52, организация должна перейти к общему порядку налогообложения с начала того налогового периода, в котором произошло это изменение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Обращаем Ваше внимание на то, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, а согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к которым, в частности, относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ. Такие целевые поступления не учитываются при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Соответственно, применение УСН, рекомендуется некоммерческим организациям, которым достаточно дорого обходится ведение налогового учета, уплата ЕСН и налога на имущество организаций, даже при полном отсутствии налогооблагаемых доходов.
Изменения в НК РФ расширяют список тех организаций, которым разрешено применять УСН, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом, что позволит заранее низко рентабельной потребительской кооперации применять УСН.
Ограничение по доле непосредственного участия других организаций не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и если при этом:
среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций составляет не менее 50%;
доля инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.
Среднесписочная численность рассчитывалась в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 4 августа 2003 года №72, который был отменен Постановлением от 27 ноября 2003 года №104 «Об отмене Порядка заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения». Отменив старый порядок расчета среднесписочной численности, чиновники не утвердили новый, поэтому следует обратиться к другим источникам.
Для расчета численности можно воспользоваться Постановлением Росстата от 3 ноября 2004 года №50 «Об утверждении порядка заполнения и представления унифицированных форм Федерального государственного статистического наблюдения: №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №П-2 «Сведения об инвестициях», №П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», №5(М) «Основные сведения о деятельности организации» (далее Порядок заполнения и представления унифицированных форм Федерального государственного статистического наблюдения). Кроме того, аналогичный порядок расчета среднесписочной численности приведен в Постановлении Росстата №49 от 18 октября 2004 года «Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения №1-т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности».
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 03 октября 2005 года №03-11-05/72, среднесписочную численность в целях ЕНВД (а в нашем случае УСН) нужно считать по правилам постановления Росстата от 03 ноября 2004 года № 50.
14. Организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
Средняя численность работников организации за какой-либо период включает:
среднесписочную численность работников;
среднюю численность внешних совместителей;
среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании ежедневного учета списочной численности работников. Она должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора. Списочная численность за каждый день должна соответствовать данным табеля учета использования рабочего времени, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу. Для всех перечисленных выше первичных документов по учету труда и его оплаты существуют унифицированные формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 6 апреля 2001 года №26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Списочная численность работников приводится на определенную дату, например на первое или последнее число месяца. В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору (контракту) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Дело в том, что от причины отсутствия работника на работе зависит, нужно ли учитывать работника при расчете среднесписочной численности или нет. Исходя из этого, списочную численность целыми единицами включаются, в частности, работники:
1. фактически явившиеся на работу, включая и тех, которые не работали по причине простоя;
2. находившиеся в служебных командировках, если за ними сохраняется заработная плата в данной организации, включая работников, находившихся в краткосрочных служебных командировках за границей;
3. не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);
4. не явившиеся на работу в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;
5. принятые на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также принятые на половину ставки (оклада) в соответствии с трудовым договором (контрактом). В списочной численности указанные работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы, включая нерабочие дни недели, обусловленные при приеме на работу (пункт 87.3 Порядка заполнения и представления унифицированных форм Федерального государственного статистического наблюдения). К этой группе не относятся отдельные категории работников, которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени. Это в частности: работники моложе 18 лет; работники, занятые на работах с вредными условиями труда; женщины, которым предоставлены дополнительные перерывы в работе для кормления ребенка; женщины, работающие в сельской местности; инвалиды I и II групп;
6. принятые на работу с испытательным сроком;
7. заключившие трудовой договор с организацией о выполнении работы на дому личным трудом (надомники). В списочной и среднесписочной численности работников надомники учитываются за каждый календарный день как целые единицы;
8. направленные с отрывом от работы в образовательные учреждения для повышения квалификации или приобретения новой профессии (специальности), если за ними сохраняется заработная плата;
9. временно направленные на работу из других организаций, если за ними не сохраняется заработная плата по месту основной работы;
10. студенты и учащиеся образовательных учреждений, работающие в организациях в период производственной практики, если они зачислены на рабочие места (должности);
11. обучающиеся в образовательных учреждениях, аспирантурах, находящиеся в учебном отпуске с сохранением полностью или частично заработной платы;
12. обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы. А также работники, поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов (пункт 87.1 Порядка заполнения и представления унифицированных форм Федерального государственного статистического наблюдения);
13. находившиеся в ежегодных и дополнительных отпусках, предоставляемых в соответствии с законодательством, коллективным договором и трудовым договором (контрактом);
14. имевшие выходной день согласно графику работы организации, а также за переработку времени при суммированном учете рабочего времени;
15. получившие день отдыха за работу в выходные или праздничные (нерабочие) дни;
16. находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком (пункт 87.1 Порядка заполнения и представления унифицированных форм Федерального государственного статистического наблюдения);
17. принятые для замещения отсутствующих работников (ввиду болезни, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком);
18. находившиеся с разрешения администрации в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам;
19. находившиеся в отпусках по инициативе администрации;
20. принимавшие участие в забастовках;
21. иностранные граждане, работавшие в организациях, расположенных на территории Российской Федерации;
22. совершившие прогулы;
23. находившиеся под следствием до решения суда.
