Особенности возврата товаров в организациях, занимающихся издательской деятельностью
При продаже печатных изданий распространенным явлением является остаток нереализованного тиража у организации-распространителя. Поэтому организации-распространители стремятся заключить договор с издательствами таким образом, чтобы иметь возможность нереализованный тираж вернуть издательству.
Для решения этой задачи можно заключить:
1) договор с особым переходом права собственности (например, право собственности на отгруженный товар переходит на момент оплаты);
2) договор комиссии.
В противном случае, возврат нереализованной части тиража организацией-распространителем издательству, будет являться обратной куплей-продажей между издательством и организацией-распространителем, где издательство будет выступать уже в роли покупателя.
Далее рассмотрим порядок учета нереализованного тиража у издателя по договору комиссии, а также порядок учета нереализованной части тиража в налоговом учете у издателя.
Отражение в бухгалтерском учете возврата нереализованной части тиража по договору комиссии
При передаче печатной продукции распространителям по договору комиссии стоимость отгруженной продукции учитывается на счете 45 «Товары отгруженные» в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция».
При поступлении отчета распространителя о продаже переданного ему на реализацию тиража журнала организация-издатель отражает у себя в учете выручку от продажи тиража.
При возврате нереализованной части тиража стоимость соответствующего количества изданий списывается с кредита счета 45 в дебет счета 43.
Статьей 264 НК РФ определены сроки, после которых стоимость нереализованных изданий может быть списана:
для периодических печатных изданий - в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания;
для книг и иных непериодических печатных изданий - в пределах 24 месяцев после выхода их в свет;
для календарей (независимо от их вида) - до 1 апреля года, к которому они относятся.
Согласно пункту 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции, относятся к операционным расходам организации. Такие расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».
Однако, исходя из специфики деятельности организации, занимающейся издательской деятельностью, расходы по списанию нереализованного тиража, находящегося на складе готовой продукции, можно отнести к расходам, непосредственно связанным с продажей продукции. А в соответствии с пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н такие расходы являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция».
В связи с этим, организации, занимающейся издательской деятельностью, в своей учетной политике необходимо указать в состав каких расходов будет включаться стоимость нереализованной части тиража.
Рассмотрим порядок отражения в учете организации-издателя операций по возврату нереализованного тиража печатных изданий на следующем примере:
Издательство передало распространителю по договору комиссии 8000 экземпляров эротического журнала. Себестоимость одного экземпляра составляет 50 рублей. Продажная цена одного экземпляра составляет 60 рублей. До выхода в свет следующего номера журнала распространитель реализовал 7500 экземпляров, 500 экземпляров возвратил издательству. Нереализованный тираж журнала уничтожен.
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
Журнал передан на реализацию распространителю
45 «Товары отгруженные»
43 «Готовая продукция»
400.000
Передан распространителю тираж журнала (8000 х 50)
Получен отчет комиссионера
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
90/1 «Выручка»
450.000
Выручка от реализации журнала (7500х60)
90/3 «НДС»
68 «НДС»
68 644
Начислен НДС
90/2 «Себесто-имость продаж»
45 «Товары отгруженные»
375.000
Списана себестоимость реализованного тиража (7500 х 50)
43 «Готовая продукция»
45 «Товары отгруженные»
25.000
Отражен возврат нереализованного тиража (500 х 50)
44 «Расходы на продажу» или 91/2 «Прочие расходы»
43 «Готовая продукция»
25.000
Списана себестоимость нереализованного тиража
Отражение в налоговом учете возврата нереализованной части тиража у организации-издателя
В соответствии с подпунктами 43 и 44 пункта 1 статьи 264 главы 25 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относятся:
расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках, но не более 7 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания;
потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в настоящем подпункте (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Расходы, превышающие нормативы, установленные статьей 264, не учитываются при определении налоговой базы (пункт 41 статьи 270 главы 25 НК РФ).
С 1 января 2002 года, в соответствии с Федеральным законом от 29 мая 2002 года №57-ФЗ в состав внереализационных доходов включаются доходы (пункт 21 статьи 250 главы 25 НК РФ):
в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, предусмотренным подпунктами 43 и 44 пункта 1 статьи 264 настоящего Кодекса.
