Согласно статье 2 Закона о лицензировании лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Как видно из данного определения соискателем лицензии могут быть только действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Под понятием лицензируемой деятельности следует понимать вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии. То есть само наличие лицензии является для организации необходимым условием на право заниматься подобной деятельностью. Подобный вывод закреплен также в пункте 3 статьи 49 ГК РФ, которая прямо предусматривает, что возможность юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Основным условием предоставления лицензии является соблюдение соискателем лицензионных требований и условий, то есть установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
При выполнении соискателем лицензии всех требований и условий лицензирующий орган обязан выдать соискателю лицензию. Не допускается отказ в выдаче лицензии по иным основаниям, кроме как установленным пунктом 3 статьи 9 Закона о лицензировании:
«Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям».
Данное положение подтверждается и судебной практикой: Постановление ФАС Московского округа от 17 ноября 2003 года по делу №КА-А40/8952-03, Постановление ФАС Уральского округа от 9 марта 2005 года по делу №Ф09-583/05-АК.
Напомним, что положения Закона о лицензировании, в том числе и общие понятия, не распространяются на некоторые лицензируемые виды деятельности в соответствии со статьей 1 Закона о лицензировании. Для указанных в статье 1 Закона о лицензировании видов деятельности определением понятия «лицензия» будет являться формулировка статьи 49 ГК РФ, согласно которой лицензией является специальное разрешение.
Законом о лицензировании дано достаточно широкое определение понятия лицензирования:
«лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании».
Как видно, понятие «лицензирование» включает в себя не только непосредственные действия по предоставлению лицензий и иных сопутствующих действий, но действия по контролю лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также действия, связанные с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Обратите внимание, в определении понятия «лицензирование» помимо прочего указана такая функция лицензирующих органов как возобновление действия лицензии. Федеральным законом №80-ФЗ полномочие лицензирующих органов по возобновлению действия лицензии признано утратившим силу с 1 июня 2006 года (в отношении деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию - с 1 января 2007 года). В связи со сказанным, следует ожидать внесения изменений в статью 2 Закона о лицензировании.
В целом, можно отметить, что лицензирование является методом государственно-правового регулирования, направленным на регулирование экономических отношений, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
Действие лицензии
Статья 7 Закона о лицензировании говорит о том, что на каждый лицензируемый вид деятельности предоставляется лицензия. Осуществление деятельности без лицензии, в случае если такая лицензия обязательна, влечет административную или уголовную ответственность.
Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В связи с этим, необходимо отметить, что в случае реорганизации юридического лица, имеющего лицензию на осуществление какого либо вида деятельности, право осуществлять лицензируемый вид деятельности не переходит к вновь созданным в результате реорганизации юридическим лицам. Такие организации при намерении и дальше осуществлять лицензируемый вид деятельности должны вновь пройти процедуру лицензирования.
Исключение составляет реорганизация в форме преобразования и слияния (в случае наличия на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) (пункт 3 статьи 13 Закона о лицензировании). При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 5 статьи 58 ГК РФ).
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу также в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц (статья 59 ГК РФ).
Лицензия действует на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.
При этом, деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства №45.
В уведомлении указываются следующие сведения:
а) полное и сокращенное (если имеется) наименования, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего внесение сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
б) фамилия, имя и отчество (если имеется), место жительства и данные документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего внесение сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
в) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
г) лицензируемый вид деятельности;
д) адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
е) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации.
К уведомлению прилагаются нотариально заверенная копия документа, подтверждающего наличие лицензии, и заявление о переоформлении этого документа.
Уведомление и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган субъекта Российской Федерации принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) лицензиату.
Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок со дня получения уведомления и прилагаемых к нему документов переоформляет документ, подтверждающий наличие лицензии, в порядке, установленном Законом о лицензировании, и вносит изменения в реестр лицензий видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.
Согласно статье 8 Закона о лицензировании срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. При этом, соискатель лицензии не вправе требовать предоставления лицензии менее чем на пять лет, так как это будет противоречить статье 8 Закона о лицензировании. Например, пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 года №174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства» установлено, что лицензия на осуществление деятельности по инженерным изысканиям для строительства выдается на 5 лет, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок. Представляется, что такая формулировка противоречит Закону о лицензировании и не должна применяться.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии в соответствии со статьей 11 Закона о лицензировании. Обратите внимание, для продления действия лицензии необходимо своевременно подать заявление о переоформлении, то есть в пределах срока действия лицензии. В противном случае придется не продлевать, а заново получать лицензию. При этом, некоторые Положения о лицензировании содержат сроки для представления документов для переоформления лицензии.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о лицензировании, выданные до вступления в силу Федерального закона №80-ФЗ действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии) (Постановление Правительства №45).
Более подробно с вопросами касающимися правового регулирования, лицензирования а так же видов деятельности подлежащих лицензированию вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Лицензирование».
Налог на прибыль и НДС организаций по операциям доверительного управления ценными бумагами
ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОЦЕНТОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЦЕННЫМ БУМАГАМ, ПЕРЕДАННЫМ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ
Принцип определения процентного дохода по государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также муниципальным ценным бумагам введен в статье 281 НК РФ. Таким доходом признается доход, заявленный (установленный) эмитентом соответствующих ценных бумаг, в виде процентной ставки к их номинальной стоимости. В случае если по ценным бумагам процентная ставка не установлена, доход рассчитывается как разница между ном
Возврат продавцу некачественного товара, который был приобретен в результате договора купли-продажи. Бухгалтерский и налоговый учет у продавца
Бухгалтерский учет у продавца по возвращаемому некачественному товару
Прежде чем ответить на вопрос, каким образом отражать в бухгалтерском учете продавца операции, связанные с возвратом некачественного товара от покупателя, рассмотрим данную ситуацию с правовой точки зрения.
Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).<
Определение Конституционного Суда РФ от 08 апреля 2004 года 169-О
Недавно обнародованное Определение Конституционного суда от 08 апреля 2004 года №169-О (далее Определение 169-О) привело к буре протестов со стороны представителей бизнеса и непониманию со стороны правительственных органов.
В этой статье автор не ставит перед собой задачу выдать готовый рецепт по решению проблем, возникших у налогоплательщиков, в связи с появлением этого документа. Но постарается предложить аргументы защиты от налоговых органов.
Обратимся к Федеральному Конституционному закону от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ. В соответствии со статьей 3 вышеназванного Закона Конст