При расчете среднесписочной численности не учитываются следующие работники списочной численности (пункт 87.1 Порядка заполнения и представления унифицированных форм Федерального государственного статистического наблюдения):
женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам;
лица, находящиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;
работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы;
работники, поступающие в образовательные учреждения, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов.
Лица, не состоящие в списочном составе и привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы), учитываются в среднесписочной численности как целые единицы по дням явок на работу.
Для расчета среднесписочной численности работников за месяц суммируется списочная численность работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по последнее число месяца, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни. Затем полученная сумма делится на число календарных дней месяца.Средняя численность работников показывается в целых единицах.
Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествующий выходным и праздничным (нерабочим) дням.
Пример 1.
Организация осуществляет деятельность с 26 июля и работает по графику пятидневной рабочей недели. По состоянию на 26 августа в списочном составе организации состояло 53 человека, 27 августа - 54 человека, 28 и 29 августа - выходные дни, 30 августа – 56 человек, 31 августа – 55 человек.
Допустим, лиц, не учитываемых при расчете среднесписочной численности, в штате организации нет.
Так как 28 и 29 августа выходные дни, списочная численность за эти дни принимается равной численности за 27 августа - 54 человека. Таким образом, среднесписочная численность работников за август составит 53 человека ((53 чел. х 26 + 54 чел. + 54 чел. + 54 чел. + 56 чел. + 55 чел.) / 31).
Среднесписочная численность работников за квартал определяется суммированием среднесписочной численности работников за все месяцы работы в квартале и делением полученной суммы на три.
Пример 2.
Организация имела среднесписочную численность работников в июле - 630 человек, в августе - 650 человек и в сентябре - 700 человек.
Среднесписочная численность работников за III квартал составила 660 человек ((630 + 650 + 700) / 3).
Аналогично рассчитывается среднесписочная численность работников за год: суммируется среднесписочная численность работников за все месяцы отчетного года и делится полученная сумма на 12.
Лица, работавшие неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени. К этой группе не относятся отдельные категории работников, которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени. Лица, переведенные на неполное рабочее время по инициативе администрации (без письменного согласия работника), также учитываются при расчете среднесписочной численности работников как целые единицы.
Чтобы рассчитать среднюю за месяц численность не полностью занятых работников, необходимо сначала определить общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками:
Общее количество отработанных человеко-дней
=
Общее число отработанных человеко-часов
Продолжительность рабочего дня
За дни болезни, отпуска, неявок (приходящиеся на рабочие дни) в число отработанных человеко-часов условно включаются часы по предыдущему рабочему дню. Продолжительность рабочего дня определяется исходя из продолжительности рабочей недели:
при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);
при 36-часовой рабочей неделе - 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);
при 24-часовой рабочей неделе - 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или 4 часа (при шестидневной рабочей неделе).
Затем определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость:
Средняя численность не полностью занятых работников
=
Общее количество отработанных человеко-дней
Число рабочих дней по календарю
Такой метод называется статистическим. Однако существует упрощенный метод расчета: неполное рабочее время за день делится на продолжительность рабочего дня. Затем это число умножается на количество отработанных работником дней за конкретный месяц. Эти данные суммируются по всем работникам, и полученное значение делится на число рабочих дней по календарю.