Другими словами, при списании нереализованной, морально устаревшей печатной продукции ее стоимость издательство должно включить в налогооблагаемые доходы.
Таким образом, при буквальном прочтении норм НК РФ, с одной стороны, стоимость нереализованной продукции (в пределах 10% от стоимости тиража) издательство вправе включить в состав расходов, но с другой стороны эту сумму необходимо учесть в составе доходов. При этом обращаем Ваше внимание, что в пункте 21 статьи 250 НК РФ не оговаривается, нужно включать в доходы всю стоимость такой продукции или только в пределах 10% от стоимости тиража. В связи с этим возможны следующие варианты при толковании этой нормы:
1) В доходы и в расходы включается одна и та же сумма – стоимость нереализованной продукции в пределах 10% от стоимости тиража. В этом случае получается, что стоимость нереализованной продукции просто не учитывается для целей налогообложения прибыли.
2) В доходы включается вся стоимость нереализованной продукции, а в расходы – только в пределах 10% от стоимости тиража. В этом случае издательство с суммы превышения заплатит налог на прибыль.
Оба варианта вызывают много вопросов у налогоплательщиков, так как до сих пор остается без ответа вопрос, для чего был введен пункт 21 статьи 250 главы 25 НК РФ.
Однако существует и третий вариант: в доходы для целей налога на прибыль включается только «стоимость продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене…», то есть продажная стоимость части тиража, которая будет уничтожена или возвращена и заменена на реально реализованную. Соответственно включение данного пункта преследовало цели осуществить налогообложение продукции средств массовой информации и книжной продукции, которая не будет ни заменена, ни уничтожена, а на самом деле реализована.
Напомним, что в соответствии со статьей 41 НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае ее оценки и определяемая в соответствии с другими главами Налогового кодекса РФ. Следовательно, включать в доходы можно только то, что несет в себе экономическую выгоду. Убыток от списания стоимости нереализованной продукции не может быть экономической выгодой издательства. Поэтому на наш взгляд, в данном случае можно говорить о том, что в пункте 21 статьи 250 главы 25 НК РФ речь идет о доходах, полученных при списании нереализованной продукции. Примером таких доходов могут служить средства, полученные издательством за сдачу печатной продукции в макулатуру.
С учетом выше изложенного рассмотрим следующий отрицательный пример:
Пример.
Издательство передало распространителю по договору комиссии 9000 экземпляров журнала. Общий тираж составляет 10 000 экземпляров. Себестоимость одного экземпляра составляет 50 рублей. В срок до выхода в свет следующего номера журнала распространителем реализовано 7500 экземпляров, 1500 экземпляров возвращено издательству. Дополнительных доходов от утилизации нереализованного тиража у издательства не было.
Содержание операции
Сумма, рублей
Определена общая себестоимость тиража (10 000 х 50)
500 000
Стоимость нереализованного тиража (1500 х 50)
75 000
Стоимость нереализованного тиража включена в состав прочих расходов (500 000 х 10%)
50 000
К сожалению, в настоящее время нет официальных разъяснений по этому вопросу. Однако на страницах печати представители государственных структур также говорят о том, что сегодня в отношении этого вопроса существует неясность и поэтому налоговое законодательство нуждается в изменениях.
Более подробно с вопросами учета и налогообложения при возврате товаров Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Брак. Возврат товаров. Гарантийный ремонт. Скидки».
Данный материал подготовлен группой консультантов-методологовЗАО «Интерком-Аудит»
Для обобщения информации о потерях от брака в производстве, Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», предназначен счет 28 «Брак в производстве». Следует отметить, что на данном счете учитываются все виды брака. Аналитический учет на счете 28 ведется по о
Учет курсовых разниц при выдаче банковской карты для загранкомандировок
В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Согласно статье 168 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведо
В соответствии с пунктом 6.6 ПБУ 10/99 величина оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда она производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
Приобретение имущества (работ, услуг) на условиях валютной оговорки отражается проводками, приведенными ниже. В записи отражается стоимость имущества (работ, услуг) в рублевом выражении, эквивалентная его стоимости в иностранной валюте, исчисленной исходя из курса рубля по отношению к данной валюте на дату принятия к учету имуще