Следует отметить, что не включаются в списочную численность работники:
принятые на работу по совместительству из других организаций;
выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.
Эти данные учитываются при расчете средней численности работников организации.
Учет внешних совместителей ведется отдельно. Средняя численность внешних совместителей рассчитывается в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время (смотрите выше).
А средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. Средняя численность таких работников за месяц определяется путем суммирования работников за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, как целых единиц в течение всего срока действия договора и деления полученной суммы на 31 (30) календарный день месяца. Работник, состоящий в списочном составе и заключивший договор гражданско-правового характера с этой же организацией, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы.
Пример 3.
Организация работает по графику 40-часовой пятидневной рабочей недели. В организации трудятся внешние совместители - по 4 часа в день. Количество дней, отработанных ими в июле: Андреев А.Н.-15 дней, Иванов Г.Н.-16 дней, Сергеев В.Ю.-15. В июле по календарю 23 рабочих дня.
Определим общее количество человеко-дней, отработанных совместителями:
Средняя численность внешних совместителей за июль в этом случае составит 1 человек: (23 чел/дн. / 23 дня).
Если работник помимо основной работы выполняет работу на условиях внутреннего совместительства, то такой работник учитывается в списочной численности работников организации как целая единица (один человек).
15. организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.
Изменением, внесенным абзацем одиннадцатым пункта 2 статьи 1 Федерального Закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ, с 1 января 2006 года организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей, получили возможность убрать из расчета лимита имущество, которое не подлежит амортизации и не признается амортизируемым имуществом. Обращаем Ваше внимание на то, что остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяется именно в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, а классификация основных средств и нематериальных активов, производится в соответствии с налоговым законодательством.
Под стоимостью амортизируемого имущества следует понимать сложившуюся на 1-е число месяца остаточную стоимость такого имущества, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на применение упрощенной системы налогообложения, определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. То есть, если заявление подается в октябре - то на 1 октября, если в ноябре - то на 1 ноября.
В данном случае следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», и Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 №91н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000».
Следует отметить, что данный предел установлен только для организаций. Индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН независимо от стоимости основных средств и нематериальных активов, находящихся в их собственности.
Обратите внимание!
НК РФ требует, чтобы фирмы определяли остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов не только при переходе, но и в процессе работы на упрощенной системе налогообложения.
Если налогоплательщики при переходе на УСН соответствовали условиям, предусмотренным подпунктами 14 – 15 (подпункты указаны по тексту статьи, а не по НК РФ), но в течение отчетного (налогового) периода их нарушили, то они обязаны перейти на общий режим налогообложения в том квартале, в котором перестали соответствовать условиям, соблюдение которых дает право на применение УСН. Об этом сообщается в письме Минфина Российской Федерации от 5 августа 2004 года №03-03-02-04/1/2 «О применении упрощенной системы налогообложения».
Перейти на общий режим налогоплательщики обязаны даже в случае, если в течение периода применения УСН у организации средняя численность работников превысила 100 человек за налоговый (отчетный) период, а в течение года их доход не превысил 15 млн. руб. и остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превысила 100 млн. руб. Такая позиция Минфина Российской Федерации изложена в письме от 13 октября 2004 года №03-03-02-04/1/26.
При одновременном применении УСН и ЕНВД согласно пункту 4 статьи 346.12 НК РФ следует учитывать мнение ФНС Российской Федерации, изложенное в письме от 8 февраля 2005 года №ГИ-6-22/96@:
«При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности».
16. бюджетные учреждения;
17. иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.
Изменениями, внесенными абзацами двенадцатым-четырнадцатым пункта 2 статьи 1 Федерального Закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ, с 1 января 2006 года бюджетные учреждения и иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации, лишаются права применять УСН.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) от 31 июля 1998 года является основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный кодекс регулирует правовые отношения, возникающие в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов, а так же взаимоотношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, распорядителями финансов и прочими субъектами бюджетных отношений.
Понятие бюджетного учреждения приведено в статье 161 БК РФ и определяет его как организацию, созданную органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, научно-технических, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Исходя из этого определения, отличие бюджетных учреждений, на основании статьи 161 БК РФ, от прочих организаций других организационно-правовых форм состоит в том, что:
они созданы органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальной власти, которые (органы) и являются собственниками имущества бюджетных учреждений;
они созданы для выполнения функций некоммерческого характера;
они финансируются из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда;
смета доходов и расходов бюджетного учреждения составляется и утверждается в установленном порядке и является основой для выделения и расходования бюджетных средств.
Таким образом, для того чтобы правильно определить статус организации, необходимо учитывать порядок финансирования организации, ее организационно-правовую форму и задачи, ради которых эта организация создана.
Статьей 21 Федерального закона от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее Закон №160-ФЗ) определено, что филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица – головной организации.
При создании отделения в виде филиала или представительства, решение об этом принимается в соответствии с правоспособностью иностранной организации и регулируется соответствующим территориальным правом. Фактическое создание, регистрация и деятельность такого отделения регулируются российским законодательством, в частности устанавливается порядок аккредитации филиалов и их участие в гражданских правоотношениях от имени создавшего лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона №160-ФЗ филиал иностранной организации имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации.
Филиалы и представительства иностранной организации действуют на основании положения о филиале и выступают в гражданских отношениях от имени иностранной компании.
В положении о филиале должны быть указаны наименования филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 4 Закона №160-ФЗ определено, что филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции от имени создавшего его иностранного юридического лица (головная организация) при условии, что головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею, в связи с ведением коммерческой деятельности, на территории Российской Федерации обязательствам.
Понятие «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве, не совпадает с аналогичным понятием, используемым в гражданском законодательстве. Используемое в НК РФ, оно охватывает не только филиалы и представительства. Само понятие «обособленное подразделение» свидетельствует о том, что такое подразделение является какой-либо частью общей структуры организации, по определенным функциональным причинам расположенной вне места нахождения головной организации.
Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения организации производится таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Филиалы и иные обособленные подразделения в налоговых правоотношениях, действуя исключительно от имени и в интересах организаций - юридических лиц, лишь исполняют обязанности «своих создателей» по уплате налогов и сборов, но по месту своего нахождения (часть 2 статьи 19 НК РФ). Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21 октября 2004 года №А42-1056/04-22, Постановлении ФАС Центрального округа от 25 ноября 2004 года №А68-АП-177/14-04, суд правомерно признал, что филиалы и иные обособленные подразделения организации только исполняют обязанности по уплате налогов и не могут рассматриваться в качестве участников налоговых правоотношений, поскольку не имеют статуса налогоплательщиков.
Главным из отличительных признаков, присущих обособленному подразделению организации, является его территориальная обособленность от самой организации.
Согласно Письму Минфина Российской Федерации от 28 августа 2001 года №04-01-10/3-87, факт нахождения обособленного подразделения по адресу головной организации не означает совпадение юридического лица и его филиала или иного обособленного подразделения в одном лице.
Территориальная обособленность от места нахождения, а именно от места государственной регистрации, указанного в учредительных документах головной организации может определяться территорией города, улицы или района в городе.
Более подробно с вопросами, применения упрощенной системы налогообложения, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Упрощенная система налогообложения».
Рекламный ролик – как объект нематериальных активов
В соответствии со статьями 4 и 7 ЗаконаРоссийской Федерации от 9 июля 1993 года №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон №5351-1) объектами авторского права являются аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения). Следовательно, рекламный видеоролик (киноролик) будет являться объектом авторского права. При заключении договора на создание ролика исполнители заказа передают исключительные права на него заказчику. Согласно пункту 2 статьи 13 Закона№5351-1, заключение договора на создание, аудиовизуального
Рекламные расходы в свете ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль»
Вступившее в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №114н (далее - ПБУ 18/02), установило новые правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по данному налогу.
Соответственно, начиная с отчетности за 1 квартал 2003 года, бухгалтеры всех организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых и бюджетных учреждений), обязаны выполнять требования данного ПБУ. В отношени
Порядок налогообложения целевых поступлений некоммерческих организаций
Порядок налогообложения доходов некоммерческих организаций определен пунктом 2 статьи 251 НК РФ.
Средства целевого финансирования и целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, определены подпунктом 14 пункта 1 и 2 статьи 251 НК РФ. Согласно этому пункту при определении налоговой базы некоммерческих организаций не учитываются средства целевого финансирования, а также целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), поступившие на их содержание и ведение ими уставной